СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционная краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Я в мире профессий»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дистанционная краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Я в мире профессий»»










Дистанционная краткосрочная

дополнительная общеразвивающая программа

«Я в мире профессий»

Направленность

Социально-психологическая









Всего часов: 18 ч

Программа для детей 13-16 лет











2020г.





















1.Пояснительная записка

1.1.Общая характеристика программы

Рабочая программа «Я в мире профессий» входит во внеурочную деятельность по социально-психологическому направлению развития личности разработана на основе

примерных программ внеурочной деятельности. Начального и основного образования. Под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2017.

Данная программа реализуется с учетом нормативно-правовых документов:

 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;

Приказа Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"

 Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”

Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009г)

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993

Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Базарносызганская СШ№1


Актуальность программы

Актуальность данной программы состоит в полноценная помощи школьнику в выборе профессии, которая не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 8 классе, учащимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос учащийся 8 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Значимость профориентационной работы среди подростков  можно подчеркнуть словами  доктора педагогических наук Н.С. Пряжникова: «Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать   многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни  уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией...».

 Таким образом, профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем.  Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос: зачем он вообще учится?

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Отличительные особенности программы

Данная программа модифицирована. Она призвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Также направлена на повышение уровня профессиональной зрелости обучающихся 8 классов, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

За основу была взята программа элективного курса по профориентации «Психологии и выбор профессии» составлена на основе учебно –методического пособия Г.В. Резапкиной «Мир профессии», 2011г. ., а так же профориентационных материалов, полученных в рамках КПК «Психолого-педагогические условия сопровождения предпрофильной подготовки учащихся в контексте требований ФГОС», дополнена заданиями и материалами из популярных профориентационных источников.

Отличительной особенность программы является  формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что в процесс занятий входит профессиональная диагностика с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, исследовательской и проектной деятельности.

Рабочая программа основного образования по внеурочной деятельности Социально - психологического направления составлена в соответствии с учебным планом по внеурочной деятельности.

Педагогическая целесообразность программы

В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Для некоторых учащихся уже после окончания девяти классов актуальным становиться выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?

Перед многими обучающимися школ, в том числе и нашей, стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. К тому же выпускник школы не всегда может реально сделать самостоятельно выбор профессии, часто он навязывается друзьями, родителями – в силу возрастных причин сложно принять самостоятельное решение.

Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Профессиональное самоопределение представляет собой деятельность по изучению, измерению, анализу уровня развития каждого учащегося, определения перспектив его дальнейшего развития, поиска и нахождения личностью своего места в профессиональной среде и формирования личности как полноценного успешного участника сообщества профессионалов.

Педагогическая целесообразность программы кружка «Я в мире профессий» заключается в том, чтобы помочь школьникам сделать правильный выбор профессии, помочь разобраться в своих желаниях и оценить свои возможности

Адресат программы – Дополнительная дистанционная краткосрочная общеразвивающая программа «Я в мире профессий » предназначена для детей в возрасте от 13 до 15 лет. Заниматься дистанционно может каждый по желанию. Количество детей не ограниченно.

Срок освоения программы - 1 месяца

Объём изучения: 18 ч.

Форма обучения: дистанционная форма реализации программы

При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных технологий:

- вебзанятия , дистанционные конкурсы ,челенджи

- видео- и аудио-занятия, лекции, мастер-классы;

- диагностики, презентации, всеобучи, проекты

- тесты, интерактивные викторины по изученным темам;

- адресные дистанционные консультации.

В организации дистанционного обучения по программе использовуются следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте и т.д.В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы, проводятся индивидуальные консультации по телефону, индивидуальные занятия по видеосвязи в Viber ,WatsUp, ZOOM

Особенности организации образовательного процесса – кружок.

Состав группы - постоянный.

Режим занятий 10.00-10.30. 10.40-11.10

Количество занятий в неделю: 4 часа в неделю: вторник – 2 часа и четверг - 2 часа.

Продолжительность занятий - 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут.(при дистанционном обучении)

Первые 30 мин. из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме в индивидуальной работе и онлайн консультировании)В рамках онлайн занятий посредством платформ: Zoom, Youtube, Skype, Google и другие, предоставляется теоретический материал по теме.В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.

Уровень реализуемой программы – стартовый.


1.2 Цели и задачи программы


Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.


Особенность программы состоит в том, что занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования дистанционных и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. 
Цель: формирование и развитие у обучающихся навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Задачи программы:
— психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
— психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
— моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.

Контроль организуется в форме: По итогам освоения данной программы предусмотрены следующие формы контроля знаний и умений учащихся: дистанционные, интерактивные викторины, квесты , составления древа семьи ; создания презентаций - представлений по изученной теме; тестирования, диагностики, практических работ., конкурсов

Оценочные материалы для мониторинга результатов обучения по дистанционной дополнительной программе используется индивидуальная карточка учета результатов.

1.3 Содержание программы

Учебно – тематический план кружка «Я в мире профессий»

п/п

Содержание

Количество часов


Форма проведения

Формы аттестации/ контроля

дистанционная


теория

Практика

Раздел1. Мир профессий


1


Вводное занятие.

Знакомство.

Инструктаж по технике безопасности.



1


1


Zoom, Viber, Презентация


Тест «Безопасность в сети интернет»

Отчет в группе

2

Мир профессий.

Просмотр ролика «Многообразие профессий»


1

1

Zoom, Viber, ВКонтакте

Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей, других близких

родственников, значимых взрослых).

Отчет в группе

3

Школьное обучение –шаг на

пути к будущему.

