Динамика сформированности УУД за 4 года в рамках внедрения ФГОС ОО
( психолого-педагогического сопровождения).
2015-2016, 2016-2017, 2017-2018,2018-2019 уч.год (1 полугодие)
Цель : получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД учащихся среднего звена;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД.
Год | Познавательные УУД |
Сформированность навыков чтения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
уровень патологии | слабый уровень | средний уровень | хороший уровень | высокий уровень |
2015-2016 | 0% | 23% | 38% | 31% | 8% |
2016-2017 | 0% | 16% | 24% | 36% | 24% |
2017-2018 | 0% | 0% | 33% | 38% | 29% |
2018-2019 | | 9% | 46% | 28% | 17% |
Оценка самостоятельности мышления |
| уровень патологии | слабый уровень | средний уровень | хороший уровень | высокий уровень |
2015-2016 | 0% | 19% | 31% | 35% | 15% |
2016-2017 | 0% | 8% | 32% | 32% | 28% |
2017-2018 | 0% | 10% | 52% | 14% | 24% |
2018-2019 | 1% (СКК) | 7% | 46% | 28% | 18% |
Словесно – логическое мышление |
| уровень патологии | Первый уровень успешности (слабый) | Второй уровень успешности (средний) | Третий уровень успешности (хороший) | Четвертый уровень успешности (высокий) |
2015-2016 | 0% | 19% | 43% | 23% | 15% |
2016-2017 | 0% | 12% | 36% | 32% | 28% |
2017-2018 | 0% | 24% | 52% | 5% | 19% |
2018-2019 | 0% | 10% | 41% | 36% | 13% |
Сформированность навыка чтения
ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Регулятивные УУД.
| Регулятивные УУД |
Умение учится и способность к организации деятельности | Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма |
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий |
2015-2016 | 0% | 35% | 65% | 61,5% | 38,5% | 0% |
2016-2017 | 20% | 68% | 12% | 28% | 56% | 8% |
2017-2018 | 24% | 62% | 14% | 33% | 57% | 10% |
2018-2019 | 28% | 61% | 11% | 23% | 68% | 9% |
| Личностные УУД |
Самооценка |
Низкий | Средний | Высокий |
2015-2016 | 65% | 35% | 0% |
2016-2017 | 4% | 72% | 24% |
2017-2018 | 10% | 70% | 20% |
2018-2019 | 3% | 70% | 27% |
| Смыслообразование (мотивация учебной деятельности) |
Негативное отношение к школе | Низкий уровень | Положительное отношение к школе | Хороший уровень | Высокий уровень |
2015-2016 | 0% | 38% | 39% | 23% | 0% |
2016-2017 | 4% | 8% | 52% | 28% | 8% |
2017-2018 | 19% | 24% | 38% | 19% | 0% |
2018-2019 | 4,5% | 17% | 49% | 17% | 12,5% |
САМООЦЕНКА
| Личностные УУД |
Самооценка |
Низкий | Средний | Высокий |
2015-2016 | 65% | 35% | 0% |
2016-2017 | 4% | 72% | 24% |
2017-2018 | 10% | 70% | 20% |
2018-2019 | 3% | 70% | 27% |
Смыслообразование (мотивация учебной деятельности).
| Смыслообразование (мотивация учебной деятельности) |
Негативное отношение к школе | Низкий уровень | Положительное отношение к школе | Хороший уровень | Высокий уровень |
2015-2016 | 0% | 38% | 39% | 23% | 0% |
2016-2017 | 4% | 8% | 52% | 28% | 8% |
2017-2018 | 19% | 24% | 38% | 19% | 0% |
2018-2019 | 4,5% | 17% | 49% | 17% | 12,5% |
Вывод: проведённый мониторинг позволил нам получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Хотелось бы отметить, что в 8 классе идёт апробация системы критериев оценивания УУД.
Таким образом, динамика сформированности Познавательных УУД за 4 года нестабильна, имеет тенденцию к снижению на 9%. Оценка самостоятельности мышления напротив, имеет положительную динамику слабый уровень снизился на 3%. Уровень развития словесно-логического мышления увеличилось на 14%. У учащихся формируется осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи, анализируют объекты с целью выделения признаков, выбирают основания для сравнения. Однако, затруднения составляют смысловое чтение , определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД. Умение учиться и способность к организации деятельности повысилось на 3% . Трудности имеются в контроле в форме сличения способов действия и его результатом.
Личностные УУД. Наиболее неблагоприятным был 2017-2018 у.г., в котором «дезадаптация» составляла у 19% учащихся. Это объяснялось тем, что у подростков 7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Не данном этапе , наблюдался «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Нами разработаны циклы внеклассных мероприятий, целью которых было : формирование психосоциальной компетентности у подростков. На выходе дало положительные результаты - снижение уровня «дезадаптации» на 14,5%.
Коммуникативные УУД. Проблема коммуникации у учащихся 5-8 классов остаётся актуальной, т.к. в подростковом возрасте
формируется способность строить общение с окружающими в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентировка в личных особенностях и качествах людей, сознательное подчинение нормам, принятым в коллективе.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми является важнейшим психологическим условием в их личностном развитии.
Поэтому, нами проводятся индивидуальные консультации с классными руководителями, учителями – предметниками, родителями на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», « Психология межличностных отношений в подростковый период». Тематика корректируется с запросами участников учебно-воспитательного процесса.
Рекомендации по дальнейшей работе: на ШМО классных руководителей познакомить с полученными результатами.
1. Педагогу-психологу и классному руководителю: разработать классные часы, направленные на повышение уровня мотивации к обучению.
2. Учителям-предметникам применять следующие методы стимулирования:
создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности;
познавательные игры;
дискуссии, анализ жизненных ситуаций;
создание ситуации успеха в учении.
20.11.2018 год Педагог-психолог Н.Р.Шорохова.