Дистанционная краткосрочная
дополнительная общеразвивающая программа
«Я в мире профессий»
Направленность
Социально-психологическая
Всего часов: 18 ч
Программа для детей 13-16 лет
2020г.
1.Пояснительная записка
1.1.Общая характеристика программы
Рабочая программа «Я в мире профессий» входит во внеурочную деятельность по социально-психологическому направлению развития личности разработана на основе
примерных программ внеурочной деятельности. Начального и основного образования. Под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2017.
Данная программа реализуется с учетом нормативно-правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009г)
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Базарносызганская СШ№1
Актуальность программы
Актуальность данной программы состоит в полноценная помощи школьнику в выборе профессии, которая не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 8 классе, учащимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос учащийся 8 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Значимость профориентационной работы среди подростков можно подчеркнуть словами доктора педагогических наук Н.С. Пряжникова: «Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией...».
Таким образом, профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос: зачем он вообще учится?
Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.
Отличительные особенности программы
Данная программа модифицирована. Она призвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Также направлена на повышение уровня профессиональной зрелости обучающихся 8 классов, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
За основу была взята программа элективного курса по профориентации «Психологии и выбор профессии» составлена на основе учебно –методического пособия Г.В. Резапкиной «Мир профессии», 2011г. ., а так же профориентационных материалов, полученных в рамках КПК «Психолого-педагогические условия сопровождения предпрофильной подготовки учащихся в контексте требований ФГОС», дополнена заданиями и материалами из популярных профориентационных источников.
Отличительной особенность программы является формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что в процесс занятий входит профессиональная диагностика с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, исследовательской и проектной деятельности.
Рабочая программа основного образования по внеурочной деятельности Социально - психологического направления составлена в соответствии с учебным планом по внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Для некоторых учащихся уже после окончания девяти классов актуальным становиться выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?
Перед многими обучающимися школ, в том числе и нашей, стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. К тому же выпускник школы не всегда может реально сделать самостоятельно выбор профессии, часто он навязывается друзьями, родителями – в силу возрастных причин сложно принять самостоятельное решение.
Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Профессиональное самоопределение представляет собой деятельность по изучению, измерению, анализу уровня развития каждого учащегося, определения перспектив его дальнейшего развития, поиска и нахождения личностью своего места в профессиональной среде и формирования личности как полноценного успешного участника сообщества профессионалов.
Педагогическая целесообразность программы кружка «Я в мире профессий» заключается в том, чтобы помочь школьникам сделать правильный выбор профессии, помочь разобраться в своих желаниях и оценить свои возможности
Адресат программы – Дополнительная дистанционная краткосрочная общеразвивающая программа «Я в мире профессий » предназначена для детей в возрасте от 13 до 15 лет. Заниматься дистанционно может каждый по желанию. Количество детей не ограниченно.
Срок освоения программы - 1 месяца
Объём изучения: 18 ч.
Форма обучения: дистанционная форма реализации программы
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных технологий:
- вебзанятия , дистанционные конкурсы ,челенджи
- видео- и аудио-занятия, лекции, мастер-классы;
- диагностики, презентации, всеобучи, проекты
- тесты, интерактивные викторины по изученным темам;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе использовуются следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте и т.д.В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы, проводятся индивидуальные консультации по телефону, индивидуальные занятия по видеосвязи в Viber ,WatsUp, ZOOM
Особенности организации образовательного процесса – кружок.
Состав группы - постоянный.
Режим занятий 10.00-10.30. 10.40-11.10
Количество занятий в неделю: 4 часа в неделю: вторник – 2 часа и четверг - 2 часа.
Продолжительность занятий - 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут.(при дистанционном обучении)
Первые 30 мин. из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме в индивидуальной работе и онлайн консультировании)В рамках онлайн занятий посредством платформ: Zoom, Youtube, Skype, Google и другие, предоставляется теоретический материал по теме.В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.
Уровень реализуемой программы – стартовый.
1.2 Цели и задачи программы
Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.
Особенность программы состоит в том, что занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования дистанционных и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.
Цель: формирование и развитие у обучающихся навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Задачи программы:
— психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
— психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
— моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Контроль организуется в форме: По итогам освоения данной программы предусмотрены следующие формы контроля знаний и умений учащихся: дистанционные, интерактивные викторины, квесты , составления древа семьи ; создания презентаций - представлений по изученной теме; тестирования, диагностики, практических работ., конкурсов
Оценочные материалы для мониторинга результатов обучения по дистанционной дополнительной программе используется индивидуальная карточка учета результатов.
