СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дипломная "Использование ИКТ при создании портфолио учителя"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель является одним из основных действующих лиц любых школьных изменений, преобразований наряду с администрацией и родителями. Изменения, происходящие в современной школе, требуют от учителя значительных изменений его деятельности, появляются новые педагогические ценности, при этом выделяется одна из основных проблем в деятельности учителя, в повышении его профессионального мастерства – формирование  исследовательской культуры.

Новые тенденции в образования – изменение основной парадигмы со знаниевой на деятельностную. Отсюда возникает необходимость овладевать исследовательскими навыками – это становится обязательным условием его продвижения как педагогического субъекта. Такой педагог может дать качественное образование, что и требуется современными рамками новых стандартов. Качество образования – это показатель развития общества.

Сегодня есть много подходов к возникновению навыков самооценки у учителя. Одним из таких инструментов может стать «досье успехов» или портфолио.

Просмотр содержимого документа
«Дипломная "Использование ИКТ при создании портфолио учителя"»

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования



Кафедра методики применения дистанционных технологий, технических средств обучения и учебного оборудования


УТВЕРЖДАЮ:

зав. кафедрой


_______________

(подпись)






ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Использование ИКТ при создании портфолио учителя

(тема дипломного проекта)






Автор дипломного проекта

Долгов Вадим Владимирович

(ФИО)

Направление профессиональной переподготовки

Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Учебная группа

13.04.И-1_________________________

(номер учебной группы)

Руководитель проекта

д.п.н., профессор, Калашникова Н.Г.






Барнаул 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Анализ теоретических источников

    2. Анализ состояния исследуемой проблемы в МБОУ «Баюновоключевская СОШ» Первомайского района Алтайского края

  2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

    1. Проект развития системы ведения портфолио учителей в МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

    2. План мероприятий (дорожная карта) по внедрению проекта в МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

    3. Выводы по результатам разработки и запуска проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ















ВВЕДЕНИЕ

«Изменения, происходящие в жизни нашего общества, выражаются в демократизации различных ее сфер, повышении активности и личной ответственности каждого члена общества, объективно порождают общественную потребность в модернизации образования. Новые подходы к модернизации образования исходят из гуманистической парадигмы в организации образовательного процесса, предполагающего обеспечение возможности выбора и самоопределения каждого его участника, субъект-субъектных взаимоотношений учителя и обучающихся. Очевидно, такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный учитель, ориентированный на гуманистические ценности. Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности учителя, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная в процессе аттестации.» 1

Одной из форм аттестации педагогов является научно-методическое портфолио.

«Современная ситуация образования, его модернизация не могут протекать без сопутствующего анализа результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учителя, что в значительной мере повышает роль аттестации. Аттестация является одним из наиболее важных факторов профессионального становления учителя, позитивно влияющим на реализацию его творческого потенциала.»2

Модернизация, происходящая в общем среднем образовании, является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, педагогу в свете его должностных обязанностей предстоит основная работа в деле претворения этой политики в жизнь. Современная школа в условиях модернизации нуждается в творчески думающих, обладающих современными технологиями образования педагогах. Современный учитель должен самостоятельно конструировать педагогический процесс в условиях конкретной деятельности, уметь прогнозировать свой конечный результат.

Учитель является одним из основных действующих лиц любых школьных изменений, преобразований наряду с администрацией и родителями. Изменения, происходящие в современной школе, требуют от учителя значительных изменений его деятельности, появляются новые педагогические ценности, при этом выделяется одна из основных проблем в деятельности учителя, в повышении его профессионального мастерства – формирование исследовательской культуры.

Новые тенденции в образования – изменение основной парадигмы со знаниевой на деятельностную. Отсюда возникает необходимость овладевать исследовательскими навыками – это становится обязательным условием его продвижения как педагогического субъекта. Такой педагог может дать качественное образование, что и требуется современными рамками новых стандартов. Качество образования – это показатель развития общества.

Сегодня есть много подходов к возникновению навыков самооценки у учителя. Одним из таких инструментов может стать «досье успехов» или портфолио.

В Федеральной целевой программе развития образования одним из основных направлений реализации «программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность.»3

Современные технологии обучения требуют наличия современных форм оценивания. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио.

Л.П. Макарова в своей книге «Портфолио учителя» пишет: «Портфолио – одна из наиболее приближенных к реальному состоянию дел форма аттестации, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью учитель может успешно осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать анализ своей работы за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления с ним коллег и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности почти каждого педагога наступает момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.

В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъективной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения и в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые призваны отражать современные цели и задачи системы образования.»4

Данной тематике посвящено много статей в интернете, педагогических журналах, выпущено много книг, брошюр, раскрывающих термин «портфолио». Боброва Л.Н, Булгакова Н.А., Камзеева Е.Е., Кириллова А.И. посвятили свои работы портфолио ученика, Копылова С.А., Новикова Т.Г. посвящают свои статьи портфолио учителя, эти же авторы описывают зарубежный опыт использования портфолио. Л.П Макарова является составителем брошюры «Портфолио учителя» в рамках серии «В помощь администрации школы», где имеются все необходимые формы приказов, положений, таблиц, касающихся портфолио учителей. Очень мало статей и работ посвящено тематике электронного портфолио. Теория электронного портфолио описана Полиловой Т.А., вед. научным сотрудником МИОО в статье «Концепция электронного портфолио» Она пишет: «В рекомендательном документе ГУ ВШЭ "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" есть упоминание об электронной форме портфолио: "Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио..."5. Но при этом в документе отсутствуют дальнейшие разъяснения, что может представлять собой электронная форма портфолио.

Все вышесказанное выявляет определенную проблему: теория есть, а инструментарий для реализации электронного портфолио только лишь упоминается вскользь.

Целью моего дипломного проекта является:

изучение и апробирование различных видов создания электронного портфолио, выделение из них наиболее подходящих для реализации педагогами.

Исходя из цели дипломной, возникают следующие задачи:

  • выявить состояние исследуемой проблемы в педагогике и практике, в том числе в конкретном образовательном учреждении;

  • разработать проект использования ИКТ для создания электронного портфолио;

  • апробировать разработанный проект на конкретном ОУ

1. ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

В Викисловаре есть статья «портфолио»

«Портфо́лио (итал. portfolio — 'портфель, папка для документов' → англ. ) — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.). Этот термин встречается в разных областях:

  • фотография (Портфолио как подборка фотографий, сделанных с расчётом на сценический образ артиста и показывающих именно сходство или различие), характер и колорит.

