СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диктанты с грамматическим заданием и тексты для комплексного анализа на экологическую тему ( 7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диктанты с грамматическим заданием и тексты для комплексного анализа на экологическую тему ( 7 класс)»

Осипова Н. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Сатинская СОШ», Сампурский район, Тамбовская обл.

Диктанты с грамматическим заданием и тексты для комплексного анализа на экологическую тему

( 7 класс)


Повторение изученного в начале года


Увядание лета

Кончалось лето, но природа ёще не потеряла могучей силы.4,7 Кругом всё радовалось и цвело. В небе плыли прозрачные3 облака. Леса зеленели с бархатной пышностью.

Было ласково и тепло, но чувствовалось не цветение лета, а увядание.4, 7 В широких3 лугах высились, как сторожевые башни, стога. В сжатых полях желтели снопы. Овёс ждал косы и чуть шелестел.

Вокруг пахло прогретым сеном, полынью. В этих запахах , как и в шелесте овса, уже ощущалась осень. Листья потеряли шелковую мягкость. Они были словно обрызганы золотистым дождём. Лето увядало.

(85 слов)

( По Н. Смирнову)

Грамматические задания.

  1. Выполнить указанные виды разбора.

  2. Подобрать однокоренные слова к следующим словам: увядание (1 вариант), зеленели (2 вариант)

  3. Подчеркнуть слова, употребленные в переносном значении.



***

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой.

Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество перелётных певчих птиц собирается в березовых рощах.

Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. Крутятся в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.

(88 слов)

( По И. Соколову- Микитову)


Грамматические задания

1.Озаглавьте текст.

2. Образуйте все возможные формы степени сравнения от слов: сладкий (1-й вариант), душистый (2-й вариант).


Начало осени

В раскрытое окно беззвучно прилетел6 и расположился6 на моих бумагах кленовый лист.4 Словно ладонь с широко расставленными пальцами коснулась6 строчек тетради и прикрыла6 их.

Я убираю6 тетрадь и выхожу в сад. Здесь тихо и пусто. Прихожу6 к реке, раздеваюсь, бросаюсь в воду и приплываю6 к гигантской ели на другом берегу.4 Тело обжигает6 холодом, перехватывает дыхание, водоросли6 прилипают6 к руке. Я выбираюсь6 из воды и удобно располагаюсь6 в прибрежном6 кустарнике. Надо мною синью раскинулось безоблачное небо. Лишь иногда сверкает серебристой вспышкой одинокая прядка паутины и проплывает мимо. Долго потом напрягаешь глаза, прежде чем снова увидишь её.

(98 слов)

( По Е. Носову)


Грамматические задания


    1. Найдите слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначьте их.

    2. Каково значение приставок в словах: прикрыла, прихожу, приплываю (1 вариант), прилипают, прибрежном, прилетел (2 вариант)?

    3. Выполните синтаксический разбор, укажите, какой частью речи выражены члены предложения.



Текст для комплексного анализа


Полынь5 – (не)взрачная трава.4, 7 Это лекарстве(н; нн)ое р..стение популярно чуть (ли) не во всех странах Северного полушария. Целебные свойства полыни извес?ны (из)древле.

В Ро(с; сс)ии полынью окур..вали пом…щения (во) время эп..демий. Настой пили при заболеваниях желу..ка и печени.

Полынь охотно пр..няли как пряность и приправу к жареным и тушёным блюдам. А а(п; пп)етит определённо повышался при употреблении.. перед едой полы(н; нн)ых настоек.

Античные3 авторы высоко ц…нили лекарстве(н;нн)ые свойства горькой полыни. Авиценна пр…пис…вал ей противол..хорадочноое, желчего(н;нн)ые 2 свойства.

В совреме(н;нн)ой2 народной мед..цине полынь горькую р..комендуют3 при ж..лтухе, малярии, ушибах, бе(с;сс)оннице и ож..рении.


