СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дипломная работа по физике "Экологическое образование и воспитание на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я проходила курсы переподготовки лля работы в профильных классах. Это моя экзаменационная работа

Просмотр содержимого документа
«Дипломная работа по физике "Экологическое образование и воспитание на уроках физики"»

 ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

по дополнительной  профессиональной  образовательной  программе

 профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование:  учитель физики »

 Тема:

« Экологическое образование

и воспитание на уроках физики»

Дипломную работу  подготовила:

Тепикина Лариса Федоровна

Должность:

___учитель физики_

Место работы:

___Сосновская СОШ №2 













25   сентября  2018 г.

 

п. Сосновка,  Тамбовская область

Российская Федерация





Оглавление:

  1. Введение стр. 3 - 5

  2. Основная часть стр. 6 - 24

    1. Необходимость охраны окружающей среды стр. 6 - 9

    2. Вопросы экологического воспитания на уроках физики в школе стр. 10 - 13

    3. Состояние экологического образования и воспитания учащихся стр. 14 – 15

    4. Таблица « Элементы экологии в курсе физики» стр. 16 - 18

    5. Из опыта своей работы по экологическому образованию стр. 19 - 24

  3. Заключение стр. 25-26

  4. Литература стр. 27







































- 2 –

«Искать истину и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком её постигнуть, ни полностью её заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина» Аристотель Выбор данной темы связан с тем, что современная естественно научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологической катастрофы, не менее угрожающей его существованию, чем ядерная война. Физика — эта наука о природе, поэтому в связи с возрастающим потенциалом технического прогресса и развитием технологии несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках именно этого предмета. В связи с этим и целью данной работы является: поиск путей решения проблемы экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе, разработка системы средств и методов экологического воспитания, предметом — средства и методы экологического воспитания.
Для предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в природу необходимо решение ряда научно-технических, социально-политических и других проблем, среди которых одно из первых мест занимают педагогические, воспитательные. Подрастающее поколение еще на школьной скамье должно быть подготовлено к научно обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде. Вот почему идея «экологизации» учебных дисциплин (т.е. формирования у школьников экологической культуры) приобрела в настоящее время исключительно важное значение.
Экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения физики связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающей в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы и нарушение вследствие этого некоторого баланса природных процессов. Экологическая направленность преподавания физики усилена главным образом в результате рассмотрения природных явлений, а также влияния человеческой деятельности на окружающий мир. Это позволяет добиться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее понимали всё более усложняющееся взаимодействия общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио и телепередач, могут оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды. Изучая курс физики, ученики должны получить четкое представление о взаимосвязи общества и природы, о значении атмосферы для существования жизни на Земле, о главных источниках ее загрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненные процессы, о мерах охраны живой природы от воздействия вредных физических факторов, о возможных пагубных последствиях преобразования природной среды (в том числе и тех, в которых участвуют сами школьники). Сделать это можно, не расширяя и не перегружая программу, а акцентируя внимание учеников на проблемах экологии тесно связанных с учебным материалом, и организуя соответствующую внеклассную работу. В данной работе я попытаюсь раскрыть содержание физико-экологических знаний,

- 3 -

приобретаемых учащимися при изучении курса физики с учетом межпредметных связей этой естественнонаучной учебной дисциплины с другими, а также основных экологических умений, получаемых старшеклассниками, описаны пути и методы обучения школьников экологическим знаниям и умениям, как на урочных, так и внеклассных занятиях по физике. Экологическая направленность преподавания физики усилена главным образом в результате рассмотрения некоторых физических величин (освещенность, температура, влажность, давление и др.), а также явлений (ветер, шум, вибрации, различного вида излучения и пр.) и прикладных вопросов (например, использование различных видов энергии - механической, электрической, ядерной, геотермальной, солнечной и т.д.) с точки зрения их роли в природных процессах или влияния на них положительных и отрицательных сторон научно-технического прогресса, физико-технических методов и средств охраны природы. Это позволяет добиваться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее понимали все более усложняющееся взаимодействие общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в ее жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио- и телепередач, кинофильмов и т.д., могли оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды. Последнее исключительно важно в воспитательном отношении, ведь «экологизация» учебных предметов предполагает не только ознакомление школьников с вопросами экологии, но и воспитание у них бережного, ответственного отношения к природе. Наиболее успешно такое отношение вырабатывается в процессе практической природоохранительной деятельности. Итак, введение элементов экологии в учебный процесс по физике помогает усилению, с одной стороны, идейно-политического, мировоззренческого содержания курса, а с другой - его политехнической, трудовой направленности с целью более эффективной подготовки школьников к участию в народном хозяйстве, причем в любой его сфере, так как экологические знания и умения носят всеобщий характер, они необходимы всем, независимо от специальности. Современный этап развития физики характеризуется увеличением потока учебной информации, это создает известные трудности в преподавании, поскольку при сохранении той же программы и прежнего учебного времени, объем учебного материала возрастает. Основное направление для совершенствования учебного процесса в этих условиях принадлежит учителям, которые, работая в школе, ощущают недостаток методической литературы.
Проблемой включения вопросов экологии в курс физики занимались многие педагоги, в частности: Э.А. Турдикулов, И.Д. Зверев, А. П. Рыженков они показали важность экологического воспитания в школе и доказали, что роль курса физики в изучении основ экологии велика. Разработали принципы отбора экологического материала. Принцип научности, который требует, чтобы вопросы экологии включались в содержание учебного предмета без искажения. Принцип краеведения предполагает систематическое обращение в процессе преподавания, во внеклассной и внешкольной работе к окружающей учащихся действительности, к природе родного края, вопросы экологии, изучаемые на уроках и на внеурочных занятиях по предмету, материал с экологическим содержанием. Но имеющихся разработок на наш взгляд недостаточно. Не весь материал широко раскрывается, о некоторых вопросах только упоминается, некоторые же вообще упущены, экологический материал раскрыт плохо, нет конкретных методов экологического воспитания. В связи с этим объектом нашего исследования является экологическое воспитание в процессе преподавания физики.

- 4 -

Систематическое применение предлагаемых средств и методов экологического воспитания повышает общий уровень экологической культуры, вызывает интерес к предмету физики и качеству его преподавания.
На мой взгляд, рассмотрение данной проблемы будет полезно в первую очередь учителям средних учебных заведений, студентам для организации экологического воспитания при проведении: уроков, подготовки конференций, проведении внеклассных мероприятий, экологических экскурсий. Учащиеся могут использовать материал для самообразования, подготовки докладов.
Так как имеется проблема экологического воспитания, то в современном мире разработано огромное количество учебно – методической литературы, в которой даны краткие экологические сообщения, предназначеные для использования на уроках физики, от нескольких секунд до 5 минут. Данный материал учитель может использовать для повышения интереса учащихся, мотивации их учебной деятельности, для расширения кругозора учащихся, развитие познавательного интереса, внимания.

































