СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Династический кризис. Земский собор 1598 г и избрание Бориса Годунова. Политика Годунова в отношении боярства. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Династический кризис.  Земский собор 1598 г и избрание Бориса Годунова. Политика Годунова в отношении боярства. Голод 1601-1603 гг. и  обострение социально-экономического кризиса"

Просмотр содержимого документа
«Династический кризис. Земский собор 1598 г и избрание Бориса Годунова. Политика Годунова в отношении боярства. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса»

Тема: Правление Бориса Годунова

(Династический кризис. Земский собор 1598 г и избрание Бориса Годунова. Политика Годунова в отношении боярства. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса).

Цель: Формирование представления о политике Бориса Годунова и предпосылках социально-политического, экономического и династического кризиса в России на рубеже XVI-XVII вв., вошедшего в историю России как Смута.


Задачи:

  • Образовательная: изучить правление Бориса Годунова, начать формировать представление о начале Смутного времени и причинах этого явления.

  • Развивающая: развивать практические умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками; развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели; развивать умения систематизировать материал.


  • Воспитательная: воспитывать интерес к изучению истории, стремление к самосовершенствованию, индивидуальной и коллективной ответственности, учебно-познавательной самостоятельности.



Ход урока:

1 Организационной момент

2. Актуализация

3 варианта проверки дз:

1

Карточки с заданиями.

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите правителя, о котором идёт речь.

 

«Опричнина, гораздо меньшая часть государства, чем земщина, составила как бы собственное владение государя в противоположность государственному; в опричнине были свои бояре и окольничие, свой особый царский дворец, казна, дьяки и военная сила: дети боярские и стрельцы. Все доходы с опричнины шли исключительно на царский обиход. При таком разделении государства началось переселение. Царь приказывал выводить из опричных городов и их территорий владельцев, не принятых в опричнину, а тем, напротив, которые туда вошли, раздавал земли за службу».

 1)  Иван III

2)  Иван IV

3)  Фёдор Иванович

4)  Борис Годунов

2. Созыв первого Земского собора связан с деятельностью

 

1)  Избранной Рады

2)  Стоглавого собора

3)  Совета всея земли

4)  Переяславской рады

3. Назовите царствующего государя, о котором говорится в тексте. К какому веку относятся записки?

Из записок иностранца

«Что касается до главных пунктов или статей, входящих в состав самодержавного правления, то все они… безусловно принадлежат Царю и состоящей под ним Думе…

Что касается до общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания… и, напротив, определение к той или иной должности зависит непосредственно от самого Царя… Но теперешний Царь (чтобы свободнее предаваться благочестию) предоставил все такого рода дела, относящиеся до управления государством, в полное распоряжение брата жены своей, боярина Бориса Фёдоровича Годунова… Ещё недавно здесь были лица из древнего дворянства, которые владели по наследству различными областями с неограниченною властью и правом судить и рядить все дела в своих владениях без апелляции и не давая никакого отчёта Царю; но все эти права были уничтожены и отняты у них …родителем нынешнего Государя…

…теперь знатнейшие дворяне (называемые удельными князьями) сравнялись с прочими… Средства, коими стараются препятствовать возвышению этих домов и возвращению ими прежнего значения, суть следующие…: многим из наследников не дозволяется вступать в брак, дабы род прекратился вместе с ними. Иных отправляют в Сибирь, в Казань и в Астрахань, под предлогом службы… Некоторых заключают в монастыри, где они постригаются в монахи, под видом обета, данного добровольно…, но на самом деле по неволе, из опасения, что их обвинят в каком-нибудь взведённом на них преступлении.

Здесь они находятся под столь блистательным надзором…, что им не остаётся никакой надежды, как кончить дни свои в заточении… Как эти, так и другие подобные им средства, придуманные [отцом нынешнего Государя], доселе ещё употребляются Годуновыми, которые возвысившись через брак Царицы, родственницы их, правят и Царём и Царством (в особенности Борис Фёдорович Годунов, брат Царицы), стремясь всеми мерами истребить или унизить всё знатнейшее и древнейшее дворянство… В прошедшем году… лишён жизни в монастыре… князь Пётр Петрович Шуйский… Думали также, что Никита Романович, дядя нынешнего Царя с материнской стороны, умер от яда или другой насильственной смерти».

2

Хронологическая задачка (математическая грамотность)

1 слайд: (Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = х


Решение: (1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572

Ответ: 1572 г. Событие-? Ответ: Отмена опричнины

3

Задание на исключение лишнего из ряда (критическая грамотность), объясните, почему исключили.

  1. Борис Годунов, Федор Иванович, Ольга, Рюрик, Иван III, Владимир Мономах

  2. 912-945, 1019-1054, 980-1115, 862-879, 988

  3. Баскак, ярлык, хан, Куликовская битва, Невская битва, стояние на р. Угре.