( По А. Удовицкому)

Грамматические задания

1. Озаглавьте текст

2. Какова этимология слова ПОЛЫНЬ? (Обратитесь к этимологическому словарю)

3.Объясните орфограммы в словах с пропусками.

4. Выполните указанные виды разбора.

5. Выпишите из подчеркнутого предложения все возможные словосочетания, разберите их.

6.Найдите в тексте предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы.

7.Как связаны предложения в тексте?

8. К какому стилю речи относится данный текст?



ПРИЧАСТИЕ


О пользе растений

Нет на свете растения, не полезного хоть чем-то человеку. Из огромнейшего разнообразия высших растений, насчитывающих2, 3 около 350 тысяч видов, он вовлёк в орбиту своей деятельности свыше 2500.4,7 Почти всю обрабатываемую2,3 поверхность земной суши занимают не более 1000 видов.

Растения прежде всего – источник жизни для человека, животных и, конечно, для почвы.4,7 Растения могут спасать реки от обмеления, водоёмы от высыхания, поля от эрозии, города от снега, грязи и пыли. Поэтому во имя жизни на Земле, во имя процветания будущих поколений необходимо сохранить всё многообразие растений – бесценного дара природы.

( По А. Удовицкому)


Грамматические задания


  1. Образовать от глаголов все возможные виды причастий:

Спасать (1 вариант)

Сохранить (2 вариант)

  1. Выполните указанные виды разбора.

  2. Выпишите из текста словосочетания:

« глагол + существительное» (1 вариант)

« существительное + существительное» (2 вариант)


Родные уголки

Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине.

В тихие весенние ночи я просыпаюсь на сеновале. Меня будит бодрый петушиный крик как бы у самого уха. Душисто пахнет сено. Ласточки- касатки снуют над самой головой, ныряют в открытые, освещенные3 солнцем ворота и исчезают в сверкающем безбрежном пространстве. В прорвавшемся солнечном луче плавают золотые пылинки.

Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны, заросшие земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и травы, учел находить душистые ягоды, скрывавшиеся в тени кустарников.

С бьющимся3 сердцем ходил я по земле, украшенной зеленью и цветами.

( По И. Соколову – Микитову)


Грамматические задания


  1. Выписать из текста действительные причастия и разобрать их по составу (1 вариант); страдательные причастия и выполнить их морфемный разбор (2 вариант)

  2. Выполнить морфологический разбор указанных слов.



Текст для комплексного анализа


***


Леса учат человека пон..мать прекрасное.4 В лесах с наибольшей выр..зительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиле..ые некоторой3 дымкой таинстве..ости. Это сообщает им особую прелесть.

Леса являются величайшими3 источниками вдохновения и здоровья.4 Это исполинские5 лаборатории. Вырабатывающ..е кислород и улавливающ..е ядовитые газы и пыль.

Лесной воздух в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удли..яет жизнь, он повышает нашу жизненную силу и,7 наконец,7 он превращает механический процесс дыхания в наслаждение.

Но главное не в этом. Лес- это самый верный помощник в борьбе за урожай.4 Он хр..нит почве..ую влагу, см..гчает климат, ост..навливает сухие и жаркие ветры, пр..граждает путь сыпучим пескам. Он является конденсатором5 влаги: росы, тумана, инея.7 Из лесных болот берут начало реки.

Места, где ун..чтожен лес, подв..ргаются жестоким размывам от талых вод и дождей.7 А то,3 что пощадили дожди, потом разв..вается ветром.

Невозможно перечислить все бе..ствия, какие3 несёт истребление лесов. Если бы вы знали о них , 7то у вас, 7должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

В тех местах , где уничтожены леса. Земля заболевает бе..плодием и сухими язвами оврагов. Нет н..чего 3безотраднее. Чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизн.. (не)вежеством, (не)радивостью и жадностью ч..ловека.


Грамматические задания

  1. Озаглавьте текст.

  2. Какова его основная мысль?

  3. Найдите в тексте повторы. Какова их роль?

  4. Объясните выделенные орфограммы,

  5. Выпишите из текста все причастия, выполните их морфемный разбор.

