СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия у младших школьников.»

Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска Алтайского края» Нарушение письменной речи  у младших  школьников Подготовила : Божко Т.В. учитель начальных классов Новоалтайск,2023

Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска Алтайского края»

Нарушение письменной речи

у младших

школьников

Подготовила : Божко Т.В.

учитель начальных классов

Новоалтайск,2023

Содержание  1. Общее понятие «Дисграфия »  2. Развитие учения о нарушениях письменной речи  3. Причины возникновения дисграфии  4. Симптомы дисграфии  5. Диагностика нарушений  6. Коррекция нарушений  7. Вывод(заключение)

Содержание

1. Общее понятие «Дисграфия »

2. Развитие учения о нарушениях письменной речи

3. Причины возникновения дисграфии

4. Симптомы дисграфии

5. Диагностика нарушений

6. Коррекция нарушений

7. Вывод(заключение)

Дисграфия Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Дисграфия

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Развитие учения о нарушениях письменной речи Впервые на нарушение письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал выдающийся немецкий клиницист и специалист по нервным болезням своего времени. Адольф Куссмауль в 1877 г.

Развитие учения о нарушениях письменной речи

Впервые на нарушение письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал выдающийся немецкий клиницист и специалист по нервным болезням своего времени. Адольф Куссмауль в 1877 г.

Причины возникновения дисграфии Социально-психологические — например, билингвизм в семье, нечеткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых и раннее обучение грамоте или иностранному языку. Дисграфией часто страдают дети, которые учатся писать на неродном для себя языке. Иногда нарушения письма возникают у детей, пишущих левой рукой или переученных с левой руки на правую, хотя в последние годы такое практикуется редко.  Органические — например, недоразвитие или поражение головного мозга, тяжелое течение беременности и родовые травмы, воспалительные, инфекционные и соматические заболевания.

Причины

возникновения дисграфии

Социально-психологические — например, билингвизм в семье, нечеткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых и раннее обучение грамоте или иностранному языку. Дисграфией часто страдают дети, которые учатся писать на неродном для себя языке. Иногда нарушения письма возникают у детей, пишущих левой рукой или переученных с левой руки на правую, хотя в последние годы такое практикуется редко. 

Органические — например, недоразвитие или поражение головного мозга, тяжелое течение беременности и родовые травмы, воспалительные, инфекционные и соматические заболевания.

Виды дисграфии   Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

Виды дисграфии

Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков

Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении

Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи

Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием

Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

 Симптомы дисграфии   Слепляет или разделяет слова там, где это не требуется.  В тетради дисграфика можно увидеть, например, «потомучто», «кош ечка».   Меняет буквы на похожие.  Буквы могут быть похожи по виду или звучанию: «М» и «Л», «С» и «З», «И» и «М» и так далее.   Неправильно изменяет слово или изобретает его заново.  Например, пишет «облакастый» вместо «облачный».   Дописывает лишние крючки в буквах или не дописывает необходимые.  «И» может превратиться в «Ш», «Л» — в «А». Ребенок выдумывает совершенно новые буквы, которых не существует в русском алфавите.   Отзеркаливает буквы.  То есть пишет их в другом направлении. Чаще всего страдают гласные «Я» и «Э».   Пишет неразборчиво. Самый неоднозначный признак. Пропускает или переставляет буквы, слоги или целые слова в предложениях.  Например, «погса» вместо «сапог».

Симптомы дисграфии

Слепляет или разделяет слова там, где это не требуется. В тетради дисграфика можно увидеть, например, «потомучто», «кош ечка».

Меняет буквы на похожие. Буквы могут быть похожи по виду или звучанию: «М» и «Л», «С» и «З», «И» и «М» и так далее.

Неправильно изменяет слово или изобретает его заново. Например, пишет «облакастый» вместо «облачный».

Дописывает лишние крючки в буквах или не дописывает необходимые. «И» может превратиться в «Ш», «Л» — в «А». Ребенок выдумывает совершенно новые буквы, которых не существует в русском алфавите.

Отзеркаливает буквы. То есть пишет их в другом направлении. Чаще всего страдают гласные «Я» и «Э».

Пишет неразборчиво.

Самый неоднозначный признак.

Пропускает или переставляет буквы, слоги или целые слова в предложениях. Например, «погса» вместо «сапог».

Диагностика  дисграфии  Диагностикой дисграфии в большей степени занимается логопед. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть подозрение на дисграфию, он проводит целый ряд исследований.

Диагностика

дисграфии

Диагностикой дисграфии в большей степени занимается логопед. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть подозрение на дисграфию, он проводит целый ряд исследований.

 Коррекция  дисграфии Дисграфию, как и любое нарушение, может исправить только специалист. Не стоит надеяться, что «само наладится», и пускать процесс на самотек. Чем раньше распознать нарушение и квалифицированно помочь ребенку, тем проще будет забыть о проблеме навсегда. Слаженная работа логопеда,педагога,невролога и родителей поможет преодолеть проблему.

Коррекция

дисграфии

Дисграфию, как и любое нарушение, может исправить только специалист. Не стоит надеяться, что «само наладится», и пускать процесс на самотек. Чем раньше распознать нарушение и квалифицированно помочь ребенку, тем проще будет забыть о проблеме навсегда. Слаженная работа логопеда,педагога,невролога и родителей поможет преодолеть проблему.

 Профилактика  дисграфии  Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма. Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. Для этого следует использовать в обучении различные упражнения.Также логопеды рекомендуют отказаться от изучения второго языка до устранения проблемы.

Профилактика

дисграфии

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. Для этого следует использовать в обучении различные упражнения.Также логопеды рекомендуют отказаться от изучения второго языка до устранения проблемы.

Задания для  коррекции  дисграфии Графический диктант по клеточкам Закорючки Хлопушка   Лабиринты  Сюжетные картинки Сыщики

Задания для

коррекции

дисграфии

Графический диктант по клеточкам

Закорючки

Хлопушка

Лабиринты

Сюжетные картинки

Сыщики

Графический  диктант  по клеточкам

Графический

диктант

по клеточкам

Сюжетные картинки

Сюжетные картинки

Закорючки

Закорючки

ВЫВОД Нужно понимать что грамотный,комплексный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению.И в этом важную роль играет слаженная работа родителей,врачей,педагогов

ВЫВОД

Нужно понимать что грамотный,комплексный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению.И в этом важную роль играет слаженная работа родителей,врачей,педагогов


Скачать

© 2023, 147 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя