Конспект урока
по индивидуальной работе
Тема: «Дифференциация сонорных звуков [Л] и [Р] на слух и букв Л и Р на письме»
Подготовила:
Учитель - логопед
Качкаева Марина Сергеевна
Москва, 2015
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОКА
ВО 2 «А» КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА V ВИДА
Тема: «Дифференциация сонорных звуков [Л] и [Р] на слух и букв Л и Р на письме».
Цель: научить различать звуки [Л] и [Р] на слух и буквы Л и Р на письме.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать и закреплять умение определять гласные звуки первого и второго ряда;
Совершенствовать навык определения места звука в слове;
Совершенствовать навыки звуко – слогового анализа;
Развивать фонематическое восприятие;
Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [Л] и [Р] в слогах, словах и предложениях;
Соотносить звуки [Л] и [Р] с буквами;
Совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков [Л] и [Р];
Обогащать словарный запас путем толкования пословиц;
Развивать навыки чтения (деформированного и обычного текста) и письма;
Формировать грамматически правильную речь (умение согласовывать части речи друг с другом).
Коррекционно-развивающие:
Развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
Способствовать развитию координации речи с движением;
Способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал;
Воспитывать усидчивость, целеустремленность при выполнении заданий через слово учителя – логопеда;
Воспитывать устойчивый интерес к инициативе, к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Оборудование: наглядный раздаточный материал по теме; плакаты по теме, попугаи – синий и желтый, магниты.
Ход урока:
I Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Дима. Я рада видеть тебя сегодня на уроке. Назови мне, пожалуйста, любое слово, которое начинается с гласного звука.
Дима: Яблоко
Логопед: Молодец!
II. Артикуляционная гимнастика.
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
3. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
4. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
5. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
III. Слоговой анализ
Задание №1.
(У ребенка на столе лежит слоговая таблица).
Логопед: Посмотри на доску. Сейчас мы с тобой поиграем в «шифровальщиков». Нам пришла зашифрованная телеграмма. Надо её расшифровать. Возьми в руки «Слоговичок».
(На доске зашифровано стихотворение, в котором надо угадать последнее слово)
(Ребенок расшифровывает стихотворение и отгадывает последнее слово - «Посуда»).
Логопед: Правильно Сегодня мы поговорим о посуде и научимся различать звуки и буквы Л и Р.
Давай вспомним, какой буквой обозначается звук [Л] на письме и напишем её в тетради:
А теперь вспомним, какой буквой обозначается звук [Р] на письме и напишем её в тетради:
IV. Фонематическое восприятие, анализ.
Задание №2.
(Работа в тетради).
Логопед: А теперь, Дима, посмотри на доску и назови все предметы посуды и столовые приборы, в которых есть звук [Л]:
(На доске изображены: ложка, скалка, вилка, чайник, кружка, половник, солонка, салатник)
То же самое со звуком [Р]:
(На доске проектируются картинки: дуршлаг, сахарница, сковорода, стакан, нож, термос, тёрка)
(Ребенок называет картинки на предложенный звук, говорит, какие картинки лишние. Картинки, в которых нет нужного звука, исчезают. В названиях оставшихся картинок ученик определяют место звука [Л] или [Р] (начало, середина, конец; какой по счёту), записывает слова в тетрадь).
V. Дифференциация [л]- [лʼ], [р]- [р'].
Задание №3. (Работа по карточкам.)
Логопед: Дима, давай вспомним гласные буквы I и II ряда. Какую роль они играют в жизни согласных?
Дима: Гласные первого ряда придают согласным твёрдость, гласные первого ряда смягчают согласные.
(На доску вывешивается табличка с гласными I и II ряда).
На доске проектируются группы слогов, которые дублированы в карточке. Ребенок читает их, определяет мягкие и твёрдые звуки, обводит нужные. После выполнения – проверка).
Физкультминутка.
Игра с мячом.
(Учитель - логопед говорит предложение, которое построено неправильно и кидает мяч ученику, ученик возвращает мяч, проговаривая правильный вариант предложения, чётко произнося звуки [Л] и [Р]).
Чашка пьёт чай из Милы.
Тарелка на колбасе.
Салатник лежит в салате.
Сковорода жарится в омлете.
Вилка ест макароны Ромой.
Сахарница в сахаре.
Солонка насыпает Лару из соли.
VI. Звуковой пазл
Задание №4. ( Звуковой анализ, дифференциация звуков [Л] и [Р]).
(У ребёнка звуковое поле из 16-ти квадратов).
Логопед: Посмотри, у нас 16 полок, на которые надо расставить посуду и столовые приборы. Если в слове ты услышишь звук [Л], клади синий квадратик, а если услышишь звук [Р], клади зелёный квадратик.
(На доске проектируется изображение букв Л и Р и квадратики, которые их обозначают).
Слова: сковорода, дуршлаг, тёрка, вилка, штопор, ложка, сахарница, половник, горшочек, самовар, ведёрко, салатник, термос, солонка, скалка, лопатка.
(Если все квадратики положены правильно, получится зелёное изображение буквы Р).
Логопед: Молодец. Ты расставил всю посуду по полкам.
VII. Исправление ошибок
Задание №6. ( Работа по карточкам).
Логопед: Возьми карточку с предложениями. Посмотри, в них есть ошибки. Надо их исправить. Запиши стихотворение правильно.
Меж собой бортают звонко вирки, рожки и соронка,
Шумный, ладостный налод – разговолов полон лот.
(После выполнения задания – проверка.)
VIII. Чтение и толкование пословиц.
Задание №7. (Чтение и толкование пословиц).
Логопед: Дима, посмотри на доску. Давай прочитаем пословицы и объясним, что они означают.
Дорога ложка к обеду.
Ложка дёгтя в бочке мёда.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
(Ребенок объясняет, как он понимает пословицы, называет, в каких словах есть буквы Л и Р).
III Подведение итогов.
Логопед: Скажи, Дима, чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие звуки учились различать?
Тебе понравился урок?
Ты сегодня хорошо поработал, мне было приятно вести урок. На этом наше занятие окончено. До свидания.
8