СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамический анализ механизмов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Динамический анализ механизмов»

Тема2 ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ

Тема2

ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ

План лекции Силовой анализ механизмов. Силы, действующие на звенья механизма. Силы движущие и силы производственных сопротивлений. Механические характеристики машин. Трение в механизмах. Виды трения. Трение скольжения. Трение на наклонной плоскости. Трение в винтовой кинематической паре. Трение во вращательной кинематической паре. Трение качения. Трение в шариковых и роликовых подшипниках. Силы инерции звеньев плоских механизмов .

План лекции

  • Силовой анализ механизмов. Силы, действующие на звенья механизма. Силы движущие и силы производственных сопротивлений. Механические характеристики машин. Трение в механизмах. Виды трения. Трение скольжения. Трение на наклонной плоскости. Трение в винтовой кинематической паре. Трение во вращательной кинематической паре. Трение качения. Трение в шариковых и роликовых подшипниках. Силы инерции звеньев плоских механизмов .

Динамика машин является разделом общей теории механизмов и машин, в котором движение механизмов и машин изучается с учетом действующих сил и свойств материалов, из которых изготовлены звенья-упругости, внешнего и внутреннего трения и др. Важнейшими задачами динамики машин являются задачи определения функций движения звеньев машин с учетом сил и пар сил инерции звеньев, упругости их материалов, сопротивления среды движению звеньев, уравновешивания сил инерции, обеспечения устойчивости движения, регулирования хода машин.
  • Динамика машин является разделом общей теории механизмов и машин, в котором движение механизмов и машин изучается с учетом действующих сил и свойств материалов, из которых изготовлены звенья-упругости, внешнего и внутреннего трения и др. Важнейшими задачами динамики машин являются задачи определения функций движения звеньев машин с учетом сил и пар сил инерции звеньев, упругости их материалов, сопротивления среды движению звеньев, уравновешивания сил инерции, обеспечения устойчивости движения, регулирования хода машин.

СИЛОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ Движение реальных механизмов машин происходит под действием различных сил и является переменным во времени в соответствии с изменением режимов и назначением машин. Целью исследования движения машин является определение режимов их движения в соответствии с требованиями технологии производства, эксплуатации и надежности. Для этого необходимо установить допустимые значения сил, действующих на различные звенья в процессе движения, коэффициент полезного действия, перемещения, скорости и ускорения : движения звеньев и их отдельных точек.
  • СИЛОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ
  • Движение реальных механизмов машин происходит под действием различных сил и является переменным во времени в соответствии с изменением режимов и назначением машин. Целью исследования движения машин является определение режимов их движения в соответствии с требованиями технологии производства, эксплуатации и надежности.
  • Для этого необходимо установить допустимые значения сил, действующих на различные звенья в процессе движения, коэффициент полезного действия, перемещения, скорости и ускорения : движения звеньев и их отдельных точек.

 Силы и моменты, действующие в звеньях механизма    Движущие силы F д и М д . Силы и моменты сопротивления (Fс,Mс). Работа сил и моментов сопротивления за цикл отрицательна: Аc Силы тяжести (Gi). Работа силы тяжести за цикл равна нулю: АGi=0. Расчетные силы и моменты (ФSi,MФi). ФSi,MФi – Главные векторы сил инерции и главные моменты от сил инерции .  Реакции в кинематических парах (Qij).

Силы и моменты, действующие в звеньях механизма

  • Движущие силы F д и М д .
  • Силы и моменты сопротивления (Fс,Mс).
  • Работа сил и моментов сопротивления за цикл отрицательна: Аc
  • Силы тяжести (Gi).
  • Работа силы тяжести за цикл равна нулю: АGi=0.
  • Расчетные силы и моменты (ФSi,MФi).
  • ФSi,MФi – Главные векторы сил инерции и главные моменты от сил инерции .

Реакции в кинематических парах (Qij).

Механические характеристики Механические характеристики указаны в техпаспорте.  1 – скорость, с которой вращается вал двигателя;  2 – скорость, с которой будет вращаться главный вал рабочей машины.  1 и  2 нужно поставить в соответствие друг другу. Например, число оборотов n1 =7000 об/мин., а n2=70 об/мин. Чтобы привести в соответствие механические характеристики двигателя и рабочей машины, между ними устанавливают передаточный механизм, который имеет свои механические характеристики.  up2=  1/  2=700/70=10

Механические характеристики

  • Механические характеристики указаны в техпаспорте.
  •  1 – скорость, с которой вращается вал двигателя;
  •  2 – скорость, с которой будет вращаться главный вал рабочей машины.
  •  1 и  2 нужно поставить в соответствие друг другу.
  • Например, число оборотов n1 =7000 об/мин., а n2=70 об/мин.
  • Чтобы привести в соответствие механические характеристики двигателя и рабочей машины, между ними устанавливают передаточный механизм, который имеет свои механические характеристики.
  • up2=  1/  2=700/70=10