Определение типа будущей профессии

1

1

Zoom, Viber, ВКонтакте

Диагностика онлайн на psytests.org

Фото результата диагностики в личные сообщения

4

Типы профессий. Результаты диагностики

Своя игра по типам профессий.

1

1

Zoom, Viber, ВКонтакте

Рефлексия в конце занятия, игры

5

Профессиональные пробы и мастер-классы по типам

профессий.

1

1

Zoom, Viber, ВКонтакте

Рефлексия

Раздел 2. Система профессионального образования

6

Пути получения профессии: обучение в профессиональных образовательных учреждениях и

высших образовательных учреждениях. Система непрерывного образования.


1

1

Zoom, Viber, ВКонтакте

Игры: «Синквейн», «Ассоциации».

7

Профессиональные образовательные учреждения: колледжи, техникумы, училища

Особенности поступления в государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение, специфика обучения.

1

1

Zoom, Viber, ВКонтакте

Игры: «Специалист», «Цепочка профессий».

8

Виртуальный тур по Российскому университету дружбы народов


1

1

http://etour.rudn.ru/

Игра «Буриме»

9

Итоговый контроль: конкурс «Профессии от А до Я»

(интеллектуальный марафон).


2

Zoom, Viber, ВКонтакте

Отчет в группе


Итого:

8

10




Содержание учебного плана.

Занятия проходят в форме онлайн урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, рассылки материала и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования.
По завершению курса, ребята пройдут интеллектуальный марафон.

Раздел 1.Введение и ознакомление с направлениями работы кружка. Роль профессионального самоопределения в жизни человека. начимость труда в жизни человека. Важность осознанного выбора. Отличительные признаки профессиональной деятельности. Предоставление сведений о программе кружка, выявление начального уровня знаний и умений. Развитие творческих способностей, коммуникабельности. Важность обучения в школе. Ценность конкретных учебных дисциплин, их роль в получении

дальнейшего профессионального образования.

Теоретические знания: Знакомство с группой. Вводный мониторинг.

Предмет и задачи курса. Инструктаж безопасности.

Практические занятия: Тестирование по инструктажу безопасности.Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей, других близких родственников, значимых взрослых). Диагностика «Определение типа будущей профессии» Методика Е.А. Климова. Своя игра по типам профессий. Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий.



Раздел 2.

Изучение путей получения профессии: обучение в профессиональных образовательных учреждениях и высших образовательных учреждениях. Система непрерывного образования. Профессиональные образовательные учреждения: колледжи, техникумы, училища. Особенности поступления в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, специфика обучения.

Теоретические знанияСистема высшего образования: бакалавр, магистр, специалист Особенности поступления в ВУЗе, специфика обучения, уровни образования.

Практические занятия: Онлайн экскурсия по Российскому университету дружбы народов, игры: «Синквейн», «Ассоциации», «Цепочка профессий», « Буриме»

1.4 Планируемые результаты

Результатом обучения по программе должны стать:

-ориентация в системе профессионального образования

-ориентация в понятиях, связанных с индивидуальным профессиональным маршрутом;

-основные принципы построения индивидуального профессионального маршрута;

- умение соотносить профессии, специальности и профессиональные образовательные

учреждения.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развитиянауки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Материально – техническое обеспечение

При дистанционном обучении должно обеспечиваться каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, в качестве основного информационного ресурса а также осуществляться учебно-методическая помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися , так и опосредованно

Информационное обеспечение

По данной программе планируется использовать следующие платформы и сервисы сетевой город, ZOOM, Googl Form,Skype, чаты Viber ,WatsUp, в Контакте многое другое. Цифровые образовательные ресурсы , размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, облачные сервисы, электронные носители мультимедийных приложений, электронные пособия , разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

Диагностические формы оценивания : тестирование, анкетирование , проектные творческие работы.


Список использованной литературы

Использованная литература

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Сб.: Питер, 2006.-

  2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»/ под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1997.

  3. Психология популярных профессий/род ред. Л.А.Головей. СПб.:Речь, 2003.

  4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-208с.

  5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-208с.

  6. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. .- М.: Генезис, 2005.-124с.

  7. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

  8. Элективный курс «Человек и профессия». – М.: Глобус, 2007.




Литература для учителя

  1. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под науч.ред.проф. Л.И.Вассермана – СПб.: Речь, 2010. – 192с.

  2. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655с.

  3. Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10 - 11 классах. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2007 г.

  4. Зуева Ф.А. Предпрофильная подготовка (учебное пособие д ля учащихся 9 классов). Челябинск: издательство «Взгляд», 2004 г.

  5. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время: Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября» 2011. – 40с.

  6. Пономаренко Л.Н., Р.В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. М., Генезис,2004г.

  1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Под научной ред. Н.Н. Сабельниковой-Бегашвили, к.б.н.. − Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 176 с.

  2. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Москва: «Просвещение», 1991г.

  3. Рогов Е.И.. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2003г.

  4. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). Москва: издательство «Вако», 2005 г.

  5. Смирнова Е.Е.. На пути к выбору профессии, С-П. « КАРО» 2003г.

  6. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2005 г.

  7. Фадеева Е.И.. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,ЦГЛ,2004.

  8. Шмидт В.Р.. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.,ТЦ «Сфера», 2005

http://metodkabi.net.ru/ Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ




Литература для учащихся:

  1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. .- М.: Генезис, 2005.-124с.

  2. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Сб.: Питер, 2006.- 214с.

  3. Психология популярных профессий/род ред. Л.А.Головей. СПб.:Речь, 2003.

  4. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников 10-11 кл.-М.: Владос, 2001. – 276с.

  5. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-336с.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!