Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. 2 класс 21.10
Цель урока: Формировать понятия «дикорастущие» и «культурные» растения, закрепить ранее изученное о группах растений.
Задачи урока:
- учить сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
- рассмотреть группы культурных растений;
- учить находить новую информацию в текстах и делать выводы;
- воспитывать уважение к труду, пробуждать интерес к предмету.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, рабочие тетради.
Ход урока.
Организационный момент
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать!
-Ребята, подарите друг другу улыбки. Я вижу у вас отличное настроение. Посмотрите внимательно на слово «МАЛЕНЬКИЙ» в нем спряталось слово, которое может помешать нам на уроке, всех нас огорчить. Какое же это слово? Молодцы, догадались. Давайте не будем лениться на этом уроке.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня на урок к нам прилетел любопытный Попугай. Он часто бывает на наших уроках, любит учиться и узнавать что-то новое. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
Тест «Невидимые нити»
1.Что называют невидимыми нитями природы?
1)паутину в лесу; 2) связи в природе; 3) корни деревьев.
2. Какие действия человека вредят природе?
1)вырубка леса; 2)сбор грибов;3)подкормка птиц.
3. Какое утверждение верно?
1) Хищников надо уничтожать; 2) Комары — вредные насекомые. 3) В природе все взаимосвязано.
4. Как вы можете помочь природе?
1) бороться с браконьерами; 2) очищать лес от мусора; 3)уничтожать гусениц.
5. Каких животных кормят плоды ели - шишки с семенами?
1) белку;2) клеста; 3)мышь; 4) зайца.
-Составьте цепь питания из слов белка, ель, мышь, клест, лиса.
-Любопытный Попугай внимательно рассмотрел записанные слова и увидел лишнее слово. Подумайте, какое слово он посчитал лишним и почему. (Дети называют слово ель).
Самоопределение к деятельности.
- Что вы знаете о ели?
-Попугаю любопытно чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Дети: это деревья, приносят пользу человеку, ель – хвойное, растет в лесу, яблоня – лиственное, растет в саду).
-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?
- Чем похожи и чем отличаются мать — и — мачеха и помидор?
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
-Прочитайте тему урока на с.68 учебника. Чему будем учиться вместе с Попугаем?
Знакомство с новым материалом.
1). Беседа о растениях.
- Ребята, вспомните, какое значение для человека имеют растения. Растения кормят человека, одевают, лечат. Из растений делают мебель, строят дома, получают топливо. Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
- Приведите примеры таких растений. (Картофель, морковь, пшеница, лен).
- Как можно назвать эту группу растений? (Ответы детей.)
- Есть растения, которые растут независимо от человека.
- Приведите примеры таких растений. (Ель, береза, травы).
- Как можно назвать эту группу растений? (Ответы детей.)
2). Формулирование вывода. СЛАЙД
- Любопытный Попугай предложил дополнить текст подходящими словами по смыслу.
В природе повсюду можно увидеть растения, которые человек не сажал. Это дикорастущие растения. В саду, в поле, в огороде, на клумбе, у себя дома люди выращивают культурные растения.
3). Работа по учебнику с. 68.
- Рассмотрите рисунок. Зелеными фишками накройте номера дикорастущих растений, а желтыми - номера культурных растений.
Проверка задания. СЛАЙД
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Дикорастущие растения.
- Отгадайте загадку.
Ярко-синий сарафанчик.
И зелёный стебелёк.
Распустился в поле чистом
Нам на радость …( Василек). СЛАЙД
- Васильки не приносят пользу человеку, наоборот мешают расти хлебу, но в народе эти цветы очень любимы, сложено много стихов и песен о васильках.
-Какие дикорастущие цветы вы еще знаете? (мать –и-мачеха, медуница, одуванчик). Некоторые из них являются лекарственными.
- Ребята, дикорастущие цветы прислали письмо.
(«Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте добры, не рвите зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем. Пожалейте нас, не губите нас.»)
- Почему цветы просят не обрывать их? Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе.
6. Культурные растения.
- Прочитайте названия растений. (Лук, груша, картофель, пшеница, слива, лен, рожь, астра, хлопок, нарцисс.)
- Что у них общего? (Это культурные растения).
Любопытный Попугай предлагает объединить растения в пары.
СЛАЙД.
Культурные растения делятся на группы:
Груша - слива (плодовые)
Пшеница – рожь (зерновые)
Лук – картофель (овощные)
Астра – нарцисс (декоративные)
Лен – хлопок (прядильные)
- Назовите еще примеры растений для каждой группы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Мы рисуем яблоко, мы рисуем цветочек.
7. Задание Попугая.
- Наш гость – Попугай недавно гостил в жарких странах, он любит и знает фрукты, которые не растут в наших краях. Попугай интересуется знаете ли вы их названия. Соотнесите слово с картинкой. СЛАЙД.
8.Странички для любознательных.
- Ребята, известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды. Что такое легенды?
- А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? В Словаре С.И.Ожегова: легенда – это поэтическое предание о каком – либо историческом событии.
Откройте с. 70, прочитайте легенды о растениях. Что вас удивило? (Обмен мнениями).
9. Рефлексия.
- Какие растения называются дикорастущими, а какие – культурными?
- Какие группы культурных растений вы узнали? Приведите примеры.
- Какие задачи мы решали на уроке?
-Что на уроке было для вас самым интересным?
Оцените смайликом свою работу на уроке.
10. Домашнее задание. В рабочей тетради с. 48-49, №2 (1,2).
Окружающий мир
Тема: Дикорастущие и культурные растения