СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение по технологии (мальчики) «Соединение деталей шипами, вполдерева, шкантами и нагелями».6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение по технологии (мальчики) «Соединение деталей шипами, вполдерева, шкантами и нагелями».6 класс»

План урока по технологии

Тема: «Соединение деталей шипами, вполдерева, шкантами и нагелями».

Цели урока:

- дидактическая – дать и закрепить знания овидах соединения деталей из древесины;

- развивающая – привить учащимся умения анализировать, сравнивать,

выделять основное из изученного материала;

- воспитательная – воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплину науроке и
добросовестное отношение к изучению нового материала;

Тип урока: Комбинированный.

Дидактическое и материальное обеспечение урока:конспект, плакаты, образцы соединений.

2.1. Актуализация опорных знаний: опрос.

1. Для чего затачивают деревообрабатывающий инструмент?

2. К чему может привести, перегрев инструмента при заточке?

3. Назовите основные правила заточки инструмента.

4. Для чего проводится доводка и правка инструмента?

5. Какие правила безопасной работы следует соблюдать при заточке инструмента?

6. Какие вы знаете виды соединения деталей из древесины? (клеем, гвоздями и шурупами)

2.2 Изложение новогоматериала

В столярном изделии можно соединять по длине, по ширине, параллельно волокнам и под углом к ним. Вдоль волокон – сращивание, по ширине кромками – сплачивание, угловое соединение – вязка. Если у соединенных деталей поверхности находятся в одной плоскости, то соединение выполнено заподлицо. Если поверхности деталей смещены и образуют уступ, это означает, что в соединении имеется провес. Угловые соединения могут быть: концевые (ящичные) и серединные. Способ выполнения концевых и серединных соединений – вполдерева.

Рис. 1Соединения вполдерева толщины бруска: а — по длине; б и в — под прямым углом; г — размеры соединения.

Такое соединение брусков называют врезкой.

При соединении брусков вырезанными участками толщина получаемого изделия обычно равна толщине бруска.

Если бруски соединяют под прямым углом, то длина вырезаемого участка должна равняться ширине присоединяемой детали (рис. 1 г). При угловом соединении на концах брусков торцы деталей делают немного длиннее, чтобы потом отпилить их вровень с наружной поверхностью присоединяемого бруска.



Рис. 2Разметка брусков под соединение врезкой: а — поперечная под угольник; б — продольная рейсмусом: 1 — ножка, 2 — клин, 3 — колодка.

При разметке брусков, соединяемых под прямым углом, линейкой размечают длину и ширину будущего изделия и с помощью угольника проводят линии поперечной разметки с четырех сторон (рис. 2а).

Устанавливают ножку 1 рейсмуса на размер половины толщины бруска, закрепляют ее клином 2 в колодке 3 и проводят продольные линии на кромках и торцах (рис. 2 б). Вырезаемые участки помечают знаком X.


Брусок закрепляют в заднем зажиме верстака. Продольной мелкозубой пилой вдоль волокон (рис. 3 а) и поперечной мелкозубой пилой поперек волокон (рис. 3б) выпиливают кусок древесины рядом с разметочными линиями, не запиливая их.


Рис. 3. Выпилива­ние кусков древесины: а — продольное; б — по­перечно.

Если вырезается участок на середине бруска, заготовку надежно крепят в зажиме верстака и norречной пилой пропиливают вырезаемый участок половины толщины бруска через 10... 15 мм. вырезают куски столярной стамеской(рис. 4)


Рис. 4 Срезание надпиленных кусков древесины стамеской: 1 — брусок; 2 — надпиленные куски;

3 — (упор) верстака; 4 — задний зажим



Вырезанные участки зачищают стамеской и рашпилем. Соединяемые бруски подгоняют друг к другу д( их плотного (без зазоров) соединения.

Соединение вполдерева выполняют на клею и для повышения прочности применяют нагель. Нагель – круглый деревянный стержень, который забивается в предварительно просверленное отверстие в месте соединения деталей. Более надежный сложный способ соединения – с помощью шипа и проушины. Шип – выступ на торце бруска, который вставляется в гнездо или проушину другого бруска. Вырез – делается непосредственно в теле бруска, а проушина – если на конце и открыт с торца. Боковые стенки шипов и проушин называются – щечками. Торцы по обе стороны от шипа на шиповой детали – заплечиками. Шипы бывают: цельные (одно целое с бруском) и вставные (выполненные отдельно). Шипы бывают: одинарные и двойные (окна, двери, мебель); ласточкин хвост; зубчатые шипы; шипы-шканты (для угловых соединений и сплачивания).Соединяемые поверхности намазывают клеем собирают изделие. Соединение будет более прочным, если его скрепить дополнительно гвоздями, шурупами или шкантами(рис. 5). Шкантами называют круг­лые деревянные стержни. («Шкант» — от французского, «круглый шип».) Под шканты просверливают отверстия, шканты намазывают клеем и забивают в отверстия.





Рис. 5. Склеивание и обработка брусков: а — упрочнение склеенных брусков шкантами; б — зажим клеевого соединения в струбцине; в — расположение шкантов; г — спиливание выступа­ющих торцов.

2.3 Закрепление нового учебного материала (Опрос)

1. Назовите основные виды столярных соединений и приведите примеры.

2. Какие бывают угловые соединения?

3. Как укрепляют соединение деталей вполдерева?

4. Что такое нагель, для чего и каким образом его применяют?

5. Что такое шипи проушина?

6. Назовите детали и элементы шипового соединения.

7. Какие бывают шипы, где они прменяются?

8. В каких изделиях применяют соединение врезкой?

  1. Как размечают вырезаемые участки?

  2. Чему равна длина вырезаемого участка при соединении брусков под
    прямым углом?

  3. Как и чем вырезают удаляемые участки в брусках?


Выдача задания на дом: изучить изложенный материал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!