  4. Сильвестр, А. Курбский, митрополит Иов, А. Адашев, митрополит Макарий

  5. Опричнина, Александровская слобода, земщина, Малюта Скуратов, 1565-1572, Иван Грозный, Судебник 1497 г


Самопроверка (дети меняются листовками и проверяют соседа)

3. Мотивационный момент.

Музыка из оперы «Борис Годунов» Мусоргского М.П.

На доске «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха…» А.С. Пушкин «Борис Годунов»

Беседа с учащимися по вопросам:

-Какие чувства вызвала у вас данная музыка? Посмотрите на эпиграф нашего урока на доске. Как вы думаете, о ком пойдет речь?

-Борис Годунов.

-Совершенно верно. Тема нашего урока «Правление Бориса Годунова».

1. Династический кризис

1 вариант работы: -Давайте вспомним, что мы узнали на последних уроках и подумаем, какая же проблемы могла возникнуть в конце 16 века?

(на случай затруднения слова подсказки на доске: 1591, 1598, картина убийство сына Иваном Грозны, Углич))

Задавая вопросы подвести детей к проблеме отсутствия кровного наследника – пресечение династии Рюриковичей.

-Итак, какая проблема?

Подвести детей к ответу: Династический кризис, кто станет править государством?

-Кто раньше правил?

2 вариант работы - Назрел династический кризис? Если да докажите! Так почему же была прервана многовековая традиция престолонаследия?

Предположения детей, на доске слова подсказки (имена детей Ивана Грозного, 3 гипотезы смерти царевича Дмитрия в Угличе, картина Репина).

-Вспомните, мы с вами на прошлом уроке уговорили, что такое династия, кто напомнит?

Ответ: Династия - ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования.

- Какая династия правила в России на период конца XVI века?

Ответ: Рюриковичей

-Когда она была установлена?

Ответ: В 862 году.

Смерть в 1591 году царевича Дмитрия, а потом и смерть бездетного царя Федора в 1598году привела Россию к Династическому кризису

2. Земский собор 1598 г

-Мы с вами выяснили, что сегодня будем говорить о Борисе Годунове, А как же он попал на царствование? Давайте сейчас это выясним. А для этого познакомимся с некоторыми документами.

Класс делится на 2 группы

1 группа работает с учебником стр. 91-92 (2 абзаца)

2 группа работает

  1. Каким образом БГ попал на царствование?

  2. Кто поддерживал БГ?

  3. Где в это время находился БГ?

  4. Сразу ли БГ согласился на царствование? Почему?


Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы после текста.

Работая с текстом ставьте + у той информацию, которую вы знали, - около информации , которая новая для вас, ? там где что-то не понятно.

17 февраля истекло время траура по Федору, и Москва тотчас же приступила к выборам нового царя. Патриарх созвал на своем подворье собор.

 Патриарх начал речь, объявил, что по смерти Феодора предложено было царство Ирине; когда та не согласилась, просили ее благословить брата, просили и самого Годунова; когда и он не согласился, отложили дело на 40 дней, до приезда выборных.

 "Теперь, - продолжал Иов, - вы бы о том великом деле нам и всему освященному собору мысль свою объявили и совет дали: кому на великом преславном государстве государем быть?"

 И, не дожидаясь ответа, продолжал: "А у меня, Иова патриарха, у митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и у всего освященного вселенского собора, у бояр, дворян, приказных и служилых, у всяких людей, у гостей и всех православных христиан, которые были на Москве, мысль и совет всех единодушно, что нам, мимо государя Бориса Федоровича, иного государя никого не искать и не хотеть". Собор принял решение об избрании на трон Бориса Годунова. 

 "Наш совет и желание одинаково с твоими, отца нашего, всего освященного собора, бояр, дворян и всех православных христиан, что неотложно бить челом государю Борису Федоровичу и, кроме его, на государство никого не искать". 

  1. О чем идет речь в документе?

  2. Кто предложил кандидатуру Бориса Годунова.

  3. С опорой на документ и используя исторические знания, предположите, почему выбрали именно Бориса Годунова?


Задание:

-Почему он?

- Почему стало возможным избрание на царство Бориса Годунова – он не был потомком Рюрика? (в течение многих лет Борис фактически правил государством, он остался единственным опекуном Федора. Сестра Бориса Ирина была женой Федора. Царь Федор Иванович всецело доверял своему шурину и, умирая, завещал престол именно ему)

3. Политика Годунова в отношении боярства.

-Ребята, сейчас перед вами новая задача, просмотрев небольшой видеоролик, используя текст учебника стр. 92-93 заполнить два столбика +/- правления БГ

Видеоролик https://yandex.ru/video/preview/817200266583509246 (5:01 и 5:48)

+/- правления Бориса Годунова

+

-

Отказ от массовых казней

Расправа с Романовыми

Развитее торговли с Западной Европой


Обучение дворянских детей за границей


Открытие школ, университет в Москву , приглашение иностранцев

Многие планы не доведены, из-за нехватки финансов



4. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Просмотр видеоролика. – 8:44-11:09

1 вариант: Исправление ошибок в тексе.

