Дифференцированный подход в обучении младших школьников.
Составила учитель начальных классов
Семанюк Оксана Петровна
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):
- - это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
- - это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.
Дифференцированный подход к обучению на уроках это:
положительные эмоции
комфорт
защищённость
интерес к учёбе
повышение самооценки учащихся
снижение барьеров страха
доверие к педагогу
доброжелательные отношения в классном коллективе .
Положительные аспекты уровневой дифференциации
- - у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
- - сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
- - повышается уровень мотивации ученья .
Главные вопросы:
• "Может ли учитель физически и профессионально учесть индивидуальные особенности каждого из 25-ти учащихся в рамках 35 - минутного урока и обязательного выполнения учебной программы?»
• "Как работать на уроке со всем классом и одновременно — с каждым учащимся?"
творчество
трудности
объем
Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням:
1. Дифференциация по уровню творчества.
Пример 1.
Дана задача: «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»
Задание для 1-й группы / низкий уровень сложности/.
Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
Решите двумя способами.
Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Пример 2.
Даны выражения:
81-29+27 400+200+300-100
72:9-3 400+200+30-100
54:6+72:8 27:3+24:6 9
84-9+8 54+6 х 3-72:8
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.
Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.
2. Дифференциация по уровню трудности.
Предполагает различные виды усложнения заданий
для более подготовленных детей: увеличение количества действий, выполнение обратного задания, использовани условных символов и др.
Пример 1.
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах.
Начерти 5 отрезков разной длины, обозначь отрезки буквами латинского алфавита. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах.
Пример 2.
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
36 : 3 + 3
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
45 – 7 х 3
36 : 3 + 27 : 9
5 х 9 – 7 х 3
36 : 3 +(20+7) : 9
( 45 – 40 ) х 4 х 3
Пример 3.
Сравните числа:/для низкого и
54 и 7 63 и 64
среднего уровня/
Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы/высокий уровень/
9 и 26 52 32
КС и Н КЗ и К4
9 и РС 5Н и 3Н
Пример 4.
Подбери к каждому слову проверочные слова.
Напиши слова парами. Вставь пропущенные буквы.
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Задание для 2-й – 3-й группы
Гряды – гряда… - тр…ва – д…ревья,… - р…ды,… - гн…здо,… - п…ро,…зм…я,…цв…ты,… - гр…за,… - пл…ды,… - др…зды,… - св…ча,… -
/ средний - высокий уровень /
Х…трец,посп…вает,бр…венчатый,выт…рпеть,м…сной,т…нуть,разл…лась,гр…знуля,г…рчица,сл…зинка,ш…повник.
3. Дифференциация по объёму учебного
материала предполагает выполнение
учащимися как основного, так и дополнительного
материала.
Основное задание: «Найдите значения выражений»./Для всех./
Дополнительное задание:
15 – 7 12 - 6
13 – 8 16 - 9 14 – 9 11 -8
«Найдите сумму ответов в каждом столбике»
+ дополнительные задания из учебника
+ дополнительные задания на карточках
+ дополнительные задания в тетрадях
+ творчество и грамотность учителя!!!