9 класс
Русский язык.
Вторник 7 апреля
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
1.Прочитайте информацию из учебника. (файл №1, №2) 2. Ознакомьтесь с образцами синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи упр. 305 3. Выполните синтаксический разбор предложений теоретической части.(файл №2)
Д.з. Выполните синтаксический разбор предложения. (3)Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная.4). 5).6) (файл №3)
Четверг 9 апреля
Сложные предложения с различными видами связи.
Выполните задания.
Сложные предложения с различными видами связи
Вариант 1
1. Сколько частей в сложном предложении?
Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась.
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.
2. Какое предложение является сложным?
1) Так(же) как и вчера на площади шумели и суетились люди.
2) Все так(же) как обычно твердым шагом двигалась статная фигура полковника.
3) Сергеев был хорошо известен выдающимися музыкальными способностями его брат так(же) знаменитый музыкант.
4) Сегодня рыба клевала так(же) хорошо как и вчера.
3. Укажите сложноподчинённое предложение:
1) На этой куче кресел всегда сидели собаки и смотрели сверху на Федина, писавшего за столом (Паустовский).
2) Псы тихонько подвывали: очень уж хотелось им попасть в освещенную и теплую комнату (Паустовский).
3) В ее голосе слышалось удивление, точно ей казалось невероятным, что у нее тоже может быть хорошо на душе.
4. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению?
Была уже осень и даже раки которые за последнее время стали очень серьезным подспорьем в нашем хозяйстве забились в норы и не соблазнялись больше моими лягушками.
1) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;
2) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной;
3) бессоюзное сложное предложение;
4) сложносочинённое предложение.
5. Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:
1) Простая песня то была но в мысль она мне залегла и мне лишь сумрак настает незримый дух её поет (Лермонтов).
2) Прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии и в свете я увидел что впереди на берегу что-то белеет.
3) Все было ясно батальон передавался в распоряжение дивизий.
4) Мне все прощалось все меня любили любовались мною и снисходительно смотрели на все чтобы я ни сделал.
6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Узкие тропинки тянулись по полям (1) пропадали в лощинках по пригоркам (2) и (3) на одной из них (4) которой в пятистах шагах впереди нас приходилось пересекать нашу дорогу (5) различил я какой-то поезд (Тургенев).
1)1,2,3,4,5; 2)1,2,4,5; 3)1,4,5; 4) 1,3,4,5.
7. Сколько запятых в данном предложении?
По неделе ни слова ни с кем не скажу все на камне у моря сижу и мне любо что брызги зеленой волны словно слезы мои солоны (Ахматова).
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие:
1) Он вышел на улицу ни одного огонька в окнах тишина.
2) После пяти часов вечера погода стала портиться с моря потянул туман (Арсеньев).
3) Я обратился к секундантам объявив что нынче стреляться не намерен и поединок тем и кончился (Пушкин).
4) Бояться волков быть без грибов (пословица).
9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Стадо диких уток со свистом промчалось над нами (1) и (2) мы слышали (3) как оно спустилось на реку недалеко от нас (Тургенев).
1)1,2,3; 2)1,3; 3) 2,3; 4)1,2.
10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Если сделать рукой козырек от солнца (1) и смотреть на лесную полянку (2) то нити паука бывают от солнца радужными (3) а колечки паутинной сети (4) подвешенные над поляной (5) колышутся перемещением радужного сектора (Пришвин).
1) 1,2,3,4,5; 2)2,3,4,5; 3)1,2,3; 4) 2,3.
11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Мне все прощалось, все меня любили, любовались мною и снисходительно смотрели на все, что я ни делал (по Л. Толстому).
2) Кружили чайки, и их резкие крики звучали, как будто несмазанное колесо быстро вертелось на деревянной оси (Вересаев).
3) Под ногами гремел лед, и я понимал подо мною гулкое, опасное пространство глубокой воды (Катаев).
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) К вечеру пошел дождь, снег почти растаял, и хотя дорога стала еще грязнее, но все же лошадям стало легче (Арсеньев).
2) Печь покосилась, бревна в стенах лежали криво, и казалось, что изба сию минуту развалится (Чехов).
3)Платочек, которым она накрыла голову, сбился у нее на затылок и на развившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя (Достоевский).
Д.з. Выполните задания.
Сложные предложения с различными видами связи
Вариант 2
1. Сколько частей в сложном предложении?
На мой взгляд пробел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью и самобытностью если оно несет миру красоту и добро если оно воспитывает лучшие чувства у человека чье стремление к совершенству как известно безгранично и неиссякаемо
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 7.
2. Какое предложение является сложным?
1) Она рисует так (же) хорошо как и пишет стихи.
2) Вы все так (же) молоды как десять лет назад.
3)Правовые документы регулируют отношения имеющие значение для интересов государства точно так (же) как и для жизнедеятельности людей.
4) Мне пришлось в воскресенье вечером остаться дома подруге так (же) не удалось пойти на спектакль.
3. Укажите сложноподчинённое предложение:
1) Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
2) Заря охватила полнеба, и на фоне зари резко отделились беловато-матовые громады гор (Л. Толстой).
3) Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды также хмурились.
4. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному!
предложению?
Она тотчас же через головы шедших перед ней увидела его и он видел как просияло ее лицо (Л. Толстой).
1) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;
2) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной;
3) бессоюзное сложное предложение;
4) сложносочинённое предложение.
5. Укажите предложение с бессоюзной и подчинительной связью;
1) Я глянул и то что увидел превысило мои ожидания (Булгаков).
2) Хорошая книга точно смычок великого артиста касается.
моего сердца и оно поет стонет от гнева и скорби радуется если этого хочет писатель (Горький).
3) В одном углу стояла клетка с попугаем у него был такой вид как будто он каждое утро моется с мылом (Каверин).