- 5 -

Необходимость охраны окружающей среды обусловлена действием ряда факторов. Остановимся на важнейших из них. 1.Известно, что численность населения на земном шаре очень быстро увеличивается. Около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно 1 млн. человек. Сейчас численность населения на планете уже превысила 7 млрд. человек; к 2050 г. она достигнет 9 млрд. человек. Такой быстрый рост населения, безусловно, усиливает воздействие человека на природу, причем в крупных городах наблюдается ухудшение окружающей среды. Между тем характерной чертой современного развития общества является урбанизация - процесс сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. В связи с развитием производства резко возрастает потребление топлива и энергии. Так, только за последние 100 лет выработка энергии на душу населения увеличилась в 20 раз. Значительно возросла добыча полезных ископаемых. Многие из них, ранее казавшиеся неисчерпаемыми, теперь стали дефицитными. Ведь ежегодно добывается почти 100 млрд. т. руды, горючих ископаемых и строительных материалов. Общество вынуждено переходить к использованию менее богатых их запасов, расширять территории, где ведутся разработки. 2.Значительно увеличивается распашка земель. Раньше большие площади земли находились в природном обороте; все воспроизводство на них регулировалось самой природой. Теперь таких земель остается все меньше; они вовлекаются в хозяйственный оборот. Большое влияние оказывает человек и на водные ресурсы, являющиеся частью природной среды: создает многочисленных крупных водохранилища, каналы, выемки горных пород в связи с расширением добычи полезных ископаемых и пр. 3.Реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли на 2-3°С в первой четверти XXI в. вследствие усиления «парникового эффекта», создаваемого атмосферой планеты и зависящего от содержания в ней углекислого газа и других веществ. 4.Ухудшается прозрачность воздушной оболочки Земли, а также чистота вод; например, около в поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой, в воздух ежегодно выбрасывается около 1 млрд. т. различных взвесей, среди которых есть неизвестные природе канцерогенные вещества. Главное же - человечество столкнулось с возможностью потери равновесия в природе: так, темп увеличения безвозвратного забора воды на промышленные и бытовые нужды достиг 4 - 5% в год; каждые 15 лет удваивается площадь отчуждаемых у природы земель и др. 5.Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника вследствие роста масштабов использования традиционных и новых природных ресурсов, а также производственной деятельности человека, которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические, механические, электромагнитные), химические и биологические. 6.До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения, ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное влияние на природу. 7.Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными химическими соединениями. В результате

- 6 -

могут создаваться такие интенсивные, катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности восстановления первоначальной структуры и функций. Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет, человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней, нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер, угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями. Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств, роста интенсификации использования природных богатств, а также научно прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества. Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих поколений. Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой, экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей, они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность. Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного отношения, содержание которого определяется соответствующим социально-экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с природой определяются конкретной общественно-экономической формацией. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного процесса. Основные показатели экологической культуры таковы: 1) знание общих закономерностей развития природы и общества; 2) понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа составляет первооснову становления и эволюции человечества; 3) осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой; 4) отсутствие потребительского отношения к природе только как к источнику материальной выгоды; 5) умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу Земли, подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования и забота об окружающей среде; 6) умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.

- 7 -

«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе. В нашей стране сложилась и эффективно развивается система государственных и общественных форм экологического образования и воспитания молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое, главенствующее место, потому что: 1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему подрастающему поколению страны; экологическое образование и воспитание молодежи может быть осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно; 2) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно углубляя и обогащая экологические знания учеников и формируя у них соответствующие умения и навыки; 3) поскольку все ученики привлечены к общественно полезному труду, и после окончания школы большинство из них будет работать на производстве и в сфере обслуживания, они смогут успешно реализовать полученные экологические знания и навыки; 4) экологические знания необходимы для совершенствования самого учебно-воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира, представлений о взаимодействии общества и природы в условиях НТП, глубокого и прочного усвоения программного материала, полноценной политехнической подготовки учащихся и их профессиональной ориентации. Таким образом, экологическое образование можно рассматривать как необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с овладением ею научными основами взаимодействия природы и общества. При этом экологические знания выступают в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, приобретаемыми в школе, и практикой, жизнью. Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Экологическое образование и воспитание включает также формирование у человека сознания, отражающего различные стороны материального единства мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления, юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Поэтому в содержание школьного образования должны быть включены следующие элементы: системы знаний о взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации, системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению и охране. Чтобы обеспечить полноценное экологическое образование и воспитание учащихся, необходима «экологизация» всего учебно-воспитательного процесса в школе и прежде всего по предметам естественнонаучного цикла. Ведь в формировании экологического сознания важную роль играют идеи целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений и процесс - 8 -

изменения и развития окружающей среды, наиболее полно выраженные в современном учении о биосфере (основоположником которого является В. И. Вернадский), а также в учении о географической оболочке как комплексе природных факторов, в условиях действия которых протекает многообразная деятельность человека. Знания об эволюции природы, законах развития ее многообразных и усложняющихся форм, о взаимодействиях и взаимообусловленности природных процессов составляют физическую, химическую и биологическую картины природы в их единстве. Раскрыть эту взаимосвязь и составить целостную картину природы необходимо при изучении всех естественнонаучных дисциплин, в том числе физики. В соответствии с вышесказанным современное экологическое образование молодежи в нашей стране можно охарактеризовать так: 1) охрана природы трактуется как охрана единого целого, а не отдельных компонентов - воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира, космоса; 2) в содержание общего среднего образования включаются вопросы экологии и задача развития экологического мышления учащихся; 3) основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии, но и других - физики, химии, географии и т.д. Для понимания учащимися правильного функционирования биосферы и проблем ее охраны как единого целого преобразующая деятельность человека в природе показывается не только с положительной стороны. Отмечается, что наряду с избавлением человечества по мере развития техники и производства от голода, болезней, обеспечением роста его материального и духовного богатства происходит, и разрушение некоторых природных систем, что должно быть предусмотрено и нейтрализовано. Возможность последнего зависит от общественного устройства общества. Формирование социально - ценной позиции ученика по отношению к природе происходит на основе развития мотивов: а) экономических (связанных с рациональным использованием природных ресурсов); б) санитарно-гигиенических (касающихся сохранения чистоты окружающей среды, защиты ее от загрязнения и отравления); в) научно-познавательных (служащих основой изучения природы и мер ее охраны); гражданско-патриотических (основанных на любви к Родине и т.д г) нравственно-эстетических (основанных на коммунистических идеалах, чувствах прекрасного и гармоничного). Чтобы социально - ценная экологическая позиция учащихся могла активно проявиться, им предоставляется возможность принять участие в простых природоохранительных работах. Практическая деятельность школьников помогает им приобрести необходимые в современной жизни умения и навыки по экологии. В основе экологического образования и воспитания молодого поколения лежит возрастной принцип: детям 6-10-летнего возраста сообщаются общие и элементарные знания по экологии; школьники 11-15 лет изучают разнообразные отношения между человеком и окружающей средой, вопросы сохранения и рационального использования природных ресурсов; у учащихся 15-17 лет формируются обобщенные представления об экологических проблемах, сознательное отношение к природе.





