СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия: речевое нарушение, классификация речевого нарушения, симптоматика, коррекционная работа

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия: речевое нарушение, классификация речевого нарушения, симптоматика, коррекционная работа»

ДИСГРАФИЯ речевое нарушение, классификация речевого нарушения, симптоматика, коррекционная работа

ДИСГРАФИЯ

речевое нарушение, классификация речевого нарушения, симптоматика, коррекционная работа

ДИСГРАФИЯ – это нарушение процесса письма, которое характеризуется стойкими, повторяющимися ошибками, обусловленными недостаточной сформированностью высшей психологической деятельности, которая участвует в процессе письма. 

ДИСГРАФИЯ – это нарушение процесса письма, которое характеризуется стойкими, повторяющимися ошибками, обусловленными недостаточной сформированностью высшей психологической деятельности, которая участвует в процессе письма. 

КЛАССИФИКАЦИЯ (М. Е. ХВАТЦЕВ, А. Н. КОРНЕВ) ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ АКУСТИЧЕСКОЙ АГНОЗИИ И ДЕФЕКТОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (сохранно списывание, но всегда нарушена устная речь); ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ РАССТРОЙСТВА УСТНОЙ РЕЧИ (т. е. неправильного произношения звуков); ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО РИТМА (в результате чего у ребёнка на письме появляются пропуски гласных, слогов и окончаний); ОПТИЧЕСКАЯ ДИГРАФИЯ (вызванная нарушением/недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге, т. е. нарушением формирования зрительных образов буквы и слова);  ДИСГРАФИЯ ПРИ МОТОРНОЙ И СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ (М. Е. ХВАТЦЕВ, А. Н. КОРНЕВ)

  • ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ АКУСТИЧЕСКОЙ АГНОЗИИ И ДЕФЕКТОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (сохранно списывание, но всегда нарушена устная речь);
  • ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ РАССТРОЙСТВА УСТНОЙ РЕЧИ (т. е. неправильного произношения звуков);
  • ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО РИТМА (в результате чего у ребёнка на письме появляются пропуски гласных, слогов и окончаний);
  • ОПТИЧЕСКАЯ ДИГРАФИЯ (вызванная нарушением/недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге, т. е. нарушением формирования зрительных образов буквы и слова);
  • ДИСГРАФИЯ ПРИ МОТОРНОЙ И СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ (Р. И. ЛАЛАЕВА)  1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ (ребёнок пишет так, как слышит, в письме появляются замены, пропуски букв, соответствующие произношению ребёнка); 2. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ (проявляется в заменах букв, близких по звучанию звуков: свистящие – шипящие, твёрдые – мягкие, глухие – звонкие. В устной речи этих нарушений нет); 3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА (проявляется в нарушениях слогового анализа, фонемного анализа и при нарушении деления предложений на слова); 4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ (связана с несформированностью грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений); 5. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ (связана с недоразвитием зрительного гнозиса и пространственных представлений).

КЛАССИФИКАЦИЯ (Р. И. ЛАЛАЕВА)

1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ (ребёнок пишет так, как слышит, в письме появляются замены, пропуски букв, соответствующие произношению ребёнка);

2. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ (проявляется в заменах букв, близких по звучанию звуков: свистящие – шипящие, твёрдые – мягкие, глухие – звонкие. В устной речи этих нарушений нет);

3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА (проявляется в нарушениях слогового анализа, фонемного анализа и при нарушении деления предложений на слова);

4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ (связана с несформированностью грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений);

5. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ (связана с недоразвитием зрительного гнозиса и пространственных представлений).

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ  Обусловлена нарушениями звукопроизношения, отражает косноязычие на письме (косноязычие в устной речи может быть устранено, но четкие кинестетические образы звуков - артикулеммы, еще недостаточно сформированы). Ребенок пишет с внутренним проговариванием, т. е. у него нет опоры на правильную артикуляцию. Это происходит в том случае, когда косноязычие в устной речи не изжито на момент обучения письму. На письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи. 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ 

Обусловлена нарушениями звукопроизношения, отражает косноязычие на письме (косноязычие в устной речи может быть устранено, но четкие кинестетические образы звуков - артикулеммы, еще недостаточно сформированы).

Ребенок пишет с внутренним проговариванием, т. е. у него нет опоры на правильную артикуляцию. Это происходит в том случае, когда косноязычие в устной речи не изжито на момент обучения письму.

На письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи. 

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ   Обусловлена нарушениями фонемного образования. В зависимости от нарушенной операции фонемного распознавания, можно выделить подвиды:  акустическая дисграфия (обусловлена затруднением в слуховом анализе речи, выделении акустических признаков звука);  кинестетическая дисграфия (обусловлена затруднениями в кинестетическом анализе при переводе акустического образа звука в артикуляторный);  фонематическая дисграфия (обусловлена несформированностью представлений о фонеме, нарушениями операций выбора фонемы (страдают фонематические представления). Симптоматика:  замена букв, соответствующих фонетически близким звукам (свистящие - шипящие, звонкие - глухие, аффрикаты - компоненты, входящие в их состав), неправильное обозначение мягкости согласных на письме, замены гласных. По характеру ошибок трудно различить артикуляторно-акустическуюи акустическую дисграфию, следовательно, при диагностике необходимо исследовать устную речь ребенка и речевой анамнез.  

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ  

Обусловлена нарушениями фонемного образования. В зависимости от нарушенной операции фонемного распознавания, можно выделить подвиды:

  • акустическая дисграфия (обусловлена затруднением в слуховом анализе речи, выделении акустических признаков звука);
  • кинестетическая дисграфия (обусловлена затруднениями в кинестетическом анализе при переводе акустического образа звука в артикуляторный);
  • фонематическая дисграфия (обусловлена несформированностью представлений о фонеме, нарушениями операций выбора фонемы (страдают фонематические представления).

Симптоматика:  замена букв, соответствующих фонетически близким звукам (свистящие - шипящие, звонкие - глухие, аффрикаты - компоненты, входящие в их состав), неправильное обозначение мягкости согласных на письме, замены гласных.

По характеру ошибок трудно различить артикуляторно-акустическуюи акустическую дисграфию, следовательно, при диагностике необходимо исследовать устную речь ребенка и речевой анамнез.  

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Языковой анализ и синтез включает в себя: анализ предложений на слова, слоговой анализ, фонематический анализ.

Нарушения языкового анализа и синтеза могут наблюдаться:

  •   вследствие языкового недоразвития ребенка (ОНР, алалия);
  •   языковой анализ и синтез могут быть несформированы как умственное действие.

Симптоматика: при  нарушении анализа предложений  – слитное написание слов, предлогов со словами, разрывы слов; при нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов - пропуски, перестановки слогов, добавление слогов. Перестановки слогов свидетельствуют о серьезных нарушениях письма;

  • при  нарушении фонематического анализа  нарушается звуко-буквенная структура. Ошибки проявляются в виде пропусков гласных, пропусках согласных букв при стечениях, перестановки и добавление букв. 

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза часто сочетается с акустической и артикуляторно-акустической дисграфией. Эта форма дисграфии характерна для детей с ОНР (резко или нерезко выраженным), алалией, ЗПР, умственной отсталостью.

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ   Эта форма дисграфии выделена сравнительно недавно и признается не всеми авторами. Ее появление обусловлено недоразвитием у детей грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Аграмматизмы на письме необязательно связаны с аграмматизмами в устной речи. На письме это выражается искажением морфологической структуры слов, заменой  префиксов, суффиксов, изменением падежных окончаний, нарушением предложных конструкций, изменением падежа местоимений, изменением числа существительных, нарушениями согласований, пропусками служебных слов, неумением конструировать предложение. Аграмматическая дисграфия часто наблюдается у детей с ОНР, алалией.  

