СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированные задания при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированные задания при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе»


Дифференцированные задания при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе


Вводный урок


Аспекты учебной деятельности

Дифференцированные задания

Уровень литературного развития учащихся

Низкий

Средний

Высокий

Самостоятельная работа

Составьте хронологическую таблицу жизни и литературной деятельности М.Ю. Лермонтова, подготовьте ответ на вопрос: «В чём заключается трагичность судьбы поэта?»

Составьте хронологическую таблицу жизни и литературной деятельности Лермонтова, определите отличия в судьбах А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина («Пущину», «Зимнее утро») и М.Ю. Лермонтова («Парус», «Утёс», «Узник», «Листок», «Одиночество») по настроению, сформулируйте основной мотив творчества

Контроль и обратная связь

Знание основных событий жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Знание основных событий жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, сопоставление с судьбой и творчеством А.С. Пушкина

Самостоятельно сделанные выводы

на основе сопоставления стихотворений и времени их создания

Планируемые результаты

Понимать и уметь объяснить, в чём заключается трагичность общественной жизни 30-х годов XIX века и личной судьбы поэта, их отражение в лирике М.Ю. Лермонтова

Знать отличия эпохи Пушкина и эпохи Лермонтова, обусловленность мотивов творчества поэтов общественной жизнью и собственной судьбой

Знать отличия эпохи Пушкина и эпохи Лермонтова, обусловленность мотивов творчества поэтов общественной жизнью и собственной судьбой

Домашнее задание

1. Выписать из стихотворений «Парус», «Утёс», «Листок», «Одиночество» слова, фразы, передающие одиночество поэта.

2. Ответить на вопрос: «Что позволяет объединить эти произведения в единый цикл?»

Ответить на вопросы:

1. Чем объясняется то, что в лирике М.Ю. Лермонтова значительное место занимает мотив одиночества?

2. При помощи каких художественных приёмов, средств поэт передаёт чувство одиночества, глубокой душевной тоски и неприкаянности своего лирического героя в стихотворениях «Одиночество», «Тучи», «Листок»?

1. Подобрать 2-3 стихотворения М.Ю. Лермонтова, в которых явно звучит мотив одиночества и вольности. Определить художественные приёмы, средства

2. Провести анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»

Урок изучения лирики


Аспекты учебной деятельности

Дифференцированные задания

Уровень литературного развития учащихся

Низкий

Средний

Высокий

Методы обучения

Репродуктивные

(воспроизведение материала, приведение собственных примеров)

Частично-поисковые

(наблюдения, построение собственного высказывания)

Частично-поисковые

(наблюдения, самостоятельные мини-исследования)

Вопросы

Почему тема поэта и поэзии занимает в творчестве Лермонтова видное место?

Как смотрел Лермонтов на задачи поэзии? Каким рисовал он образ истинного поэта?

Как менялись взгляды Лермонтова на поэта и поэзию по мере развития его творчества?

Самостоятельная работа

Чтение стихотворений «Пророк», «Поэт», сопоставление разных точек зрения (критиков, литературоведов), высказывание своего отношения;

поиск изобразительно-выразительных средств

Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», «Смерть Поэта»


Анализ стихотворений «Пророк», «Нет, я не Байрон…», «Поэт», «Смерть Поэта»

Контроль и обратная связь

Выразительное чтение, устные высказывания,

ответы на вопросы

Сопоставительный анализ стихотворений

Анализ стихотворений, самостоятельно сделанные выводы

Планируемые результаты

Получить представление об особенностях стихотворений на тему поэта и поэзии; учиться анализировать лирическое произведение; учиться выражать свои мысли и чувства в связи с лирическим произведением

Знать характерные особенности стихов о поэте и поэзии; учиться анализировать лирическое произведение; уметь выражать свои мысли и чувства, используя выразительные средства языка

Знать характерные особенности стихов о поэте и поэзии; видеть авторскую позицию и способы её выражения в лирическом произведении; учиться анализировать лирическое произведение; уметь выражать свои мысли и чувства, используя выразительные средства языка

Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос (на основе статьи в учебнике) «Как исследователи объясняют отличие поэзии Пушкина и Лермонтова?»

Заполнение таблицы «Близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на поэта и поэзию»

Письменное высказывание «В чём суть размышлений поэтов Пушкина и Лермонтова о поэзии?»

Урок анализа лирических произведений


Аспекты учебной деятельности

Дифференцированные задания

Уровень литературного развития учащихся

Низкий

Средний

Высокий

Самостоятельная работа

1. Выразительно прочитайте стихотворения «Дума», «Родина»

2. Объясните слова и словосочетания, подобрать к ним синонимы: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, насмешка горькая; отчизна, странная любовь, заветные преданья, отрадные мечтанья, дрожащие огни печальных деревень

3. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?

1. Выразительно прочитайте стихотворения «Дума», «Родина»

2. Сделайте выписки из статьи В.Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова»

3. Составьте своё высказывание о стихотворениях

1. Выразительно прочитайте стихотворения «Дума», «Родина»

2. Найдите черты сатиры и элегии в стихотворении «Дума»

3. Что вы можете сказать о характере лирического героя в стихотворениях?