- 9 -

Под экологическим воспитанием мы понимаем воспитание не «покорителя природы», а воспитание у учащегося сознания того, что человек - часть природы, который в силах брать от нее все возможное для развивающегося общества, но брать экономно, непрерывно проверяя свои действия. Для успешной реализации в школьном обучении проблемы экологического воспитания мы видим следующие возможности решения проблемы: введение на уроках физики некоторых понятий фундаментальной экологии в связи с влиянием физических явлений антропогенного происхождения на живые существа. Например, понятие экологических факторов возможно ввести на первом уроке в VII классе, когда учащихся знакомят с целями изучения курса физики. Существуют три типа факторов: абиотические, биотические, антропогенные. К абиотическим факторам относятся компоненты неживой природы: температура среды, влажность воздуха, магнитные и электрические поля, шум, радиоактивное излучение и т. п. Все эти факторы являются предметом изучения физики. Биотические факторы связаны с воздействием живых существ друг на друга. Антропогенные факторы - это формы человеческой деятельности, влияющей на живые организмы и среду их обитания. При изучении понятия внутренней энергии тела, полезно ознакомить учащихся с трактовкой понятия температуры как одной из важных характеристик внешней среды, определяющих условия жизни живых организмов на Земле. Так, температура воды в реке изменяется, если в нее сбрасываются промышленные или бытовые стоки. Если эти изменения окажутся за пределами выживания для каких-то видов рыб или водорослей, начинается их постепенное вымирание. В то же время эти изменения могут оказаться благоприятными для других видов животных и растений, которые начнут вытеснять прежние виды. Подобные изменения происходят повсюду. Поэтому возможно ввести понятие способности организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных - толерантности организмов. К человеку закон толерантности применим в меньшей степени, т.к. человек может создать для себя искусственную среду (одежда, подводные лодки, космические корабли). Учащимся будет интересно узнать, что в США в 1991 г. и в России в 1995 г. проводились эксперименты «Биосфера», в которых участвовали добровольцы, жившие по нескольку лет изолированно от внешней среды, в замкнутой системе. Идея эксперимента связана с поиском путей выживания человечества в случаях глобальной экологической катастрофы. Изучая источники тепла, учащихся подводят к важному выводу: на Земле в биосфере возник новый антропогенный источник тепла (тепловые электростанции, котельные теплоснабжения, сжигание растительной и животной биомассы и др.), способный повлиять на многие природные процессы. Учащихся можно ознакомить с гипотезой о том, что потребление огромного количества растительности для хозяйственных нужд племенами, населяющими север Африки, привело к опустыниванию больших территорий и возникновению пустыни Сахара. Внимание гегемонов мировой экономики в последнее время направлено в сторону геотермальной энергии недр Земли, где температура возрастает в среднем на 1 градус по Цельсию каждые 36 метров. Природный очаг тепла - расплавленная магма, где протекает реакция распада радиоактивных элементов, выделяющих уран, калий. Без этой жизнеобеспечивающей магмы земля давно превратилась бы в мертвое тело. Тепло магмы по тектоническим разломам проникает в кору Земли, состоящей из каменного пояса, образуя в ней геотермальные источники, месторождения сухих горячих горных пород. Временное сохранение геотермальной энергии обусловлено скоростью остывания Земли, равной по геологическим расчетам 300-350 градусам Цельсия за миллиард лет. Таким образом, геотермальные источники в недрах Земли в виде пара или горячей воды самой природой созданы готовыми к употреблению. Этим и объясняется низкая себестоимость - 10 -

электрической энергии, вырабатываемой подземным теплом, сопоставимой по дешевизне с энергией гидроэлектростанций. Если первая геотермальная электростанция, действующая и сейчас, построена в Италии в 1924 году, то сегодня их число растет в Испании, Китае, Голландии, Исландии, Дании, Франции и т.д. По стратегической программе США геотермальное электричество в перспективе станет ключевым элементом энергетической инфраструктуры Америки. Тепловое загрязнение атмосферы происходит в результате выбросов тепла от промышленных источников в окружающую среду вместе с нагретыми газами, жидкостями и твердыми телами. Температура воздуха вблизи антропогенных источников тепла повышается. Усиливаются конвекционные потоки воздуха, увеличиваются скорости ветров. Повышение температуры воздуха ведет к усилению испарения с поверхности почвы, растительности и водоемов. Вокруг источников меняется климат. К тепловому загрязнению относят и нарушение естественного температурного режима местности при вырубке лесов, осушении болот, распашке целины. Так, вырубка лесов приводит к тому, что почва больше нагревается солнечными лучами, вода попавшая в нее с дождями быстро испаряется и не обеспечивает в достаточной степени питания растений. Ночью такая поверхность быстрее остывает. Суточный контраст температуры увеличивается, изменения выходят за рамки толерантности отдельных видов животных и растений, что ведет к их исчезновению. Начинается процесс, приводящий к опустыниванию. В промышленных районах, где протекают реки, отмечается тепловое загрязнение, выражающееся в том, что зимой реки не замерзают (Енисей ). С поверхности рек увеличивается испарение воды, повышается влажность воздуха в бассейне рек, в теплой воде хуже растворяется кислород воздуха, бурно развиваются сине-зеленые водоросли, исчезает крупная рыба. Или, например, актуальное сейчас радиационное загрязнение. Часть европейских стран отказались от строительства АЭС на своих территориях. Вызвано это взрывом на станции в Чернобыле, а теперь еще в Японии, где произошла утечка радиации на японской АЭС. В Стране восходящего солнца в начале аварии был объявлен четвертый, а затем максимальный седьмой уровень опасности ядерного заражения. Вокруг АЭС найдены следы наиболее радиоактивного атомного топлива - плутония, что указывает на нарушение герметичности реактора. Дополнительным тому подтверждением явилось стремительное распространение радиоактивных элементов, присутствие йода 131, зафиксированное в дождевой воде на северо-востоке США, в прибрежных районах Китая, Южной Кореи и Вьетнаме. В японской трагедии, по осторожным оценкам международных экспертов, одноименный город Фукусима, находящийся на расстоянии 65 км от АЭС, также может повторить или разделить трагическую судьбу города-призрака на Припяти после аварии на Чернобыльской АЭС. Под давлением общественности Бельгия намерена закрыть все АЭС, находящиеся на ее территории, к 2015 году, а Германия - к 2020 году. Протесты и демонстрации проходят и в самой Японии, где участники требуют закрыть ныне действующие 19 АЭС, состоящие из 56 энергоблоков, вырабатывающие 30 процентов всей производимой в стране электроэнергии. Так же, учащимся будет интересно узнать, что в других странах уже действует закон о запрете атомной энергетики. Например, строительство АЭС запрещено в Австралии, которая имеет в недрах до 40 процентов урана от мировых запасов и занимает по этому энергетическому ресурсу первое место в мире. В США, наиболее энергоемкой стране мира, атомные станции не строятся с 1977 года. Учащимся нужно рассказать о том, что во многих странах, предусмотрено проведение

