СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционная работа по теме "А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. ЖИЗНЬ. ТВОРЧЕСТВО. ЛИЧНОСТЬ (ОБЗОР). СВОЕОБРАЗИЕ РАСКРЫТИЯ «ЛАГЕРНОЙ» ТЕМЫ В ПОВЕСТИ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка дистанционного материала предусматривает знакомство с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; выделение своеобразия звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича»; углубление общего представлениястудентов о репрессиях; развитие навыков анализа текста, интерпретации прозаического текста, сравнительного анализа, работы с первоисточником; подготовки развернутого ответа на вопрос; воспитание у  обучающихся чувство ответственности перед другими людьми,  перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий, чувства гражданственности и ответственности за судьбу Родины.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционная работа по теме "А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. ЖИЗНЬ. ТВОРЧЕСТВО. ЛИЧНОСТЬ (ОБЗОР). СВОЕОБРАЗИЕ РАСКРЫТИЯ «ЛАГЕРНОЙ» ТЕМЫ В ПОВЕСТИ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА».»

Дата: 15.05.2020.

Учебная группа: ТЭО-19-1/9

Дисциплина: ОДБ02 «Литература»

Преподаватель: Скрипка Анна Викторовна

Задание:

  • Ознакомиться с материалом лекции, используя указанные ссылки для просмотра видеороликов и презентации.

  • Оформить письменно тезисы к теоретическому блоку лекции по просмотренным материалам и прислать преподавателю с указанием своей фамилии, группы по адресу ВКонтакте https://vk.com/id164772587 .

  • Письменно дать характеристику герою повести «Один день Ивана Денисовича» Шухову.

  • Срок выполнения работы: 18.05.2020!

Занятие № 27

ЛЕКЦИЯ № 27

Раздел 7: Особенности развития литературы в 1950-1990-е годы.


Тема: А.И. Солженицын. Жизнь. творчесво. личность (обзор). своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день ивана денисовича».

Цель:

ознакомить с жизнью и творчеством Солженицына; отметить своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича»; углубить общее представление учащихся о репрессиях, рассмотреть, как в творчестве Солженицына раскрывается тема репрессий; выяснить особенности его повествовательной манеры;

развивать навыки анализа текста, навыки интерпретации прозаического текста, сравнительного анализа, работы с первоисточником; подготовки развернутого ответа на вопрос, умения строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

воспитывать у обучающихся чувство ответственности перед другими людьми,  перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий, чувства гражданственности и ответственности за судьбу Родины.


План:

  1. Возникновение «лагерной» темы.

  2. Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына.

  3. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».


  1. Возникновение «лагерной» темы

С реди новых тем, появившихся в литературе «оттепели» (1950-1990-е гг), выделяется и «лагерная» тема, затронувшая не одну тысячу судеб советских граждан. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».

Историческая справка «Факты истории в цифрах»

Русский народ, который пережил страшные годы Великой Отечественной войны, ещё не знал, что весь кошмар не закончился.

Послевоенное время исследователи считают апогеем сталинизма, когда количество политзаключенных резко возросло. На 1 января 1950 г., по данным В.Н. Земскова, насчитывалось 2,6 млн. зэков (в 1946 г. почти в 4 раза меньше), в том числе 1,4 млн. лагерников, из которых 60 тыс. — каторжане.

В тюрьмах — до четверти миллиона. В ссылке и высылке — 2,7 млн. человек. К ним прибавь 2—3 млн. пленных. В 1947 году смертную казнь отменили, заменив 25-летним заключением. Через три года казнь восстановили, а срок оставили.

Через проверочные лагеря пропустили 2 млн. пленных и репатриированных, из них 0,9 млн. направили в лагеря или ссылку. Почти 50 % зэков во второй половине 40-х гг. — политические, многие из них «повторники», получившие новый срок после отсидки с 1937—1938 гг. Из Западной Украины выслали 175 тыс. человек, из Прибалтики — 160 тыс., с Черноморского побережья — 60 тыс. (в основном греков) и т. д. Они все были очень нужны: одновременно во многих местах строились разнообразные гиганты очередной пятилетки.