Вопросы

1. Ваше впечатление от стихотворения «Дума»?

2. О каких сторонах жизни своего поколения автор пишет с сочувствием и болью?

3. Что вы чувствуете, когда читаете стихотворение Лермонтова «Дума»?

4. Какие картины природы представляет поэт, когда думает о родине («Родина»)?

5. С каким чувством пишет он о прошлом России?

1. Чем определяется название стихотворения – «Дума»?

2. Что является источником гнева и печали автора?

3. Что вы чувствуете, когда читаете стихотворение Лермонтова «Дума»?

4. Почему Лермонтов называет «странной» свою любовь к родине? (Стихотворение «Родина»)

5. Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?

1. В чём видит поэт трагедию своего поколения в стихотворении «Дума»?

2. Какова роль сравнений в стихотворении?

3. Что вы чувствуете, когда читаете стихотворение Лермонтова «Дума»?

4. Чем любуется поэт в родной природе и деревенской жизни («Родина»)?

5. Каким вы видите Лермонтова в его стихотворении «Родина»?

Контроль и обратная связь

Письменный ответ на вопрос (по выбору):

1) Каким я вижу собирательный образ поколения, созданный поэтом в стихотворении «Дума»? В чём Лермонтов усматривает его трагедию и кого винит в этом?

2) Что я увидел, открыл и понял, читая стихотворение Лермонтова «Родина»?

3) Что любит и что ненавидит, презирает в своей стране поэт (по стихотворениям «Дума» и «Родина»)?



Урок анализа эпического произведения


Этапы урока

Дифференцированные задания

Уровень литературного развития учащихся

Низкий

Средний

Высокий

Вопросы

1. Чем увлекательна повесть «Тамань»?

2. Что вы можете рассказать о Печорине на основании событий, изложенных в этой повести?


1. Чем вас увлекла повесть «Тамань»?

2. Как раскрывается личность Печорина в его столкновении с контрабандистами?


1. Чем вас увлекла повесть «Тамань»?

2. Чем отличается Печорин в «Тамани» от Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч»?

Самостоятельная работа

Перечислите события повести «Тамань» в виде плана. Приготовьте ответ на вопрос: какие её страницы показались вам самыми загадочными и пленительными?

Найдите художественные приёмы и изобразительные средства, при помощи которых Лермонтов создаёт в повести «Тамань» романтический, таинственный мир

Выявите лирический подтекст описаний природы. Раскройте мятежный дух главного героя через образы ночи, моря, паруса, вольной песни

Контроль и обратная связь

Какими поступками Печорина автор показывает пустоту и бесцельность жизни героя?

Почему интерес к контрабандистам в конце повести уступает место равнодушию и иронии героя над самим собой?

Чем объяснить участие Печорина в опасной авантюре?

Домашнее задание

Какое место в романе «Герой нашего времени» занимает повесть «Тамань»?

Какую роль в раскрытии характера Печорина играет встреча с «честными» контрабандистами?

На примере повести «Тамань» покажите, что роман «Герой нашего времени» можно назвать психологическим







Урок сопоставительного анализа


группы

Персонажи

Вопросы и задания

Группа № 1 (минимальный уровень)

Печорин и

Максим Максимыч

1) Какой смысл вы вкладываете в понятия «дружба», «друзья»?

2) Можно ли Печорина и Максима Максимыча назвать друзьями? Почему?

3) Назовите качества Печорина и Максима Максимыча, которые способствуют или препятствуют, с вашей точки зрения, дружбе.

4) Чем закончились отношения Печорина и Максима Максимыча? Почему?

5) С кем из двух героев вы хотели бы дружить: с Печориным или с Максимом Максимычем?

6) Способен ли Печорин на настоящую дружбу?

Группа № 2

(средний уровень)

Печорин и Грушницкий,

Печорин и Вернер

1) Какой смысл вы вкладываете в понятия «дружба», «друзья»?

2) Могли ли Печорин и Грушницкий стать друзьями? Почему?

3) Были ли в отношениях Печорина и Грушницкого поступки, которые можно назвать дружескими?

4) Какие качества Печорина и Вернера способствовали их дружбе?

5) Можно ли их дружбу назвать настоящей? Почему распалась их дружба?

6) Способен ли Печорин на настоящую дружбу?

Группа № 3

(высокий уровень)

Печорин и герои романа

1) Какой смысл вы вкладываете в понятия «дружба», «друзья»?

2) Показана ли в романе настоящая дружба?

3) Есть ли на страницах романа персонаж, с которым Печорин мог бы дружить по-настоящему?

4) Определите авторскую позицию в вопросе о том, способен ли Печорин на настоящую дружбу, подтвердите текстом.

5) Кто виноват в том, что Печорин играет «роль топора в руках судьбы», стал «нравственным калекой»?

6) Назовите литературные произведения (проза, лирика), в которых говорится о дружбе, соотнесите с темой дружбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя