Пробы для определения дисграфии
(Более 7 ошибок характеризует наличие дисграфии)
1. Прослушайте слова и запишите только те, которые начинаются с согласного звука
(Слова прочитываются не более двух раз)
-антилопа
-тюлень
-утконос
-бизон
-дельфин
-носорог
-рысь
-олень
2. Запишите правильно предложение (читается один раз)
Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
3. Составьте слова из предложенных букв
АЛПАК
4. Диктант
У нас живет собака. У Бульке два щенка. Мы их звали Тим и Томка. Мы с семьей очень любим их.
5. Перепишите текст, правильно разделив слова.
Наулиценаступилавесна. Солнцесталооченьярким. Ручьибежали веселоизадорно.
6. Запишите на память.(повторить один раз)
П-б-п
Т-д-т
Ш-с-ш
1. Каждый день пишите маленькие диктанты карандашом. Ошибки выписывайте на полях зеленой или черной ручкой, не в коем случае не красной. Затем пусть ребенок сотрет не правильные букв. А правильные впишет ярко ручкой.
Виды дисграфииОсобенности детей с данным видом дисграфии
Акустическая
Акустическая дисграфия появляется по причине нарушения развития фонематического слуха. При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически. При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов. Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат.
МоторнаяМоторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма.Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы.
ОптическаяТакой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически. Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга. Оптическую дисграфию разделяют на вербальную и литеральную.
Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв.
При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в воспроизведении даже изолированных букв.
Рубрики
Активити
Безопасность
Беременность
Воспитание
Детское питание
Здоровый малыш
Развиваемся и учим
Калькулятор беременности
Контакты
Реклама
Топовые записи
02
ДЕКАБРЬ
Нормы сна детей с рождения до 18 лет в таблице
Сколько должны спать дети разных возрастов? Когда осуществляется переход на один дневной сон? Сколько в норме дети должны спать ночью, не просыпаясь?
Все нормы сна детей от рождения и до 18 лет - в таблице.
30
ИЮЛЬ
Массаж новорожденного малыша
Выполнять массаж новорожденному ребенку необходимо правильно, поэтому мы подготовили для вас подробный поэтапный фотоурок.
05
НОЯБРЬ
Скоро месяц: чему научился и как развивается ребенок четырех недель от рождения?
Впереди у вашего человечка – целая жизнь! А пока вам только пошла 4 неделя. Время вашей особой родительской ответственности и время, когда малыш начинает привыкать к жизни вне материнской утробы.
Главная / 7 - 10 лет / Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения, мнения специалистов
![]()
ДИСГРАФИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ, УПРАЖНЕНИЯ, МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Содержание статьи:
Как проявляется дисграфия у детей?
Почему возникает дисграфия у детей?
Способы диагностики дисграфии
Методы коррекции дисграфии
Упражнения для устранения дисграфии у детей
Профилактика дисграфии
В ходе статистического исследования, проведенного Психолого-педагогическим центром «Здоровье» в г. Санкт-Петербурге в 2000 году, выяснилось, что в обычных школах дисграфией страдают около 37% учащихся, а в гимназиях — около 20% детей. Директор СОШ № 2009 г. Москвы Д.М. Гесслер в своем публичном докладе за 2009/10 учебный год констатировал, что дисграфия выявлена у 67% учащихся. В статье речь пойдет о том, как выявить и какие методы можно использовать для коррекции дисграфии у детей.
Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.
Дисграфия выражается в стойких и типичных ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет.
Как проявляется дисграфия у детей: виды нарушений и симптомы
Таблица №1. Виды дисграфии у детей
Виды дисграфии | Особенности детей с данным видом дисграфии |
Акустическая | Акустическая дисграфия появляется по причине нарушения развития фонематического слуха. При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически. При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов. Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат. |
Моторная | Моторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма.Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы. |
Оптическая | Такой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически. Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга. Оптическую дисграфию разделяют на вербальную и литеральную. Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв. При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в воспроизведении даже изолированных букв. |
Почему возникает дисграфия у детей?
Наследственность. Нередко дети с дисграфией наследуют от своих родителей качественную незрелость головного мозга в определенных зонах, которая может проявляться в задержке развития каких-то функций.
При возникновении такой проблемы как дисграфия играют роль функциональные причины, из-за которых происходит задержка психоречевого развития, и дислексия. К ним относятся продолжительные соматические заболевания.
Еще одной причиной возникновения дисграфии может быть поражение или недоразвитие головного мозга. Такое нарушение могло развиться еще в пренатальном, постанатальном и натальном периоде в результате следующих проблем:
патологий при беременности;
асфиксии;
родовых травм;
инфекции;
менингита;
тяжелых соматических болезней, в результате которых нервная система ребенка истощается.
Если говорить о социально-психологических факторах, которые могут спровоцировать возникновение дисграфии, то ним относятся:
неправильная или нечеткая речь окружающих;
двуязычие в семье;
дефицит контакта речи;
невнимательно отношение взрослых к речи ребенка;
раннее обучение грамоте при отсутствии психологической подготовки ребенка.
Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты
При подозрении на дисграфию надо пройти обследование у окулиста, невролога и ЛОР-врача. А определить уровень сформированности речевых функций поможет логопед. Важно выяснить является ли неправильное написание слов и букв дисграфией или это обычное незнание правил правописания.