2 вариант: Или в рассказе учителя Рассказ учителя.

Пятилетний (Трёхлетний) неурожай в России, по причине дождливого лета и ранних морозов, начиная с 1599 (1601) года, вызвал страшный голод в стране, Борис Годунов раздавал беднякам деньги из казны, приказал открыть царские амбары с продовольствием. С осени 1601 года начинаются народные волнения. Голодные люди силой отнимали хлеб у торговцев. Основные силы бунтовщиков во главе с Басмановым (Хлопко)направлялись к Москве, но были разбиты 9 сентября 1603 года царским войском . Басмановым (Хлопко) был тяжело ранен, захвачен и после тщательного расследования казнён в Москве. Часть восставших бежала на Украину. Чтобы успокоить народ, Борис Годунов начал массовые казни (восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян.)

3. Закрепление

Итак, давайте же разберемся, Борис Годунов – плохой или хороший царь?

Но, не смотря на это, ему припомнили всё: и татарское происхождение, и убийство царевича Дмитрия, и якобы насильственный захват царского трона.

Обратимся к нашей таблице, которую мы заполнили. Вспомните праавление Федора Ивановича, а так же используйте документы, которые лежат у вас на партах (листочек №2)

Из документа (А. Кузьмин. Начало Смутного времени):

"Отдадим должное Борису Годунову: он боролся с голодом как мог. Бедным раздавали деньги, организовывали для них платные строительные работы. Но полученные деньги мгновенно обесценивались: ведь хлеба на рынке от этого не прибавлялось. Тогда Борис распорядился раздавать бесплатно хлеб из государственных хранилищ. Он надеялся подать тем добрый пример феодалам, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. А тем временем к бесплатному хлебу со всех сторон в Москву и в крупные города устремились голодающие. А хлеба не хватало на всех, тем более что раздатчики сами спекулировали хлебом. Рассказывали, что некоторые богатые люди не стеснялись переодеваться в лохмотья и получать бесплатный хлеб, чтобы продать его втридорога. Люди, мечтавшие о спасении, умирали в городах прямо на улицах. Только в Москве было похоронено 127 тыс. человек, а хоронить удавалось не всех. Современник говорит, что в те годы самыми сытыми были собаки и воронье: они поедали непохороненные трупы. Пока крестьяне в городах умирали в напрасном ожидании еды, их поля оставались необработанными и незасеянными. Так закладывались основы для продолжения голода".

Со времен Н. М. Карамзина обвинение Годунова в убийстве Дмитрия стало своего рода традицией. "Злодейское убийство" незримо присутствует в главных сценах пушкинской трагедии о Борисе Годунове. Именно Карамзин натолкнул Пушкина на мысль изобразить в характере царя Бориса "дикую смесь: набожности и преступных страстей". Под влиянием этих слов А. С. Пушкин, по его собственному признанию, увидел в Борисе его поэтическую сторону. Разумного и твердого правителя не страшит бессмысленная и злобная клевета, но его гнетет раскаяние. 13 лет кряду ему все снится убитое дитя.


В 1598 г. русским царём стал Борис Годунов. Во время своего правления он проводил разумную политику, направленную на преодоление негативных последствий царствования Ивана Грозного, был одним из первых царей, осознавших необходимость культурных контактов с Западом. Но в конце царствования против Бориса Годунова началось массовое движение  — свидетельство его низкой популярности в стране, после смерти царя его сын и наследник продержался на престоле менее двух месяцев. Приведите три объяснения низкой популярности Бориса Годунова в конце его правления.

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых

боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»




Дебаты: Борис Годунов: плохой или хороший царь?

Ответы детей с аргументацией.

Могут быть приведены доказательства:

1.  Народ видел в Годунове, занявшем престол в результате пресечения прежней династии и выбора Земским собором, «неприродного» царя (царя, власть которого не от Бога).

2.  Народная молва приписывала Годунову вину за смерть царевича Димитрия, народ не желал видеть на престоле преступника.

3.  Различные боярские роды интриговали против царя, считая его «худородным» и рассчитывая видеть своих представителей на престоле, репрессии против них со стороны Годунова вызывали новое ожесточение.

4.  Годунов продолжал начатую до него политику закрепощения, что вызывало недовольство крестьян.

5.  Годунов не смог справиться с последствиями страшного стихийного бедствия 1601–1603 гг., вызвавшего массовый голод.



4. Оценки и ДЗ

Оценки за урок выставить учетом мнения класса.

ДЗ: № 1: п 11 выучить, повторить даты, выучить новые.

№ 2: Составить хронологическую задачу

№ 3: Опережающее задание по желанию: Причины Смуты (раскрыто прописать, опираясь на факты)



5. Рефлексия – с табличками на палочках.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!