  • дизайн, в т.ч. и веб-дизайн. Например, Web-портфолио

  • образование (Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них)»

Л.П. Макарова в своей книге «Портфолио учителя» пишет:»Портфолио — новое слово для российской педагогики. Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде»

Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (рис.1.1) с.8

Рис. 1.1 Скан-копия проверки слова портфолио.

В своем методическом пособии А.В. Иванов пишет «Портфолио – иностранное слово. В переводе с французского оно означает «собрание листов», с итальянского – «портфель», «папка с документами», с английского – «портфель для документов»

Л.П. Макарова в книге «Портфолио учителя» пишет: «Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы)

Представленные в портфолио материалы оцениваются как свидетельства профессионализма педагога»

Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. в книге «Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении» пишут: «Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). В США данный метод относят к одному ряду с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании, и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетентностей. В профильном обучении учащихся общеобразовательных школ, как разновидности практико-ориентированного образования в зарубежных странах, аутентичное оценивание используется очень широко.

Одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении, ориентированном на результат (практико-ориентированном обучении) служит метод портфолио (performance portfolio or portfolio assessment).»6

Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО в статье «Концепция электронного портфолио» пишет: «Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете. На запрос "портфолио школьники образование" в поисковой системе Яндекс выдается более 2000 найденных страниц. Число запросов "портфолио" в Яндексе за месяц превышает 15000.

Обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под словом "портфолио" в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе — там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией. Еще больше разброс мнений относительно содержания понятия "электронное портфолио". Поэтому, говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское понимание идеи портфолио.

В 2003 вышло постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".

В 2004 г. в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явление в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Специалисты считают, что подобное досье, несомненно, понадобится школьникам при поступлении в вузы.

В упомянутом выше документе "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" дается следующая трактовка понятия портфолио:

"Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)."

Следует отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио:

"Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации."

Документ предлагает использовать три основные типа портфолио:

  • Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

  • Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

  • Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

Многие из возникающих вопросов в трактовке идеи портфолио должны были разрешиться в ходе проводившегося эксперимента. В эксперименте проходили апробацию различные модели портфолио, конкретные варианты которых могли разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети. В эксперименте предстояло отработать:

  • структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,

  • варианты представления итоговых документов,

  • формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы,

  • возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке,

  • период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.).

По заявлению участвующих в эксперименте образовательных учреждений, идея портфолио была принята школой. Большинство учащихся, родителей и педагогов с энтузиазмом отнеслись к возможности иметь портфолио. В школах, в образовательных округах стали чаще проводиться мероприятия, которые позволяли наполнять портфолио школьников новыми творческими достижениями и победами.

Хочется привести цитату из статьи "Портфолио как механизм воспитания активности школьника и регулятор взаимоотношений в классе" классного руководителя школа № 97 О.С.Эндзюлис (http://www.krsk-obr.ru/arhiv/1/2/statii/15): "Создание портфолио ученика вызвало разные мнения у родителей и ребят. Никто не остался равнодушным. Вместе с ребятами и родителями решили, что это будет книга достижений каждого ученика и всего класса. Ребята с удовольствием делились своими достижениями вне школы, приносили грамоты, сертификаты, стали более открыто говорить о себе, радовались успехам друг друга, гордились теми, кто проявил себя в городе и крае. Так, Клейменовой Людмиле был вручен диплом за второе место в создании проекта «День победы». Если раньше спортивные достижения ребят обсуждались незаметно в группе близких друзей, то сейчас это стало достоянием класса. Особенно создание портфолио полезно для замкнутых, стеснительных и вновь прибывших детей. Так, Паша Лебединский стеснялся читать, сочиненные им стихи, а к Дню Победы принес свои стихи, и предложил поместить их в портфолио. После любого мероприятия все награжденные следили, чтобы их лист достижений пополнялся. Нет необходимости добиваться признания одноклассников для «новеньких» детей, как само собой разумеющееся ребята рассказывают о себе, своих достижений."

В то же время широта предложенной трактовки портфолио создавала определенные проблемы при создании действенных механизмов формирования и оценивания портфолио. Для того чтобы портфолио вызывало доверие, нужны механизмы, обеспечивающие достоверность и прозрачность его наполнения. Очевидно, что в соответствии с разными задачами использования портфолио, применяются разные системы его оценивания. Одни элементы портфолио могут быть оценены и подтверждены формально, другие элементы — неформально.

Вопросы, в основном, возникают в отношении той части портфолио, которая подразумевает неформальные оценки и свободный (нерегламентированный) способ добавления таких оценок в портфолио. Какие существуют гарантии, что негативные или критические оценки не исчезнут из портфолио? Не превратится ли портфолио в набор комплиментарных оценок достижений ученика? Как убедиться в том, что отзыв от эксперта не был "нарисован" самим учеником?

Предполагается, что портфолио может быть предъявлено при поступлении в ВУЗ. Приемная комиссия ВУЗа в первую очередь будет рассматривать ту часть достижений абитуриента, которая подтверждена документально (официальные сертификаты, грамоты, дипломы и пр.). Будут ли учитываться иные компоненты портфолио, которые могут оцениваться весьма нестрого?

Несмотря на множество возникающих вопросов, работа школ по сбору портфолио учеников приняла массовый характер. В этой работе были как свои положительные достижения, так и определенные ошибки»7

Теория электронного портфолио описана Полиловой Т.А., вед. научным сотрудником МИОО в статье «Концепция электронного портфолио» Она пишет: «В рекомендательном документе ГУ ВШЭ "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" есть упоминание об электронной форме портфолио: "Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио...". Но при этом в документе отсутствуют дальнейшие разъяснения, что может представлять собой электронная форма портфолио.

Поисковый сервис в интернете вновь дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио. Один из ярких примеров актуальности темы электронного портфолио: Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) объявил конкурс на создание системы электронного обучения, которая включает в себя, в том числе, возможность создания и ведения электронного портфолио слушателей с учетом информации о пройденных курсах и полученных компетенциях (http://www.bob.ru/sshow.php?ID=1308238).

Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио.

Встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.

Предлагается трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки его деятельности. По мнению автора, каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации студентов, исследовательские и творческие работы (http://filippovatn.narod.ru/portfolio.htm 8

В этой же статье Политова Т.А пишет «Перечислим принципы, которые лежат в основе предлагаемой концепции электронного портфолио.

  • Электронное портфолио по структуре должно соответствовать подготовленным федеральным рекомендациям, на основе которых проводилась апробация механизмов сбора и представления портфолио школьников.

  • В концепции должны найти отражения позитивные предложения по уточнению понятия портфолио и области его применения. В частности, технология формирования портфолио вполне может применяться для оценки творческих достижений учителей, а также образовательных организаций (расширение области применения).

  • Механизмы формирования электронного портфолио должны корреспондироваться с ожиданиями педагогической общественности, с сегодняшним уровнем оснащенности техническими средствами образовательных учреждений, уровнем подготовленности персонала школ и школьников в области информационных и коммуникационных технологий.

  • Следует принять принцип эволюционного развития идеи электронного портфолио. В частности, при проектировании архитектуры среды электронного портфолио на сегодняшний день следует избегать излишне сложного понятийного аппарата.

Рассмотрим более подробно предложения по составу электронного портфолио, организацию хранения и механизмы формирования электронных портфолио в интернете.

Рассмотрим вновь три составляющих портфолио, которые были предложены в рекомендациях (письмо ГУ ВШЭ).

Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов и др.

Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

Все эти составляющие портфолио ученика применимы и для педагога.»9

«Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

Основной смысл – «показать всё, на что ты способен».

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

- интеграцию количественной и качественной оценок;

- смещение акцента на достижение, успех;

- перенос акцента на самооценку.

Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

1. Поддерживать высокий уровень мотивации;

2. Поощрять активность и самостоятельность;

3. Расширять возможности обучения и самообучения;

4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

- повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;

- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя.

Портфолио учителя может быть оформлено в виде папки-накопителя с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио и его структура зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или администратор.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит

Учителю:

  • реально представить результаты своего труда;

  • увидеть свои резервы;

  • иметь стимул к самосовершенствованию;

  • освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

Администрации:

  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;

  • способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;

  • развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;

  • поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Типы портфолио:

а. Папка достижений;

а. Рефлексивное портфолио;

б. Проблемно-исследовательское;

в. Тематическое портфолио;

г. Портфолио-презентация.

Варианты использования портфолио:

  • как инструмент при обсуждении результатов деятельности;

  • как возможность рефлексии собственной работы;

  • как документ, в котором отражено развитие учителя.

Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть).

Обязательная часть:

  • личная карточка (основные сведения об учителе);

  • копия диплома (других документов об образовании);

  • копия аттестационного листа;

  • копия документа о повышении квалификации;

  • копии наградных документов;

  • копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету.

Вариативная часть:

Результативность педагогической деятельности:

  • справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней);

  • справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня ;

  • копии наград учащихся;

  • перечень публикаций .

Учебно-методическая работа:

  • используемые рабочие программы и УМК;

  • основные направления учебно-методической работы;

  • материалы об использовании педагогических технологий;

  • авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий;

  • дидактические материалы.

Научно-методическая работа:

  • тема самообразования и этапы ее реализации;

  • накопленный материал в соответствии с темой самообразования;

  • список используемых источников информации;

  • сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия).

Общественно-педагогическая деятельность:

  • сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.);

  • копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе;

  • копии наградных материалов.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества школьного образования.

2. Позитивная динамика в изменениях отношений «учитель-ученик-родители».

3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.

4. Повышение профессионального уровня учителей.

5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.»10

Еще один аспект информации про электронное портфолио связан с тем, где размещать электронное портфолио. Политова Т.А. в своей статье «Концепция электронного портфолио» приводит различные способы размещения электронного портфолио: «1. Для того чтобы воплотить в жизнь идеи электронного портфолио на школьном сайте, должна быть решена задача образовательного хостинга на федеральном уровне с привлечением региональных и муниципальных образовательных структур к распределенному администрированию пространства школьных сайтов.

2. Единая система рубрикации и единая система метаописаний компонентов электронного портфолио, размещенных на школьных сайтах, поможет организовывать механизмы выборки, ранжирования и поиска портфолио на всем пространстве школьных сайтов.

3. Создание единого федерального портала школьных портфолио является наиболее корректным способом формирования юридически достоверных электронных портфолио.

4. Создание портала школьных портфолио существенно обогатит инфраструктуру российского образовательного интернета.

5. Федеральный портал школьных сайтов станет хранилищем юридически достоверных документов. Школьный сайт и личные сайты школьников могут дополнять электронное портфолио документами, не имеющими строгого юридического оформления.»11

Ни один из авторов не упоминает инструментарий для создания электронного портфолио. Все сходятся на том, что наиболее приемлемым способом создания электронного портфолио является портфолио-сайт, но при этом никто из авторов не упоминает никаких хостингов для размещения портфолио. Эта тенденция распространена у всех без исключения авторов.

Вывод:

    1. Анализ литературы по данной тематике позволяет сделать вывод, что больший уклон статей и книг сделан на создание портфолио учащегося.

    2. На всех интернет-ресурсах из статьи в статью идет одна и та же информация, состоящая из следующего материала: история слова и понятия, зарубежный опыт, структура, практические советы в виде ссылок.

    3. У части авторов упоминается теория об электронном портфолио (Полилова Т.А, Шкарпеткина О.А.).

    4. Авторы рассуждают о размещении электронного портфолио (Политова Т.А.)

Это позволяет мне, опираясь на теоретический опыт, найти тот инструмент для создания электронного портфолио, который наиболее полно удовлетворит основные потребности учителей. При этом необходимо учесть, что для размещения ресурсов нужен такой хостинг, который бы сократил до минимума рутинную работу с размещением материалов.

1.2 Анализ состояния исследуемой проблемы в МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

Для анализа состояния исследуемой проблемы предполагается использовать следующие методы:

  • анкетирование,

  • опросы,

  • изучение системы плановых, учетных, отчетных и статистических документов,

  • изучение методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

В МБОУ «Баюновоключевская СОШ» принято Положение о портфолио учителя, которое разработано в соответствии с нормативными документами. В данном положении регламентируется структура портфолио, тематика разделов. Пункт 1.2 регламентирует назначение портфолио, пункт 1.3 – цели портфолио, пункт 1.4 говорит о том, что портфолио учителя основывается на принципах системности и достоверности, пункт 1.5 говорит о том, что обеспечивает портфолио учителя, пункт 1.6 – «Портфолио может быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии» (Приложение 1)

Для реализации портфолио учащимися принят документ Положение о внеучебных достижениях учащихся. В этом локальном акте школы регламентируется для чего нужно портфолио учащегося, структура портфолио учащегося, как оформлять портфолио. (Приложение 2)