  6. Разберите 2-3 причастия морфологически.

  7. Какую роль играют причастия в тексте?

  8. « Повесть о лесах», отрывок из которой вы прочитали, написана К. Г. Паустовским в 1948 году. Как вы думаете, актуальны ли проблемы, поднятые в нём, для нашего времени?

  9. Приходилось ли вам бывать в лесу? Опишите свои впечатления от этой прогулки в небольшом сочинении.

10. Выполните указанные виды разбора .



ДЕЕПРИЧАСТИЕ


Белка


В стороне закачались сучья ели. И, мелькнув на мгновение в воздухе, мелким прыжком перескочила белка.4,7 Необыкновенная подвижность делает её заметной уже издали. Сидит ли она на задних лапках, передними обхватив2,3 орех, или прыгает широкими скачками с ветки на ветку, распустив2,3 хвост, или ловко взбирается на вершину ели – во всех движениях её много живости и красоты. Завидев опасность, белка издает глухой покрик, вздрагивая2,3 при этом всем телом и взмахивая2,3 хвостом. Умея отлично лазать, преследуемая белка быстро вертится вокруг толстого дерева, ухватившись всеми лапками за шероховатости коры, и поэтому всё время скрыта от глаз преследователя4,7. Ранней весной мех у белки пёстрый, так как он заменяет пушистую зимнюю шубку коротким буро-рыжеватым мехом.

(По С. Огневу)


Грамматические задания.

1.Выполните морфемный и морфологический разбор указанных слов.

2.Выпишите словосочетания, соответствующие схемам:

«глагол + наречие»(1 вариант)

«деепричастие + существительное» (2 вариант)

3.Выпишите деепричастные обороты вместе с тем словом, от которого они зависят.

На озере

Отразив2 глубину неба, блеснуло впереди чистое зеркало воды.4,7 Здесь открывается маленькое, прикрытое2 камышами озерко. С особой осторожностью я раздвигаю камыш и высовываю голову. За озерком, отражавшим блеск солнца, на потрескавшемся высохшем болоте вереницей разгуливают редкостные птицы, одетые в синие бархатные камзолы5, играющие 2радугой красок. Отражаясь3 в неподвижном зеркале воды, птицы чинно идут друг за другом.4,7 Я чувствую себя как бы в сказочном театре. На богатую удобную ложу похож куст камыша. Отсюда я наблюдаю невиданное представление, диковинный птичий балет. Актёры-птицы то скрываются, то появляются на освещенной солнцем зеркальной сцене. Я совсем близко вижу их изящные головки, кораллово-красные ножки. Как опытные актёры, птицы прогуливаются по сцене, раскланиваясь2 и приседая3, и мне впрямь кажется, что я сижу в чудесном театре и, потешая меня, передо мной танцуют разряженные маркизы.5

(По И. Соколову-Микитову)


Грамматические задания.

1.Выполните указанные виды разбора.

2.Выпишите из текста причастные (1 вариант) и деепричастные(2 вариант) обороты вместе со словом, от которого они зависят.

3.Обозначьте вид деепричастий, встретившихся в тексте.



Текст для комплексного анализа.


Скрытая гармония

Осень. Св..стит ветер с моря и беше..о гонит на берег вспене..ые2 волны. В белых гривах м..лькают, точно змеи, ч..рные ленты вод..р..слей, и воздух насыщен с..леной пылью.

Сердито гудят пр..брежные камни. Сухой шорох д..ревьев тревож..н. Они к..чают в..ршинами, сг..баются, словно хотят вырвать корни из земли и б..жать в горы.

Над морем обл..ка изорва..ы в клочья и мчат(?)ся к земле, где беспокойно г..рит осе..ее солнце. На земле ветер пр..ж..мает тучи к острым бокам гор и тучи устало ползут (в)верх и (в)низ заб..ваясь в ущелья.

