СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Длина. Сантиметр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике в 1 классе по теме "Длина. Сантиметр".

Просмотр содержимого документа
«Длина. Сантиметр.»

Учитель: Маркова Наталья Геннадьевна

Урок: математика

Класс: 1 «Б»

Тема: Длина. Сантиметр.

Дата проведения: 29.01.2020 г

Метапредметные УУД:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата


Личностные УУД:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

  • принятие образа «хорошего ученика»

  • уважительное отношение к чужому мнению

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Оборудование:

Ход урока:

    1. Организационный момент (настрой на работу, вызывание исходной мотивации).

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок математики. Тихо сядут девочки, мальчики.

- Вы любите математику? Почему? (решаем примеры, задачи, выполняем интересные задачи и др.)

- Я тоже очень люблю математику, она интересна и очень полезна, именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.

- Чтобы вырасти умным и многое знать,

Математику надо, друзья, изучать!

    1. Актуализация знаний.

- А кроме математики чему еще мы учимся в школе? (читать, писать, узнавать окружающий мир, рисовать, мастерить и др.)

- Действительно, каждый день мы узнаем что-то новое и интересное. Напомните, а какую большую книгу мы прочитали на внеклассном чтении и провели по ней викторину? («Приключение Незнайки и его друзей»). Кто автор этой повести-сказки? (Н.Носов)

- Главный герой книги Незнайка (слайд) захотел стать математиком и решил много примеров, и всем малышам в Цветочном городе хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчеты космических кораблей. И сегодня он принес нам свои расчеты, чтобы мы могли его похвалить. Давайте проверим, какой же Незнайка математик.

- Слушаем задание: вдвоем с соседом по парте найти в нашем кабинете примеры (они написаны на листочках и размещены по всему классу), проверить правильность, если есть ошибка, то исправить ее. Поднятая рука – сигнал, что задание выполнено.

- Скажите, ребята, выполнять работу легче, когда вы ее делаете одни или с кем-нибудь вместе? Почему?

4 + 2 = 7 6 – 2 = 5 6 + 3 = 9

9 – 3 = 7 9 – 7 = 1 5 – 0 = 0

- Как вы считаете, можно ли Незнайке доверить строительство ракет? Почему? (ответы детей)

- Я с вами полностью согласна. Боюсь, что его ракета даже взлететь не сможет. Какие ошибки вы обнаружили у него?

(Дети подходят к найденному примеру и исправляют ошибки).

    1. Самоопределение к деятельности.

- Какие вы у меня молодцы! Прежде, чем мы продолжим нашу работу, ответьте на такой вопрос: какие желания вы бы хотели исполнить сегодня на уроке? (на доске карточки с желаниями, дети поднимают руку, если выбирают предложенное учителем).

ХОЧУ

узнавать новое рассуждать играть делать самостоятельные выводы

- Вот оно: наше «Табло желаний»

    1. Устный счет.

- В классе бурно кипит работа. А можем ли с вами обойтись без устного счета?

- На каждом уроке мы проводим с вами математическую разминку. Сегодня назовем ее «Кто быстрее?» Вам нужно решить примеры, поднимаясь вверх по ступенькам. (слайд)

9 - 7

2 + 4

6 - 6

7 – 6

5 + 3

8 – 2

4 + 0

1 + 5

- Как всегда, вы записываете только ответы. Взаимопроверка. (Слайд с ответами.)

- Поднялись мы ступенькам и попали в необычный домик. (слайд)

- Скажите, из чего состоит дом? (из геометрических фигур)

- Давайте вспомним названия фигур (крыша – треугольник, стены дома, окно, труба – прямоугольники).

    1. Моделирование из геометрических фигур.

- Я предлагаю вам тоже построить у себя на партах модель такого домика по памяти из фигур, которые у вас находятся в конверте с надписью «Построй домик». Кто сложит быстро и правильно, поможет соседу. У кого получился домик, как на образце? Молодцы! Но больше всего меня радует ваша помощь другому.

    1. Физминутка (для улучшения мозгового кровообращения).

  • И.П. – сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп плавный.

  • И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2- И.П., 3 – поворот головы налево, 4 –И.П. Повторить 5-6 раз. Темп медленный.

  • И.П. – сидя, руки на поясе.1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – И.П., 3 -4 –то же правой рукой. Повторить 4 -6 раз. Темп медленный.

- Сложите свои домики в конверт.

- Домик наш построен в необычном месте, в котором мы с вами сегодня побываем. Построили его на острове Санти. (слайд)

- Что бы вы хотели узнать об этом острове? (Почему он так называется, кто живет на нем, что делают жители этого острова)

- На остров мы возьмем предмет, который находится вот в таких конвертах (показ).

    1. Открытие нового знания.

Практическая работа по сравнению полосок.

(У каждого ребенка набор из трех полосок разной длины и цвета – синяя, зеленая и красная, причем зеленая ровно в 3 раза длиннее красной и на несколько мм отличается от синей; зеленая и красная имеют одинаковую ширину, а синяя намного шире).

- Ребята, как вы думаете, а для чего я вам приготовила эти разноцветные полоски? Что мы можем с ними делать?

- Так чем мы сегодня займемся на уроке?

