СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дискурс рационального воспитания в американских образовательных фильмах конца 1940-50-х гг

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы рационального воспитания

1.1 Понятие рационального воспитания……………………………4-5

1.2 Теория идеологии Л.Альтюссера……………………………….6-7

2. Возможности кино как средства воспитания

2.1 Кино как средство воспитания………………………………….8-9

2.2 Американские образовательные фильмы 1940-1960-х гг

Просмотр содержимого документа
«Дискурс рационального воспитания в американских образовательных фильмах конца 1940-50-х гг»

Содержание

Введение………………………………………………………………2-3

1. Теоретические основы рационального воспитания

1.1 Понятие рационального воспитания……………………………4-5

1.2 Теория идеологии Л.Альтюссера……………………………….6-7

2. Возможности кино как средства воспитания

2.1 Кино как средство воспитания………………………………….8-9

2.2 Американские образовательные фильмы 1940-1960-х гг…..10-13

Заключение…………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………..15-16





















Введение

Ю. Лотман писал: «Кинофильм принадлежит идеологиче­ской борьбе, культуре, искусству своей эпохи. Этими сторонами он связан с многочисленными, вне текста фильма лежащими сторонами жизни, и это порождает целый шлейф значений, ко­торые и для историка и для современника порой оказываются более существенными, чем собственно эстетические проблемы».

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что масштабы влияния медиа на различные сферы жизни людей возрастают с каждым днем. В современном информационном обществе людям приходится иметь дело с большими потоками информации, которые, несомненно, влияют на нас определенным образом.
Человек с раннего детства вовлечен в информационное пространство. К моменту поступления в школу ребенок уже знаком с различными медиа: визуальными (фото, печать), аудиальными (звуковыми), аудиовизуальными (кино, видео, телевидением). В зависимости от возраста дети отдают предпочтение различным его видам.
Так, пресса почти не востребована в дошкольном и младшем школьном возрасте, дети только учатся читать, и этот процесс для них все еще можно рассматривать как раскодирование букв и слогов, а не как способ полноценного восприятия информации, чего нельзя сказать о телевидении. Особое место в репертуаре детей занимают кинофильмы. При этом кино – это не только средство развлечения, способ отдохнуть, это необходимый инструмент воспитания.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса воспитания детей посредством кинематографа.

Для достижения поставленной цели нужно рассмотреть следующие задачи:

- изучить понятие рационального воспитания;

- рассмотреть теорию идеологии Л.Альтюссера с позиции воспитания детей;

- проанализировать воспитательные фильмы американского кинематографа.

Предметом изучения данной работы являются американские образовательные фильмы 1940-1960-х гг.

Объектом изучения выступает процесс воздействия образовательных фильмов на детей.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы приведён список использованной литературы.





















1. Теоретические основы рационального воспитания

1.1 Понятие рационального воспитания

В XVIII - нач. XIX в. меняется взгляд на организацию воспитания. И.Г.Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в семье. Он идеализировал мелкобуржуазную семью и утопически мечтал через семейно-трудовое воспитание оздоровить человечество.

На противоположных позициях стоял виднейший представитель утопического социализма – Роберт Оуэн. Он мечтал, чтобы дети с трёхлетнего возраста находились в общественных воспитательных учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями. Р.Оуэн отрицательно относился к семейному воспитанию и хотел поставить человека в хорошие условия, дать ему с ранних лет правильное воспитание и образование в государственных учреждениях.

