СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дифференциация сонорных звуков [Л] и [Р] на слух и букв Л и Р на письме»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый конспект урока  посвящен дифференциации сонорных звуков [Л], [Р] на слух и различению букв Л, Р на письме, который  также направлен на закрепление,обогащение активизацию и развитие активной, самостоятельной вразовой  речи у младших школьников с особыми образовательными потребностями, в данном случае для детей с ТНР (тяжелые нарушения речи) по лексической теме "Посуда". Включает в себя разнообразные занимательные упражнения различной степени сложности.

Данный конспект урока расчитан на индивидуальную работу с ребенком. Содержит в себе примерные ответы ученика на предлагаемые ему для выполнения задания. 

Просмотр содержимого документа
««Дифференциация сонорных звуков [Л] и [Р] на слух и букв Л и Р на письме»»











Конспект урока

по индивидуальной работе

Тема: «Дифференциация сонорных звуков [Л] и [Р] на слух и букв Л и Р на письме»










Подготовила:

Учитель - логопед

Качкаева Марина Сергеевна


























Москва, 2015

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОКА

ВО 2 «А» КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА V ВИДА


Тема: «Дифференциация сонорных звуков [Л] и [Р] на слух и букв Л и Р на письме».

Цель: научить различать звуки [Л] и [Р] на слух и буквы Л и Р на письме.

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать и закреплять умение определять гласные звуки первого и второго ряда;

  2. Совершенствовать навык определения места звука в слове;

  3. Совершенствовать навыки звуко – слогового анализа;

  4. Развивать фонематическое восприятие;

  5. Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [Л] и [Р] в слогах, словах и предложениях;

  6. Соотносить звуки [Л] и [Р] с буквами;

  7. Совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков [Л] и [Р];

  8. Обогащать словарный запас путем толкования пословиц;

  9. Развивать навыки чтения (деформированного и обычного текста) и письма;

  10. Формировать грамматически правильную речь (умение согласовывать части речи друг с другом).


Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;

  2. Способствовать развитию координации речи с движением;

  3. Способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.


Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал;

  2. Воспитывать усидчивость, целеустремленность при выполнении заданий через слово учителя – логопеда;

  3. Воспитывать устойчивый интерес к инициативе, к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.


Оборудование: наглядный раздаточный материал по теме; плакаты по теме, попугаи – синий и желтый, магниты.

Ход урока:

I Организационный момент.

Логопед: Здравствуй, Дима. Я рада видеть тебя сегодня на уроке. Назови мне, пожалуйста, любое слово, которое начинается с гласного звука.

Дима: Яблоко

Логопед: Молодец!


II. Артикуляционная гимнастика.

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

3. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
4. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
5. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.



III. Слоговой анализ

Задание №1.

(У ребенка на столе лежит слоговая таблица).

Логопед: Посмотри на доску. Сейчас мы с тобой поиграем в «шифровальщиков». Нам пришла зашифрованная телеграмма. Надо её расшифровать. Возьми в руки «Слоговичок».

(На доске зашифровано стихотворение, в котором надо угадать последнее слово)



(Ребенок расшифровывает стихотворение и отгадывает последнее слово - «Посуда»).

Логопед: Правильно Сегодня мы поговорим о посуде и научимся различать звуки и буквы Л и Р.

Давай вспомним, какой буквой обозначается звук [Л] на письме и напишем её в тетради:

А теперь вспомним, какой буквой обозначается звук [Р] на письме и напишем её в тетради:






IV. Фонематическое восприятие, анализ.


Задание №2.

(Работа в тетради).


Логопед: А теперь, Дима, посмотри на доску и назови все предметы посуды и столовые приборы, в которых есть звук [Л]:

(На доске изображены: ложка, скалка, вилка, чайник, кружка, половник, солонка, салатник)


То же самое со звуком [Р]:

(На доске проектируются картинки: дуршлаг, сахарница, сковорода, стакан, нож, термос, тёрка)


(Ребенок называет картинки на предложенный звук, говорит, какие картинки лишние. Картинки, в которых нет нужного звука, исчезают. В названиях оставшихся картинок ученик определяют место звука [Л] или [Р] (начало, середина, конец; какой по счёту), записывает слова в тетрадь).


V. Дифференциация [л]- [лʼ], [р]- [р'].


Задание №3. (Работа по карточкам.)


Логопед: Дима, давай вспомним гласные буквы I и II ряда. Какую роль они играют в жизни согласных?

Дима: Гласные первого ряда придают согласным твёрдость, гласные первого ряда смягчают согласные.

(На доску вывешивается табличка с гласными I и II ряда).

На доске проектируются группы слогов, которые дублированы в карточке. Ребенок читает их, определяет мягкие и твёрдые звуки, обводит нужные. После выполнения – проверка).







Физкультминутка.


Игра с мячом.

(Учитель - логопед говорит предложение, которое построено неправильно и кидает мяч ученику, ученик возвращает мяч, проговаривая правильный вариант предложения, чётко произнося звуки [Л] и [Р]).


Чашка пьёт чай из Милы.

Тарелка на колбасе.

Салатник лежит в салате.

Сковорода жарится в омлете.

Вилка ест макароны Ромой.

Сахарница в сахаре.

Солонка насыпает Лару из соли.



VI. Звуковой пазл


Задание №4. ( Звуковой анализ, дифференциация звуков [Л] и [Р]).

(У ребёнка звуковое поле из 16-ти квадратов).

Логопед: Посмотри, у нас 16 полок, на которые надо расставить посуду и столовые приборы. Если в слове ты услышишь звук [Л], клади синий квадратик, а если услышишь звук [Р], клади зелёный квадратик.

(На доске проектируется изображение букв Л и Р и квадратики, которые их обозначают).

Слова: сковорода, дуршлаг, тёрка, вилка, штопор, ложка, сахарница, половник, горшочек, самовар, ведёрко, салатник, термос, солонка, скалка, лопатка.

(Если все квадратики положены правильно, получится зелёное изображение буквы Р).

Логопед: Молодец. Ты расставил всю посуду по полкам.


VII. Исправление ошибок


Задание №6. ( Работа по карточкам).

Логопед: Возьми карточку с предложениями. Посмотри, в них есть ошибки. Надо их исправить. Запиши стихотворение правильно.


Меж собой бортают звонко вирки, рожки и соронка,

Шумный, ладостный налод – разговолов полон лот.


(После выполнения задания – проверка.)


VIII. Чтение и толкование пословиц.


Задание №7. (Чтение и толкование пословиц).

Логопед: Дима, посмотри на доску. Давай прочитаем пословицы и объясним, что они означают.

Дорога ложка к обеду.

Ложка дёгтя в бочке мёда.

Один с сошкой, семеро с ложкой.


(Ребенок объясняет, как он понимает пословицы, называет, в каких словах есть буквы Л и Р).


III Подведение итогов.


Логопед: Скажи, Дима, чем мы занимались сегодня на уроке?

Какие звуки учились различать?

Тебе понравился урок?

Ты сегодня хорошо поработал, мне было приятно вести урок. На этом наше занятие окончено. До свидания.









8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!