СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дискуссия как интерактивная форма личностно ориентированного воспитания"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивное обучение - это диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиионных методах обучения, но лишь на линиях "учитель - ученик" или "учитель - группа учащихся (аудитория).

Просмотр содержимого документа
«"Дискуссия как интерактивная форма личностно ориентированного воспитания"»

Дискуссия как интерактивная форма личностно ориентированного воспитания

В условиях модернизации российского образования одной из ведущих для современной школы задач выступает проблема формирования у учащихся ключевых компетенций.

Таким образом, необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

И сейчас я представлю перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Я предлагаю очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

9.1 ПОПС – формула.

9.2. Проектный метод.

9.3 Шкала мнений.

9.4. Дискуссия.

9.5. Дебаты.

9.6. Симпозиум.

10. Разрешение проблем (из них).

10.1. «Мозговой штурм».

10.2. «Дерево решений».

10.3. Переговоры и медиация.(18)


Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”.

Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также подробный анализ каждой из них. Культура участия в дискуссиях, владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.

В ходе дискуссии создаются и осваиваются культурные ценности, происходит передача культурного опыта, формируются люди как социальные индивиды, личности с их знаниями и умениями, системой ценностей, творческими способностями.

Важнейшей средой духовного, общественного и личностного проявления человека, достижения взаимопонимания между людьми является общение, что имеет важное значение в дискуссии. Общение - это единственная возможность для человеческого существа стать человеком, личностью. Общение - это деятельность в культуре, в соответствии с культурными образцами-идеями, ценностями, нормами. Все эти нормативно-ценностные образования призваны организовать человека в мире помочь освоиться в нем, сделать его своим, человеческим миром. Можно выделить два вида общения: внешнее общение, внутреннее общение.

В процессе внешнего общения на уроках-дискуссиях ученики излагают и отстаивают свои мнения, взгляды, в ходе чего между ними достигается взаимопонимание, как говорил древнекитайский философ Конфуций “В спорах рождается истина”.

Внутреннее общение представляет собой взаимодействие человека самим с собой, внутренний диалог со вторым “Я”. Внутреннее общение обеспечивает процесс самовоспитания, самосовершенствования, формирования свободной нравственной воли, внутреннего человека, укрепляющего позиции своего духовного самосостояния.

Таким образом, следует отметить, что метод дискуссии обеспечивает интенсивное развитие духовности и становление убеждений нравственной личности, помогает вырастить нравственно воспитанную, самоутвержденную личность. Некоторые античные философы считали культурным того человека, который умеет рассуждать логично, последовательно и непротиворечиво. А ведь суть дискуссии - это воспитывать и развивать ум, помогать развитию способности к более высокому уровню мышления.

Ни для кого из присутствующих не секрет, что в рамках нашей школы уже давно существует дискуссионный клуб «Диалог». Я являюсь руководителем этого клуба почти 2 года, и уже могу поделиться результатами работы.

Не все из присутствующих здесь посещали наши открытые заседания, поэтому я скажу несколько слов о том, как проходят наши дискуссии. Учащиеся заранее знакомятся с темой (которую они выбирают сами. Их интересы затрагивают достаточно широкий круг вопросов. Так у нас состоялись дискуссии на темы: «открывает ли статус гимназиста новые горизонты?», «Смертная казнь. За или против?», «Гражданский брак или сожительство?», «Закон Димы Яковлева». Меня очень радует, что дети выбирают социльно-значимые темы. Они не остаются равнодушными к проблемам в современном мире, более того они предлагают свои пути решения некоторых вопросов.

Ознакомившись с темой, учащиеся знакомятся со всевозможным материалом, формируют свою позицию по данному вопросу. Так как обычно вопрос формулируется как «За или против», то во время встречи учащийся присоединяется к своим единомышленникам, таким образом, формируется две группы. Которые находят аргументы, для того чтобы доказать именно свою точку зрения. После того, как проходит достаточно бурное обсуждение, естественно необходимо сделать вывод, прийти к какому то результату, итогу.

И сейчас я предлагаю Вам попробовать эту форму работы на себе. Мы позаимствуем тему для дискуссии у ребят. «Гражданский брак за или против»

Замечательно. Эта дискуссия проводилась для того чтобы подчеркнуть важность института семьи. Семья, - исторически сложившаяся группа людей, отвечающая фундаментальным потребностям общества. Поэтому сохранить ее – главная задача общества.

Таким образом, рассматривая метод дискуссии, как активную форму обучения национальной культуры можно делать вывод, что метод дискуссии способствует развитию мышления, творческого потенциала, формированию у учащихся интереса к предмету, к самому приобретению знаний, умений и навыков, сохранению и передачи исторических традиций и ценностей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!