Всё вокруг нахмуре..о и холодно бл..стит осл..пляя гл..за. По дороге пр..крытой с моря грядою заласка..ых волнами к..мней б..гут г..няясь друг за другом листья платанов. Плеск, шорох, свист всё скипелось в один (не)пр..рывный звук. Его слушаеш(?), как песню.

В этом вид..мом хаосе чу(?)ствуешь скрытую гармонию нетленных сил земли, и страшно хочется жить.

(По М.Горькому)

Грамматические задания.


  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте, где это необходимо, недостающие знаки препинания.

  2. Какова главная мысль текста?

  3. К какому стилю речи относится этот текст?

  4. Найдите в нём эпитеты, сравнения, метафоры. Какова их роль в тексте?

  5. Выпишите из текста деепричастия, произведите их морфемный разбор.

  6. Образуйте от глаголов ЧУВСТВУЕШЬ, ВЫРВАТЬ все возможные деепричастия.

  7. Объясните значения слов: гармония, хаос, нетленные.

  8. Подберите синонимы к словам ЗАЛАСКАННЫЕ, СКРЫТАЯ, НЕПРЕРЫВНЫЙ, НАСЫЩЕН.

  9. Выполните указанные виды разбора.

  10. Какие орфограммы и пунктограммы можно проиллюстрировать данным текстом.

  11. Составьте схемы предложений с причастным и деепричастным оборотом.



СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ


Предлоги


Редкий цветок


Среди кустов я увидел яркую и в то же время скромно и незаметно цветущую лилию.

Став на колени, я дотронулся до неё рукой, и она поклонилась теплу, исходившему от человеческой руки.

Опущенная в пузырящийся поток, лилия открылась во всю ширь, будто тихая душа, освещенная яркой любовью, и бешеный поток поголубел, усмирился, прикасаясь струями к алому цветку.

Как попал сюда этот цветок - не угадать. Но я нашёл его на далёком пустынном берегу Нижней Тунгуски. Он цветёт и никогда не перестанет цвести в моей памяти. Это главное.

( По В. Астафьеву)


Грамматические задания


  1. Какие значения выражают предлоги вместе с падежными окончаниями?

  2. Подчеркните все орфограммы в 1-м абзаце(1 вариант), во 2-м абзаце(2 вариант)

  3. Выполните морфологический разбор 2-3 предлогов ( по выбору).




Текст для комплексного анализа


Забота о потомстве

Прямо уд..вительно2, как всякая3 живн..сть2 заботит?ся о своём потомств..! Сколько различных пр..способлений, помогающ..х выйти победит..лем в борьбе1 за жизне..ое пространство, выработали р..стения!

Лопух – р..пейник дарит проходящ..м мимо него людям и животным шишечки со своими сем..нами, расс..ляет их на новые места. Многие деревья и кустарники пользуются ветром, их сем..на снабжены крылышками, как у планёра, пропеллерами, как у вертолёта, или парусами, как у буера.4 А те, у кого сем..на не летучие, одевают их в с..едобную оболочку, и тогда разносчиками становят?ся птицы, звери и люди. Каких только ухищрений не пр..думала пр..рода !

( По В.Баркову)

Задания:

1.Найдите в тексте производный предлог. Расскажите об этой служебной части речи, используя примеры из текста.

2.Найдите предложения с причастными оборотами, графически обозначьте обособление причастных оборотов. Запишите предложения, поставив причастный оборот в другое положение по отношению к определяемому слову.

3.В какой грамматической форме употреблен в тексте глагол ОДЕВАТЬ? Почему здесь нельзя употреблять глагол НАДЕВАТЬ?

  1. Какова основная мысль текста и как автор её аргументирует?

  2. Дайте толкование слов ВЕРТОЛЁТ, ПЛАНЁР, БУЕР.

  3. Напишите сочинение – миниатюру по одному из данных начал:

  1. Какие только травы не растут в этом заповедном уголке!

  2. Каких только грибов не встретишь в лесу!

  3. Каких только цветов не увидишь на этой поляне!


