СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для чего нужны суффиксы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.

Просмотр содержимого документа
«Для чего нужны суффиксы?»

Предмет: русский родной язык.

Тема:  Для чего нужны суффиксы?

Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; выделять существенную информацию из текстов разных видов; определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Ход урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

I. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

II. Проверка домашнего задания.

- Какое было задание на дом?

- Кто  придумал небольшую сказку о берёзе? ….

- Кто подготовил сообщение о дубах?...

III.Самоопределение к деятельности 

- Что вы видите на слайде?

-  Как бы вы назвали каждого из них?

 

Гриб            грибок        грибочек

- Являются ли эти слова однокоренными? Если являются, докажите это.

-  В чём у них отличие? (значение)

-  Какой частью слова мы показываем  разное  значение слов? (суффиксом)

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)

- Назовите суффиксы в этих словах.

Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте, как называется новый раздел, который мы начинаем изучать   (Язык в действии)

- Прочитайте, что именно будет входить в этот раздел

         суффиксы оценки

         особенности рода и числа существительных

         значение предлогов

- Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Для чего нужны суффиксы?)

 

IV.      Работа по теме урока

 

Упражнение  1 (с. 88-89)  

-  Прочитайте  разговор Буратино с Пьеро.

- Как Пьеро называет Мальвину? (девочка)

- Как Буратино называет Мальвину? (девчонка)

- Почему они называют её по-разному? (девочка – уважительное обращение, девчонка – оскорбительное)

- Прочитайте разговор Буратино с Тортилой.

_ Как Тортила называет Буратино? (мальчишка)

- Как Буратино называет себя сам? (мальчик)

- Чем различаются эти слова?

( мальчишка – оскорбительное обращение, мальчик – уважительное )

- Предлагаю  поработать в паре. Сделайте выбор, с каким словом вы будете работать – со словом мальчик или со словом девочка.

- Послушайте внимательно, что вам предстоит сделать. Чья пара выбрала слово  - мальчик, будут работать с частями 1 и 2 упражнения 2. Чья пара выбрала слово – девочка,  будут работать с частями 3  и 4  упражнения 2 на стр. 90.  Вам нужно прочитать свои части и подумать, в каких частях можно заменить выделенное  слово словом мальчик или девочка. А также объяснить, в какой части этого лучше не делать?

Проверка.

1. Мальчик не ассоциируется  с озорником

2. Мальчик может быть прелестным.

3. Девочка тоже милое обращение, как и девчоночка.

4. Девчурку можно заменить девочкой, будут иметь одинаковый смысл

- Прочитайте важную информацию внизу страницы 90.

-  Как можно назвать одного невзрослого человека мужского пола?

-  Как можно сказать об одном  невзрослом  человеке женского пола?

- О чём говорит выбранное слово по отношению,  к какому ту человеку? (как он относится к человеку, что о нём думает)

Упражнение 3.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить в текст нужные слова.)

- Прочитайте первый отрывок. Подумайте, какое слово нужно поставить на месте пропуска. Прочитайте текст с нужным словом. Объясните свой выбор?

 (Слово — городишко.  Оно обозначает небольшой, старенький)

- Прочитайте  второй отрывок. Объясните свой выбор?

(Старикашка — оскорбление, обидное слово.)

- Прочитайте  третий  отрывок. Объясните свой выбор?

 

 (Книжечка – так говорят о маленькой книге. Книга – книжечка стала больше)

- Как вы ответите на вопрос, для чего нужны суффиксы? (Суффиксы передают отношение к предмету и характеризуют его.)

VI.      Закрепление изученного материала

 

Упражнение 4.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (от данных слов образовать родственные имена существительные с помощью разных суффиксов)

- Прочитайте образец. Вам понятно задание?

- Приступайте к самостоятельной работе.

Проверка.

(Волк — волчица, волчонок, волчиха, волчище, волчок, волчишка.. Сова — совёнок,  совушка, совище. Изба — избушка, избёнка, избушечка, избища. Трава – травинка, травинушка, травушка, травища. Капля — капелька, каплища. Кот — котик, котёнок, котище, коток, кошка, кошара, котяра)

VII.     Подведение итогов урока.

Рефлексия

 


Домашнее задание

- Какую тему мы сегодня повторили? (Суффиксы.)

- Так для чего нужны суффиксы?

– Какие знания вам понадобились на этом уроке?

– Определите,  какой момент на уроке для вас был самым удачным?

– Где испытали трудности?

Упр. 2

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!