Для выяснения текущего состояния дел с портфолио учителей предлагается заполнение анкеты. (Приложение 3)

Исходя из анализа анкеты, можно сделать следующие выводы:

  • все учителя школы знают о том, что такое портфолио: «портфолио – это набор материалов, документов и иных свидетельств достижений в профессиональной педагогической деятельности, предназначенный для определения уровня квалификации педагога», «портфолио – это папка с документами, в которой накапливается и фиксируется материал, демонстрирующий уровень профессионализма учителя, уровень его активности в учебных и внеучебных видах деятельности», «портфолио это документ, отражающий деятельность педагога с разных его сторон и содержащий результаты этой деятельности»;

  • все учителя школы знакомы с Положением о портфолио;

  • все учителя знакомы со структурой портфолио, принятой в школе;

  • вопрос, какой вид портфолио Вы ведете, представлен в таблице 1.1:

Вид ответа

Кол-во учителей

Электронный, есть и бумажный

4

Бумажный

7

Электронный

1

Никакой

1

Таблица 1.1 Ответы на вопрос 4 анкеты

  • виды ответов на вопрос о том, для чего нужен портфолио, показаны в таблице 1.2:

Вариант ответа

Кол-во учителей

Для накопления материалов, которыми можно пользоваться для оценки своей педагогической деятельности

2

Для систематизации результатов своей работы

1

Для начисления стимулирующей части заработной платы

3

Чтобы другие имели представление обо мне, как о специалисте

1

Продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей компетентности

1

Вести учет своих достижений

1

Помогает целенаправленно осуществлять мониторинг профессионального развития учителя, создать полный банк результативности

1

Пока в нем нет надобности

1

Таблица 1.2 Ответы на вопрос о том, для чего нужен портфолио

  • все учителя имеют представление об электронной форме портфолио: «это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца», «самый лучший вариант – это личный сайт», «это пакет документов, сформированных на электронном носителе (в виде файлов)»;

  • ответы на 7 вопрос приведены в табл. 1.3:

Вид ответа

Кол-во учителей

Файлы на флешке

3

Файлы в ПК

4

Портфолио в Сетевой школе

1

Портфолио-сайт

4

Таблица 1.3 ответы на 7 вопрос анкеты

Анализ текущего состояния дел по ведению портфолио учителями позволяет сделать следующие выводы:

  • большинство учителей ведут портфолио;

  • все учителя знают, что в школе есть Положение о портфолио учителя

  • все учителя знакомы со структурой портфолио.

  • все учителя имеют представление об электронном портфолио

  • есть необходимость оказания помощи учителям, ведущим «бумажное» портфолио в переводе его в электронный вид





























2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Проект развития системы ведения портфолио учителей через введение электронного типа портфолио в МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

Анализ источников литературы по теме дипломной работы позволило выяснить, что большинство авторов описывают теорию бумажного портфолио, теорию электронного портфолио, но мало внимания уделяют практическим аспектам создания электронного портфолио.

Электронное портфолио, по своей сути, это ресурс, содержащий электронные документы, скан-копии различных грамот, дипломов, свидетельств, сертификатов. Данный ресурс может быть представлен просто папкой на флешке или ПК (самый низкий уровень владения ИКТ). Для данного ресурса необходимы небольшие умения в области ИКТ: умение набрать текст, создать таблицы, отсканировать графические документы, распознать текстовые документы. При этом все документы не имеют связей между собой и поиск осуществляется только по названиям документов. Этот способ не имеет смысла рассматривать. Его и так применяют большинство педагогов (или хотели бы применять) (Приложение 3)

Второй способ представления электронного портфолио - это оффлайн сайт: в данном случае все документы соединены гиперссылками, имеется общий дизайн. При этом пользователю нужно не намного больше знаний, чем при 1 способе, но при этом у пользователя появляется возможность разместить этот ресурс в сети Интернет, например, на бесплатном хостинге www.narod.ru .

Кратко опишу этот способ, в текстовом процессоре MS Word нужно создать таблицу:

1 ячейка

3 ячейка

2 ячейка

4 ячейка

Заранее нужно продумать структуру портфолио, она будет зафиксирована в навигации в виде гиперссылок, в 1 ячейке можно разместить фотографию, в ячейке 2 - гиперссылки навигации, в ячейке 3 - название страницы, в ячейке 4 – основной материал страницы, задаем навигацию, выбираем подложку. Получится примерно так, как на рис 2.1 с.27:

Рис. 2.1 Титульный лист портфолио.

При сохранении нужно сохранить этот документ как html-страницу, выбрав при этом тип файла Веб-страница с фильтром (рис.2.2 с.27):

Рис.2.2 Сохранение документа.

При сохранении все документы должны быть в одной папке. Это делается, чтобы все ссылки потом работали, если мы будем переносить это оффлайн-портфолио на флешку, в сеть Интернет. При сохранении желательно задать имя главной страницы index.html. Потом пересохраняем эту страницу с другими именами, меняем контент, создаем гиперссылки. Все оффлайн-портфолио готово. Для того, чтобы поместить различные документы в бумажном варианте их нужно будет отсканировать и распознать, для вставки копий дипломов, грамот и т.п. их нужно будет тоже отсканировать и сохранить как рисунки с расширением .gif или .jpeg.

Этот вариант достаточно трудоемкий, затратный по времени. Но он имеет место быть.

Более подробно хотелось бы остановиться на размещении своего портфолио на различных сайтах, предлагающих свои ресурсы для размещения портфолио. При этом важным фактором является то, что эти хостинги должны быть по возможности бесплатны, либо иметь чисто символическую плату за сопровождение вашего проекта, второе, что должны предоставлять эти хостинги – это достаточно интуитивный интерфейс.

При анализе порталов, предоставляющих хостинг для учителей и учащихся можно выделить несколько бесплатных порталов. Это знакомый уже многим школам www.ucoz.ru (рис 2.3 с. 30), www.uchportal.ru (рис.2.4 с. 30), http://nsportal.ru (рис 2.5 с. 31). Кроме того есть портал http://portfolioteka.ru (рис 2.6 с. 31). Для размещения ссылок на портфолио учителей, школ есть портал www.bankporfolio.ru (рис 2.7 с.32).