1.3 Содержание программы
Учебно – тематический план кружка «Я в мире профессий»
№ п/п | Содержание | Количество часов | Форма проведения | Формы аттестации/ контроля дистанционная |
| теория | Практика |
Раздел1. Мир профессий |
1 | Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | Zoom, Viber, Презентация | Тест «Безопасность в сети интернет» Отчет в группе |
2 | Мир профессий. Просмотр ролика «Многообразие профессий» | 1 | 1 | Zoom, Viber, ВКонтакте | Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей, других близких родственников, значимых взрослых). Отчет в группе |
3 | Школьное обучение –шаг на пути к будущему. Определение типа будущей профессии | 1 | 1 | Zoom, Viber, ВКонтакте | Диагностика онлайн на psytests.org Фото результата диагностики в личные сообщения |
4 | Типы профессий. Результаты диагностики Своя игра по типам профессий. | 1 | 1 | Zoom, Viber, ВКонтакте | Рефлексия в конце занятия, игры |
5 | Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий. | 1 | 1 | Zoom, Viber, ВКонтакте | Рефлексия |
Раздел 2. Система профессионального образования |
6 | Пути получения профессии: обучение в профессиональных образовательных учреждениях и высших образовательных учреждениях. Система непрерывного образования. | 1 | 1 | Zoom, Viber, ВКонтакте | Игры: «Синквейн», «Ассоциации». |
7 | Профессиональные образовательные учреждения: колледжи, техникумы, училища Особенности поступления в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, специфика обучения. | 1 | 1 | Zoom, Viber, ВКонтакте | Игры: «Специалист», «Цепочка профессий». |
8 | Виртуальный тур по Российскому университету дружбы народов | 1 | 1 | http://etour.rudn.ru/ | Игра «Буриме» |
9 | Итоговый контроль: конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). | | 2 | Zoom, Viber, ВКонтакте | Отчет в группе |
| Итого: | 8 | 10 | | |
Содержание учебного плана.
Занятия проходят в форме онлайн урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, рассылки материала и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования.
По завершению курса, ребята пройдут интеллектуальный марафон.
Раздел 1.Введение и ознакомление с направлениями работы кружка. Роль профессионального самоопределения в жизни человека. начимость труда в жизни человека. Важность осознанного выбора. Отличительные признаки профессиональной деятельности. Предоставление сведений о программе кружка, выявление начального уровня знаний и умений. Развитие творческих способностей, коммуникабельности. Важность обучения в школе. Ценность конкретных учебных дисциплин, их роль в получении
дальнейшего профессионального образования.
Теоретические знания: Знакомство с группой. Вводный мониторинг.
Предмет и задачи курса. Инструктаж безопасности.
Практические занятия: Тестирование по инструктажу безопасности.Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей, других близких родственников, значимых взрослых). Диагностика «Определение типа будущей профессии» Методика Е.А. Климова. Своя игра по типам профессий. Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий.
Раздел 2.
Изучение путей получения профессии: обучение в профессиональных образовательных учреждениях и высших образовательных учреждениях. Система непрерывного образования. Профессиональные образовательные учреждения: колледжи, техникумы, училища. Особенности поступления в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, специфика обучения.
Теоретические знания: Система высшего образования: бакалавр, магистр, специалист Особенности поступления в ВУЗе, специфика обучения, уровни образования.
Практические занятия: Онлайн экскурсия по Российскому университету дружбы народов, игры: «Синквейн», «Ассоциации», «Цепочка профессий», « Буриме»
1.4 Планируемые результаты
Результатом обучения по программе должны стать:
-ориентация в системе профессионального образования
-ориентация в понятиях, связанных с индивидуальным профессиональным маршрутом;
-основные принципы построения индивидуального профессионального маршрута;
- умение соотносить профессии, специальности и профессиональные образовательные
учреждения.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развитиянауки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Материально – техническое обеспечение
При дистанционном обучении должно обеспечиваться каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, в качестве основного информационного ресурса а также осуществляться учебно-методическая помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися , так и опосредованно
Информационное обеспечение
По данной программе планируется использовать следующие платформы и сервисы сетевой город, ZOOM, Googl Form,Skype, чаты Viber ,WatsUp, в Контакте многое другое. Цифровые образовательные ресурсы , размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, облачные сервисы, электронные носители мультимедийных приложений, электронные пособия , разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
Диагностические формы оценивания : тестирование, анкетирование , проектные творческие работы.
Список использованной литературы
Использованная литература
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Сб.: Питер, 2006.-
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»/ под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1997.
Психология популярных профессий/род ред. Л.А.Головей. СПб.:Речь, 2003.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-208с.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-208с.
Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. .- М.: Генезис, 2005.-124с.
Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
Элективный курс «Человек и профессия». – М.: Глобус, 2007.
Литература для учителя
Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под науч.ред.проф. Л.И.Вассермана – СПб.: Речь, 2010. – 192с.
Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655с.
Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10 - 11 классах. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2007 г.
Зуева Ф.А. Предпрофильная подготовка (учебное пособие д ля учащихся 9 классов). Челябинск: издательство «Взгляд», 2004 г.
Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время: Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября» 2011. – 40с.
Пономаренко Л.Н., Р.В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. М., Генезис,2004г.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Под научной ред. Н.Н. Сабельниковой-Бегашвили, к.б.н.. − Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 176 с.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Москва: «Просвещение», 1991г.
Рогов Е.И.. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2003г.
Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). Москва: издательство «Вако», 2005 г.
Смирнова Е.Е.. На пути к выбору профессии, С-П. « КАРО» 2003г.
Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2005 г.
Фадеева Е.И.. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,ЦГЛ,2004.
Шмидт В.Р.. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.,ТЦ «Сфера», 2005
http://metodkabi.net.ru/ Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Литература для учащихся:
Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. .- М.: Генезис, 2005.-124с.
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Сб.: Питер, 2006.- 214с.
Психология популярных профессий/род ред. Л.А.Головей. СПб.:Речь, 2003.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников 10-11 кл.-М.: Владос, 2001. – 276с.
Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-336с.