Кузьмина Г.А., учитель начальных классов 1,3 Ю-Плетневская СОШ 22.12.2017г.
Дифференцированный подход в обучении младших школьников (из опыта работы)
Цель дифференцированного обучения – развитие личности, учитывая его индивидуальные особенности через разноуровневые задания.
Как сказал В.А. Сухомлинский:
«Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей».
В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Это может привести к неуспеваемости. Во избежание этого в обучении необходим дифференцированный подход.
Мат-ка: 4чел. -повыш. 2чел.-сред. 2чел.- низк.
Русский: 2чел.-п. 4чел.-с 2чел.- низк.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Он облегчает деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы обучения и воспитания не для каждого ребёнка, а для определённой "категории" учащихся.
Дифференцированный подход сегодня актуален – это индивидуальный, личностно– ориентированный подход к ученику. Происходит сближение между учителем и учеником. При таком подходе ученик является не только объектом, но и субъектом обучения, и сам может не только оценить свои знания, но и понять, что его знания зависят не только от учителя, но и от него самого. ( ФГОС)
Дифференциация в переводе с латинского означает - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация обучения предполагает разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
Реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
– быть единой для всех групп учащихся;
- показывать динамику перехода ученика из одной группы в
другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост
ученика и учитывать его;
- наглядно представлять возможности коллективной работы с
различными группами учащихся;
- представлять возможность выбрать систему работы с каждой
из групп учащихся.
Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий, т.е. учащиеся могут быть разделены на группы.
У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью.
У детей 2 группы хорошая память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Рассмотрим некоторые моменты, которые необходимо учитывать при подготовке и проведении урока с использованием дифференцированного подхода.
Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.
Подборка заданий. Смысл выбора заданий в том, что ученики являются не исполнителями воли учителя, а учатся сами определять, что им интересно, что по силам. Это снимает негативный эффект обязательной работы и развивает навыки самооценки.
Чётко должны быть определены критерии оценивания.
Обязательны взаимопроверка и самопроверка.
Чтобы разнообразить учебные будни, учителя могут использовать различные формы и методы урока.
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы:
Коллективную (все учащиеся выполняют одно задание),
Групповую (каждая из трех групп получает задание),
Индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания).
Самая распространённая форма работы – это карточки с индивидуальными заданиями, учитывающими разный уровень учащихся.
Практическое применение дифференциации учителями на разных этапах урока.
Например: на уроке русского языка проводится такая работа. Слабые учащиеся отвечают устно, а сильные работают с карточками. Когда учащиеся заканчивают работу с карточками, проводится коллективная проверка заданий.
Также дифференцированный подход осуществляется на этапе формирования умений и навыков. Например, при изучении темы «Не- с именем существительным» можно использовать такие виды работы:
для 3 группы (сильные учащиеся):
Сгруппировать слова соответственно правила: ( не) приятель, ( не) нависть, ( не) воля, ( не ) брежность, (не) правда, (не ) взгоды, (не) друг, а враг, (не) счастье, а горе.
Подберите к словам синонимы и запишите их.
Составьте два предложения с любым из этих слов.
для 2 группы (средняя группа учащихся).
Выпишите из упражнения имена существительные, к которым можно подобрать синонимы.
Составьте предложение с любым из слов.
для 1 группы (слабые учащихся).
Выпишите из упражнения существительные, которые не употребляются без - не-.
Составьте предложение с любым из слов.
Математика
3-й уровень
Найди значение выражения: 7800-(398+50*6)=
2-й уровень
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
3-й уровень
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Учителя начальных классов обязательно используют дифференцированный подход в домашнем задании. По их мнению, это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. И считают обязательным то, что домашнее задание не должно дублировать классную работу (ФГОС). Это должна быть работа по применению тех знаний, которые ученик получил в классе. Распределение заданий происходит так: для сильных часто даются опережающие задания творческого или поискового характера, а для учащихся средней и слабой группы задания на индивидуальных карточках или выполнение упражнения в учебнике, с учетом их способностей.
Учитель должен, по возможности, на уроке создавать ситуацию самостоятельного выбора для учащихся разных уровней.
Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.
Дифференциация не должна быть явной.
Учитель должен быть сдержанным в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.
Литература
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова.- М.: Просвещение, 1991. - 1 с.
2. Борисова И.В. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий в малокомплектной школе. [Текст] / И. В. Борисова // Начальная школа. – 2004. - № 7. - С. 30-34.
3. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. [Текст] / Н.Н. Деменева// Начальная школа.- 2005. - № 3. С. 38-43.
4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И.Э. Унт.- М.: Просвещение, 1990. - 226 с.
5. Цуциева Ж.Ч. О работе в условиях дифференцированного и разноуровнего обучения. [Текст] / Ж.Ч. Цуциева //Начальная школа. - 2001. - № 6. С. 39-43.
6. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. [Текст] / З.П. Шабалина //Начальная школа. - 1990. - № 6. - С. 26-28
Доклад (45 минутки)
Тема: «Поговорим о детской одарённости».