Механические характеристики машин  на примере поршневой машины Механическая характеристика 3-х фазного асинхронного двигателя (рис.1). Индикаторная диаграмма ДВС (рис.2).  H – ход поршня в поршневой машине (расстояние между крайними положениями поршня) рис.3. Индикаторная диаграмма насоса(рис.4)  рис1 рис.2 рис.3 рис.4

Механические характеристики машин на примере поршневой машины

  • Механическая характеристика 3-х фазного асинхронного двигателя (рис.1).
  • Индикаторная диаграмма ДВС (рис.2).
  • H – ход поршня в поршневой машине
  • (расстояние между крайними
  • положениями поршня) рис.3.
  • Индикаторная диаграмма насоса(рис.4)
  • рис1 рис.2 рис.3 рис.4

Трение в механизмах Трение является сложным физико-химическим процессом, сопровождающийся выделением тепла. Это вызвано тем, что перемещающиеся тела оказывают сопротивление относительному движению. Мерой интенсивности сопротивления относительному перемещению является сила (момент) трения. Различают трение качения, трение скольжения, а также сухое, граничное и жидкостное трение. Если суммарная высота микронеровностей взаимодействующих поверхностей: больше, чем высота слоя смазки, то - сухое трение. равна высоте слоя смазки, то - граничное трение. меньше, чем высота слоя смазки, то –жидкостное

Трение в механизмах

  • Трение является сложным физико-химическим процессом, сопровождающийся выделением тепла. Это вызвано тем, что перемещающиеся тела оказывают сопротивление относительному движению. Мерой интенсивности сопротивления относительному перемещению является сила (момент) трения.
  • Различают трение качения, трение скольжения, а также сухое, граничное и жидкостное трение.
  • Если суммарная высота микронеровностей взаимодействующих поверхностей:
  • больше, чем высота слоя смазки, то - сухое трение.
  • равна высоте слоя смазки, то - граничное трение.
  • меньше, чем высота слоя смазки, то –жидкостное

Виды трения По объекту взаимодействия различают внешние и внутреннее трения. Внешние трения – это противодействие относительному перемещению соприкасающихся тел в направлении, лежащим в плоскости их соприкосновения. Внутреннее трение – противодействие относительному перемещению отдельных частей одного и того же тела. По признаку наличия или отсутствия относительного движения различают трения покоя и трение движения. Трение покоя (статическое трение) – внешнее трение, при относительном покое соприкасающихся тел. Трение движения (кинетическое трение) – внешнее трение, при относительном движении соприкасающихся тел. По виду относительного движения тел различают: трение  скольжения – внешнее трение при относительном скольжении соприкасающихся тел ,  трение качения – внешнее трение при относительном качении соприкасающихся тел.

Виды трения

  • По объекту взаимодействия различают внешние и внутреннее трения. Внешние трения – это противодействие относительному перемещению соприкасающихся тел в направлении, лежащим в плоскости их соприкосновения.
  • Внутреннее трение – противодействие относительному перемещению отдельных частей одного и того же тела.
  • По признаку наличия или отсутствия относительного движения различают трения покоя и трение движения.
  • Трение покоя (статическое трение) – внешнее трение, при относительном покое соприкасающихся тел.
  • Трение движения (кинетическое трение) – внешнее трение, при относительном движении соприкасающихся тел.
  • По виду относительного движения тел различают: трение скольжения – внешнее трение при относительном скольжении соприкасающихся тел , трение качения – внешнее трение при относительном качении соприкасающихся тел.

По физическим признакам состояния взаимодействующих тел различают: чистое трение – внешнее трение при полном отсутствии на трущихся поверхностях каких – либо посторонних примесей; сухое трение – внешнее трение, при котором трущееся поверхности покрыты пленками окислов и адсорбированными молекулами газов и жидкостей, а смазка отсутствует; граничное трение – внешнее трение, при котором между трущимися поверхностями полужидкостное трение – трение, при котором между трущимися есть тонкий (порядка 0,1мкм и менее) слой смазки; поверхностями есть слой смазки с обычными свойствами; жидкостное трение – трение, при котором поверхности трущихся твердых тел полностью отделены друг от друга слоем жидкости .
  • По физическим признакам состояния взаимодействующих тел различают: чистое трение – внешнее трение при полном отсутствии на трущихся поверхностях каких – либо посторонних примесей; сухое трение – внешнее трение, при котором трущееся поверхности покрыты пленками окислов и адсорбированными молекулами газов и жидкостей, а смазка отсутствует; граничное трение – внешнее трение, при котором между трущимися поверхностями полужидкостное трение – трение, при котором между трущимися есть тонкий (порядка 0,1мкм и менее) слой смазки; поверхностями есть слой смазки с обычными свойствами; жидкостное трение – трение, при котором поверхности трущихся твердых тел полностью отделены друг от друга слоем жидкости .

