СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие артикуляционного аппарата вокалиста

Просмотр содержимого документа
«"Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

города Новошахтинска










Конспект открытого занятия

по теме: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.



Подготовила и провела:

преподаватель высшей категории Петрова О.С.














17.10.2019 год

Дополнительная образовательная программа



Направленность Художественно-эстетическая_


Уровень освоения Углублённый_____________


Срок реализации 4 года________________


Предназначена для детей от 7 до 18 лет______


Форма Комплексная____________________


Дисциплина Вокал________________


Год обучения_4_________________


Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная__________


Тема занятия: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному произношению скороговорок.

Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Знакомство с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, при исполнении учебно-тренировочных упражнений.

Развивающие:

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.



Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- фортепиано;

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- микрофон.




Методическое обеспечение занятия:

- видеофрагмент отрывка с международного конкурса вокалистов «Детское Евровидение»;

- плакаты по теме «Дикция и артикуляция».



План занятия:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Введение в тему – 3 мин.

  3. Объяснение темы – 3 мин.

  4. Артикуляционная гимнастика – 3 мин.

  5. Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата –

4 мин.

  1. Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата –

3 мин.

  1. Видео пауза – 4 мин.

  2. Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения – 20 мин.

  3. Подведение итогов - 4 мин.






I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуй, Миша!

Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.


II. Введение в тему.

Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай вспомним с тобой такие понятия как «дикция» и «артикуляция».

Итак, дикция – это……………………………………………………………………………….

Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.


Педагог: Артикуляция – это…………………………………………………………………….

Предполагаемый ответ учащегося Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.


Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?


Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.


  1. Объяснение темы.


Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».


Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Миша, как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?


Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.


Педагог: Да, ты совершенно прав. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.

Миша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?


Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.


Педагог: Молодец, Миша! И мы с тобой для начала сделаем артикуляционную гимнастику.

-улыбка трубочка

Вытягиваем губы трубочкой, затем максимально растягиваем на улыбке.

-пятачок

Вытягиваем губы трубочкой и двигаем ими вправо-влево, вверх-вниз и вращаем по кругу. Стараемся что бы щеки при этом не двигались.

-сытый хомячок

Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем во рту шарик.

-голодный хомячок

втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щеки в исходное положение.

-шпага

поочередно тыкаем в щеки языком, как шпагой.

-Жвачка

жуем язык как жвачку

-Лошадка

цокаем языком

- грибок

Присасываем язык к верхнему нёбу и удерживаем.


Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?


Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.


Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.


IV. Практическая часть.


Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.


Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить две скороговорки на утрированные согласные звуки, которые мы разучили на предыдущих занятиях.

Первая скороговорка «Бык тупогуб».



Предполагаемый ответ учащегося: Бык тупогуб

Тупогубенький бычок

У быка бела губа

Была тупа.

Рекомендации:

В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных звуков, а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата. Обратить особое внимание на сдвоенные согласные. Их нужно выделить.


Педагог: Спасибо, Миша. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую скороговорку


Предполагаемый ответ учащегося: Из-под топота копыт

Пыль по полю летит.

Рекомендации:

Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.


Педагог: Молодец, Миша! И ещё одна скороговорка на звук «р», ведь активное произношение этого звука дисциплинирует речь в целом.

А тари, тари, тари

Куплю Маше янтари

Куплю Маше янтари

Ты носи, да не дари!

Рекомендации:

В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Важно обратить внимание на выражение, с которым читается эта скороговорка.

Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.


Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.


Педагог: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» - высокая певческая позиция + тренировка мимики.

Педагог: «У» на 2 звука с воздухом (медленно) – главное сильная струя воздуха (упр. на дыхание).

Педагог: Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-о-о», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1.

Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.


Видео-пауза


Педагог: Миша, я предлагаю посмотреть видеофрагменты выступления наших соотечественников, а именно Кати Рябовой на конкурсе «Детское Евровидение», где она получила достойную оценку, заняла II место. Пожалуйста, обрати внимание на артикуляцию. Особенно это ярко видно в начале исполнения песни, где пропевание фраз происходит речетотивом.

Просмотр видеофрагмента.




Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения


Педагог: Давай вспомним песню «Озорной дождик», которую мы разучили на предыдущих занятиях.

Исполнение песни «Озорной дождик» сл. А. Адлер и муз. Н. Жемойтук.

  1. Шёл по небу дождик озорной

И стучал рукою по зонтам и шляпам

Залезал на крышу он

С крыши прыгал на пол

Барабанной дробью хохоча надо мной.


Выглянуло солнце – дождь ослеп

Не переставая весело смеяться

Прямо на асфальте он нам устроил танцы

Лучиками жёлтыми отстукивал степ.



Припев: Эй, весёлый дождь, потанцуй со мной

Я раскрою свой зонт над головой.


  1. Капризуля жуткий он такой.

А природе летом дождик очень нужен

Вот и он притих, а вот топает по лужам

Людям улыбается прозрачной росой.


Шёл по небу дождик озорной

И стучал рукою по зонтам и шляпам

Залезал на крышу он

С крыши прыгал на пол

Барабанной дробью хохоча надо мной.


Припев: Эй, весёлый дождь, потанцуй со мной

Я раскрою свой зонт над головой.



Рекомендации:

При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.


Педагог: Хорошо, Миша. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.

Сегодня мы начнём разучивать новую песню «Я джазмен».

Песня «Я джазмен» сл. и муз. Л. Батыр-Булгари, и Р Валеева. – разучивание и исполнение 1 куплета и припева.

Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.


  1. Я сегодня выступаю, посмотрите я какой

Я ведь парень современный и конечно деловой,

Очень музыку люблю я и на сцене в стиле джаз

Я пою и я танцую в этот час сейчас для вас.


Припев: Я джаз, джазмен, Я джаз, джазмен,

Я джаз, джазмен – хлопайте со мной!

Я джаз, джазмен, я ведь джаз, джаз, джазмен

Я джаз, джазмен – парень заводной!


Рекомендации:

Во время работы над вокальным произведением «Я джазмен», необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на звук «Ж», когда его произносишь, не сдвигай губы, а держи их в улыбке. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.


  1. Подведение итогов.


Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю ответить на вопросы.

Итак, первый вопрос:

  1. Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).

  2. Работа органов речи направленная на создание гласных и согласных (артикуляция).

  3. Составные части речевой полости: (-губы;

  4. -челюсти;

  5. - язык).

  6. Человек, поющий песни на сцене (певец).

Молодец Миша, ты справился с кроссвордом. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из

определении «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить и текста 2-го куплета новой песни «Я джазмен» сл. и муз. Л. Батыр-Булгари, и Р Валеева.




  1. Организационный конец.


Спасибо, Миша! До свидания. До новой встречи.

















10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!