СОЮЗЫ


Рябина


Рябина – дерево обычное, хорошо всем знакомое.4 Даже ученые назвали её рябиной обыкновенной, как будто хотели подчеркнуть, что ничего примечательного в этом дереве нет. Назвали рябину «обыкновенной» для того , чтобы отличить этот вид от других. В лесах средней полосы России растёт тридцать четыре вида рябины, а всего в умеренной зоне земного шара восемьдесят четыре вида.7

На самом же деле рябина обыкновенная не такое уж обыкновенное дерево. Ни одно дерево не даёт урожая ежегодно в течение ста-ста пятидесяти лет. А рябина даёт. Ягоды рябины полезные.4 За это её ценят врачи.

А ещё любят рябину за то, что это дерево очень красивое.7 И весной, когда оно в белых душистых цветах, и поздней осенью, когда среди голого леса пламенеют яркие1 гроздья1, и летом, когда она «перебирает» своими изящными, тонкими пальцами.

( По Ю. Дмитриеву)


Грамматическое задание

  1. Укажите сочинительные и подчинительные союзы.

  2. Выполните морфологический разбор сочинительного союза(1вариант), подчинительного союза (2вариант)

  3. Подчеркните все орфограммы в 3 абзаце (1вариант), во 2 абзаце (2вариант).



Текст для комплексного анализа.


Поздняя краса – рябина


Красные гроздья рябины

Стынут на первом снегу,

Этой далёкой картины

Я позабыть не могу.

В. Кузнецов


С..нтябрь нар..жает деревья и кустарники в одежды (не)повторимой гаммы 5 цветов и оттенков. Румян..тся клёны, ра..пускают з..лотые косы белоствольные б..рёзки, накидывают пурпурно (красные)5 плащи осины. Но об..льстительнее5 всех осенью рябина с алыми китями- серёжками своих3 ягод. Много у неё в эту пору поклонников: дрозды, сойки, а с первым снегом – свиристели6 и снегири.6

Глубоко ру..кая крас..та этого3 дерева привл..кательна (по ) особому, заст..вляет глубже загл..нуть в себя и чуть(чуть) взгрустнуть2 о минувш..м лете.

В средней пол..се России, когда став..ли ст..га душистого сена, обязательно перед вершкованием уклад..вали (с) верху ветви рябины с яг..дами. А после заморо..ков к ст..гам сп..шат реб..тишки, разро..т (с) верху сено и уплетают за обе щеки схваче..ые морозом вкусные ягоды.

Х..зяйки вар..т из рябины варенье, настаивают душистую, чуть горьковатую, целебную наливку.

( По А. Удовицкому)


Грамматическое задание

1.Докажите, что это текст.

2.К какому стилю речи он относится?

3.Как эпиграф позволяет раскрыть основные мысли текста?

4.Расскажите, на какие группы делятся союзы.

5. Произведите синтаксический разбор предложений с однородными членами (простых).

6.Каково происхождение слова РЯБИНА?



ЧАСТИЦЫ


***


Каких только гнёзд не сыщешь в лесу!4,7 Вот на боковом сучке у самого ствола берёзы свила из мха и травы изящную высокую чашечку зябличиха и теперь украшает её берестяными лентами и кусочками пушистых лишайников. Франтоватый5 супруг свысока поглядывает на хлопочущую5 жену – не мужское, мол, это дело- гнёзда вить! И невдомёк заносчивому франту, что сосед его – самец славки – черноголовки, прямо под берёзой среди молодых ёлочек день-деньской распевающий , прекрасно успевает и петь, и свой участок от соперников охранять, и гнёзда строить. Да и не одно ему гнездо построить нужно, а сразу несколько, чтобы самка лично выбрать смогла, какое ей больше по душе.

Дрозды – в деле строительства великие искусники.4,7 Гнёзда вьют объёмистые, прочные, плотно перевязанные корешками, да ещё глиной изнутри гладко оштукатуренные. Не один год иное гнездо простоит, ни снега, ни дожди ему нипочём. Сами дрозды повторно гнезда не используют, предпочитая каждый год строить заново. Зато для других птиц брошенные дроздовые гнёзда могут оказаться полезными.