- Положите перед собой зеленую и красную полоски и скажите, по каким признакам можно их сравнить? (по цвету, по длине).

- Давайте попробуем сравнить по длине. (ответы детей)

- А теперь сравним красную и синюю полоски. (можно сравнить по ширине)

- Ребята, а как же вы могли сравнить эти полоски? (на глаз)

Попробуем сравнить теперь зеленую и синюю полоску. Можно сравнить их на глаз? (нет). Что же делать? (нужно полоски наложить друг на друга)

Подведем итог. По какому признаку сравнивались полоски? (по длине, ширине)

- Какими способами вы сравнивали полоски? (на глаз, наложением)

- Молодцы! Сложите, пожалуйста, полоски по цветам на край стола.

    1. Физминутка для глаз.

(Пока дети выполняют физминутку, собираю зеленые полоски с парт).

- Ребята, наши полоски нужны в другом классе. Поделимся с ними? (передаю полоски в открытую дверь, чтобы дети видели).

- Ой, ребята, я ведь забыла, что зеленые полосочки нам еще нужны самим. Да-а-а, и обратно и не попросить их. Я придумала, давайте сделаем сами такие же полосочки, чтобы можно было дальше продолжить нашу работу. (Раздаю зеленую бумагу и предлагаю вырезать такие же полоски, как были ранее).

(Сравниваем полоски, дети показывают их и выясняем, они неодинаковы у всех по длине).

    1. Знакомство со старинными единицами измерения.

- Что же сделать нам, ребята, чтобы полоски у всех вас стали одинаковыми? (надо их измерить)

- Вы совершенно правы. С давних времен люди измеряли разные предметы. Но использовали они очень интересные меры длины, которые были основаны на размерах разных частей тела человека. Может, кто из вас знает названия старинных мер и нам расскажет об этом? (ответы детей) Как много вы у меня знаете?

(слайд)

- Одной из самых распространенных единиц длины была ЛОКОТЬ.

  • Локоть - расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца

  • Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ.

  • Пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

Было даже такое выражение, как "семь пядей во лбу", так говорили про умного человека

А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ.

  • Косая сажень - расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки.

  • Сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук .

Было такое выражение "Косая сажень в плечах". Так говорили про сильного человека.

Также были такие меры длины АРШИН.

- Ребята, а как вы думаете, почему их называют старинными, вот бы и сейчас в наше время мы встречались бы с ними в жизни? (ответы детей)

- Проведем эксперимент. Будем пользоваться старинной меркой – ШАГ. (2 ученика измеряют расстояние от доски до конца класса).

- Почему же расстояние одинаковое, а результаты получились разными? (ответы детей)

- Значит, чтобы измерить длину, надо выбрать другую единицу измерения, такую, чтобы она была одинакова для всех.

- Поэтому в наше время используются более точные, общие для всех стран единицы измерения. А может вы знаете современные единицы измерения? (ответы детей)

- Молодцы, а вот как же мне сравнить тогда 1 см и 1 км? (Сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка)

    1. Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.69. Прочитайте, на что нас просят обратить внимание. (чтение правила вслух)

- Чтобы измерить длину не очень длинных предметов люди давно изобрели замечательный инструмент.

- Чтобы узнать его название, посмотрите на ответы вашего устного счета. Расставьте ответы в порядке возрастания, и у вас получится название этого инструмента. (слайд)

- Положите свои линейки перед собой. Она поможет нам справиться с заданием №6. (измерение отрезков).

- Приложите линейку к отрезку так, чтобы его начало совпадало с цифрой «ноль».

Найдите на линейке цифру, с которой совпадает конец отрезка. (выполнение задания в учебнике).

    1. Физпауза (с логической разминкой).

- А сейчас вы артисты, настоящие. Продолжая мою логическую цепочку, покажите в движении названное слово.

- Если суп горячее чая, то чай …

- Если куст ниже дерева, то дерево …

- Если река шире ручья, то ручей …

- Если дыня легче арбуза, то арбуз …

- Если стержень тоньше ручки, то ручка …

- Если папа выше сына, то сын …

(По времени: выполнение № 7, 8 в учебника. Действие с именованными числами. Повторение правила на нахождение целого и части от целого).

    1. Подведение итогов.



- Путешествие на остров Санти подходит к концу.

- Так, кто догадался, почему у нашего острова такое название?

- О каких старинных единица измерения мы говорили?

-Вот и настало время познакомиться с жителями острова? (слайд с героями сказки Г.Остера)

- Какими мерками наши герои измеряли удава? (попугаем, слоном, мартышкой).

- Да, длина удава оказалась равна 38 попугаям, 5 мартышкам, 2 слонам.

- Что мы можем посоветовать жителям острова? (измерять надо одной меркой)

- Какой единицей измерения мы будем пользоваться на наших уроках? (см)

- Какой прибор для измерения мы подарим зверятам? (линейку)

- А что вы можете измерить при помощи линейки?

- Для кого урок наш оказался полезен? Что нового вы узнали на уроке? Понравился вам урок? Оцените свою работу.

    1. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу и «Табло желаний» превратилось в «Табло результатов». Кто поможет сказать:



У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ

узнавать новое рассуждать играть делать самостоятельные выводы

- Спасибо за урок!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!