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

 

Эта форма дисграфии выделена сравнительно недавно и признается не всеми авторами. Ее появление обусловлено недоразвитием у детей грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.

Аграмматизмы на письме необязательно связаны с аграмматизмами в устной речи. На письме это выражается искажением морфологической структуры слов, заменой  префиксов, суффиксов, изменением падежных окончаний, нарушением предложных конструкций, изменением падежа местоимений, изменением числа существительных, нарушениями согласований, пропусками служебных слов, неумением конструировать предложение.

Аграмматическая дисграфия часто наблюдается у детей с ОНР, алалией.  

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ   Не связана напрямую с уровнем языкового развития ребенка. Традиционно считается, что оптическая дисграфия протекает по аналогии с оптическими расстройствами. Ее появление может быть обусловлено: оптико-гностическими нарушениями (ребенок не узнает графический образ); оптико-мнестическими нарушениями (с трудом запоминает графический образ); нарушениями пространственных представлений. Оптическая дисграфия может быть:  литеральной (нарушение на уровне отдельных букв);  вербальной (нарушение на уровне образа слова).  Симптоматика:  неусвоение и неразличение графически сходных букв и их смешение (буквы, отличающиеся количеством элементов, пространственным расположением элементов), пропуски элементов (особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы), включение лишних элементов, неправильное расположение элементов, зеркальное написание.

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ  

Не связана напрямую с уровнем языкового развития ребенка. Традиционно считается, что оптическая дисграфия протекает по аналогии с оптическими расстройствами. Ее появление может быть обусловлено:

  • оптико-гностическими нарушениями (ребенок не узнает графический образ);
  • оптико-мнестическими нарушениями (с трудом запоминает графический образ);
  • нарушениями пространственных представлений.

Оптическая дисграфия может быть:

  • литеральной (нарушение на уровне отдельных букв);
  • вербальной (нарушение на уровне образа слова). 

Симптоматика:  неусвоение и неразличение графически сходных букв и их смешение (буквы, отличающиеся количеством элементов, пространственным расположением элементов), пропуски элементов (особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы), включение лишних элементов, неправильное расположение элементов, зеркальное написание.

СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ:  ошибки в звуковом составе слова:   а) замены гласных; а) замена слов по звуковому сходству; б) замены согласных; б) замена слов по семантическому сходству; в) пропуски гласных; в) пропуски слов; г) слитное написание слов; г) пропуски согласных; д) пропуски слогов и частей слова; д) нарушение согласования; е) нарушение управления; е) перестановки; е) неправильное обозначение границ предложения; ё) вставки; ж) раздельное написание частей слова .

СИМПТОМАТИКА

ДИСГРАФИЧЕСКИЕ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ:

ошибки в звуковом составе слова:

а) замены гласных;

а) замена слов по звуковому сходству;

б) замены согласных;

б) замена слов по семантическому сходству;

в) пропуски гласных;

в) пропуски слов;

г) слитное написание слов;

г) пропуски согласных;

д) пропуски слогов и частей слова;

д) нарушение согласования;

е) нарушение управления;

е) перестановки;

е) неправильное обозначение границ предложения;

ё) вставки;

ж) раздельное написание частей слова .

СИМПТОМАТИКА Нарушения почерка Искажение зрительного образа букв Замены букв Слитное или раздельное написание слов Искажение звукослоговой структуры слов Аграмматизмы ГРАФИЧЕСКИЕ:   а) замена букв по количеству элементов; б) замена букв по пространственному расположению; в) зеркальное письмо букв.

СИМПТОМАТИКА

  • Нарушения почерка
  • Искажение зрительного образа букв
  • Замены букв
  • Слитное или раздельное написание слов
  • Искажение звукослоговой структуры слов
  • Аграмматизмы

ГРАФИЧЕСКИЕ: 

а) замена букв по количеству элементов;

б) замена букв по пространственному расположению;

в) зеркальное письмо букв.