4) На чистом подоконнике стояла герань и каждый листик так блестел точно фея начистила его зубным порошком.
6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Темнота шумела за стенам плеском дождя (1) и (2) ударами ветер(3) и страшно было подумать о тех (4) кого (5) может быть (6) застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах (Паустовский).
1)1,2,3,4,5,6; 2)1,3,4,5,6; 3)3,4,5,6; 4) 1,2,3,4.
7. Сколько запятых в данном предложении?
Снег засыпал танк и когда танкисты чтобы дышать свежим воздухом выбирались из башни снег мгновенно покрывал их шлемы их разгоряченные потные лица (Симонов).
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить гире:
Был уже август кое-где на березах висели первые пожелтевшие листья.
Сосна дерево долговечное иные сосны доживают до двухсот и более лет (Асеева).
Невежи судят точно так в чем толку не поймут то все у них пустяк (Крылов).
За прикрытой дверью было тихо постукивали часы-ходики (Арсеньев).
9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Невдалеке протекал ручей (1) но его берега не были видны (2) так как кругом стояла вода (3) и (4) границы ручья были обозначены только (5) торчащей из воды осокой (Э. Казакевич).
1) 1,2,3,4,5; 2)1,2,3,4; 3) 1,2; 4) 1,2,5.
10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Старик всегда был чем-нибудь занят (1) и (2) если не было домашней работы (3) он на дворе рубил дрова про запас (4) копал гряды (5) ухаживал за своей лошадью (Мамин-Сибиряк).
1)1,2,3,4,5; 2) 2,3,4,5; 3)1,3,4,5; 4) 3,4,5.
11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне, и жадно я припал к волне (Лермонтов).
2) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила, и кому униженно кланялась моя мать (Платонов).
3) Я глянул, и то, что увидел, превысило мои ожидания (Булгаков).
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Как заколдованные богатыри поднимались стога, и, в то время как подножия их уже тонули в сизоватой мгле густеющих сумерек, вершины еще золотели в лучах заката (Полевой).
2) Псы тихонько подвывали: очень уж им хотелось попасть в освещённую и теплую комнату (Паустовский).
3) Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость (Л. Толстой)
Пятница 10 апреля
Р.р. Рецензия. Понятие о жанре.
1. Прочитайте информацию о рецензии. (файл №4)2.Ознакомьтесь с текстом рецензии, выпишите второе предложение. Дайте его полный синтаксический разбор.(файл№5)
Д.з. пользуясь рекомендациями из файла №5 и №6 напишите рецензию на любимую книгу. Объём – ок. 150 слов
Литература.
Вторник 7 апреля
Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Прочитайте информацию о правилах написания эссе. ( файл №7) Выберите тему сочинения.
Образы крестьян в "Мертвых душах"
Почему "Мертвые души" - поэма?
Чичиков - живая или мёртвая душа?
Чичиков - приобретатель или предприниматель?
Чичиков положительный или отрицательный герой?
Д.з. Написать сочинение в жанре эссе.
Среда 8 апреля
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов.
Ознакомьтесь с информацией.
К началу 1840-х годов реализм занял в искусстве доминирующее место. Ключом к человеку у древнерусской литературы была вера, у классицизма — разум, у романтизма — чувство. Реализм приходит к пониманию того, что универсальным ключом является правдивое воспроизведение жизни во всей совокупности ее проявлений. Поэтому важнейшей особенностью реалистического искусства становится верность действительности, стремление к непосредственной достоверности изображения. Каждый человек несет в себе систему нравственных и культурных ценностей своей эпохи. До возникновения реализма подход к изображению человека в литературе был несколько односторонним. Классицисты изображали человека главным образом со стороны его обязанностей перед государством и очень мало интересовались его бытом, семейной, частной жизнью. Сентименталисты, наоборот, перешли к изображению его личной жизни, чувств и переживаний. Романтики тоже интересовались миром чувств и страстей человека, наделяя их исключительной силой, ставя человека в необычные условия.
Писатели-реалисты изображают человека многосторонне, с одной стороны, создавая неповторимый литературный образ, а с другой — стремясь выразить в конкретном литературном герое типические черты целой эпохи, целого поколения. Это создание типичных характеров в типичных обстоятельствах и является главной отличительной чертой реализма. Кроме того, реалистическому произведению присущ психологизм — изображение типичного характера во всех сложных и противоречивых особенностях человеческой натуры, во взаимосвязи с окружающей его средой, природой и людьми.
https://www.anews.com/p/122030092-realizm-v-literature-cherty-i-stil-russkij-realizm-kriticheskij-realizm-xix-veka/
Д.з. Ответьте на вопросы:
1. Назовите основной принцип реализма.
2. В чём главная отличительная черта реализма?
3. Как показана жизнь в произведениях реализма?
4. Что такое типизация характера?
5. Назовите имена писателей, стоявших у истоков русского реализма.
6. Назовите черты реализма в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Четверг 9 апреля
Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города»
Посмотрите анимационный фильм и ответьте на следующие вопросы:
Как называется город?
Сколько рек в городе?
На скольких горах стоит город?
Кто бушевал в городе?
Движения какого органа тела руководили действиями опасных мечтателей?
О каких изменениях в городе мечтали опасные мечтатели?
Какие слова извлекал из себя новый градоначальник?
Что испытывали глуповцы?
Какая сила заставила глуповцев впасть в анархию?
Что всплывало наверх?
Д.з. Посмотрите презентацию, ответьте на вопросы, заданные в презентации. Доп. Зад.: Что такое гротеск?
Родная литература.
Пятница 10 апреля.
М.М. Пришвин на Смоленской земле.
Д.з. Подготовьте краткий рассказ по теме занятия.