Рис 2.3 www.ucoz.ru

Рис.2.4 www.uchportal.ru


Рис.2.5 http://nsportal.ru

Рис. 2.6 http://portfolioteka.ru


Рис. 2.7 www.bankportfolio.ru

Немного об этих порталах. Портал www.ucoz.ru - давно и успешно работающий портал для размещения хостинга. Условия размещения просты, есть большой набор дизайнерских решений, имеет хороший движок, встроенный визуальный редактор, редактор html-кода. Размещение страниц и материалов достаточно простое. Есть один минус – всплывающая реклама, занимающая примерно треть экрана, но её можно отключить. В общем, для размещения портфолио-сайта подходит хорошо, но, при длительном «простое», может быть заблокирован, поэтому материалы должны размещаться регулярно.

Сайт www.uchportal.ru предлагает размещать статьи, разработки и портфолио. Для размещения необходимо зарегистрироваться, подписаться на бесплатную рассылку. При размещении пяти материалов (не статей): презентаций, тестов, уроков происходит автоматическая смена группы с «Пользователи» на «Проверенные». После этого можно создавать свое портфолио.

На сайте http://portfolioteka.ru для того, чтобы вас зарегистрировали необходимо выслать в адрес портала регистрационную заявку от образовательного учреждения, заверенную печатью и подписью руководителя.

Еще один ресурс, где можно разместить свое портфолио – является проект АИС «Сетевая школа» (рис 2.8 с. 33):

Рис.2.8 Портфолио в АИС «Сетевой город»

Более подробно остановлюсь на портале http://nsportal.ru . Это социальная сеть работников образования. Сеть предоставляет зарегистрированным пользователям возможность размещать материалы и создавать мини-сайт. Регистрация стандартная (рис.2.9 с. 34):

Рис.2.9 Регистрация на ресурсе http://nsportal.ru

После того, как введено имя пользователя, адрес почты и капча, на почтовый адрес, указанный при регистрации, будет выслана инструкция для дальнейших действий. В инструкции будет ссылка для разового входа, по которой нужно перейти и заполнить предложенные формы (рис 2.10 с.34):

Рис.2.9 Заполнение форм.

На этой же странице есть вкладка Данные для мини-сайта (рис. 2.11 с.35):

Рис.2.11 Данные для мини-сайта.

После заполнения всех (или только отмеченных классной звездочкой) форм можно сохранить изменения. Если заполнены не все формы в любой момент можно возвратиться уже из аккаунта и дополнить. Формируется главная страница вашего портфолио, при этом есть возможность разместить слайд-шоу, для этого необходимо загрузить три фотографии (рис.2.12 с. 35)

Рис 2.12 Главная страница мини-сайта.

В Навигации можно добавлять страницы, переходить на ведение блога, создавать альбомы, размещать информацию для родителей. (Рис. 2.13 с. 36)

Рис. 2.13 Навигация.

При создании альбома можно поместить туда грамоты, дипломы, сертификаты. Общий объем материалов не должен превышать 200 Мбайт, поэтому фотографии предварительно необходимо обрабатывать.

Редактор страниц позволяет изменять стили текста в соответствие с дизайном сайта. Для этого нужно перейти на страницу. Там есть два режима Просмотр и Редактирование. (Рис 2.14 с. 36):

Рис. 2.14 Два режима Просмотр и Редактирование

Нужно выбрать редактирование (Рис. 2.15 с. 37):

Рис 2.15 Изменение стиля текста на странице.

Описание данного проекта позволяет достаточно быстро перенести все электронные варианты документов, если они хранились в памяти ПК или на флеш - накопителе, на мини-сайт. После того, как создано портфолио, ссылку на него можно разместить на сайте www.bankportfolio.ru ., для этого нужно зарегистрироваться на нем или, если вы являетесь зарегистрированным пользователем на портале www.ucoz.ru ,то можно зайти по своим логину и паролю. На странице сайта нужно найти Добавить в банк сайт (рис 2.16 с. 38):

Рис 2.16 Банк портфолио учителей

Далее нужно будет заполнить предлагаемые формы и сохранить (Рис 2.17 с. 38):

Рис 2.17 Заполнение форм

После одобрения модераторами сайта www.bankportfolio.ru , появляется ссылка на ваш сайт и его уже может увидеть большее количество людей (рис. 2.18 с. 39)

Рис. 2.18 Ссылка на сайте www.bankportfolio.ru

При добавлении ссылки на сайт www.bankportfolio.ru , её можно взять на своем мини-сайте (рис 2.19 с. 39):

Рис. 2.18 Ссылка на сайт.

Кроме этого ссылка на сайт-портфолио может быть размещена на сайте школы. Форма ссылки это позволяет сделать.

2.2 План мероприятий (дорожная карта) по внедрению проекта в конкретном образовательном учреждении.

Название мероприятия

Сроки

Ответственный

Анкетирование учителей

12.02.2014

Долгов В.В.

Анализ анкет

13.02.2014

Долгов В.В.

Составление проекта

14.02.2014-19.02.2014

Долгов В.В.

Ознакомление учителей с Проектом

20.02.2014

Администрация,

Долгов В.В.

Создание проектной группы

21.02.2014

Администрация,

Долгов В.В.

Работа группы

21.02.2014-28.02.2014

Проектная группа

Анализ проекта совместно с группой

03.03.2014

Проектная группа, Долгов В.В.

Подведение итогов внедрения проекта (анализ запуска проекта)

04.03.2014-07.03.2014

Долгов В.В.


    1. Выводы по результатам разработки и запуска проекта

Разработка проекта выявила следующие проблемы:

  • отсутствие навыков работы по сканированию документов;

  • отсутствие умения обработки сканированных рисунков.

Данные компетенции необходимы при создании электронного портфолио, так как бумажные документы, сертификаты, грамоты нужно переводить в электронный вид. Поэтому одной из задач запускаемого проекта стало обучение коллег данным компетенциям.

Запуск проекта позволил осуществить задуманное, после выступления на совещании при директоре 20.02 2014 активность учителей школы по созданию электронного портфолио возросла. Была сформирована проектная группа в составе 5 человек. Участники проектной группы стали консультироваться и размещать свои материалы на созданных страницах в сети http://nsportal.ru. При этом у них стали формироваться новые компетенции:

  • заполнение форм электронных страниц;

  • сканирование документов;

  • обработка сканов рисунков в различных редакторах.

Основную проблему составило отсутствие достаточного времени, консультации можно было осуществлять только в рабочее время на переменах. Из-за большой загруженности уроками это было делать сложно. При всем при этом мне удалось сдвинуть с мертвой точки деятельность учителей по созданию электронных портфолио. Они поняли полезность этой деятельности, что привело к увеличению числа желающих. Думаю до конца этого учебного года осуществить подключение всех учителей коллектива к проекту.