«Общий характер, самый лучший и самый худший, самый невежественный и самый просвещенный, может быть сформирован в населении целой общины и даже всего мира при помощи соответствующих средств, которые в широких размерах находятся в распоряжении и под контролем людей, имеющих влияние на человеческие дела»1.
Чтобы подготовить почву для введения в действие этого принципа, нет нужды входить в подробное доказательство того факта, что детей можно так воспитать, чтобы они приобрели: «любой язык, любые чувства, веру, привычки и манеры, не противоречащие человеческой природе». Что это именно так, мы можем привести многочисленные подтверждения из истории всех наций, о которых до нас дошли сведения. И что это сейчас происходит и может быть в дальнейшем повторено, об этом говорят факты из жизни нашей страны и всех стран мира.
Познание этих принципов потребует, чтобы правительства всех стран выдвинули рациональные планы воспитания и образования характеров их подданных. Эти планы должны, быть составлены так, чтобы развить в детях с самых ранних дней их жизни разного рода хорошие привычки (что само собой будет препятствовать приобретению ими привычек ко лжи и обману). Им затем нужно дать рациональное воспитание и позаботиться о том, чтобы их труд был направлен на пользу общества. Такие привычки и воспитание внедрят в них сильное и пылкое стремление содействовать счастью всякого человека без малейшего исключения для лиц какой-либо секты, партии, страны, или части света. Они также обеспечат своим воспитанникам, за самыми ничтожными исключениями, хорошее состояние здоровья, силу и крепость тела, ибо действительное счастье человека может быть воздвигнуто только на основе телесного здоровья и спокойствия духа.




















1.2 Теория идеологии Луи Альтюссера

Французский философ Луи Альтюссер, предложивший синтез марксизма, психоанализа и семиотики, определил идеологию как «репрезентацию воображаемых отношений индивидов к реальным условиям их существования»[4, с.48]. Она формирует субъектов государства, наделяя их социальной идентичностью. Происходит это с помощью идеологического государственного аппарата, состоящего, во-первых,  из репрессивных структур: правительства, армии, полиции, судов, тюрем, и, во-вторых, из таких институтов, как церковь, семья, школа, политические партии, культурная индустрия, масс-медиа и пр. К последним, наиболее эффективным в воспроизводстве социальных связей, относится и кинематограф, как раз за эту репрезентацию и ответственный.

Положение индивида в обществе весьма похоже на его положение в зрительном зале. Субъектам, сформированным социумом и его идеологией, но не осознающим этого, не остается ничего, кроме как занять отведенные для них  позиции в господствующих общественных отношениях, при которых, например, транснациональные корпорации эксплуатируют рабочий класс и меньшинства, мужчины все еще патриархального общества –женщин, и т.д. Точно так же и зритель, помещенный в комфортные условия кинопотребления, волей-неволей вынужден принять все те приемы «иллюзионистского» кинозрелища, которые рождают ощущение всемогущества и контроля (например, «ренессансную», линейную перспективу, монтаж, чередующий субъективные точки зрения, или монтаж-«восьмерку», и т.п.).

Не только само содержание фильма, но и иллюзионистские приемы «аппарата» кинематографа (термин Альтюссера), «прикрепляющие» зрителя к определенному типу восприятия, маскирующемуся под органически естественный, позволяют проглотить, не поперхнувшись, подслащенную пилюлю буржуазной идеологии: «Экран открывается, как окно, он прозрачен. Подобная иллюзия составляет самую суть специфической идеологии, вырабатываемой кинематографом»[4, с.203]. Если Базен и Кракауэр видели в кинореализме, в частности, в приеме «глубинной мизансцены», залог демократического участия зрителя, то «дети Маркса и кока-колы» (как назвал свое поколение Годар в фильме «Мужское и женское») – инструмент авторитарной власти. Необходим был «необученный глаз» (как писал Брэкидж), «незашоренное» зрение, чтобы углядеть когда-то еле видные, но все более заметные с начала 60-х, трещины и надломы в идеологическом монолите кинопромышленности «Голливуд-Мосфильм». 

 Американский киноавангард стал для многих радикальных кинотеоретиков одним  из наиболее многообещающих движений этого периода, средством, способным освободить зрителей-пленников «мэйнстрима», созерцающих тени на стене «платоновской пещеры».



















2. Возможности кино как средства воспитания

2.1 Кино как средство воспитания

Каждый период жизни ставит перед человеком сложные задачи развития, требующие для своего решения новых навыков и иного отношения.

