СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для школы.Пособие.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Для школы.Пособие.»

Типы уроков


Методы обучения

Формы уроков

Усвоение нового материала

Словесный

Урок-лекция

Формирование знаний, умений и навыков

Иллюстративный

Урок-семинар

Закрепление нового материала

Практический

Урок-практика

Систематизация знаний учащихся

Репродуктивный

Урок-зачет

Контрольный урок

Проблемный

Урок-диалог

Комбинированный урок

Поисковый

Урок-дискуссия

Интегрированный урок

Исследовательский

Урок-игра


Индуктивный

Урок-суд


Дедуктивный

Урок-театр



Урок-КВН



Урок-экскурсия






























СОЧИНЕНИЕ ПО СТРАТЕГИИ РАФТ

РОЛЬ- (Кто?) Кто ты? Какую роль ты будешь играть? От имени кого ты будешь выступать?

АУДИТОРИЯ – (Кому?) Кому ты будешь рассказывать? Кому обращена твоя речь? Кто твой адресат?

ФОРМА – (Как?В какой форме?) Как ты будешь говорить? В какой форме?

ТЕМА и ТЕКСТ – (О чем?) О чем конкретно ты будешь говорить? Что ты будешь рассказывать?





СПОСОБЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

- послушай своего партнера внимательно, не прерывая;

- прояви искреннюю заинтересованность;

- покажи, что ты понял говорящего, перескажи своими словами те места, которые были непонятны;

- не вкладывай свой смысл в содержание услышанного;

- постарайся ободрить автора, заметить и выделить удачные моменты в его сочинении;

- задай вопросы, если что-то неясно по содержанию или по форме;

- делай замечания корректно, доброжелательно.





ШАГИ СТРАТЕГИИ РАФТ



Шаг 1. Постановка темы сочинения и беседа по теме.

Шаг 2. Знакомство с процедурой РАФТ

Шаг 3. Наводящие вопросы и определение возможного варианта роли, аудитории,формы.

Шаг 4. Запись в тетрадях.

Шаг 5. Работа в парах. Обсуждение идей, сотрудничество.

Шаг 6. Окончательный выбор роли, аудитории, формы.

Шаг 7. Написание эссе. (15-20 мин.)

Шаг 8. Работа в парах. Сотрудничество с использованием приемов активного слушания.

Шаг 9. Редактирование, правка.

Шаг 10. «Чтение в стенку».

Шаг 11. Редактирование, правка.

Шаг 12. «Авторское кресло».

Шаг 13. Обсуждение опубликованных сочинений.

Шаг 14. Редактирование, правка.

Шаг 15. Проверка финального варианта эссе учителем, выставление оценок.









Самоанализ урока (1 вариант)

  1. Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?

  2. Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?

  3. Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

  4. Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?

  5. Рационально ли было распределено время на этапы урока?

  6. Логичны ли были "связки" между этапами урока?

  7. Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

  8. Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

  9. Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?

  10. Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

  11. Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

                             





Вариант 2.

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

Его цель –  …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

В данном классе … , поэтому я … .

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….

Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Цель урока можно считать: …,  план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….  

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников,  потому что ….

В целом урок можно считать ….

Примерная схема анализа урока

1. Цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

3. Организационная структура: тип урока, его место в системе занятий по предмету; четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.

4. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

5. Методическое обеспечение урока:

Использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на уроке.

Методика проведения различных частей урока.

– постановка познавательных задач перед учащимися;
– проверка домашних заданий;
– изложение новых знаний;
– обобщение и закрепление учебного материала;
– проверка и оценка знаний, умений и навыков;
– приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
– организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
– применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
– учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
– организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;
– домашнее задание (способ задания, объем);
– воспитывающее обучение на уроке: воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
– внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.

6. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

7. Характеристика деловых качеств учителя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя; взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

8. Общие результаты урока:

выполнение плана урока; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока; общая оценка урока, его результаты, эффективность и качество; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок



«Зигзаг» Что это?

Это метод совместного обучения, который позволяет учащимся проработать большое количество учебного материала в течении короткого времени.

Что развивает?

Социальные (коммуникативные) навыки.

Аналитико-синтетические навыки (выделение первостепенных идей, наличие взаимосвязей, способность резюмирования и т.д.).

Навыки презентации.

Как это делать?

Шаг 1.

Подберите материал и разбейте его на логически законченные части. (4-6 частей)

Шаг 2.

Сформируйте группы по 4-6 человек, в зависимости от количества частей, в подобранном материале. Каждому члену этой («родной») группы дайте номер, соответствующий той части материала, которую он будет изучать.

Шаг 3.

Распределите материал для изучения.

Шаг 4.

Сформируйте «экспертные» группы. Студенты с одинаковыми номерами, объединяются в группу. Задача «экспертной» группы изучить материал и определить самый лучший способ презентации в «родной» группе.

Шаг 5.

Студенты возвращаются в «родные» группы и обмениваются информацией. Задача «эксперта», чтобы каждый член группы усвоил ту часть материала, за которую он отвечает.

В результате работы, каждый член группы будет знаком со всем материалом.

Шаг 6.

Проверьте понимание и подведите итоги.

Виды проверок:

  • Презентации экспертов;

  • Письменные работы;

  • Ответы на вопросы;

  • Тестовые задания.

Вариации «Зигзага».

Для более глубокого, целенаправленного изучения материала подготовьте «экспертные листы», в которых будут содержаться открытые вопросы по каждой части текста.

Советы преподавателю.
  • Будьте готовы к шуму при коллективной познавательной деятельности.

  • Предоставьте достаточное количество времени для работы в «экспертных» и «родных» группах (мин.20 минут).

  • Старайтесь оказывать помощь, консультации группам, если они необходимы.















Двухступенчатое интервью Что это такое?

Двухступенчатое интервью – это метод обучения сообща, который может быть использован в начале занятия или тренинга, для того, чтобы глубже ознакомиться с проблемой или заданием через разделение ролей между учащимися, или как «ледокол» для знакомства членов группы друг с другом.

Как это делать?

Шаг 1. Между учащимися распределяются роли, или же учащиеся могут импровизировать сами.

Шаг 2. Ученик А интервьюирует ученика Б в течение нескольких минут, слушая внимательно и задавая наводящие вопросы.

Шаг 3. По сигналу, учащиеся меняются ролями, и ученик Б интервьюирует ученика А, столько же минут.

Шаг 4. Каждый член группы представляет своего партнера, отмечая самые интересные моменты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!