Просмотр содержимого документа
«Динамический анализ механизмов»
Тема2
ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ
План лекции
- Силовой анализ механизмов. Силы, действующие на звенья механизма. Силы движущие и силы производственных сопротивлений. Механические характеристики машин. Трение в механизмах. Виды трения. Трение скольжения. Трение на наклонной плоскости. Трение в винтовой кинематической паре. Трение во вращательной кинематической паре. Трение качения. Трение в шариковых и роликовых подшипниках. Силы инерции звеньев плоских механизмов .
- Динамика машин является разделом общей теории механизмов и машин, в котором движение механизмов и машин изучается с учетом действующих сил и свойств материалов, из которых изготовлены звенья-упругости, внешнего и внутреннего трения и др. Важнейшими задачами динамики машин являются задачи определения функций движения звеньев машин с учетом сил и пар сил инерции звеньев, упругости их материалов, сопротивления среды движению звеньев, уравновешивания сил инерции, обеспечения устойчивости движения, регулирования хода машин.
- СИЛОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ
- Движение реальных механизмов машин происходит под действием различных сил и является переменным во времени в соответствии с изменением режимов и назначением машин. Целью исследования движения машин является определение режимов их движения в соответствии с требованиями технологии производства, эксплуатации и надежности.
- Для этого необходимо установить допустимые значения сил, действующих на различные звенья в процессе движения, коэффициент полезного действия, перемещения, скорости и ускорения : движения звеньев и их отдельных точек.
Силы и моменты, действующие в звеньях механизма
- Движущие силы F д и М д .
- Силы и моменты сопротивления (Fс,Mс).
- Работа сил и моментов сопротивления за цикл отрицательна: Аc
- Силы тяжести (Gi).
- Работа силы тяжести за цикл равна нулю: АGi=0.
- Расчетные силы и моменты (ФSi,MФi).
- ФSi,MФi – Главные векторы сил инерции и главные моменты от сил инерции .
Реакции в кинематических парах (Qij).
Механические характеристики
- Механические характеристики указаны в техпаспорте.
- 1 – скорость, с которой вращается вал двигателя;
- 2 – скорость, с которой будет вращаться главный вал рабочей машины.
- 1 и 2 нужно поставить в соответствие друг другу.
- Например, число оборотов n1 =7000 об/мин., а n2=70 об/мин.
- Чтобы привести в соответствие механические характеристики двигателя и рабочей машины, между ними устанавливают передаточный механизм, который имеет свои механические характеристики.
- up2= 1/ 2=700/70=10
Механические характеристики машин на примере поршневой машины
- Механическая характеристика 3-х фазного асинхронного двигателя (рис.1).
- Индикаторная диаграмма ДВС (рис.2).
- H – ход поршня в поршневой машине
- (расстояние между крайними
- положениями поршня) рис.3.
- Индикаторная диаграмма насоса(рис.4)
- рис1 рис.2 рис.3 рис.4
Трение в механизмах
- Трение является сложным физико-химическим процессом, сопровождающийся выделением тепла. Это вызвано тем, что перемещающиеся тела оказывают сопротивление относительному движению. Мерой интенсивности сопротивления относительному перемещению является сила (момент) трения.
- Различают трение качения, трение скольжения, а также сухое, граничное и жидкостное трение.
- Если суммарная высота микронеровностей взаимодействующих поверхностей:
- больше, чем высота слоя смазки, то - сухое трение.
- равна высоте слоя смазки, то - граничное трение.
- меньше, чем высота слоя смазки, то –жидкостное
Виды трения
- По объекту взаимодействия различают внешние и внутреннее трения. Внешние трения – это противодействие относительному перемещению соприкасающихся тел в направлении, лежащим в плоскости их соприкосновения.
- Внутреннее трение – противодействие относительному перемещению отдельных частей одного и того же тела.
- По признаку наличия или отсутствия относительного движения различают трения покоя и трение движения.
- Трение покоя (статическое трение) – внешнее трение, при относительном покое соприкасающихся тел.
- Трение движения (кинетическое трение) – внешнее трение, при относительном движении соприкасающихся тел.
- По виду относительного движения тел различают: трение скольжения – внешнее трение при относительном скольжении соприкасающихся тел , трение качения – внешнее трение при относительном качении соприкасающихся тел.
- По физическим признакам состояния взаимодействующих тел различают: чистое трение – внешнее трение при полном отсутствии на трущихся поверхностях каких – либо посторонних примесей; сухое трение – внешнее трение, при котором трущееся поверхности покрыты пленками окислов и адсорбированными молекулами газов и жидкостей, а смазка отсутствует; граничное трение – внешнее трение, при котором между трущимися поверхностями полужидкостное трение – трение, при котором между трущимися есть тонкий (порядка 0,1мкм и менее) слой смазки; поверхностями есть слой смазки с обычными свойствами; жидкостное трение – трение, при котором поверхности трущихся твердых тел полностью отделены друг от друга слоем жидкости .
Трение по наклонной плоскости
- Схема действия сил при скольжении по наклонной плоскости
Учет трения во вращательной кинематической паре.
- 1 - цапфа
- r ц - радиус цапфы
- Δ - зазор
- - радус круга трения;
- = О1С
- Из ΔО1СК = sin О1С = О1К sin
- Mc = Q 12.О1С = Q 12. r ц. sin
- При малых углах sin ≈ tg = f . Тогда :
- Mc = Q 12. r ц. f
- При учете трения во вращательной КП результирующая реакция отклоняется от общей нормали на угол трения и проходит касательно к кругу трения радиуса .
Трение качения
Трение качения — момент сил, возникающий при качении одного из двух контактирующих и
взаимодействующих тел относительно другого, противодействующий вращению движущегося тела .
Коэффициент трения качения
- Коэффициентом трения качения называется плечо пары трения качения, т.е. расстояние на которое сдвинута нормальная реакция. Коэффициент трения качения равен
- f = Мmax/N.
- Он измеряется в линейных единицах и определяется опытным путем.
Угол и конус трения
Трение в шариковых и роликовых подшипниках
- Трением качения называют трение движения двух твердых тел, при котором их скорости в точках касания одинаковы по значению и направлению. Такое взаимодействие и соответственно вид трения наблюдают в шариковых и роликовых подшипниках качения, в сопряжениях ролик—направляющие .
Силы инерции плоских механизмов
- Силы и моменты сил инерции звеньев, возникающие при изменении скорости движения звеньев и действующие на связи, удерживающие звенья.
- Силы инерции препятствуют движению при ускорении и способствуют ему при замедлении движения .
- Силы инерции определяют произведением массы на вектор ускорения центра инерции звена.
Силы инерции
- Силы инерции - предложены Д’Аламбером для силового расчета подвижных механических систем. При добавлении этих сил к внешним силам, действующим на систему, устанавливается квазистатическое равновесие системы и ее можно рассчитывать, используя уравнения статики (метод кинетостатики).
- Расчетные выражения по определению сил
- инерции знаком Вам из курса Теоретическая механика.
Вопросы для самопроверки
1.Основные признаки силового анализа механизмов ?
2 . Какие силы и моменты могут возникнуть в звеньях механизма при движении ?
3 . Назовите основные характеристики машин.
4. Какие виды трения Вы знаете, дайте их характеристику ?
5.Чем отличается трение скольжения от трения качения ?
6. Как определяется коэффициент трения ?