«Как сделать так, чтобы талант ребенка развивался и приумножался?» Сегодня каждое образовательное учреждение проводит работу по выявлению одарённых детей и разрабатывает программу поддержки личностных способностей обучающихся. А в условиях ФГОС ещё большее значение уделяется созданию системы поддержки одарённых детей. В этой системе каждый родитель, каждый учитель имеет значимость, так как от них зависит обеспечение возможности для самореализации ребёнка. С другой стороны, в обычных школах талант зачастую теряется вовсе, ведь мы привыкли к тому, что общепринятая система оценок выделяет тех, кто прилежно занимается, уделяя одинаковое внимание всем предметам, а не тех, кто ночи напролет сочиняет стихи, получая при этом двойки по физике или химии за невыученные уроки. Так в чем секрет воспитания таланта? Ответ есть. В талантливых учителях! Но, на мой взгляд, родители должны быть первыми, кто поддержит и поймет одаренного ребенка, кто поддержит его право на индивидуальность и кто поможет сохранить и развить его дар. Непонимание отдельными родителями особенностей интеллектуального развития одаренных детей. Такие родители считают, что, если ребенок получает «тройки» и «двойки» в школе, то и речи быть не может ни о какой одаренности. При этом они не замечают, что их сын или дочь могут часами что-то мастерить, паять, выжигать, рисовать. Такие родители не считаются с интересами ребенка. Они требуют от него формальных успехов, не думая о том, что их одаренному ребенку важен не результат, а сам процесс, который и является проявлением таланта. Начиная разговор об одарённости, нужно, в первую очередь, раскрыть само это понятие.
Одарённость – это генетически обусловленный комплекс способностей, которые развиваются в труде, поисках, усилиях; совокупность ряда способностей, обуславливающая особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющая его среди других лиц, выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одарённость обычно проявляется в разносторонних способностях (в изобразительном искусстве, в музыке, в актёрском мастерстве, в литературе, технологии...) и граничит с талантом. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова понятие «одарённость» толкуется как «то же, что талантливый». У педагогов часто вызывает трудности именно отнесение детей к группе одарённых. Возникают сомнения: одарён этот ребёнок или способен? Ведь грань между этими понятиями такая зыбкая.
В помощь учителям можно предложить следующие критерии:
1. Способный ребёнок обучается по общей программе, одарённому требуется индивидуальная образовательная программа или применение методики опережающего развития.
2. Способный учащийся участвует в текущих и итоговых мероприятиях, одарённый способен на персональные выставки, авторские публикации, сольные концерты...
3. Способный ребёнок участвует в конкурсных мероприятиях, а одарённый систематически входит в число призёров, добивается высоких результатов.
4. Одарённый ребёнок способен ассистировать педагогу.
Для развития одарённости очень важно ещё в раннем детстве определить виды способностей, присущие ребёнку. При их диагностике важны эмоциональные, социальные, интеллектуальные, мотивационные характеристики. Способствуют распознаванию одарённости в детях наблюдение, анализ продуктов деятельности ребёнка не только в школе, но и инициированных им самим. Можно выделить критерии определения способностей и по основным видам деятельности.
Одарённые дети стремятся к получению информации, знаний, навыков, не предусмотренных программой для данной возрастной категории. Используя метод адаптивного опережающего развития, им можно предлагать специальную литературу на опережение, самостоятельное посещение сайтов в системе Интернет. И домашние задания для одарённых детей должны носить характер опережения и решаться индивидуально.
Следует отметить, что одарённые редко терпят руководящую и направляющую роль учителя, а скорее обращаются к нему, как к помощнику.
В целях эффективности работа с одарёнными детьми не должна ограничиваться урочным временем. Педагогу необходимо создать такие условия во внеурочное время, при которых они смогут реализовать свои творческие возможности, свободно проявляя нестандартное мышление, смелость суждений и трактовки тем, развивать свои выдающиеся способности.
Приведу пример одарённого ребёнка Буторина Артемия. С 1 класса он начал приносить в класс разные интересные поделки, выполненные оригами, дети тоже заинтересовались, как он так делает. Во внеурочное время и на переменах Артемий показывал ребятам мастер класс. Выступил с проектом на «Шаг в будущее» и жюри подарил цветы оригами. Во 2 классе я предложила выполнить объёмную поделку оригами и выступить на «Шаг в будущее» - Давно смотрю влюблёнными глазами на древнее искусство оригами. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Роль оригами в развитии ребенка многообразна:
Этот вид искусства благотворительно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания;
У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развитие глазомера;
Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети включаются в игру – соревнования. Артемий показал мастер класс при изготовлении лягушки, а потом устроили соревнование, чья лягушка прыгнет дальше.
Таким образом, занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
Оригами способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь дети делают подарок своими руками на праздники цветы оригами для мам, для пап открытку-рубашку оригами и людям пожилого возраста. Одарённые дети - это будущее нашей страны, её двигатель. Одарённость нужно беречь и целенаправленно создавать условия для её развития на уроке и во внеурочной деятельности.
Желаю всем педагогам побольше одарённых учащихся!
Приготовила: Кузьмина Г.А.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aacf6a08c04c/861572_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aacf6a08c04c/861572_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aacf6a08c04c/861572_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aacf6a08c04c/861572_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aacf6a08c04c/861572_5.jpeg)