2. Проверка домашнего задания 3. Орфографическая «пятиминутка» Запишите под диктовку слова: лаборатория диалог патриот аттестат дискуссия патриотизм аудитория достопримечательность сверстник декларация доблестный эскадрилья делегат конгресс режиссер • Проверьте самостоятельно свою запись по орфографическому словарю (по одному словарю лежит на парте). Запишите ещё раз слова, в которых вы сделали ошибку. • Прочитайте предложения, записанные на доске. Спишите их. Определите, чем выражен главный член каждого предложения. Сравниваются грамматические основы всех предложений, делается вывод по поводу односоставных предложений, в которых грамматическая основа выражена глаголом в форме среднего рода, прошедшего времени, при котором нет лица, производящего действие. Учитель сообщает: такие глаголы называются безличными. Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет) Вдруг мне почудилось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев) Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет) 4. Работа с учебником • Чтение материала параграфа, помеченного звездочкой § 35. • Упр. 199 (по заданию) (проверка по цепочке всем классом). • Упр. 200 (сначала устное проговаривание, затем письменная запись вариантов предложений). Н а п р и м е р: Моросило весь день. Похолодало. Закачало деревья, зашумело во дворе. Не спится под завывание ветра в трубах. • Запишите под диктовку только безличные предложении (другие типы односоставных предложений не записывайте). Не расти траве после осени. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо. Соловья баснями не кормят. Ложкой моря не вычерпаешь. Души от ветра времени не прячь. Мне в душу повеяло ветром и волей. Пахло сеном, созревающим хлебом, мёдом, полынью. Когда цветут сады, мне по ночам не спится. (Проверка с объяснением, какой частью речи выражен главный член предложения.) • Выполнение упражнения 201 (по заданию). 5. Подведение итогов урока |