Выделяется три группы специфических ошибок: ошибки на уровне буквы и слога; ошибки на уровне слова; ошибки на уровне предложения. Характер замен букв:  Замены букв, оптически сходных. Замены букв вследствие контекстуальных влияний. Персеверации (повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременною переключения с одного артикуляторного акта на другой). Антиципации (это предвосхищение и уподобление одного слога другому. Например, замена ребенком слогов в словах: «баририна» - балерина, «деверья» - деревья, «пипитан» - капитан и пр.). Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки.

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Характер замен букв:

  • Замены букв, оптически сходных.
  • Замены букв вследствие контекстуальных влияний.
  • Персеверации (повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременною переключения с одного артикуляторного акта на другой).
  • Антиципации (это предвосхищение и уподобление одного слога другому. Например, замена ребенком слогов в словах: «баририна» - балерина, «деверья» - деревья, «пипитан» - капитан и пр.).
  • Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки.
Отдельные логопеды выделяют степени выраженности  дисграфии по количеству и характеру ошибок: ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ Виды дисграфических ошибок: замены букв (ч-щ, б-п); нарушения в обозначении мягкости согласных («маленкие»); искажения звукобуквенной структуры слова («поплькли — поблёкли»). СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ  Виды дисграфических ошибок: замены букв (о-а, ю-у); искажения звукобуквенной структуры слова («птичк, помогайт, пичкам»); нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы («в оконнов стекла»).

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии

по количеству и характеру ошибок:

ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ

Виды дисграфических ошибок:

  • замены букв (ч-щ, б-п);
  • нарушения в обозначении мягкости согласных («маленкие»);
  • искажения звукобуквенной структуры слова («поплькли — поблёкли»).

СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ

Виды дисграфических ошибок:

  • замены букв (о-а, ю-у);
  • искажения звукобуквенной структуры слова («птичк, помогайт, пичкам»);
  • нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы («в оконнов стекла»).
ТЯЖЁЛАЯ СТЕПЕНЬ Виды дисграфических ошибок: замены букв (н-т); искажения звукобуквенной структуры слова («подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц»); нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях); аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).

ТЯЖЁЛАЯ СТЕПЕНЬ

Виды дисграфических ошибок:

  • замены букв (н-т);
  • искажения звукобуквенной структуры слова («подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц»);
  • нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
  • аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка. В занятия по коррекции дисграфии входят: Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков. Тренировка фонематического слуха. Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова. Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв. Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

  • Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
  • Тренировка фонематического слуха.
  • Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
  • Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
  • Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.
Одновременно ведётся работа  над всеми компонентами речевой системы - звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. При этом в работе выделяются несколько этапов , каждый из которых имеет ведущее направление. На I этапе  сосредотачивается особое внимание на преодолении недочетов фонетической стороны речи (включая формирование фонематических представлений). Работа по преодолению отклонений в речевом развитии включает в себя: коррекцию дефектов произношения; формирование полноценных фонематических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Одновременно ведётся работа над всеми компонентами речевой системы - звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. При этом в работе выделяются несколько этапов , каждый из которых имеет ведущее направление.

На I этапе сосредотачивается особое внимание на преодолении недочетов фонетической стороны речи (включая формирование фонематических представлений). Работа по преодолению отклонений в речевом развитии включает в себя:

  • коррекцию дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонематических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
II этап  - восполнение пробелов в развитии лексики и грамматического строя: уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций; III этап - развитие и совершенствование связной (контекстной речи): установление последовательности высказывания; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения; совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

II этап - восполнение пробелов в развитии лексики и грамматического строя: уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций;

III этап - развитие и совершенствование связной (контекстной речи): установление последовательности высказывания; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения; совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Упражнение для коррекции дисграфии Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше: Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д.. Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает. Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д. Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. 

Упражнение для коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя