СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

приемы,которые корректируют дисграфию на фоне языкового анализа и синтеза

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза»



Артикуляторно-акустическая дисграфия

Этот вид дисграфии во многом сходен с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи, так называемое «костноязычие на письме» Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.



Артикуляторно-акустическая дисграфия связана с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией ребёнком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме. Например, ребёнок, не различающий на слух звуки Р и Л, пишет «калтина» вместо «картина» или «тлуба» вместо «труба». Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям начиная с двухлетнего возраста.

же в этом возрасте ребёнок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются друг от друга только одним звуком (например, крыша и крыса). А это значит, что он дифференцирует звуки С и Ш, потому что упомянутые слова невозможно различить на слух, не умея различать названные звуки. Дети же, страдающие данным видом дисграфии, не владеют такой дифференциацией даже в школьные годы. Неразличение речевых звуков на слух ребёнком дошкольного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии, и выявлена эта предпосылка может быть уже в три года и даже раньше.

Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом - дисграфия (от греческого «графо» - письмо). Дисграфия не является самостоятельным речевым нарушением, это составляющая нарушений темпов развития психики и моторики, которые часто связаны с незрелостью



Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат») • Пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма») • Перестановка букв (тропа - «прота») • Добавление букв (таскали - «тасакали» • Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота») • Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь») • Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - на ступила» • Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.

основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ (искажения звуко-буквенной структуры слова). Наиболее характерны следующие ошибки: • Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат») • Пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма») • Перестановка букв (тропа - «прота») • Добавление букв (таскали - «тасакали» • Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота») • Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь») • Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - на ступила» • Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.

Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами 1. Игра «Слова-матрешки». Расширение поля зрительного восприятия, развитие внимания, формирование навыка чтения, активизация и обогащение словаря. Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них. Следующий этап - найти слова в сплошном наборе букв, прочитать в нём короткие предложения. (бусы, гроза, чайник, снегирь). • стол(в) - ствол. • заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох). • найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы».



1. Игра «Слова-матрешки». Расширение поля зрительного восприятия, развитие внимания, формирование навыка чтения, активизация и обогащение словаря. Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них. Следующий этап - найти слова в сплошном наборе букв, прочитать в нём короткие предложения. (бусы, гроза, чайник, снегирь). • стол(в) - ствол. • заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох). • найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы».



Вставка букв в слова. Цель: формирование навыка чтения, развитие звукового анализа, формирование понятия о смыслоразличительной роли буквы, получаем разные слова

• Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА.

• Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА.

• Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р) - крот, стол(в) - ствол.

• Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох).

• Прочитать 4 слова (столбик). Назвать буквы, оторые пропущены в каждом из них. __руг д__озд __венит __стреча д__уг др__зд з__енит вс__реча др__г дро__д звен__т вст__еча дру__ дроз__ звени__ встр__ча



Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн.



3. Составление слов из букв. Задание, развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них. Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например, Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)



4. Шифровки (Дидактическая игра «Разведчики») Задания, которые позволяют упражнять не только в звукобуквенном анализе, но и развивать внимание. Инструкция: послушайте слово, опеделите, есть ли в нем звуки С,Ш; запишите буквы, обозначающие эти звуки по порядку, укажите их место в слове. При выполнении задания слова приобретают следующий вид: Саша - С1ш3, шестой - ш1с3 и т. д.



Игры и игровые упражнения на формирование навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения



Игры и игровые упражнения на формирование навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения

1. Работа по слоговым таблицам. Способствует формированию навыка слогового чтения, развивает зрительную память. Ребенок учится читать слог целиком, составлять слова из слогов по схемам.

2. Составление слов из слогов. Используется занимательный дидактический материал для отработки навыка многократно. Учащимся предлагается найти и соединить флажки так, чтобы получились слова. Дополнительные задания: Сколько флажков находится вверху? Сколько внизу? Назовите орфографические правила, которые встречаются в словах.



3. Подбор слов на заданный слог (или с данным слогом). Задание на активизацию словаря и развитие навыка слогового анализа. Очень нравится детям в форме соревнования (кто больше?). Более сложный вариант задания: придумать слово на данный слог, в котором уже определено число слогов. Например, за…(2) - замок, забор; ку…(3) - кукушка, курица, купался.



4. Путаница. Составление слова из слогов, предъявляемых на слух. Для этого необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например, ки, ру (руки), вы, сли (сливы), неть, чер (чернеть). Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Другой вариант игры требует удержания в памяти уже большего числа слогов и элементарных навыков слогового анализа. Инструкция: послушайте стихи, выделяя последний слог последнего слова каждой строчки (будет сделана пауза); если вы соедините все слоги, получится ответ на вопрос: Эй, держи, хватай! В лесу ловят рыжую лису. Шум и гам. Народу тьма. Громче всех кричит Фома. Он без куртки, без пальто. Вместо шапки решето. Из оврага, где ольха, слышны крики петуха. Изловить лису неплохо, да мешает… (суматоха).



5. Дидактические игры. • «Слоговое домино» Игра на составление слов из слогов, представляет собой несколько комплектов карточек, разрезанных так, что на каждой карточке находится последний слог одного слова и начальный другого. Правильно разложив карточки по принципу домино, получаем цепочку слов. Облегченный вариант: кроме слогов на карточках присутствуют картинки, так же, как и слова разрезанные пополам. Усложнённый вариант: без картинок, слова составляются только правильным подбором слогов.



• «Слоговые кубики» Кубики, на гранях которых половинки картинок и слоги, из которых складываются названия картинок. При правильном составлении слов получаются цельные изображения предметов по тематическим группам (овощи, животные).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!