Тоталитарный режим достиг верхней планки, невозможность его движения далее по нарастающей стала если не осознаваться, то ощущаться. Писатель К. М. Симонов (1915—1979) заметил, что с конца войны множились иллюзии: должно случиться нечто, двигающее страну в сторону либерализации. Возникла атмосфера ожидания обновления. Это понимал Сталин. Поэтому репрессивная машина стала усиливать свои обороты.

Среди авторов, кто отличается широким охватом «лагерной» темы, выделяется Александр Исаевич Солженицын.

Далее предлагаю просмотреть презентацию по данной теме, перейдя по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1snbx137aaEDhwIYNt4UxMNejtO8D6hH2



2.Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына

Писатель стал свидетелем важных исторических событий ХХ века. Всю свою жизнь ему приходилось бороться за что-либо или о чём-либо… Так, каждая жизненная трудность его только закаляла. Внимательно пересмотрите видеоролики о жизни писателя, оформите краткий конспект, в конце ответив на вопрос «Какие правила можно вынести из жизни Солженицына?». Для просмотра перейдите по ссылке https://vk.com/video-149753350_456239194 или https://youtu.be/JFVu4gKdA9w .


3.Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести

«Один день Ивана Денисовича»



Одним из первых произведений в творческой биографии Александра Исаевича Солженицына стала повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в «Новом мире» (1962, № 11). Автор дебютировал в солидном возрасте — в 1962 году ему было 44 года — и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши...» Это самое первое впечатление А. Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.

Просмотрите буктрейлер к повести, который поможет вам перенестись в атмосферу произведения https://youtu.be/HgzPOQZqxUA

Вхождение Солженицына в литературу было воспринято как «литературное чудо», вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик.

Примечателен один трогательный эпизод, который подтверждает необычность литературного дебюта Солженицына. Одиннадцатый номер «Нового мира» с повестью Солженицына пошел к подписчикам! А в самой редакции шла раздача этого номера избранным счастливчикам. Был тихий субботний вечер. Как позже рассказывал об этом событии А. Твардовский, было, как в церкви: каждый тихо подходил, платил деньги и получал долгожданный номер. Вот и вы можете себя представить среди тех счастливчиков — первых читателей повести.

Повесть в иллюстрациях в видеоролике https://youtu.be/IULzhhLQ7_A

Прочитайте в повесть или просмотрите видеопересказ, перейдя по ссылке: https://youtu.be/revrOcR9cH0 .

Проанализируйте самостоятельно, опираясь на материал презентации https://drive.google.com/open?id=1zSg-3uqFjcH7ZxbiQYC8R-7BpPxxloYY (написать кратко в конспект).

В нашей жизни, прекрасной и странной

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца

В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава.

Булат Окуджава


Вопросы для самопроверки

Укажите годы жизни А.И. Солженицына

В каком городе родился А.И. Солженицын?

Укажите годы учёбы в Ростовском государственном университете

А.И. Солженицын воевал на фронте. Какие награды он получил?

1) ордена Отечественной войны II степени и Красной Звезды

2) орден Отечественной войны II степени и медаль «За боевые заслуги»

3) орден Красной Звезды и орден Отечественной войны I степени

5. За что писатель был арестован и осуждён?

1) за побег с фронта

2) за критику Ленина и Сталина

3) за дневник

Каково первоначальное название рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Денисовича»?

В каком году А.И. Солженицын был принят в Союз писателей?


8. Когда был напечатан рассказ «Матрёнин двор»?

9. Кто противопоставлен в рассказе «Матрёнин двор» главной героине?

1) Ефим – муж Матрёны

2) Маша – подруга

3) Фаддей – брат Ефима

15. За какое произведение писатель был удостоен Государственной премии

РСФСР?

1) «Архипелаг ГУЛАГ»

2) «Раковый корпус»

3) «В круге первом»

16. В каком произведении А.И. Солженицын дал резкую отрицательную

оценку проводимым в стране экономическим реформам?

1) «Красное колесо»

2) «Россия в обвале»

3) «В круге первом

Список используемой литературы

Базовая:

Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. // Под ред. В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016

Литература: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /

[Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; подред. Г.А. Обернихиной. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 272.

Дополнительная (информационные ресурсы):

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/269653-urok-literatury-v-11-klasse-po-tvorchestvu-ai

http://literatura5.narod.ru/solzhenitcyn_uroki-v-11-klasse.html

http://literatura5.narod.ru/solzhenitcyn_uroki-v-11-klasse.html#urok3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!