- 11 -

экологической экспертизы при разработке проектов или строительстве промышленных и сельскохозяйственных производств и многого другого. Главная задача экспертизы - разработать прогноз возможного опасного воздействия объекта на окружающую среду и людей Одним из дискуссионных вопросов является проблема методической организации экологического образования. В этом плане существуют две основные тенденции. Одни специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи. Другие утверждают, что более эффективной является «экологизация» всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. В настоящее время все большую поддержку начинает получать именно этот подход, что и нашло свое отражение в материалах соответствующих международных конференций. Но более существенны дискуссии об ориентации экологического образования. Принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» («окружающая среда») или «мир природы». В первом случае экологическое образование должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых, субъективно значимого отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью и, в-третьих, стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с ними. Именно первая ориентация в экологическом образовании (на «природу как среду») получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Тем не менее, в последнее время все больше специалистов приходят к пониманию того, что без акцентирования экологического образования на «мире природы» невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса: «Нам никогда «не перепрыгнуть» через такие, казалось бы, простые вещи, как деревья, птицы, трава, жуки. Мы должны ввести в этот мир маленьких детей, научить их культуре обращения с растениями и животными». Биология Значение этого курса в экологическом образовании определяется, в первую очередь, содержанием научных знаний о живых системах различного уровня. Особое внимание уделяется надорганизменным уровням организации: популяция, биоценоз, биогеоценоз, биосфера. Раскрывается многоступенчатый характер организации живого: каждая ступень - система, свойства которой несводимы к свойствам составляющих ее элементов. Подчеркивается, что только на уровне биосферы происходит глобальный биотический круговорот веществ, который принципиально невозможен на уровне экосистем более низкого уровня, чем обусловливается необходимость охраны целостности биосферы и всех её подсистем. В курсе биологии дается представление о ключевых экологических понятиях: «среда», «экологические факторы» (абиотические, биотические, антропогенные).На уроках биологии учащиеся приходят к выводу, что богатство отношений между видами является условием целостности мира природы. Сокращение количества этих связей в результате вмешательства человека ставит под угрозу нормальное функционирование экосистемы. В курсе биологии осуществляется ценностная ориентация школьников. Демонстрируется значение мира природы в жизни каждого человека и всего общества, формируется осознание целей и последствий взаимодействия с природой. Особое значение имеет осмысление антропогенных факторов как факторов, обусловивших глобальный экологический кризис. При этом следует уделять внимание не только воздействиям человека на природу техногенного

- 12 -

характера, но и персонального характера, например, в ситуации рекреации. Биологические дисциплины занимают ведущее место в раскрытии научных основ природоохранной деятельности, в частности, принципа комплексной охраны природы. В курсах ботаники, зоологии и общей биологии дается представление об охраняемых территориях: история заповедного дела, статус различных заповедных территорий, их география, функции, биосферное значение, перспективы развития и т. д. Химия В курсе химии необходимо уделить внимание экологическим проблемам, возникающим в результате мощного химического воздействия человечества на биосферу. Рассматривая химические элементы, их соединения и характеризуя их роль в природе, учащиеся узнают о химических составах воды, воздуха, почвы как об абиотических факторах среды. Формируется понятие о естественном динамическом равновесии между химическими показателями различных элементов экосистемы Именно в курсе химических дисциплин наиболее четко раскрывается проблема загрязнения природы отходами человеческой деятельности, в частности, высокоактивными химическими соединениями, синтезированными человеком, к переработке которых природа оказывается совершенно «неготовой». Дается представление об использовании природных, а также синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов. На занятиях по химии углубляются знания о химической сущности круговорота веществ в биосфере, показываются стратегии борьбы с химическим загрязнением в биосфере, дается представление о безотходном, «экологически чистом» производстве. Современные условия предъявляют к педагогам-химикам требования уделять большее внимание химико-технологическим компонентам процессов очистки производственных выбросов, а также вооружению школьников практическими умениями, позволяющими самим анализировать степень химического загрязнения продуктов питания (например, определение количества нитратов во фруктах и овощах, сопоставление с допустимыми нормами; анализ водопроводной воды и т. д.). Физика Экологический аспект школьного курса физики, в принципе, заключается в сообщении учащимся технических и технологических основ минимального отрицательного воздействия на экосистему. Большое значение имеет представление об экологически чистых источниках энергии (реки, ветер, солнечное излучение, морские приливы, геотермальные источники и др.), а также о замкнутых производственных циклах. В курсе физики у школьников можно формировать экологически ориентированные инженерно-конструкторские стратегии на основе энергосберегающих изобретений (повышение КПД двигателей, использование вторичных ресурсов, уменьшение сырьевых и энергетических потерь в технологических процессах и т. д.). Особое внимание необходимо уделять вопросам защитно-аварийных (бетонные саркофаги и стальные оболочки, контейнеры для ядерных отходов), а также очистных сооружений (электрофильтры, инерционные фильтры, аэрозольные фильтры, тканевые фильтры, адсорбционные фильтры, диффузионные мембраны и т. д.). Чернобыльская авария актуализировала рассмотрение в курсе физики таких проблем, как радиационное загрязнение, радиационный фон и его допустимые параметры, приборы для измерения уровня радиации, их индивидуальное использование. Таким образом, биологические науки формируют, прежде всего, представления об уровнях организации живого и системном характере взаимосвязей в биосфере, география - о целостности мира природы, химия - о загрязнении природной среды, физика - об энергетическом взаимодействии с природой. Во всех научных дисциплинах необходимо анализировать систему «природа - общество - человек», демонстрировать пути гармонизации взаимодействия элементов этой системы.

- 13 -

 Человек родился быть господином, повелителем,
  царем природы, но мудрость, с которой он должен править,
  не дана ему от рождения: она приобретается учением.

                                                                                        Н.И.Лобачевский                                         Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры Сейчас жизнь ставит перед  учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития  школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда  учитель будет иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций. Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе, правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют: - природа и родной язык.
- общение в семье, в школе, окружающая среда.
- его деятельность.
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.  Экологический аспект школьного курса физики, в  принципе,  заключается  в сообщении  учащимся  технических  и   технологических   основ минимального отрицательного воздействия на экосистему.  Большое значение имеет представление об  экологически  чистых  источниках энергии (реки, ветер, солнечное излучение,  морские  приливы,  геотермальные источники и др.).

- 14 -

В   курсе   физики   у   школьников   можно   формировать    экологически ориентированные    инженерно-конструкторские     стратегии     на     основе энергосберегающих  изобретений  (повышение  КПД  двигателей,   использование вторичных  ресурсов,  уменьшение  сырьевых   и   энергетических   потерь   в технологических процессах и т. д.).  Особое внимание необходимо уделять вопросам  защитно-аварийных  (бетонные саркофаги и стальные оболочки, контейнеры  для  ядерных  отходов),  а  такжеочистных  сооружений  (электрофильтры,  инерционные   фильтры,   адсорбционные фильтры,  диффузионные  мембраны  и т. д.). Чернобыльская авария актуализировала рассмотрение в  курсе  физики  таких проблем, как радиационное загрязнение, радиационный  фон  и  его  допустимые параметры,  приборы  для  измерения  уровня  радиации,   их   индивидуальное использование. Проблемы экологии необходимо рассматривать во всех  научных  дисциплинах и  анализировать  систему  «природа–общество-человек»,  демонстрировать  пути  гармонизации   взаимодействия элементов этой системы.  Так, например, биологические науки формируют, прежде всего, представления об  уровнях  организации  живого  и  системном  характере   взаимосвязей   в биосфере, география — о целостности мира  природы,  химия  —  о  загрязнении природной среды, физика — об энергетическом взаимодействии  с  природой. Комплексный и интегральный характер экологических проблем не  позволяет раскрыть их перед учащимися средних  школ  в  полной  мере.  Тем  не  менее, содержание программного материала курса физики дает возможность  познакомить школьников   с   рядом   идей,   раскрывающих   физико-технический    аспект современного экологического кризиса и путей его преодоления. Это  связано  с тем, что:  - физика изучает наиболее общие и фундаментальные  закономерности  природы, которые  лежат  в  основе   правильного,  диалектико-материалистического понимания всей природы в целом. Это дает возможность в процессе  обучения физике   последовательно   раскрывать   перед   учащимися   многообразие, взаимосвязь, взаимообусловленность и  целостность  явлений  и  процессов, протекающих в природе;    - физика  является  ядром  современной  научно-технической  революции;  ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет  показать ученикам все возрастающие масштабы воздействия человека на  природу и решение   современных   проблем   защиты окружающей среды от загрязнения;  - физика в настоящее время возглавляет науки о природе; все они  пользуются ее терминологией, приборами и методами исследований. Поэтому при обучении физики есть  возможность  ознакомить  учащихся  с  современными  методами изучения природы и ее охраны, обобщить полученные ими знания на уроках по другим предметаместественноматематическогоцикла.   Одна  из  важнейших задач школьного курса физики  -  развить  у  учащихся  научный  подход  к явлениям  и  процессам  природы,  сформировать  у  них  умения  и  навыки проведения научного  эксперимента.  Это  дает  возможность  выработать  у школьников умения, важные для изучения и  решения  доступных  им  физико-экологических задач. Далее хотелось бы представить фрагмент таблицы с вопросами экологического характера, которые можно рассматривать при изучении курса физики.

- 15 -

Таблица « Элементы экологии в курсе физики».

Тема

Затрагиваемые вопросы экологии

Физические явления

Круговорот вещества в природе и промышленном производстве

Физика и техника

Проблема безотходных производств. Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. Взаимосвязь природы и человеческого общества.

Молекулы. Диффузия.

Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями, путем диффузии и конвекции. Опасность неправильного хранения и применения минеральных удобрений и гербицидов. Понятие ПДК. Контроль за состоянием окружающей среды. Влияние нефтяной пленки на поверхности водоема на процессы диффузии газов.

Три состояния вещества

Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы различными примесями и его последствия

Притяжение и отталкивание молекул

Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц обычной водой и смачиваемость нефтью

Сила трения

Вредные последствия посыпания наледи песочно-солевой смесью (гибель растительности, разъедание автомобильных шин, коррозия трубопроводов)

Энергия рек и ветра

Перспектива использования безотходных и возобновляемых источников энергии. Рациональное использование энергии рек и ветра. Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.

Давление в газе и жидкости

Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушным и водным путями.

Сообщающиеся сосуды, шлюзы,  водопровод

Система орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Нарушение природного равновесия при строительстве каналов. Последствия «поворота» рек (уменьшение запаса пресной воды на Земле, необходимость ее экономии)

Архимедова сила. Условия плавания тел.

Необходимость экономии воды. Образование нефтяной пленки на поверхности водоемов и ее уничтожение. Экологические аспекты сплава древесины по рекам. Судоходство и связанные с ним вопросы охраны воды.

Плавание судов

Пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнение водоемов. Аварии нефтяных танкеров как экологическая катастрофа.


Воздухоплавание.


Разрушение озонового слоя атмосферы. Экономическая неэффективность и экологический вред сельскохозяйственной авиации. Использование аэростатов. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли.

Работа и мощность

Мощность. КПД и экологическая безопасность различных механизмов (сравнительный анализ)

Конвекция в природе и технике

Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и в океане. Образование конвекционных потоков в промышленной зоне. Тяга. Механизм рассеивания с помощью высоких труб. Особенности распространения выбросов при циклоне и антициклоне. Нарушение конвекции в случае ядерной войны и наступление «ядерной зимы». Теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов.

Водное отопление

Экологические аспекты водяного отопления (загрязнения от ТЭЦ)

Излучение

Парниковый эффект на Земле и возможные последствия его усиления. перспективы использования экологически чистой энергии Солнца.

Удельная теплоемкость

Нарушение природно-климатических условий при осушении естественных и создании искусственных водоемов. Широкое применение воды во всех сферах производства. Ограниченность запасов пресной воды.

Теплота сгорания топлива.

Органическое топливо как основной источник энергии на современном этапе. Ограниченность запасов органического топлива, загрязнение атмосферы продуктами его сгорания. Сравнение эффективности и экологической безвредности различных видов топлива (газ, жидкое топливо, твердое топливо). Необходимость перехода автотранспорта на газовое топливо.

Агрегатное состояние вещества

Круговорот воды в природе. Явление испарения с поверхности морей и океанов и его влияние на климат Земли.

Плавление и отвердевание

Влияние засоленности воды на температуру льдообразования. экологические аспекты литейных производств.

Испарение и конденсация. холодильник.

Образование кислотных дождей. Опасность накопления в атмосфере фреона и аммиака для жизни на Земле.

Тепловые двигатели. ДВС. паровая турбина.

Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными волами. Кислотные дожди. Гибель водоемов, растительности, разрушение архитектурных сооружений, коррозия металлов. Меры снижения вредных выбросов. Контроль за выхлопными газами. Сравнение тепловых двигателей по из влиянию на экологическую обстановку. Совершенствование тепловых двигателей с целью охраны природы.

Электрическое поле

Влияние статического электричества на биологические объекты, электростимулирование жизнедеятельности сеиян и растений. Борьба с электризацией жилых помещений (ионизаторы воздуха, влажность воздуха и электризация, очистка воздуха электрофильтром).

Гальванические элементы и аккумуляторы

Необходимость осторожного обращения с гальваническими элементами и аккумуляторами. Проблема их утилизации.

Магнитное поле

Взаимообусловленность явлений в природе. Влияние магнитного поля на биологические объекты. Понятие о магнитобиологии (воздействие на организм магнитных бурь, магнитных браслетов, ориентация птиц)

Электродвигатель

Перспективы развития электротранспорта. Преимущества электродвигателя как экологически чистого двигателя.