При анализе деятельности проектной группы поступило предложение о создании подробной инструкции по созданию электронного портфолио на портале http://nsportal.ru. Такая инструкция была создана (Приложение 4)










Заключение

Целью моего дипломного проекта было изучение и апробирование различных видов создания электронного портфолио, выделение из них наиболее подходящих для реализации педагогами. Для выполнения цели проекта я поставил себе следующие задачи:

  • выявить состояние исследуемой проблемы в педагогике и практике, в том числе в конкретном образовательном учреждении;

  • разработать проект использования ИКТ для создания электронного портфолио;

  • апробировать разработанный проект на конкретном ОУ.

В течение преддипломной практики я изучил проблему в образовательном учреждении, где я работаю и в педагогической практике. Изучив литературу по теме дипломного проекта, я выяснил следующее: все авторы исследований излагают теорию, не уделяя при этом внимания практическим советам как осуществить создание электронного портфолио. Для осуществления работ по теме проекта исследовал виды и способы создания электронного портфолио при помощи информационно-коммуникационных технологий и пришел к выводу, что наиболее перспективным способом создания электронного портфолио является создание сайта-портфолио. Для подтверждения исследовал различные сайты, предлагающие свои услуги для создания портфолио, и пришел к выводу, что для создания портфолио наиболее подходящим является портал http://nsportal.ru На этом портале есть возможность размещать свои материалы, создается автоматически мини-сайт, который можно наполнять содержимым. При работе проектной группы в образовательном учреждении выяснилось, что нужно создать инструкцию по действиям на портале при регистрации. Такая инструкция была создана (Приложение 4).

Считаю, что созданный мною проект позволил решить основную задачу – изменить положение дел в образовательном учреждении в создании электронных портфолио. Считаю, что проект достиг основной цели – был выбран наиболее подходящий инструмент для создания электронного портфолио, была создана инструкция, которую можно применять в дальнейшем в других образовательных учреждениях.



























Список литературы

  1. Нормативно-законодательные документы:

Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.0431-17/12-2929

Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы

  1. Государственные стандарты и сборники документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт.

Примерная образовательная программа

  1. Книги одного, двух, трех и более авторов:

Портфолио в основной школе. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.В. Иванов. – М.: Просвещение,2013 – 160 с. – (Работаем по новым стандартам)

  1. Сборники одного автора:

Портфолио учителя / Сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2011.-102 с.

  1. Сборники с коллективным автором:

Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. - М.: , 2008. - 114 с.


  1. Авторефераты диссертации:

Цыдыпова Долгор Цыдыповна. Квалификационная аттестация как фактор профессионального становления учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Улан-Удэ, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:07-13/315,

  1. Статьи из газет и журналов:

Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. – 2004.-№3 с. 201-238

Красильникова В. А., Запорожко В. В. Использование электронного портфеля при подготовке будущего учителя информатики // Информатика и образование, 2007. — № 12. —  С. 99—100

  1. Статьи из энциклопедий и словарей:

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. —  М.: ИИО РАО, 2006. — 88 с.

  1. Интернет -источники

http://www.lutshiyblog.ru/schegonachat/sajt-portfolio/ -сайт-портфолио

http://www.pedsovet.su/load/280-1-0-9310 - статья Туз Н.А.

http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm - Концепция электронного портфолио Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО

http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc (Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы. Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31—17/12—2929)

http://school30.izhevsk.ru/images/2005/20050426/innov/1.htm (Электронный портфолио в школьном интранете)

Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования. Интернет-журнал «Эйдос»







































ПРИЛОЖЕНИЯ



























Приложение 1.

Положение о портфолио учителя.

Принято на педагогическом совете

Протокол №______от _____________

«Утверждено»

Директор МОУ «Баюновоключевская сош»

_______________Данилов Е.А.

«__»____2010 г.




Положение о портфолио учителя

МОУ «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа»


Общие положения


1.1. Настоящее положение разработано на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетного национального проекта «Образование», Концепции «Программы развития системы образования Пермской области на 2006/2010 годы», приказа Департамента образования Пермской области от 06.06.2006г. № 81 «Об утверждении модели портфолио».


1.2. Портфолио учителя - индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика его личных достижений в профессиональной деятельности на уровне качества результата.


1.3. Цель портфолио – мотивация учителя на профессиональное развитие и повышение профессиональной компетентности.


1.4. Портфолио учителя основывается на принципах системности и достоверности.


1.5. Портфолио обеспечивает накопление информации необходимой учителю для:


-прохождения аттестации;


-представления к государственным наградам;


-представления к различным видам поощрения по итогам учебного года.


При переходе в иное образовательное учреждение оно может выполнять функции рекомендаций (рекомендательного письма) или сопровождающих материалов.


1.6. Портфолио может быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии.


Портфолио учителя имеет следующую структуру:

Общие сведения об учителе.

Результаты педагогической деятельности учителя.

Внеурочная деятельность учителя по предмету.

Воспитывающая деятельность учителя как классного руководителя.

Научно-методическая деятельность учителя.


Раздел №1. Общие сведения об учителе.

Фамилия, имя отчество учителя, год и место рождения;

Образование (что и когда окончил, специальность и квалификация по диплому);

Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов, количество часов);

Трудовой и педагогический стаж;

Аттестационная категория (дата последней аттестации, присвоенная категория, № приказа);

Почетные звания и награды, правительственные награды, грамоты, благодарственные письма (название награды, № удостоверения);

Дипломы различных конкурсов;

Другие документы (по усмотрению учителя).


Раздел №2. Результаты педагогической деятельности.

Динамика учебных достижений обучающихся (за последние 3 года: успеваемость и качество знаний учащихся);

Результаты ЕГЭ;

Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.


Раздел №3. Внеурочная деятельность по предмету.

Количество творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету (%);

Тематика творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету (список тем);

Количество участников олимпиад и конкурсов разного уровня (%);

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, интеллектуальных марафонах различного уровня (списки победителей и призеров с указанием названия конкурса);

Достижения учащихся в различных творческих и исследовательских конкурсах (список победителей);

Другие документы.


Раздел №4. Воспитывающая деятельность учителя как классного руководителя.

Наличие воспитательной программы, обеспечивающей возможности для личностного развития ребенка (цель воспитывающей деятельности классного руководителя, приоритетные направления деятельности, основные положения программы, осуществление мониторинга эффективности программы на уровне личности ребенка);

Системообразующие подходы в работе с родителями;

Дополнительные материалы, подтверждающие эффективность работы классного руководителя.


