Конспект индивидуального занятия по логопедии,
ученика 1 (дополнительного) класса
Тема: «Дифференциация гласных О-Ё»
Цель: закрепить у учащегося навыки дифференциации гласных букв «О» — «Ё»
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
закрепить знания о гласных;
закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;
различать фонемы «О» - «Ё» по всем признакам фонематического и звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;
закрепить автоматизацию согласного «Л» в слогах и словах.
Коррекционные - развивающие:
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
развитие внимания, памяти, логического мышления;
развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
развитие артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики, тактильных ощущений.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу, формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: демонстрационный материал: картинки - отгадки, образцы правописания букв Оо, Ёё; таблица со словами; картинки опорные к тексту, мячик.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, карточки.
Ход занятия:
1)Орг. момент. Здравствуй, Ваня! Сегодня у нас очень интересное занятие. Работаем активно,получаем звёздочки. А сейчас разомнём немного наш язычок.
1. Артикуляционная гимнастика:
улыбка, трубочка,иголочка, лопата, маляр.
2.Работа с чистоговорками:
СКАЛА
Ла-ла-ла - вот стоит скала.
Лу-лу-лу - заберемся на скалу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы - как слезем со скалы?
Великан
Ил-ил-ил - великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл - он большущий очень был.
Ал-ал-ал - стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол - и к портному он пошел.
ел-ел-ел - сшить костюм портной сумел.
2)Введение в тему.
1.А сейчас послушай внимательно загадки:
1) С длинными ушами, но не заяц,
Серый, но не волк,
Упрямый, но добрый,
С копытами, но не лошадь? (Ослик)
- Какой первый звук в слове ОСЛИК? (о — гласный, 1 ряда, не смягчает согласные).
2) Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот быстрых ножек?
Это наш приятель: (Ёжик)
- Какой первый звук в слове ЁЖИК? (ё — гласный, 2 ряда, смягчает согласные).
А ещё, Ё состоит из двух звуков.Каких? ([й,о] – [й,] + [о] = ё )
2.Сейчас я буду называть слоги, а ты будешь из палочек выкладывать, что слышишь О или Ё: со, тё, ло, мё, ко, ёл, алё, кло.
3.Физ.минутка: сейчас я буду произносить звуки гласные, а ты будешь показывать их:
Ё – руки вверх
О – колесо перед собой
У – вперёд
И - подпрыгнуть
А – в стороны
А теперь, я называю слова, а вы показываете только буквы Ё и О.
4. Чтение слов по таблице. Посмотри, перед тобой написаны пары слов. Прочитай их.
вол – вёл нос – нёс
ров – рёв воз - вёз
Ваня, что происходит с согласным, когда после него идет гласный звук "Ё"? (Согласный становится мягким).
Пальчиковая гимнастика на букву «Е» - Ежиха с ежатами
Под цветком | Руки собраны в замок. |
ежиха- мать | «Качаем» замок из стороны в сторону. |
Принялась ежат купать. | Руки расцепили. Плавные движения руками перед собой. |
Кап- кап капает роса | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
На мордашку, | Погладить себя по щекам. |
на глаза. | Погладить себя по глазам. |
Не поймёт ежиха - мать, | Развести руки в стороны. |
Как им спинки отмывать? | Потираем ладошки. |
5. А теперь открываем тетрадь, записываем число. Я буду говорить слова, а ты в строчку записывай буквы О или Ё, смотря какую услышишь в слове:
Сом, мёд, лом, лёд, лодка, вёсла, ёрш, лошадь, волк, бочка, лён, перепёлка.
6. А сейчас у тебя на столе есть картинки. Я попрошу тебя отдать картинки с буквой О — ослику, а с буквой Ё- ёжику.
3)Итог:
Ваня с какими мы сегодня буквами работали? (О и Ё). Перед буквой О согласная — твёрдая, а перед Ё — согласные смягчаются.