Трение по наклонной плоскости Трение скольжения Схема действия сил при скольжении по наклонной плоскости

Трение по наклонной плоскости

  • Трение скольжения
  • Схема действия сил при скольжении по наклонной плоскости

Учет трения во вращательной кинематической паре.

Учет трения во вращательной кинематической паре.

1 - цапфа r ц - радиус цапфы Δ - зазор   - радус круга трения;   = О1С Из ΔО1СК  = sin    О1С = О1К sin  Mc = Q 12.О1С = Q 12. r ц. sin  При малых углах   sin   ≈  tg   =  f . Тогда : Mc = Q 12. r ц. f При учете трения во вращательной КП результирующая реакция отклоняется от общей нормали на угол трения  и проходит касательно к кругу трения радиуса  .
  • 1 - цапфа
  • r ц - радиус цапфы
  • Δ - зазор
  • - радус круга трения;
  • = О1С
  • Из ΔО1СК = sin О1С = О1К sin
  • Mc = Q 12.О1С = Q 12. r ц. sin
  • При малых углах sin tg = f . Тогда :
  • Mc = Q 12. r ц. f
  • При учете трения во вращательной КП результирующая реакция отклоняется от общей нормали на угол трения и проходит касательно к кругу трения радиуса .

Трение качения   Трение качения — момент сил, возникающий при качении одного из двух контактирующих и  взаимодействующих тел относительно другого, противодействующий вращению движущегося тела .

Трение качения

Трение качения — момент сил, возникающий при качении одного из двух контактирующих и

взаимодействующих тел относительно другого, противодействующий вращению движущегося тела .

Коэффициент трения качения  Коэффициентом трения качения называется плечо пары трения качения, т.е. расстояние на которое сдвинута нормальная реакция. Коэффициент трения качения равен  f = Мmax/N. Он измеряется в линейных единицах и определяется опытным путем.

Коэффициент трения качения

  • Коэффициентом трения качения называется плечо пары трения качения, т.е. расстояние на которое сдвинута нормальная реакция. Коэффициент трения качения равен
  • f = Мmax/N.
  • Он измеряется в линейных единицах и определяется опытным путем.

Угол и конус трения

Угол и конус трения

Трение в шариковых и роликовых  подшипниках  Трением качения называют трение движения двух твердых тел, при котором их скорости в точках касания одинаковы по значению и направлению. Такое взаимодействие и соответственно вид трения наблюдают в шариковых и роликовых подшипниках качения, в сопряжениях ролик—направляющие .

Трение в шариковых и роликовых подшипниках

  • Трением качения называют трение движения двух твердых тел, при котором их скорости в точках касания одинаковы по значению и направлению. Такое взаимодействие и соответственно вид трения наблюдают в шариковых и роликовых подшипниках качения, в сопряжениях ролик—направляющие .

Силы инерции плоских механизмов Силы и моменты сил инерции звеньев, возникающие при изменении скорости движения звеньев и действующие на  связи, удерживающие звенья. Силы инерции препятствуют движению при ускорении и способствуют ему при замедлении  движения . Силы инерции определяют произведением массы на вектор ускорения центра инерции звена.

Силы инерции плоских механизмов

  • Силы и моменты сил инерции звеньев, возникающие при изменении скорости движения звеньев и действующие на связи, удерживающие звенья.
  • Силы инерции препятствуют движению при ускорении и способствуют ему при замедлении движения .
  • Силы инерции определяют произведением массы на вектор ускорения центра инерции звена.

Силы инерции  Силы инерции - предложены Д’Аламбером для силового расчета подвижных механических систем. При добавлении этих сил к внешним силам, действующим на систему, устанавливается квазистатическое равновесие системы и ее можно рассчитывать, используя уравнения статики (метод кинетостатики). Расчетные выражения по определению сил  инерции знаком Вам из курса Теоретическая механика.

Силы инерции

  • Силы инерции - предложены Д’Аламбером для силового расчета подвижных механических систем. При добавлении этих сил к внешним силам, действующим на систему, устанавливается квазистатическое равновесие системы и ее можно рассчитывать, используя уравнения статики (метод кинетостатики).
  • Расчетные выражения по определению сил
  • инерции знаком Вам из курса Теоретическая механика.

Вопросы для самопроверки 1.Основные признаки силового анализа механизмов ? 2 . Какие силы и моменты могут возникнуть в звеньях механизма при движении ? 3 . Назовите основные характеристики машин. 4. Какие виды трения Вы знаете, дайте их характеристику ? 5.Чем отличается трение скольжения от трения качения ? 6. Как определяется коэффициент трения ?

Вопросы для самопроверки

1.Основные признаки силового анализа механизмов ?

2 . Какие силы и моменты могут возникнуть в звеньях механизма при движении ?

3 . Назовите основные характеристики машин.

4. Какие виды трения Вы знаете, дайте их характеристику ?

5.Чем отличается трение скольжения от трения качения ?

6. Как определяется коэффициент трения ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!