Световые явления

Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора, его экологические последствия. Изменения климата.

Сила тяжести

Значение механических процессов, протекающих в биосфере. Сила тяжести и ускорение свободного падения – важнейшие физические параметры природной среды.



       















- 18 -

В своей работе для реализации целей и задач экологического образования и воспитания, я использую следующие виды работ: 1) экологическая конференция; 2) решение задач с экологическими проблемами; 3) экологический семинар; 4) вставки на уроках экологического содержания 1.Экологическая конференция. При изучении в 8 классе темы «Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей» я провожу конференцию на тему:  «Влияние работы тепловых машин на окружающую среду». Главной темой такой конференции является вопрос поиска альтернативных источников энергии. План конференции:

  1. История создания тепловых машин.

  2. Развитие железнодорожного транспорта в России.

  3. Применение тепловых машин в промышленности.

  4. Сравнительная характеристика тепловозов и электровозов.

  5. Загрязнение окружающей среды при использовании тепловых машин.

  6. Развитие методов защиты окружающей среды от продуктов сгорания тепловых машин.

  7. Создание новых альтернативных источников энергии: а) Солнечные батареи и их применение; б) Электромобили; в) Энергия приливных волн; г) другие виды альтернативных источников энергии( ребятам предлагаю найти свои пути решения данной проблемы).

2.Задачи экологического содержания (7-11 класс)

Тема «Скорость. Путь. Время» 1.Чёрный стриж летит из места гнездования в район охоты и обратно со скоростью 160 км/ч. Сколько времени затратит он на свой полёт, если вдоль траектории полёта дует ветер со скоростью 40 км/ч? Расстояние между «пунктами» перемещения стрижа 600 км. 2.Какое животное развивает самую большую скорость? Самое быстроходное из живых существ – кальмар. Спасаясь от хищников, он вылетает из воды со скоростью 750 км/ч. Сравните его скорость со скоростью чёрного стрижа.

Тема «Давление. Архимедова сила»  1.Кашалот, имеющий массу 60 т, достиг глубины 1000 м. Рассчитайте, какое давление на этой глубине он испытывает, если плотность морской воды 1030 кг/м3. Определите выталкивающую силу, действующую на животное. Почему кит может держаться на глубине? Сможет ли он находиться на суше? Тема «Механическая работа и мощность»  1. Рассчитайте работу, совершённую штангистом, толкнувшим штангу массой 217,5 кг на высоту 2,3 м. Определите развитую им при этом мощность, если время подъёма 0,2с.   2. Голубь весом 3 Н набирает высоту 100 м в течение 20 с. Какую мощность он развивает? Тема «Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Механическая работа, мощность»  1.Какой потенциальной энергией относительно уровня океана обладает, взлетев из воды на высоту 5 м, гигантский кальмар массой 300 кг? С чем связаны особенности поведения физического тела в воде?  2.Что вы знаете о слонах? Какой энергией обладает бегущий со скоростью 40 км/ч африканский слон, масса которого 4,5 т?

- 19 -

Тема «Сообщающиеся сосуды»  1.В России есть два моря, представляющие собой сообщающиеся сосуды, – Азовское и Чёрное, причём одно почти пресное, а другое солёное. Не может ли вода, перетекающая из одного моря в другое через Керченский пролив, пагубно отзываться на жизни морских обитателей?

Тема «Плотность»  1.Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль-такси, расходуя за день 20 кг бензина? Плотность газа при  t=0 °С равна 0,002кг/м3.

Тема «Тепловые явления»  1.Что для земледелия экологически «выгоднее» – снежная или малоснежная зима?

Тема «Электрический ток. Закон «Джоуля–Ленца» 1.Прилипание мокрого снега к проводам линий электропередачи может привести к их обрыву, что создаст опасность для жизни. Можно ли быстро избавиться от прилипшего снега?

Тема «Работа и мощность тока»  1.Для удаления льда с электрических проводов железнодорожной магистрали, образующегося во время гололёда, по проводу пропустили ток силой 450 А. Сколько льда при t=0 °С плавилось каждую минуту? Напряжение в линии 600 В. КПД приведённого способа очистки провода 50%.

Тема «Виды теплопередачи» 1.В цехе завода всегда должен быть свежий воздух. Где нужно установить вытяжной вентилятор: ближе к полу или к потолку, если в цехе возможно скопление водяного пара, хлора, аммиака? Есть ли смысл открывать форточки, если за окнами холодно и идёт дождь?

Тема «Производство и передача электроэнергии»  1.Почему ветровые и солнечные электростанции не получили пока широкого распространения в нашей энергетике? Присущи ли экологически нежелательные факторы гидроэлектростанциям?

Тема «Спектр электромагнитных излучений» 1.При сообщении по телевидению информации о погоде на экране иногда показывают земной шар и облако циклона на его фоне. Как метеорологи получают такое изображение?

3.Экологические семинары. При изучении конкретных тем я предлагаю учащимся проведение коротких по времени тематических семинаров. 1) Тема семинара «Судоходство и судостроение и их влияние на окружающую среду», 7 класс 2) Тема семинара « Органическое топливо. Проблемы истощения запасов и загрязнения атмосферы» 8 класс 3) Тема семинара «Шум и человек», 9 класс 4) Тема семинара «Солнечная радиация», 9 класс 5) Тема семинара «Компьютер и человек», 10 класс 4. Экологические вставки. Для повышения интереса к изучаемой теме и для расширения кругозора учащихся можно использовать короткие тематические  экологические вставки. Представляю только некоторые из них.

        - 20 -

а) Тема «Атмосфера». Таблица: « Наиболее массовые загрязнители, выбрасываемые всеми техническими источниками».

Загрязнители

Млн. тонн в год

Твердые частицы дыма и промышленная пыль

580

Окись углерода

360

Летучие углеводороды и другие органические вещества

320

Оксиды серы

160

Оксиды азота

110

Соединения фосфора

18

Сероводород

10

Аммиак

8

Хлор

1

Фтористый водород

1

Таблица: «Величина ПДК наиболее распространенных загрязнителей атмосферного воздуха»

Вещество

Максимальная разовая

ПДК, мг/м3

Среднесуточная ПДК

Мг,м3

Сернистый газ

0,5

0,05

Двуокись азота

0,085

0,04

Формальдегид

0,035

0,03

Окись углерода

5,0

3,0

Пыль

0,5

0,15

бензол

1,5

0,1

Тема «Свет».  Солнце дает мощный поток видимого света. Организм человека нуждается в определенном световом комфорте. Как организовано ваше рабочее место дома? Какие у вас окна? Таблица: «Хорошая естественная освещенность – залог успехов в учебе»

Густая крона деревьев, закрывающая окна, становится преградой на пути прямых лучей и снижает степень освещенности помещения. Днем вынуждены пользоваться искусственным освещением.

Грязные оконные стекла не только не эстетичны, но они до 70% могут снижать естественную освещенность, что утомляет зрительный анализатор. Приходится днем пользоваться настольной лампой.

