Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
города Новошахтинска
Конспект открытого занятия
по теме: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.
Подготовила и провела:
преподаватель высшей категории Петрова О.С.
17.10.2019 год
Дополнительная образовательная программа
Направленность Художественно-эстетическая_
Уровень освоения Углублённый_____________
Срок реализации 4 года________________
Предназначена для детей от 7 до 18 лет______
Форма Комплексная____________________
Дисциплина Вокал________________
Год обучения_4_________________
Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная__________
Тема занятия: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному произношению скороговорок.
Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.
Знакомство с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, при исполнении учебно-тренировочных упражнений.
Развивающие:
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Оборудование и материалы:
- просторное светлое помещение;
- фортепиано;
- ноутбук;
- музыкальный центр;
- микрофон.
Методическое обеспечение занятия:
- видеофрагмент отрывка с международного конкурса вокалистов «Детское Евровидение»;
- плакаты по теме «Дикция и артикуляция».
План занятия:
Организационный момент – 1 мин.
Введение в тему – 3 мин.
Объяснение темы – 3 мин.
Артикуляционная гимнастика – 3 мин.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата –
4 мин.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата –
3 мин.
Видео пауза – 4 мин.
Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения – 20 мин.
Подведение итогов - 4 мин.
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуй, Миша!
Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.
II. Введение в тему.
Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай вспомним с тобой такие понятия как «дикция» и «артикуляция».
Итак, дикция – это……………………………………………………………………………….
Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.
Педагог: Артикуляция – это…………………………………………………………………….
Предполагаемый ответ учащегося Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.
Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?
Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.
Объяснение темы.
Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».
Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Миша, как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?
Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.
Педагог: Да, ты совершенно прав. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.
Миша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?
Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.
Педагог: Молодец, Миша! И мы с тобой для начала сделаем артикуляционную гимнастику.
-улыбка трубочка
Вытягиваем губы трубочкой, затем максимально растягиваем на улыбке.
-пятачок
Вытягиваем губы трубочкой и двигаем ими вправо-влево, вверх-вниз и вращаем по кругу. Стараемся что бы щеки при этом не двигались.
-сытый хомячок
Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем во рту шарик.
-голодный хомячок
втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щеки в исходное положение.
-шпага
поочередно тыкаем в щеки языком, как шпагой.
-Жвачка
жуем язык как жвачку
-Лошадка
цокаем языком
- грибок
Присасываем язык к верхнему нёбу и удерживаем.
Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?
Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
IV. Практическая часть.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.
Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить две скороговорки на утрированные согласные звуки, которые мы разучили на предыдущих занятиях.
Первая скороговорка «Бык тупогуб».
Предполагаемый ответ учащегося: Бык тупогуб
Тупогубенький бычок
У быка бела губа
Была тупа.
Рекомендации:
В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных звуков, а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата. Обратить особое внимание на сдвоенные согласные. Их нужно выделить.
Педагог: Спасибо, Миша. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую скороговорку
Предполагаемый ответ учащегося: Из-под топота копыт
Пыль по полю летит.
Рекомендации:
Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.
Педагог: Молодец, Миша! И ещё одна скороговорка на звук «р», ведь активное произношение этого звука дисциплинирует речь в целом.
А тари, тари, тари
Куплю Маше янтари
Куплю Маше янтари
Ты носи, да не дари!
Рекомендации:
В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Важно обратить внимание на выражение, с которым читается эта скороговорка.
Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.
Педагог: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» - высокая певческая позиция + тренировка мимики.
Педагог: «У» на 2 звука с воздухом (медленно) – главное сильная струя воздуха (упр. на дыхание).
Педагог: Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.
Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-о-о», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1.
Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.
Видео-пауза
Педагог: Миша, я предлагаю посмотреть видеофрагменты выступления наших соотечественников, а именно Кати Рябовой на конкурсе «Детское Евровидение», где она получила достойную оценку, заняла II место. Пожалуйста, обрати внимание на артикуляцию. Особенно это ярко видно в начале исполнения песни, где пропевание фраз происходит речетотивом.
Просмотр видеофрагмента.
Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения
Педагог: Давай вспомним песню «Озорной дождик», которую мы разучили на предыдущих занятиях.
Исполнение песни «Озорной дождик» сл. А. Адлер и муз. Н. Жемойтук.
Шёл по небу дождик озорной
И стучал рукою по зонтам и шляпам
Залезал на крышу он
С крыши прыгал на пол
Барабанной дробью хохоча надо мной.
Выглянуло солнце – дождь ослеп
Не переставая весело смеяться
Прямо на асфальте он нам устроил танцы
Лучиками жёлтыми отстукивал степ.
Припев: Эй, весёлый дождь, потанцуй со мной
Я раскрою свой зонт над головой.
Капризуля жуткий он такой.
А природе летом дождик очень нужен
Вот и он притих, а вот топает по лужам
Людям улыбается прозрачной росой.
Шёл по небу дождик озорной
И стучал рукою по зонтам и шляпам
Залезал на крышу он
С крыши прыгал на пол
Барабанной дробью хохоча надо мной.
Припев: Эй, весёлый дождь, потанцуй со мной
Я раскрою свой зонт над головой.
Рекомендации:
При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.
Педагог: Хорошо, Миша. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.
Сегодня мы начнём разучивать новую песню «Я джазмен».
Песня «Я джазмен» сл. и муз. Л. Батыр-Булгари, и Р Валеева. – разучивание и исполнение 1 куплета и припева.
Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.
Я сегодня выступаю, посмотрите я какой
Я ведь парень современный и конечно деловой,
Очень музыку люблю я и на сцене в стиле джаз
Я пою и я танцую в этот час сейчас для вас.
Припев: Я джаз, джазмен, Я джаз, джазмен,
Я джаз, джазмен – хлопайте со мной!
Я джаз, джазмен, я ведь джаз, джаз, джазмен
Я джаз, джазмен – парень заводной!
Рекомендации:
Во время работы над вокальным произведением «Я джазмен», необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на звук «Ж», когда его произносишь, не сдвигай губы, а держи их в улыбке. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.
Подведение итогов.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю ответить на вопросы.
Итак, первый вопрос:
Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).
Работа органов речи направленная на создание гласных и согласных (артикуляция).
Составные части речевой полости: (-губы;
-челюсти;
- язык).
Человек, поющий песни на сцене (певец).
Молодец Миша, ты справился с кроссвордом. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из
определении «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить и текста 2-го куплета новой песни «Я джазмен» сл. и муз. Л. Батыр-Булгари, и Р Валеева.
Организационный конец.
Спасибо, Миша! До свидания. До новой встречи.
10