Дистанционное обучение математике обучающихся общеобразовательных школ
В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения одна из главных ролей отводится дистанционному образованию. Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным.
Ориентация процесса обучения на индивидуальные особенности и потребности становится более эффективной при активном использовании инновационных технологий обучения, основанных на методически обоснованном использовании информационно-коммуникационных технологий: от построения урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения. Анализ содержания публикаций по проблемам организации дистанционного обучения показывает, что, несмотря на то, что дистанционное обучение уже прочно вошло в нашу жизнь, значительная часть исследований в этой области связана с высшей школой. Однако вполне очевидно, что существует категория школьников, для которых создание системы дистанционного обучения в соответствии с принципами гибкости, мобильности, интерактивности и др. является едва ли не единственным способом получения образования с полноценным включением в процесс взаимодействия с другими субъектами обучения.
Одним из преимуществ дистанционного обучения является реальная возможность наиболее полного учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей при организации учебного процесса, в частности, самостоятельной работы учащихся и создании ситуации успеха для каждого ученика.
В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использовать
- при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин;
- в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам);
- во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников);
Многочисленные исследования (Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской, Н.А. Варданян, С.Н. Суханова, Н.В. Шкарупа и др.), посвященные разработке методики использования дистанционных форм обучения в школе, не позволяют полностью решить все проблемы, которые возникают при внедрении компьютерных технологий в учебный процесс.
Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями для реализации дистанционного обучения, так как использование компьютеров позволяет усилить прикладную и практическую направленность курса математики и создает условия для реализации индивидуального подхода на качественно новом уровне. Необходимость комплексного использования дистанционных и традиционных методов для обучения математике обусловлена активным внедрением в школьный учебный процесс дистанционных образовательных технологий, широким применением компьютерных методов при изучении математических дисциплин, предоставляющих дополнительные возможности (вычислительные, графические, справочно-информационные) для совершенствования и интенсификации процесса обучения.
В результате анализа теории и практики дистанционного обучения школьников можно отметить необходимость решения следующих вопросов: как организовать обучение математике, повышающее уровень усвоения учебного материала и уровень самостоятельной деятельности учащихся; каким должно быть содержание учебного материала, реализованного средствами дистанционного обучения, и по каким критериям необходимо осуществлять его отбор; как организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их познавательных потребностей в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения; какую дистанционную технологию целесообразно положить в основу дистанционного обучения школьников; какие при этом средства обучения и средства взаимодействия педагога и учащихся наиболее эффективны.
Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Преимущества дистанционного образования:
более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;
оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).
Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются:
компьютерные обучающие программы;
электронные учебные пособия;
компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
электронные справочники;
учебные аудио и видеоматериалы;
информационные материалы.
Перечисленные средства способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.
В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.
Опыт работы с учащимися показал, что дистанционный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:
- выполнение проектов и исследовательских работ;
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с одаренными детьми.
Основной особенностью дистанционного обучения детей с ослабленным здоровьем, является акцент на самостоятельную работу обучающихся, что вызывает наибольшую трудность у школьников. Поэтому важно создавать условия для формирования у них культуры умственного труда:
изучение материала небольшими порциями;
краткие и четкие инструкции по работе с материалами и выполнению заданий;
привлечение «на свою сторону», в качестве помощников и союзников родителей обучающихся.
Однако необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования и требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую структурную организацию учебного материала.
Личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя – наставника и обучаемого с помощью технологий системы дистанционного обучения. Они включают в себя способы реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
На портале единой среды доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения, любые школы, ссузы и вузы Российской Федерации могут запросить создание собственного экземпляра системы электронного и дистанционного обучения (СЭДО) для использования в своем образовательном процессе. Это абсолютно бесплатно и позволит повысить качество проведения обучения в образовательном учреждении. Организация системы дистанционного обучения (СДО) осуществляется на базе свободно распространяемой платформы Moodle.
По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного образования, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости встроить в нее новые модули.
Эффективность обучения учащихся в учебном информационном пространстве зависит от многих причин, но самым главным является следующее: проведение мониторинга качества обучения учащихся в информационном пространстве, созданным педагогом. Moodle позволяет контролировать «посещаемость», активность школьников, время их учебной работы в сети. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.