В кинопроизводстве любой страны создание фильма преследует не только развлекательные, но и воспитательные цели, так как кино является самым массовым видом искусства. Зрители, пришедшие в кинотеатр или просматривающие фильмы дома должны получать кроме удовольствия от игры актеров и сюжета фильма, еще и положительный пример для подражания. Если в театре спектакль могут смотреть полторы-две тысячи человек одновременно, то в домашних условиях смотреть одновременно могут несколько миллиардов человек по всему миру. Поэтому кино оказывает колоссальное воспитательное влияние на человека.

В некоторых странах до сих пор кино является отражением политики партии. В таких странах кинематограф не может существовать отдельно от внутренней политики государства. Например, во времена Советского Союза партия определяла не только тематику фильмов, но и рекомендовала конкретные художественные произведения к экранизации. Важными аспектами таких фильмов было нравственное и патриотическое воспитание советских людей. Особенно это касалось фильмов для детей, где честный, принципиальный и трудолюбивый герой фильма являлся примером для подражания. Фильмы о спорте являлись вдохновителями для воспитания лучших в мире спортсменов. Фильмы о военных летчиках были призывом к освоению лётной профессии.

Лучшие голливудские фильмы также пропагандируют сильного и нравственно стойкого человека, которого невозможно подкупить, нравственно сломать и превратить в послушного раба. Как правило, в таких фильмах герой-одиночка восстает против мира коррупции, лжи и предательства. И побеждает его любой ценой. Самоутверждение является главным воспитательным аспектом фильма.

В индийских фильмах, которые производит Болливуд, нравственное воспитание имеет большое значение. Несмотря на то, что многое в болливудских фильмах заимствовано из того же Голливуда, воспитание патриотизма, нравственной чистоты и национального самосознания просматривается четко от картины к картине. Во французском кино главным героем часто выступает маленький человек из народа, неудачник и горемыка. Однако с помощью друзей он преодолевает все трудности. Как видим, в каждой стране фильмы решают конкретные воспитательные задачи. В американском кино это сильный с обостренным чувством собственного достоинства человек, боец. Во французском кино это человек из народа, который без единения с обществом бессилен. Взаимопомощь и взаимовыручка для такого героя являются основой существования. Герой индийского фильма – это хранитель национальных традиций. Словом герои в фильмах разные, но всех их объединяет светлые стремления и добрые намерения.
















2.2 Американские образовательные фильмы 1940-1960-х гг.

Визуальное представление информации всегда было важно для обучения. С момента зарождения кинематографа ведущим средством визуального представления информации становится учебный фильм. Становление учебного фильма происходило с разных позиций: учебный фильм рассматривался не только как феномен культуры, вид научно-популярного кино, но и как феномен образования.

Образовательные фильмы – категория фильмов, которую относят к неигровому кино. Фильмы, предназначенные для показа в школах и других учебных заведениях. Исследования показывают, что учебный материал, преподнесённый в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем тот же материал, пересказанный учителем. Дело здесь, видимо, в наглядности и отшлифованности подачи материала (неудивительно, ведь в кино возможно много дублей). Практика показа учебных фильмов очень распространена на Западе и особенно в США.

Основным фактором, который объединяет задачи педагогики и киноискусства, является общность объекта – человеческая личность. По сравнению с педагогикой кино очень молодо, история его развития длится немногим более трех четвертей века. На протяжении первых пятидесяти лет кинематографисты интересовались в основном внешней стороной событий. (Речь идет о массовой кинопродукции. Создатели же выдающихся кинолент всегда пытались раскрыть на экране мысли, переживания, характеры людей через внешние признаки - актерскую игру, слово, действия и поведение персонажей). В середине 50-х годов искусство экрана вступило в период, открывший перед ним возможность освоения таких сторон действительности, которые не поддаются непосредственно фиксации кинокамерой. Кинематограф сравнялся, наконец, с литературой и театром и стремится проникнуть во внутренние процессы духовной жизни человека, делает непосредственным предметом своего исследования скрытое от посторонних глаз рождение идей, эмоций, мотивов поведения личности. Киноэкран дает возможность проверить, на что способен современный человек, каковы внутренние ресурсы личности в различных сложных условиях.

