СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированное обучение как средство реализации компетентностного подхода на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается дифференцированное обучение как средство реализации компетентностного подхода на уроках математики, применение дифференциации при изучении нового материала и контроле знаний, а также раскрывается смысл понятий "компетенция" и "дифференцированное обучение" для современной школы.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение как средство реализации компетентностного подхода на уроках математики»

Дифференцированное обучение как средство реализации

компетентностного подхода на уроках математики

Миникина Г.П.

МБОУ «СОШ имени А.М. Горького»

города Карачева Брянской области

 

Аннотация

В работе рассматривается дифференцированное обучение как средство реализации компетентностного подхода на уроках математики, применение дифференциации при изучении нового материала и контроле знаний, а также раскрывается смысл понятий "компетенция" и "дифференцированное обучение" для современной школы.


Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, дифференцированное обучение, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.


Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

·        Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающегося.

·       Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

·        Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

·        Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

По концепции А.В. Хуторского выделяют семь ключевых компетенций ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личного самосовершенствования.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:

·   извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

·   очная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

·   исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

·  сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

·   планирование действий и времени;

·   оценка результатов своей деятельности и т.д.

Для формирования базовых, предметных компетенций на уроках выбирается деятельностный подход обучения. При данном подходе у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий.

 Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части (базового минимума). При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

   В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:

1.     Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2.     Группирование учеников на основании этих особенностей.

3.     Вариативность учебного процесса в группах.

 Первый аспект — учет индивидуальных особенностей учеников характерен и для дифференциации, и для индивидуализации.

Урок дифференцированного обучения – это урок изучения нового материала, на котором учащиеся делятся на три разноуровневые группы: «сильных», «средних», «слабых». Группа «сильных» учащихся изучает новый материал самостоятельно, выполняя работу (группа получает карточки с заданиями, в процессе выполнения которых учащиеся находят закономерности, делают выводы). Тем самым используется эвристический метод обучения. На этом этапе происходит формирование социальных, аналитических, творческих компетенций и компетенций самосовершенствования. Группа «средних» учащихся изучает новый материал, используя репродуктивный метод – работу с книгой (учащиеся получают карточки с вопросами, с помощью учебника отвечают на них, делают вывод). Группа «слабых учащихся» изучает материал вместе с учителем. При работе с этой группой я использую информационно-рецептивный метод обучения. На таких уроках новый материал одновременно и быстро изучается всеми учащимися.

Преимуществом дифференциального обучения является то, что на следующем этапе «Применения знаний» группа «слабых» учащихся на равном уровне с «сильными» применяют полученные знания. А преподаватель, создав ситуацию успеха, объективно, без снисхождения оценивает ответы. На этапе учащиеся выполняют самостоятельную работу с самопроверкой (работа дифференцирована по группам).

Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Им нравится выполнять письменные работы, не торопясь: если их не подгонять, они привыкают к такой системе работы.

Многие учащиеся решают задачи механически, только по аналогии с предшествующими задачами, стремятся обойтись без рассуждений, не вникают в сущность объяснений. Им необходимо включать задания, провоцирующие на ошибки. В результате активизируется мыслительная деятельность учащихся, устраняется излишняя самоуверенность в безошибочности своих действий и им приходится осуществлять «выбор операций». Прогнозируемая ошибка не страшна, а даже желательна. Эта ошибка и её анализ помогают оживить работу класса, активизировать деятельность учащихся.

Дифференцированный подход обеспечивает возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они становятся увереннее в своих знаниях, перестают стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.

Итак, опыт доказывает, что актуальная для современной школы проблема развития познавательной активности детей на уроках математики успешно решается средствами дифференцированной работы.

 

Литература

1.  Хуторской А.В. Доклад "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" Интернет-журнал “Эйдос”, 2002 г.

2. Нечаев М.П. Разноуровневый контроль качества знаний по математике: Практические материалы: 5 –11 классы. –М.: «5 за знания», 2006 г.

3. Степаненко Е.С. Дифференцированное обучение. Что же такое дифференциация обучения? // http://stepanenko.ucoz.ru/index/0-9.

4. Хуртова Т.В., Дорошенко Е.Ю. и др. Методическая работа в школе. Волгоград, «Учитель», 2007 г.

5. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!