Раздел №5. Научно-методическая деятельность.

Образовательная программа, по которой работает учитель (вид программы, ее обоснованность);

Используемые учителем современные образовательные педагогические технологии (название технологии и обоснованность ее выбора);

Название программ факультативов, элективных курсов, курсов по выбору, программы классного руководителя;

Использование информационно–коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами в развитии и т.п.

Использование современных средств диагностики для оценки образовательных результатов;

Тема индивидуального педагогического исследования, тема самообразования (материалы, раскрывающие основные концептуальные подходы учителя или данные об авторских коллективах, подходы которых используются учителем в его педагогической деятельности);

Участие в работе методического объединения, проблемной группы, временной творческой группы (темы выступлений, открытых уроков, семинаров и т.д.)

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

Участие в методических и предметных неделях;

Организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов, совещаний, открытых уроков и т.п.;

Проведение научных исследований;

Разработка авторских программ (наличие рецензии), научно-методических материалов;

Выступления на научно-практических конференциях;

Тематика печатных работ (название статьи, печатного издания, год публикации);

Наставничество (формы работы, результативность);

Другие документы (по усмотрению учителя).


Дополнительные материалы:

Сертификаты

Свидетельства

Грамоты

Дипломы

Отзывы

Рецензии

Копии публикаций, методических разработок наиболее значимых мероприятий, уроков и т.д. (по усмотрению учителя).
































Приложение 2.

Положение о системе оценки и учета внеучебных достижений

Согласовано: Утверждаю:

Председатель Совета школы Директор МОУ «Б.Ключевская»

_________ Л.Ю.Дегтярева Первомайского района

__________ Е.А.Данилов


Положение

о системе оценки и учета внеучебных достижений

учащихся муниципального общеобразовательного учреждения

«Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа»


1. Общие положения


1.1. Настоящее положение о системе оценки и учета внеучебных достижений учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа» (далее – Положение) определяет основания, порядок и критерии оценки внеучебных достижений учащихся (далее – учащихся).

1.2. Цель - объективное фиксирование индивидуальных достижений школьников.

1.3. Задачами проведения оценки и учета внеучебных достижений школьников являются:

- поддержка и поощрение высокой учебной мотивации школьников;

- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников;

– содействие дальнейшей успешной социализации обучающихся и развитие их творческих способностей.

2. Основания и порядок проведения оценки и учета внеучебных достижений

2.1. Основанием для оценки и учета внеучебных достижений служит портфолио (портфель внеучебных достижений) учащихся.

2.2. Портфолио – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений учащегося, который является основой для определения рейтинга внеучебной деятельности ученика. В школе устанавливаются единые критерии для определения рейтинга внеучебной деятельности ученика.

3. Цели и задачи составления «портфолио»

3.1.  Основными целями    являются развитие самостоятельности    и объективности в оценке деятельности учащихся, повышение их конкурентноспособности.

3.2. Основными задачами являются:

•      систематизация  контроля за различными видами деятельности учащихся,  включая учебную,  внеучебную, научную, творческую, спортивную деятельность;

•      создание условий для индивидуальной оценки деятельности каждого учащегося;

•      организация   сравнения   результатов   деятельности   учащихся   с   помощью   разработанной   шкалы   баллов «портфолио»;

•      развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

4. Структура «портфолио»:

4.1 «Мой портрет»: анкета учащегося, материалы, демонстрирующие аргументы учащегося в выборе перспективы получения образования.

4.2.«Портфолио документов» - вступительный информационный лист, разъясняющий назначение «портфолио» и порядок учета достижений учащегося, лист учета успеваемости, лист учета достижений (оценка деятельности в творческих, спортивных мероприятиях, участия в олимпиадах, конкурсах,  конференциях), документы, подтверждающие участие и наличие призовых мест в конкурсах всех видов и уровней.

4.3. «Портфолио работ» - совокупность различных творческих, исследовательских, проектных работ ученика, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, спортивные и художественные достижения, участие в различного рода предметных и социальных практиках, прохождение элективных курсов и др.

Примерные варианты записей в «портфолио работ»:

Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название работы, количество страниц, иллюстраций и т.д.

Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, возможно приложение фотографий.

Работа по искусству. Дается перечень выполненных работ, фиксируется участие в выставках.

4.4 Дополнительное образование: сведения о занятия в кружках, секциях, на различных учебных курсах, отчеты о трудовой практике.

 Примерные варианты записей:

Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия, активности и успехах учащегося.

Различные практики: языковые, социальные, трудовые, педагогические. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность, результат. Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий, их результаты.

Участие в научно-практических конференциях, учебных семинарах, и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем учащегося.

Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревновании, наличии спортивного разряда

4.5 . Результаты психологического тестирования:

медицинские, психологические и иные обследования, выражающие индивидуальные особенности ученика.

4.6 «Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, педагогами дополнительного образования, а также письменный анализ самим учащимся своей конкретной деятельности и ее результатов.

Раздел может быть представлен в виде текстов, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и др.

5. Оформление портфолио.


5.1.Портфолио учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.

Все записи ведутся аккуратно, разборчиво. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.

5.2.Классный руководитель оказывает помощь учащемуся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.

5.3.Учитель-предметник, руководитель кружка, секции, объединения координирует процесс поиска обучающимися мест деятельности для накопления материалов портфолио. Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями.

5.4.Портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга учащегося школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.

5.5.Объективность выставления итогового балла проводится комиссией (из трех человек).

Председатель комиссии несет ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио, и определение итогового балла, рейтинга ученика.

Рейтинг ученика школы по индивидуальным сертифицированным и не сертифицированным внеучебным достижениям определяется следующим образом:


1 блок. Результаты олимпиад


Этапы олимпиады

Рейтинговая оценка

Заключительный этап всероссийской олимпиады

от 65 до 100 баллов

Краевая олимпиада


1 место

65 баллов

2 место

55 баллов

3 место

45 баллов

участие


до 40 баллов

Районная олимпиада

1 место

35 баллов

2 место

25 баллов

3 место

20 баллов

участие

до 15 баллов

Школьная олимпиада

1 место

10 балла

2 место

7 балла

3 место

5 балла

участие

до 3 баллов

*Примечание:

- решение о выставлении итогового балла «за участие» принимается комиссией.

– в качестве рейтинговой оценки принимается сумма оценок, полученных за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;

– в данном разделе допускаются копии документов.


2 блок. Конкурсные мероприятия

(мероприятия, выставки, концерты, соревнования и конкурсы творческих работ, технического творчества).

Уровень

Рейтинговая оценка

Всероссийский

от 80 до 120 баллов

Краевой


1 место

60 баллов

2 место

50 баллов

3 место

40 баллов

участие

до35 баллов

Районный

1 место

25 баллов

2 место

20 баллов

3 место

15 баллов

участие

до 10 баллов

Школьный

1 место

8 баллов

2 место

6 баллов

3 место

5 баллов

участие

до 3 баллов

*Примечание:

- решение о выставлении итогового балла «за участие» принимается комиссией.

– в качестве рейтинговой оценки принимается сумма оценок, полученных за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;

– в данном разделе допускаются копии документов.

3 блок. Интеллектуальные игры – конкурсы («Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Британский бульдог» и т.д.).


Уровень

Рейтинговая оценка

всероссийский,

1-200 места

60 – 100 баллов

краевой.

1–100 места

35 - 50 баллов

районный

1–10 места

15 – 25 балла

образовательного учреждения

1–3 места

1- 10 баллов

*Примечание:

- решение о выставлении итогового балла принимается комиссией.

– в качестве рейтинговой оценки принимается оценка, полученная за максимальное достижение обучающегося.

– в данном разделе допускаются копии документов.

4 блок. Результаты исследовательской деятельности

Проектные, исследовательские работы и рефераты (представляются рецензии научного руководителя, дипломы лауреатов и т. д.).



Уровень


Рейтинговая оценка


Всероссийский


от 80 до 100 баллов

Краевой


1 место

60 баллов

2 место

50 баллов

3 место

40 баллов

участие


до35 баллов

Районный

1 место

25 баллов

2 место

20 баллов

3 место

15 баллов

участие

до 10 баллов

Школьный

1 место

8 баллов

2 место

6 баллов

3 место

5 баллов

участие

до 3 баллов

*Примечание:

- решение о выставлении итогового балла «за участие» принимается комиссией.

– в качестве рейтинговой оценки принимается сумма оценок, полученных за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;

– в данном разделе допускаются копии документов.

5 блок. Изучение программ дополнительного образования

(участие обучающихся в работе студий, кружков, секций и т. д.)

Изучал программу дополнительного образования

5 балл

Изучал программу дополнительного образования и выполнил проект, изготовил изделие, подготовился к участию в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях и т. д.

до 10 баллов


Всероссийский

1-3 места

До 100 баллов


участие

до 90 баллов

краевой

1-3 места

До 60 баллов

участие

до 45 баллов


лауреат

40 баллов

Районный



1-3 места

до 30 баллов

участие

до 20 баллов

Образова-тельного учреждения

1-3 места

до 10 баллов

Примечание:

– в качестве рейтинговой оценки принимается сумма баллов, полученных обучающимся за изучение всех программ дополнительного образования и балла, полученного за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;

– документом, подтверждающим прохождение программ дополнительного образования, является свидетельство, заверенное администрацией общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения, в котором изучалась данная программа.


6 блок. Опубликование печатных работ в СМИ.

Количество печатных работ, опубликованных в СМИ (уровень)


Международый

до 40 баллов за статью

Всероссийский

до 30 балла за статью


Краевой

до 20 баллов за статью

Районный

до 10 баллов за статью


7 блок. Примерный перечень действий участника внеурочной деятельности, влекущих снижение баллов при подсчете рейтинга


Нарушение Правил поведения учащихся

До 5 баллов

Нарушение Устава школы

До 10 баллов

Постановка на внутришкольный учет и (или) на учет в КДН, ПДН

До 15 баллов


Данное Положение действует до внесения в него необходимых изменений.



































Приложение 3

Анкета для педагогов

Анкета для педагогов

  1. Портфолио – это______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы со школьным положением о Портфолио: да, нет (нужное подчеркнуть)

  2. Знакомы ли Вы со структурой Портфолио, принятой в нашей школе?

  3. Какой вид Портфолио Вы ведете ?_______________________________

  4. Для чего Вам нужен Портфолио ?________________________________

  5. Что Вы знаете об электронных портфолио?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Какие формы ведения электронного портфолио для Вас наиболее подходят:

Файлы на флешке

Файлы в ПК

Портфолио в Сетевой школе

Портфолио-сайт

(нужное подчеркнуть)






Приложение 4

Инструкция по регистрации на портале http://nsportal.ru

  1. В адресной строке браузера набираем адрес портала: http://nsportal.ru .

  2. В появившемся окне выбираем Вход/Регистрация:



  1. Проходим процедуру регистрации: вводим имя пользователя (Рекомендуется порталом использовать фамилию, имя, отчество, так как имя пользователя будет совпадать с web-адресом Вашего мини-сайта, который будет указан в сертификате о создании сайта), адрес электронной почты и капчу.



  1. На указанный электронный ящик будут высланы инструкции по дальнейшей регистрации. В случае, если предлагаемое имя уже зарегистрировано, нужно будет создать отличительное, особенное, которого нет на портале. В письме нужно будет перейти по ссылке:

  1. При переходе Вы окажетесь на странице разового пароля, который Вам создан системой. Нужно просто нажать Войти:

  1. В появившейся форме нужно заполнить обязательно все поля отмеченные красной звездочкой, обязательно нужно создать новый пароль, так как для перехода, Вы использовали разовый и он уже не действителен.

  1. Далее можно загрузить свою фотографию и фото для создания слайд-шоу (не обязательная процедура, но желательная):

  1. Сохраняем изменения. Переходим во вкладку Данные для мини-сайта:

  1. Заполняем поля, помеченные звёздочкой (остальные поля можно заполнить позднее, хотя можно и сразу):

  1. Даже если не заполнены поля мини-сайта их можно всегда продолжить заполнять:

  1. Для того, чтобы добавить страницу к Вашему портфолио нужно нажать на ссылку в навигации:

1 Цыдыпова Долгор Цыдыповна. Квалификационная аттестация как фактор профессионального становления учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Улан-Удэ, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:07-13/315, стр.1


2 Там же


3 Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г . № 803

4 Портфолио учителя/сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 102 с.,с. 4

5 http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm - Концепция электронного портфолио Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО


6 Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. - М.: , 2008. - 114 с.


7 http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm - Концепция электронного портфолио Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО


8 http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm - Концепция электронного портфолио Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО


9 http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm - Концепция электронного портфолио Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО


10 http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm - Концепция электронного портфолио Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО


11http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm - Концепция электронного портфолио Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО

76



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!