Солнечный свет проникает в квартиру, создавая световой комфорт. Взгляд не утомляется. У вас хорошее настроение. Вы хорошо запоминаете то, что учите.

- 21 -



Так же, например, при изучении паровой турбины я рассказываю, из чего состоит турбина, принцип её действия, для чего она используется: " Паровая турбина используется для производства электрической энергии. А любой вид человеческой деятельности, связанный с производством энергии и ее использованием, сопровождается выбросом тепла в окружающую среду, что прямо или косвенно влияет на множество природных явлений. Степень этого влияния зависит от количества произведенной энергии. Подсчитано, что за последние 20 лет человечеством использовано столько же энергии, сколько за всю предшествующую историю. Особенно заметно влияние теплового загрязнения на атмосферные явления и состояние рек вблизи больших городов и промышленных центров. Появился даже термин «теплые острова», определяющий эти источники тепла.
Тепловое загрязнение атмосферы происходит в результате выбросов тепла в окружающую среду вместе с нагретыми газами, жидкостями и твердыми телами. Одних только газообразных продуктов сгорания в мире выбрасывается около 40 млрд. в год. Температура воздуха вблизи антропогенных источников тепла повышается. Усиливаются конвекционные потоки воздуха, увеличивается скорость ветров. Повышение температуры воздуха ведет к усилению испарения с поверхности почвы, растительности и водоемов. Все это, вместе взятое, может привести к изменению погоды в данном районе, к изменению условий жизни и хозяйственной деятельности.
Если к обычным опытам, знакомым каждому учителю добавить соответствующее экологическое сопровождение, то получится: демонстрационный эксперимент с экологическим содержанием. С целью ознакомления с загрязнениями на практике разработаны демонстрационные эксперименты, где учащиеся наблюдают загрязнение, и объясняют его с точки зрения физики.
Например, тема урока: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах». Цель: с экологической точки зрения, демонстрация этого явления должна показать, как разного рода загрязнители проникают в те вещества, которые обеспечивают жизнедеятельность растений, животных, человека. На чистое стекло, находящееся на кадровом окне графопроектора, наносим пипеткой каплю чистой воды, а рядом с ней каплю «загрязнителя» — раствора марганцовки, чернил и тому подобное. Капли должны соприкоснуться. На экране учащиеся наблюдают как вследствие диффузии жидкий «загрязнитель» проникает в жидкую воду (диффузия жидкостей). Если рядом с каплей воды положить пинцетом кусочек твердого «загрязнителя» — кристаллик марганцовки, кусочек красной свеклы и т.п. (так чтобы его край касался капли), то на экране будет видно, как постепенно от этого края окрашивается вода (диффузия твердого тела и жидкости). Данный эксперимент я сопровождаю текстом: диффузия в жидкостях в случае слива загрязненной воды из автогаражей, фабрик и заводов приводит к загрязнению чистой воды наших рек, каналов, морей, отравлению организмов, живущих в них, к гибели растительности, используя в пищу пойманную в них рыбу, человек может отравиться сам.
Загрязнение почвы тоже происходит вследствие диффузии. Так излишки удобрений, различных ядохимикатов попавших на неё при опрыскивании сельскохозяйственных культур, распространяются в почве не только с потоками воды, но и результате диффузии, а затем попадают в плоды, которые человек употребляет в пищу.
Так же, для осуществления экологического образования, на уроках я применяю доклады по экологии, которые предназначены для использования на уроках физики в качестве дополнительного материала, ведь когда материал интересен и не обязателен для

- 22 -

запоминания, как правило, запоминается учащимися хорошо. Учитель может использовать для повышения интереса учащихся, для расширения их кругозора, формирования личностного отношения к окружающей среде, а также эстетического вкуса.
Например, тема урока: «Применение ядерной энергии. Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации АС, перенос радиоактивности в окружающей среде» Цель урока: закрепление понятия радиоактивность, сформировать понятие о радиоактивных и токсичных выбросах атомных электростанций. Расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса, формирование гражданской позиции каждого ученика к проблеме охраны окружающей среды и элементов экологического мышления, осуществление экологического воспитания. К вредным воздействиям на человека и окружающую среду, являются выбросы и сбросы радиоактивности и токсических веществ из систем АС. Эти выбросы делят на газовые и аэрозольные, выбрасываемые в атмосферу через трубу, и жидкие сбросы, в которых вредные примеси присутствуют в виде растворов или мелкодисперсных смесей, попадающие в водоемы. Возможны и промежуточные ситуации, как при некоторых авариях, когда горячая вода выбрасывается в атмосферу и разделяется на пар и воду. Выбросы могут быть как постоянными, находящимися под контролем эксплуатационного персонала, так и аварийными, залповыми. Включаясь в многообразные движения атмосферы, поверхностных и подземных потоков, радиоактивные и токсические вещества распространяются в окружающей среде, попадают в растения, в организмы животных и человека. Вторичные, менее значимые для нас пути, такие как ветровой перенос пыли и испарений, как и конечные потребители вредных веществ на рисунке не показаны.
Так же, для осуществления экологического образования на уроках, я использую таблицы по физике с экологическим уклоном, которые предназначены для ознакомления учащихся с конкретными экологическими сведениями, мною дополнены уже разработанные экологические таблицы. В этих таблицах приводятся факторы опасности и меры по их уменьшению (избежанию) их отрицательного воздействия на организм человека. Экологические таблицы и дополнительные материалы к ним, можно использовать фрагментально при изучении той или иной темы курса физики, а так же на специально организованных занятиях, посвященных вопросам экологии, или при повторении учебного материала.
Например, цель: познакомить учащихся с вредным воздействием бытовых приборов.
Физика и экология быта. Бытовой прибор. Фактор опасности. Как его уменьшить
1) Электробритва. Электромагнитное поле большой интенсивности. Уменьшить время её работы, а лучше пользоваться механической бритвой
2)Микроволновая печь. Электромагнитное поле. Не подходить близко к включенной печи
3)Электронная трубка компьютера или телевизора. Электромагнитное поле. Рентгеновское излучение. Ограничить время работы, учитывать, что излучение максимально по бокам и сзади этих приборов 4)Радиотелефон. Узкополосное электромагнитное излучение. Меньше разговаривать по нему 5)Электрическое одеяло. Электромагнитное поле. Использовать только для нагревания постели, но не спать под ним. 6)Звукотехника. Низкочастотные звуки, шумы. Избегать громкого звучания аппаратуры.
Все больше и больше электрических приборов входит в наш быт. Но все ли они улучшают наше здоровье? Вовсе нет. Работа многих из них облегчает труд, создает комфорт, но отрицательно сказывается на самочувствии человека.