Главная опасность, подстерегающая педагога, – сухое морализирование. Не правы те, кто преувеличивает роль языковой коммуникации и считает, будто достаточно подобрать «правильные» слова – и слушатели их усвоят. Эффективность идеологического воздействия находится в прямой зависимости и от содержания пропаганды и от нашего умения заинтересовать аудиторию, найти с ней контакты. Необходимо использовать и такие коммуникативные связи между воспитателем и воспитанником, которые вне языка и в тесном контакте с ним ненавязчиво способствуют формированию личности. К подобным способам информации относится кинематограф. Идеи экранного искусства воспринимаются молодыми зрителями не как сторонняя и чуждая их личности сила, а как вызревшая внутри их самих.

В качестве примера рассмотрим несколько образовательных фильмов американского кинематографа, которые были сняты в середине 20 в.

Один из популярных образовательных фильмов того времени – «Date with your family» («Встреча с семьёй»).

Это образовательный, скорее даже воспитательный, фильм 1950 года режиссёра Эдварда Зиммеля. Он рассказывает детям о важности совместного времяпровождения в семье. По сюжету у каждого члена семьи есть свои обязанности. Старший сын работает над домашним заданием, приготавливается сам и помогает младшему брату умыться к приёму пищи, а дочь помогает приготовить ужин. Помимо этого, фильм дает советы детям. Например, они должны радостно приветствовать родителей, но тихо сидеть за обедом, пока их родители разговаривают. На наш современный взгляд фильм может выглядеть немного наигранным. Семейный обед здесь как спектакль, в котором дети играют бесшумную роль и хорошо должны себя вести.

Другой фильм – «Boys beware» («Опасность для мальчиков»). Снят в 1961 году американским режиссёром Сидом Дэвисом (Sid Davis).

Фильм ориентирован на подростков, призывая их избегать встреч с потенциальными растлителями.

Как и в первом фильме, показывающем традиционную американскую семью. В этом фильме также не обошлось без стереотипов того времени: мужчина-растлитель показан с усами, в тёмных очках и с галстуком-бабочкой. Таким образом, кинематограф передаёт нам идею через образы-стереотипы и традиционные представления.

Ещё один фильм о нравственном воспитании Сида Дэвиса – «Gossip» («Сплетница») 1953 года.

Фильм рассказывает о том, что сплетни показывают отсутствие уважения. Описывает вред, который сплетни могут нанести.
Не смотря на то, что фильм наполнен грустью, всё же в нём присутствует оптимизм. Фильм рассказывает историю девушки-школьницы, жизнь которой практически разрушена из-за сплетен. Джек Монро – самый популярный мальчик в школе – приглашает девушку на свидание. В конце встречи он настаивает на поцелуе. Девушка отказывает ему, чем ранит самолюбие молодого человека. От злости на девушку Джек начинает распространять небылицы про неё. К концу дня все уже были информированы. Бедную девушку не воспринимают даже близкие подруги. В итоге проблему разрешает директор школы. Репутация девушки восстановлена.

Все три фильма рассказывают школьникам о насущных проблемах, которые им близки. Учат их чему-то, не рекомендуют что-то делать и определенным образом поступать. Главная идея фильмов – воздействовать на подростков. И эти фильмы всеми средствами выполняют эту задачу. Фильмы представлены рядом визуализаций, соединённых сюжетом. Мы видим действия, но не слышим голосов актёров. Этот закадровый голос идёт контрапунктом, т.е. мы как бы дважды воспринимаем информацию – видим картинку и слышим описание этого действия. Такой приём позволяет сильнее воздействовать на внимание школьников. Также необходимость закадрового голоса обусловлена форматом фильма. Короткометражный десятиминутный фильм должен рассказать нам о довольно затянутом действии. Голосовое сопровождение это действие сокращает без потери смысла.

Немаловажным элементом является и метафорика. Особенно это заметно на фильме «Gossip». Кадры распространения сплетен сменяются показами попугая. Известно, что попугай бездумно повторяет заученные фразы. Так и сплетники в этом фильме передают ложную информацию, не вдумываясь, а правда ли это. Данная метафора очень уместна, она показывает насколько может глупо поступать казалось бы разумный человек.



















Заключение

При помощи искусства достигается самосовершенствование. В этом цель искусства – раскрыть эстетическую способность человека и помочь ему узнать себя. Если судить по этому принципу, то кино, бесспорно, является искусством. Оно обогащает духовный опыт человека.

Кино позволяет осуществлять формирование личности в нужном направлении с более ранних и простых элементов ее психологической структуры – с интересов. Последние пронизывают другие стороны и качества личности школьника – установку, ориентацию, направленность, придают им общественную значимость. Кинематограф относится к области стабильных духовных интересов учащейся молодежи, становится для нее одним из самых популярных видов художественного творчества. Чем тоньше чувствует и переживает человек, тем лучше он поймет другого и придет к нему, если надо, на помощь, тем ответственнее относится он к своим обязанностям, тем скромнее ведет себя в обществе.

Произведения киноискусства – прекрасное средство развития чувств. Поэтому воспитательная роль кинематографа больше, чем может показаться, когда о целесообразности использования картин судят лишь по их тематике. Так, моральному воспитанию молодежи способствуют не только ленты, про которые принято говорить, что они посвящены этическим проблемам. Любой талантливый фильм развивает эмоциональный аппарат молодого зрителя. Если картина о современности, она еще и подготавливает юношей и девушек к той системе отношений, которая является характерной для нашего общества, частично включает их в эти отношения. На художественную деятельность, связанную с просмотром фильмов, посещением театров, чтением и т. д., обращается меньше внимания. Перечисленные обстоятельства лишний раз доказывают необходимость продуманного управления воздействием фильмов, использования результатов этого воздействия для целенаправленного развития личности будущего специалиста.

Список литературы

1. «Boys beware» (реж. Sid Davis, 1961)

2. «Date with your family» (реж. Эдвард Зиммель, 1950)

3. «Gossip» (реж. Sid Davis, 1953)

4. Альтюссер Л. За Маркса. – М.: Праксис, 2006

5. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. – Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992

6. Баскаков В.Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989

7. Закадровый голос, флешбэки и несколько протагонистов: сценарные табу или удачные приемы? [Электронный ресурс]/ Cinemotion URL: http://www.cinemotionlab.com/novosti/03221 zakadrovyy_golos_fleshbeki_i_neskolko_protagonistov_scenarnye_tabu_ili_udachnye_priemy.html (дата обращения 21.10.2016)

8. История социальной педагогики/под ред. М. Галагузовой. – М.: Владос, 2000

9. Логинов А.В. Идеология как проблема социальной онтологии [Электронный ресурс]/Автореферат. – Екатеринбург, 2004 URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/ideologija-kak-problemasocialnoj ontologii.html (дата обращения 21.10.2016)

10. Лотман Ю. Семиотика кино и проблема киноэстетики. – Таллин: Ээсти Раамат,1973

11. Менг В.А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям использования в современном образовании [Электронный ресурс]/ Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. - № 153-1 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-film-v-otechestvennoy-pedagogike-ot-istokov-zarozhdeniya-k-novym-vozmozhnostyam-ispolzovaniya-v-sovremennom-obrazovanii.html (дата обращения 21.10.2016)

12. Песталоцци И. Педагогическое наследие/Дж.Локк, Я.А.Коменский, И.Песталоцци. – М.: Педагогика, 1989

13. Создатели кинематографа [Электронный ресурс]/Мировое кино URL: http://www.mirovoekino.ru/stat.php?id=3 (дата обращения 22.10.2016)







1 История социальной педагогики/под ред. М. Галагузовой. – М.: Владос, 2000 с.56

16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!