( По В. Иваницкому)


Грамматические задания

1.Озаглавьте текст.

2.Частицы заключите в овал, определите их значение.

3.Выполните морфологический разбор 2-3 частиц (по выбору)

4.Выпишите из текста несколько словосочетаний с наречиями, выполните морфемный разбор наречий.

Текст для комплексного анализа


***

До сих пор даже специалистам – орнитологам очень плохо известны причины, побуждающие птиц до срока расставаться с яйцами или птенцами, К сожалению, случается это часто и неизбежно приносит много огорчений и начинающим юннатам, и многоопытным учёным. Иной раз пернатые родители оставляют кладку уже после первого осмотра гнезда, в то время как другие представители того же вида способны успешно вывести потомство вопреки многократному ежедневному беспокойству. Если уж очень хочется осмотреть найденное гнёздышко, лучше отложить близкое знакомство на то время, когда родители примутся выкармливать потомство, потому что птенцов родители бросают намного реже, чем кладки. Следует помнить о том, что ваша деятельность по розыску гнёзд не останется без внимания сорок и ворон, которые со своей стороны примут в этом деле живейшее участие. И когда вы в очередной раз направитесь к знакомому гнезду, то спрятаться от их алчных взоров будет очень трудно.

( По В. Иваницкому)


Грамматические задания


1.Какую проблему поднимает автор в тексте? Как можно озаглавить текст?

2.К какому стилю речи относится этот текст?

3. Прокомментируйте, какие орфограммы можно проиллюстрировать на примере этого текста.

4.Каково значение слов: алчные, орнитолог, потомство?

5. Определите значения встретившихся в тексте частиц.

6.Произведите указанные виды разбора.




ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА


Кипрей

Случится в лесу пожар, сгорят все кусты и деревья, и останется тогда от леса только чёрная, выжженная земля – пепелище. И кажется, что никогда уже не вырастет тут ни кустика, ни травинки… Но пройдёт год-другой, и там, где недавно была только безжизненная земля, вдруг широко разольётся нежный малиновый цвет… Это на месте сгоревшего леса поселился кипрей, или иван-чай, как называют это растение в народе.

Семена кипрея прибыли сюда вместе с ветром на своих пушистых парашютиках. Прибыли и остались обживать погибшую было землю. И вот теперь на месте недавнего пепелища горят лилово-розовые добрые цветы кипрея.

И тут же к цветам кипрея потянулись труженицы – пчёлы, забывшие было дорогу туда, где прошёл недавно огонь пожара…

Вслед за кипреем, первым проложившим дорогу на пепелище, возвращается лес на своё старое место. Вот под защитой кипрея поднялся кустик малины, зашумели листьями на ветру берёзки и осинки.

А иван-чаем зовут кипрей за то, что листья и цветы его можно заваривать в кипятке и с удовольствием пить такой лесной чай.


Грамматические задания.

1.Выполните предложенные виды разбора.

2.Каково происхождение слова КИПРЕЙ? Произведите с ним все виды разбора, в том числе и лексический.



СИРЕНЬ


Сирень расцветает буйно, а живёт недолго. Уже через три-четыре недели она, словно нехотя, увядает. Но за это короткое время она успевает снопом ярких лучей осветить мою комнату, коснуться моей души, взволновать палитрой красок и накрепко остаться в памяти.

В нынешнюю холодную весну сирень расцветала медленно. Печален был её расцвет. Лепестки не раскрывались, поникшие гроздья безжизненно качались на кустах.

Из моего окна я смотрю на сиреневый куст. Вспоминаю его былую красоту, его запахи. Я вижу, как бледные лепестки, словно в обмороке, падают на землю. Гроздья унылы и заплаканы. Мне кажется, они плачут о непрожитой жизни своей.

Чет-то они похожи, эти обиженные и заплаканные кусты, на многих людей, которые умерли в войну, в самую пору своего расцвета, на людей, не успевших явить миру все богатства своей души, всё величие своего духа.

( По М. Разумному)


Грамматические задания

1.Выписать из текста и разобрать по составу страдательные причастия (1 вариант), действительные причастия (2 вариант).

2.Выписать из текста наречия, определить, к какой группе по своему значению они относятся.

3.Выписать из указанных предложений все возможные словосочетания и разобрать их.

4.Выполнить задания под цифрами.



ТЕКСТ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА


Лёгкие кружевные крылья

Злат..глазки очень красивы. Лёгкие, нежные, с кружевными крыльями, они похожи на маленьких стр..коз. А глаза, словно з..лотые бусинки, св..ркают на солнце.

Правда, днём злат..глазки мал..подвижны: с..дят, пр..жавшись, где- нибудь в зел..ни. Зато вечером медле..о и бе..шумно, как тени, плавают они в воздухе среди ветвей. На заснувших лугах и полях отыскивают ра..крытые цветки и (по)долгу пьют сла..кий нектар, отыскивают п..тательную пыльцу.

Но вечером на охоту выл..тают л..тучие мыши. Хв..тают злат..глазок прямо в воздухе. Как сп..стись? Оказывается, зл..тоглазки слышат ультразвуки, которые л..тучие мыши издают при полёте. Так они узнают о пр..ближении врага. Услыш..т летучую мышь и пряч..тся в траву, подальше от опасного места.

А ещё злат..глазки умеют ра..говаривать. Стучат брюшком, например по л..сту, и звук через лист передаётся другой злат..глазке. Уч..ные установили это совсем недавно.

Злат..глазок в нашей стране сорок видов, но чаще других встреча..тся злат..глазка обыкнове..ая. Это одно из самых необыкнове..ых созданий.

Стоит ли говорить, что злат..глазок надо беречь? Ведь это живая частичка нашей природы. Ну и, конечно, за их красивые гл..за.



Грамматические задания.


1.Определите стиль текста, докажите своё мнение.

2.Какова тема данного текста и основная мысль?

3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание.

4.Какие контекстуальные синонимы помогают избежать неоправданного повтора слова ЗЛАТОГЛАЗКА?

5.Подберите антонимы к слову ОБЫКНОВЕННЫЙ.

6.Подберите синонимы к слову СВЕРКАТЬ.

7.Какова роль в тексте восклицательных и вопросительных предложений?

8. Выполните указанные виды разбора.



В мире растений


Вереск


Без растений, как без воздуха, всякая жизнь на земле была бы невозможна.

Никакой книги не хватит, чтобы коротко рассказать обо всех растениях, на Земле их насчитывается около 500 тысяч видов.

Вереск растёт на сухой почве, а климат любит влажный. В Крыму вы его вряд ли найдёте, зато на северо-западе сколько угодно. В сосновых борах и на лесных опушках, на старых торфянниках с июля по сентябрь цветёт этот ветвистый кустарничек по высоте чуть больше черники. Цветки у него сиренево-розовые, собраны в кисти и напоминают ёлочки.

Вечнозелёные мелкие листья выстроились по стеблю в четыре ряда. Их и представить-то листьями трудно, какие-то иголочки. И всё-таки это игловидные листья.

В местах, где вереску уж больно нравится почва, он образует настоящие заросли. Пчёлы опыляют цветки вереска и собирают с него нектар. Из сушеного вереска получают вкусный чай.


Грамматические задания.

1.Выполнить задания под цифрами.

2.Выписать из текста слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».



Использованная литература:


  1. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. « Сборник изложений» 5-7 классы, Саратов, издательство Лицей, 1999г.

  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. «Универсальные дидактические материалы по русскому языку .6-7 классы, Москва,1999г., издательство «Аркти».

  3. Иваницкий В. «Птичьи секреты», журнал «Юный натуралист», № 6,1994 год.

  4. Кадырко Р.П. «Новый сборник диктантов для 5-11 классов», Минск, ООО «Юнипресс», 2001г.

  5. Удовицкий А.С. «Этюды о растениях».











14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!