МБУ ДО «Новодугинский ДДТ»
Из опыта работы в творческом объединении «Компьютерная азбука»
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей как способ организации процесса обучения и развития инженерно-технических способностей обучающихся
ПДО: Сариогло Надежда Николаевна
с. Новодугино 2023
Пандемия разделила нашу жизнь на «до» и «после». Перемены коснулись всех отраслей жизни, в том числе и образования. В условиях самоизоляции, вынужденной заменой очным занятиям стало дистанционное обучение. «Занятия на расстоянии» стали испытанием для всех – для педагогов, детей и их родителей. После объявления режима самоизоляции и прекращения очных занятий перед педагогами встала задача – организовать и наладить дистанционное обучение, используя средства удаленной цифровой связи.
Из-за форс-мажора не было создано точных инструкций и единого инструментария, поэтому поначалу задача казалась достаточно сложной.
Предпочтение было отдано телефонам, skype, watsapp, электронной почте. Именно они и были выбраны вначале для организации дистанционного обучения.
Но спустя полгода мне очень плотно пришлось столкнуться с разработкой 16-ти часовой дополнительной общеобразовательной программы «Графический редактор PAINT» для размещения её на платформе в сети Интернет. Создание программы было очень кропотливой и напряжённой деятельностью.
«Графический редактор PAINT» входит в список тем кружка «Компьютерная азбука», поэтому после завершения всей проделанной работы по созданию дистанционного курса, мы с обучающимися провели тестирование программы. Обязательным условием являлось наличие электронной почты у детей. Я обратилась к каждому родителю лично по телефону, объяснила ситуацию. Было упомянуто о том, что дополнительное образование призвано не нагружать родителей еще больше, а наоборот, помочь им организовать досуг детей. Это позволило наладить контакт и вернуть обучающегося к привычному ритму занятий. Как показала практика, это очень эффективно. На электронную почту каждого ребёнка или родителя были разосланы материалы с подробными инструкциями по выполнению дистанционного курса. Родители охотно идут на контакт, прислушиваются и помогают наладить привычный для детей ритм занятий.
Вся программа состоит из восьми модулей. Каждый модуль включает в себя теоретический материал (лекции, видео, презентации), практические и зачётные задания. По итогам всего курса проводится итоговая зачётная работа.
Дети из дома заходят в дистанционный курс под своими паролями, прорабатывают самостоятельно теоретический материал и практические задания. После этого переходят к выполнению зачётных работ.
Учителю затем легко просмотреть и проверить всё, что делали ребята, зайдя на платформу дистанционного курса.
Обучающиеся с большим энтузиазмом восприняли данный вид обучения, с охотой выполняли все предложенные задания, активно консультировались по поводу выполнения зачётных работ. Родители активно включились в этот процесс и помогали детям, консультировались у педагога и очень волновались.
Подводя итоги, хочу выделить плюсы и минусы дистанционной формы обучения в дополнительном образовании.
Основные положительные моменты:
- Обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься творчеством, может пересматривать видеоуроки, лекции, спрашивать у педагога непонятные моменты );
- Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет);
- Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу;
- Процесс обучения доступен для всех детей в не зависимости от состояния здоровья;
- Дети могут общаться друг с другом;
- При дистанционном обучении у детей продолжают совершенствоваться умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируются личностные результаты, информационная компетентность.
К минусам дистанционного обучения можно отнести:
- Самым весомым ограничивающим фактором распространения дистанционного обучения является отсутствие хорошей технической базы;
- Отсутствие прямого контакта педагога с ребенком;
-Большая загруженность детей школьными уроками и нехватка времени на дополнительное образование.
Из всего сказанного делаю вывод, что дистанционное обучение в дополнительном образовании имеет право на существование. Такое обучение расширяет границы образовательного пространства и пространства личности. Но есть и «болевые» точки: недостаток и неприспособленность технологического оборудования как у педагогов, так и у детей, необходимость внесения изменений в существующие образовательные программы. Таким образом, главное при организации дистанционного обучения - это овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими. Помнить, что дистанционная форма обучения — это новый подход при построении образовательной деятельности в современных реалиях, где, по-прежнему, в центре внимания остаются дети с их интересами, потребностями и возможностями. Для детей и их родителей занятия в кружках позволяют отвлечься от тревоги и страхов, возвращают их в ритм привычного уклада жизни, показывают, что жизнь продолжается, не смотря ни на что.