Всеобщая история
Класс: 9а (и)
Внимание! У кого нет учебника, работаете по электронным учебникам по ссылке: https://yadi.sk/i/2wVaQqsC02ykMA .
Дата урока: 11 ноября 2020 г.
Тема урока: «Мировой экономический кризис»
Цель урока: охарактеризовать мировой экономический кризис.
Задачи урока:
Прочитать текст учебника § 9.
Просмотреть урок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=GG0WHRtBPYI
Необходимые принадлежности: учебник «Всеобщая история», авторы: О.С. Сороко-Цюпа, тетрадь, атлас, контурная карта, интернет.
Маршрутный лист.
1. Записать число и тему урока в тетрадь.
2. Работа с текстом учебника § 9, читать.
3. Посмотреть урок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=GG0WHRtBPYI
4. Работа в тетради:
План-конспект.
Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
Работа с текстом стр. 73-74. Выписать в тетрадь.
Социальные последствия кризиса.
Работа с текстом стр. 74. Выписать в тетрадь.
Причины экономического кризиса.
Работа с текстом стр. 74-75. Выписать в тетрадь.
Пути выхода из кризиса. Работа над понятием стр. 297
Позиции экономистов относительно путей выхода из кризиса |
Сторонники свободной рыночной экономики | Кейнсианство 1.Необходимость государственного регулирования экономическим развитием. 2.Перераспределение результатов производства. 3.Повышение покупательной способности населения | Сторонники жесткого государственного регулирования экономики |
Невмешательство государства в экономическую жизнь | | Использование опыта мобилизации экономики в период войны |
Типы политических режимов.
Работа с текстом учебника стр. 76-80, читать и составить таблицу:
«Типы политических режимов»
Либерально-демократический | Тоталитарный | Авторитарный |
Великобритания, Франция, США, Скандинавские страны, Канада, Мексика | Германия, Италия, Испания, Португалия | Австрия, Венгрия, Югославия, Польша, страны Балтии |
1.Путь социальных, экономических реформ и политических компромиссов. 2. Кейнсианство. 3. Регулирование экономики и социальных отношений государством. 4. Организация общественных работ. 5. Социальное страхование. 6. Помощь безработным, инвалидам. 7. Формирование системы социального обеспечения. 8. Государственное регулирование государственных отношений. 9. Капитализм – социально ориентированный. 10. Основы демократии. 11. Сильное гражданское общество. 12. Либеральная демократия. | 1. Острая политическая борьба (левые, правые, умеренно-либеральные, консервативные силы и экстремистские партии). 2. Всеобщее, тотальное регулирование экономикой и государством. 3. Замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. 4. Отсутствие частной собственности и личной свободой. 5. Руководство страной однопартийной бюрократической верхушкой. 6. Декларация выборов. 7. Поглощение гражданского общества государством. 8 Наличие идеологии (единомыслие, нетерпимость к иным взглядам, культ вождя). | 1. Политическая власть осуществлялась политическим лидером при минимальном участии народа. 2. Существует ограниченная, строгая регламентация политических прав граждан, организаций. 3. Отсутствие большого репрессивного аппарата. 4. Незначительное вмешательство в гражданское общество. 5. Отсутствие тотального регулирования. 6. Необязательность единой идеологии. |
Германия 1. Фашизм (нацизм). 2. Национализм, антисемитизм. 3. Агрессия, стремление к завоеванию «жизненного пространства». 4. Безопасность своего народа за счет другого. | Италия 1. Большая роль католической церкви 2. Корпоративистские идеи. 3. Вертикальное корпоративное устройство. |
9. Идеи шовинизма, расизма. 10. Превосходство своей нации. 11. Территориальные претензии к соседним странам. 12. Война – передел мира. |
Работа над понятиями, которых вы не знаете. Они выделены зеленым цветом.
Проверить себя вы можете по ссылке: https://goo.gl/zQuqUU , результаты выслать на почту учителя
Билет № 24
1. Назовите причины, проявления и последствия мирового экономического кризиса.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. охватил все капиталистические страны мира и все сферы экономической, политической и социальной жизни.
Причины:
- усиление концентрации производства и централизация капитала.
- стандартизация производства, внедрение конвейерных систем и переход к массовому выпуску товаров, что привело к значительному росту производства.
- рост производства вследствие использования достижений технического прогресса и отставание в обеспечении платежеспособности населения.
- это приводило к узости внутреннего рынка, так как расширение рынка отставало от расширения производства.
Проявления экономического кризиса:
- массовое разорение предприятий, падение промышленного производства составило 44%.
- сокращение заработной платы и доходов значительной части населения.
- промышленный кризис переплетался с аграрным кризисом.
- падение цен на продукцию с/х привели к массовому разорению фермеров и крестьян.
- падение цен на сахар, кофе, пшеницу привели к исчезновению этих и других продуктов.
- происходит валютно-финансовый кризис, крах международной валютной системы, что привело к обесцениванию валюты 56 стран.
- резко уменьшился объём торговли (на 70%).
- критически снизился жизненный уровень населения.
- рост безработицы (1932 г. - 48 млн. чел.).
- рост социальной напряженности (19 тыс. стачек; 8,5 млн. чел.), массовые социальные выступления граждан.
- политический кризис.
- обострение международных отношений.
Последствия экономического кризиса.
- экономический кризис привёл к политическому кризису.
- во многих странах имели место открытое насилие и политический авантюризм (Германия, Италия, Япония).
- широко использовался государственный аппарат для регулирования экономики
- усугубились межгосударственные противоречия, которые привели к новой мировой войне.