В ходе обследования детей на дисграфию проверяют:
Развитие устной речи. При обследовании ребенка на дисграфию очень важно уделить внимание следующему: произношению звуков и их различию, фонематическому синтезу и анализу, особенности грамматического построения речи, словарному запасу.
Письменную речь. Когда устная речь полностью изучена, можно приступать к исследованию письменной речи. Проводится анализ и изучение письменных работ ребенка. Ребенок должен выполнить задание, которое состоит из нескольких этапов: переписывание текста (печатного и рукописного), написание под диктовку, описания по картинкам, чтение слов по буквам и слогам.
Слух, зрение, ЦНС. Чтобы выяснить причины дисграфии у ребенка, проводят проверку слуха, зрения и состояния ЦНС.
Состояние ручной и речевой моторики, строение артикуляционного аппарата.
Для выявлении дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста часто используется метод определения навыков фонематического анализа речи. В этом случае ребенку предлагают несколько заданий, которые помогут понять, насколько хорошо он умеет анализировать звуковой состав слов устно. Тесты включают в себя задания, в ходе которых ребенок должен показать свою способность:
различать и выделять определенный звук в слове;
придумывать слова;
подбирать картинки, чьи названия начинаются с определенного звука;
распределять картинки, чьи названия начинаются со звуков, чаще всего смешиваемых ребенком;
делить предложения на слова, слоги и фонемы;
сравнивать слова по звуковому составу;
самостоятельно выявлять искажения звуков в словах, которые произносит он сам либо другой человек;
повторять за взрослым нескольких слогов в последовательности (например: па-ба-па, па-по-пу);
выделять из цепочки звуков или слогов определенного вида слоги или звуки.
Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией
Существует несколько эффективных методов коррекции дисгафии у детей младшего школьного возраста:
Схема слова. Ребенку дают картинку, на которой изображен предмет и схема слова. Школьник должен назвать предмет, а после по порядку все звуки слова. После этого каждый звук нужно соотнести с буквой и написать слово.
Узнавание звуко-буквы. Данная методика состоит из нескольких вариаций:
Запись большого количества букв в тетради.
Подчеркивание слов с определенным звуком и записывание их в тетрадь.
Поиск определенной буквы в слове, предложении, тексте и ее зачеркивание.
Выбор нужной картинки, в названии которой есть отрабатываемый звук.
Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать.
Соотношение начальной буквы с картинкой и словом. Ребенок сам выбирает слова (слово) и картинки (картинку) на определенный заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.
Звуко-буквенный анализ. Ребенку дают картинку. Он должен назвать изображенный на ней предмет и записать слово, поставить в нем ударение, определить, сколько в этом слове слогов и назвать их. Каждый слог в слове нужно отделить черточкой. После ребенок должен назвать по порядку все звуки слова и отметить их соответствующим цветом. Согласные буквы в слове надо подчеркнуть – тонкий звук одной чертой, глухой – двойной чертой. После этого ребенок должен сравнить количество букв и звуков в слове.
Структурный метод. В предоставленном слове школьник должен определить количество гласных и согласных. Сделать это нужно последовательно. После ребенок составляет схему слова: гласные буквы обозначены контурными кружками, согласные – заштрихованными. Начать лучше с односложных слов без стечения согласных и постепенно усложнить задание.
Исправление ошибок. Ребенку предоставляется несколько слов с ошибками. Слова должны быть соотнесены со звучащей моделью слова. Задача ребенка найти ошибки и исправить их, правильно переписать слова.
Упражнения для устранения дисграфии
Есть упражнения, которые родители могут проводить в домашних условиях с ребенком, в перерывах между занятиями у специалиста:
Корректурная правка. Для этого упражнения нужен объемный текст, из которого необходимо вычеркнуть заданную букву. Следующий этап задания – подчеркнуть одну букву и вычеркнуть другую. Упражнение помогает развивать внимание и запомнить зрительный образ буквы.
Пропущенные буквы. В большом тексте необходимо вставить пропущенные буквы. Упражнение развивает уверенность в навыке письма и внимание.
Лабиринты. Упражнение тренирует крупную моторику руки. Ребенок должен провести безотрывно длинную линию. Важно своевременно менять руку.
Текстовые задания:
Организуйте соревнование по типу «кто быстрее». Возьмите по журнальному листу и вычеркивайте на скорость определенные буквы. Если получилось – в следующий раз возрастает уровень сложности. Одну букву зачеркиваем крестиком, другую – обводим.
Пишите короткие отрывки из любимых сказок ребенка. А все оплошности ищите совместно.
Давайте школьнику править тексты с небольшими ошибочками. Злоупотреблять не стоит: неверный вариант может закрепиться в памяти, усугубив ситуацию.
Играйте в ассоциации. Вместе придумайте, на что похожа каждая буква (О – бублик, п – табурет). Отличным подспорьем станут азбуки в стихах с ярким иллюстративным материалом.
Используйте прописи и раскраски.
Обводите буквы в трафарет – это позволит лучше сохранить их силуэт в памяти.
Лепите символы из теста, запекайте в духовке – такой вкусный результат прочно отпечатается в голове.
Вставляйте пропущенные буквы в слово – если уверены, что оно уже отложилось у ребеночка.
Считайте гласные и согласные.
В развивающих детских пособиях и на коробках с готовыми завтраками встречаются игры-лабиринты, где требуется провести животное по определенному пути. Они также весьма полезны.