- 23 -

Так что весьма часто за комфорт мы платим здоровьем. В таблице указано отрицательное воздействие некоторых бытовых приборов и возможные меры по уменьшению этого влияния на наше здоровье.
Весь предложенный материал необязателен для запоминания, поэтому учащиеся не будут перегружены материалом. Так как предложенный материал интересен, то запоминается непроизвольно, и учащиеся будут знать о вредном воздействии человека на природу со школьной скамьи. Экологическое воспитание положительно влияет на усвоение нового материала, оно повышает интерес у учащихся.










































- 24 -

В заключении хочу сказать, что экологические сведения составляют ныне неотъемлемую и важную компоненту основ физики и других естественнонаучных дисциплин, изучаемых в  современной средней общеобразовательной школе. Это позволяет формировать  экологическую культуру  подрастающего  поколения, овладевать системой знаний о физико-технических  и  технологических  аспектах в природе и предотвращать  их  нарушения. В условиях научно технического  прогресса  это  служит  залогом  правильноговыбора  направления  развития  производственной  деятельности  человеческого общества, выбора, в котором предстоит участвовать выпускникам  нашей  школы, т.е. служит важным  аспектом  подготовки  молодежи  к  жизни  и  труду.  Эта подготовка будет тем более эффективной, если  уже  в  стенах  школы  ученики приобретут   практические   умения   по   изучению   природы,    определению рационального использования природных ресурсов и способов охраны  окружающей среды.  Изучение физических аспектов экологических знаний ведет к углублению  и расширению знаний учащихся по физике, а так же  повышению  их  интереса  к  предмету. Чтобы  эти  потенциальные  возможности  экологического   воспитания   и образования, учащихся при изучении курса  физики  стали  реальными,  учителю нужно проникнуться  идеей  «экологизации»  учебного  процесса и  осознать  ее насущную необходимость в  наши  дни. Экологические сведения составляют ныне неотъемлемую и важную компоненту основ физики и других естественнонаучных дисциплин, изучаемых в современной средней общеобразовательной школе; на их базе формируется экологическая культура подрастающего поколения, которая предполагает, в частности, овладение системой знаний о физико-технических и технологических аспектах поддержания равновесия в природе, о способах предотвращения его нарушения. В условиях научно-технического прогресса это служит залогом правильного выбора направления развития производственной деятельности человеческого общества, выбора, в котором предстоит участвовать выпускникам нашей школы, т.е. служит важным аспектом подготовки молодежи к жизни и труду. Эта подготовка будет тем более эффективной, если уже в стенах школы ученики приобретут практические умения по изучению природы, определению рационального использования природных ресурсов и способов охраны окружающей среды, чего позволяет добиться реализация в экологическом образовании принципа политехнизма. Изучение физических аспектов экологических знаний ведет к углублению и расширению знаний учащихся по физике, повышению их интереса к предмету, развивает у них ряд природоохранительных умений, убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений, формирует в их сознании научную картину целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их. Чтобы эти потенциальные возможности экологического воспитания и образования, учащихся при изучении курса физики стали реальными, учителю нужно проникнуться идеей «экологизации» учебного процесса, осознать ее насущную необходимость в наши дни. Ведь выживание человечества зависит сейчас от сохранения общей благоприятной для жизни экологической обстановки на Земле, катастрофический «удар» по которой может быть нанесен, как мы видели, не только ядерным оружием, а любым источником сильного необратимого нарушения природного равновесия. Понимание этого и сообщение учащимся экологических сведений, развитие их «экологического сознания», привлечение школьников к участию в спасении природы, в сохранении ее красот и

- 25 -

богатств, воспитание их в духе необходимости предвидения и оценки возможных конкретных изменений равновесия в окружающей среде под влиянием их будущей производственной деятельности -непосредственный гражданский долг учителя физики в условиях ускорения НТП и его весомый вклад в борьбу за нормальные условия жизни на нашей планете, сохранять которые призваны и нынешние ученики средней школы. Выпускники нашей школы должны усвоить общие методологические принципы современной экологии, имеющие отчасти философское значение, и быть готовыми к участию в принятии решений, касающихся хозяйствования в собственном «доме» — в регионе, стране, на планете в целом. При этом они должны руководствоваться простейшими соображениями «экологической» морали, например: – Каждому человеку нужна благоприятная среда жизни, но в «больной» природе нельзя остаться здоровым. – Природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица, ее не сможет заменить даже самая совершенная техника и технология. – Нельзя нарушать слаженность и красоту природы — полное их восстановление может и не произойти. Не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь: прежде чем «отрезать» что-то от сложившейся веками природной среды, семь раз отмерь. Не рви цветов, не ломай веток, не уничтожай ничего в природе — ей все необходимо, и, испортив одно, ты обязательно губишь другое. Только говорить об охране природы мало, нужно действовать: не допускать нанесения ей урона, а если пришлось что-то взять, то надо обязательно компенсировать это, причем даже в несколько раз: срубил дерево — посади три. Чтобы наша молодежь действительно овладела экологической культурой, экологическое образование должно быть непрерывным: начинаться в детских садах, продолжаться в школе и вузе, пополняться в дальнейшей жизни. Среди задач экологического воспитания существуют две основные: 1. Сформировать убеждение в необходимости соблюдать экологические нормы и готовность пользоваться соответствующими правилами в личном поведении и деятельности. Для этого нужно сосредоточить главное внимание на преодолении утилитарно-потребительского отношения к природе. 2. Укрепить у школьников жизненную позицию, главным элементом которой служит нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Таким образом, ядро системы экологического образования и воспитания школьников составляют четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный. Последний тесно связан с научно-техническим творчеством учащихся. Привлечение их к изобретательской и рационализаторской деятельности по экологизации техники и технологии позволяет приобщать ребят к участию в развитии принципиально нового направления научно-технического прогресса, что чрезвычайно важно для их будущего.










- 26 -

Литература:

1.  А.Д.Дмитриев     Экология и здоровье человека Чебоксары Чувашское книжное издательство 2012г

2.   А.В. Перышкин Физика. 7,8,9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 2017 год.

3.  Э.А.Турдикулов  Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. Москва «Просвещение» 2005г

4.  Г.А.Фадеева Физика и экология 7 – 11 классы Издательство «Учитель» г. Волгорград, 2000г.

 5. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, «Экологическая педагогика и психология» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2011 г.

6. Дергунова Р. «Год 2015: Экологическая ситуация» Южный Урал 2015г. 25 октября.

7. Куликов А.Г. «Современные экологические проблемы Оренбургской области» География, экономика и экология Оренбуржья Оренбург, 2013г.

8. «Экологический вестник» Южный Урал 1996г. 31 мая 2018 

9. Хабиббулин Р.Д., Хабибуллина Л.А., Каюмов А.А., Чубарова Л.М., Крылов Ф.Ф. Детское экологическое движение: образование и воспитание. Пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Волгоград, 2008.
10. Киселёва Н.Ю. «Национальные экологические традиции и их изучение», Вестник АсЭкО, 1/2017 г. 11. Зверев А.Т. Экологические игры. Москва, Дом педагогики, 2016.
12. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М., «Школьная пресса», 2014. 13. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры. Москва, «Сервисшкола» , 2018. 14. В.А.Самкова «Открывая мир», М., МСоЭС, 2018.



 

- 27 -




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!