СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в обучении младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личности, учитывая его индивидуальные особенности через уровневые задания.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении младших школьников.»

Кузьмина Г.А., учитель начальных классов 1,3 Ю-Плетневская СОШ 22.12.2017г.

Дифференцированный подход в обучении младших школьников (из опыта работы)

Цель дифференцированного обучения – развитие личности, учитывая его индивидуальные особенности через разноуровневые задания.  

Как сказал В.А. Сухомлинский:
 «Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей».

В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.  Это может привести к неуспеваемости. Во избежание этого в обучении необходим дифференцированный подход.

Мат-ка: 4чел. -повыш. 2чел.-сред. 2чел.- низк.

Русский: 2чел.-п. 4чел.-с 2чел.- низк.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Он облегчает деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы обучения и воспитания не для каждого ребёнка, а для определённой "категории" учащихся. 

  Дифференцированный подход сегодня актуален – это индивидуальный, личностно– ориентированный подход к ученику. Происходит сближение между учителем и учеником. При таком подходе  ученик является не только объектом, но и субъектом обучения, и сам может не только оценить свои знания, но и понять, что его знания зависят не только от учителя, но и от него самого.   ( ФГОС)                              

Дифференциация в переводе с латинского означает - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация обучения предполагает разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.

  Реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

    –  быть единой для всех групп учащихся;

    - показывать динамику перехода ученика из одной группы в

       другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост

       ученика и учитывать его;

    - наглядно представлять возможности коллективной работы с

      различными группами учащихся;

    - представлять возможность выбрать систему работы с каждой

      из групп учащихся.

Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий, т.е. учащиеся могут быть разделены на группы.

 У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

 С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью.

 У детей 2 группы  хорошая память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Рассмотрим некоторые моменты, которые необходимо учитывать  при  подготовке и проведении урока с использованием дифференцированного подхода.

  1.  Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

  2. Подборка заданий. Смысл выбора заданий в том, что ученики являются не исполнителями воли учителя, а учатся сами определять, что им интересно, что по силам. Это снимает негативный эффект обязательной работы и развивает навыки самооценки.

  3. Чётко  должны быть определены  критерии оценивания.

  4.  Обязательны  взаимопроверка  и самопроверка.

  5.  Чтобы разнообразить учебные будни, учителя могут  использовать различные формы и методы урока.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы

  1. Коллективную (все учащиеся выполняют одно задание),

  2. Групповую (каждая из трех групп получает задание),

  3. Индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания).

Самая распространённая форма работы – это карточки с индивидуальными заданиями, учитывающими разный уровень учащихся.

 Практическое применение дифференциации учителями на разных этапах урока.

Например: на уроке русского языка проводится такая работа. Слабые учащиеся отвечают устно, а сильные работают с карточками. Когда учащиеся заканчивают работу с карточками, проводится коллективная проверка заданий.

Также дифференцированный подход осуществляется на этапе формирования  умений и навыков. Например, при изучении темы «Не- с именем существительным» можно использовать такие виды работы:

  1. для 3 группы (сильные учащиеся):

  • Сгруппировать слова соответственно правила: ( не) приятель, ( не) нависть, ( не) воля, ( не ) брежность, (не) правда, (не ) взгоды, (не) друг, а враг, (не) счастье, а горе.

  •  Подберите         к словам синонимы и запишите их.

  • Составьте        два предложения с любым из этих слов.

  1. для 2 группы (средняя группа учащихся).

  • Выпишите из упражнения имена существительные, к которым можно подобрать синонимы.

  • Составьте предложение с любым из слов.

  1. для 1 группы (слабые учащихся).

  • Выпишите из упражнения существительные, которые не употребляются без - не-.

  • Составьте        предложение с любым из слов.

Математика

  • 3-й уровень

  • Найди значение выражения: 7800-(398+50*6)=

  • 2-й уровень

  • Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

  • 3-й уровень

  • Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Учителя начальных классов обязательно используют дифференцированный подход в домашнем задании. По их мнению, это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. И считают обязательным то, что домашнее задание не должно дублировать классную работу (ФГОС). Это должна быть работа по применению тех знаний, которые ученик получил в классе. Распределение заданий происходит так: для сильных часто даются опережающие задания творческого или поискового характера, а для учащихся средней и слабой группы задания на индивидуальных карточках или выполнение  упражнения в учебнике, с учетом их способностей.



  1. Учитель должен, по возможности, на уроке создавать ситуацию самостоятельного выбора для учащихся разных уровней.

  2. Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.

  3. Дифференциация не должна быть явной.

  4. Учитель должен быть сдержанным в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.





Литература

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова.- М.: Просвещение, 1991. - 1 с.

2. Борисова И.В. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий в малокомплектной школе. [Текст] / И. В. Борисова // Начальная школа. – 2004. - № 7. - С. 30-34.

3. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. [Текст] / Н.Н. Деменева// Начальная школа.- 2005. - № 3. С. 38-43.

4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И.Э. Унт.- М.: Просвещение, 1990. - 226 с.

5. Цуциева Ж.Ч. О работе в условиях дифференцированного и разноуровнего обучения. [Текст] / Ж.Ч. Цуциева //Начальная школа. - 2001. - № 6. С. 39-43.

6. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. [Текст] / З.П. Шабалина //Начальная школа. - 1990. - № 6. - С. 26-28



































Доклад (45 минутки)

Тема: «Поговорим о детской одарённости».

«Как сделать так, чтобы талант ребенка развивался и приумножался?» Сегодня каждое образовательное учреждение проводит работу по выявлению одарённых детей и разрабатывает программу поддержки личностных способностей обучающихся. А в условиях ФГОС ещё большее значение уделяется созданию системы поддержки одарённых детей. В этой системе каждый родитель, каждый учитель имеет значимость, так как от них зависит обеспечение возможности для самореализации ребёнка. С другой стороны, в обычных школах талант зачастую теряется вовсе, ведь мы привыкли к тому, что общепринятая система оценок выделяет тех, кто прилежно занимается, уделяя одинаковое внимание всем предметам, а не тех, кто ночи напролет сочиняет стихи, получая при этом двойки по физике или химии за невыученные уроки. Так в чем секрет воспитания таланта? Ответ есть. В талантливых учителях! Но, на мой взгляд, родители должны быть первыми, кто поддержит и поймет одаренного ребенка, кто поддержит его право на индивидуальность и кто поможет сохранить и развить его дар. Непонимание отдельными родителями особенностей интеллектуального развития одаренных детей. Такие родители считают, что, если ребенок получает «тройки» и «двойки» в школе, то и речи быть не может ни о какой одаренности. При этом они не замечают, что их сын или дочь могут часами что-то мастерить, паять, выжигать, рисовать. Такие родители не считаются с интересами ребенка. Они требуют от него формальных успехов, не думая о том, что их одаренному ребенку важен не результат, а сам процесс, который и является проявлением таланта. Начиная разговор об одарённости, нужно, в первую очередь, раскрыть само это понятие.
Одарённость – это генетически обусловленный комплекс способностей, которые развиваются в труде, поисках, усилиях; совокупность ряда способностей, обуславливающая особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющая его среди других лиц, выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одарённость обычно проявляется в разносторонних способностях (в изобразительном искусстве, в музыке, в актёрском мастерстве, в литературе, технологии...) и граничит с талантом. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова понятие «одарённость» толкуется как «то же, что талантливый». У педагогов часто вызывает трудности именно отнесение детей к группе одарённых. Возникают сомнения: одарён этот ребёнок или способен? Ведь грань между этими понятиями такая зыбкая.
В помощь учителям можно предложить следующие критерии:
1. Способный ребёнок обучается по общей программе, одарённому требуется индивидуальная образовательная программа или применение методики опережающего развития.
2. Способный учащийся участвует в текущих и итоговых мероприятиях, одарённый способен на персональные выставки, авторские публикации, сольные концерты...
3. Способный ребёнок участвует в конкурсных мероприятиях, а одарённый систематически входит в число призёров, добивается высоких результатов.
4. Одарённый ребёнок способен ассистировать педагогу.
Для развития одарённости очень важно ещё в раннем детстве определить виды способностей, присущие ребёнку. При их диагностике важны эмоциональные, социальные, интеллектуальные, мотивационные характеристики. Способствуют распознаванию одарённости в детях наблюдение, анализ продуктов деятельности ребёнка не только в школе, но и инициированных им самим. Можно выделить критерии определения способностей и по основным видам деятельности.
Одарённые дети стремятся к получению информации, знаний, навыков, не предусмотренных программой для данной возрастной категории. Используя метод адаптивного опережающего развития, им можно предлагать специальную литературу на опережение, самостоятельное посещение сайтов в системе Интернет. И домашние задания для одарённых детей должны носить характер опережения и решаться индивидуально.
Следует отметить, что одарённые редко терпят руководящую и направляющую роль учителя, а скорее обращаются к нему, как к помощнику.
В целях эффективности работа с одарёнными детьми не должна ограничиваться урочным временем. Педагогу необходимо создать такие условия во внеурочное время, при которых они смогут реализовать свои творческие возможности, свободно проявляя нестандартное мышление, смелость суждений и трактовки тем, развивать свои выдающиеся способности.
Приведу пример одарённого ребёнка Буторина Артемия. С 1 класса он начал приносить в класс разные интересные поделки, выполненные оригами, дети тоже заинтересовались, как он так делает. Во внеурочное время и на переменах Артемий показывал ребятам мастер класс. Выступил с проектом на «Шаг в будущее» и жюри подарил цветы оригами. Во 2 классе я предложила выполнить объёмную поделку оригами и выступить на «Шаг в будущее» - Давно смотрю влюблёнными глазами на древнее искусство оригами. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Роль оригами в развитии ребенка многообразна:

  • Этот вид искусства благотворительно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;

  • Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания;

  • У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развитие глазомера;

  • Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;

  • Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети включаются в игру – соревнования. Артемий показал мастер класс при изготовлении лягушки, а потом устроили соревнование, чья лягушка прыгнет дальше.

  • Таким образом, занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

  • Оригами способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь дети делают подарок своими руками на праздники цветы оригами для мам, для пап открытку-рубашку оригами и людям пожилого возраста. Одарённые дети - это будущее нашей страны, её двигатель. Одарённость нужно беречь и целенаправленно создавать условия для её развития на уроке и во внеурочной деятельности.
    Желаю всем педагогам побольше одарённых учащихся!



Приготовила: Кузьмина Г.А.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!