СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дмитрий Иванович Менделеев"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий клуба "Юный химик", посвященный 150-летию со дня открытия ПСХЭ Д.И.Менделеевым

Просмотр содержимого документа
«"Дмитрий Иванович Менделеев"»

Сценарий заседания клуба «Юный химик», посвященный Д.И.Менделееву

Цели и задачи:

1) Углубить знания учащихся о периодичности свойств элементов.

2) Развивать инициативу и творческие способности учащихся.

3) На примере личности Д.И.Менделеева воспитывать высокие моральные качества: целеустремленность, убежденность, трудолюбие и т.д.

На сцену выходит ученик 10 класса, он читает стихотворение «Химия»

Вот кажется будто недавно
Жил человек и не знал,
Что из серого камня
Выплавить можно металл
Что обычный песок под ногами
Огонь превращает в стекло.
Трудно сейчас и представить
Как это было давно
Назад убегают года за годами,
За веком проносится век.
И сколько практических знаний 
Сумел накопить человек
Энергия атома нам покорилась
Что скрыто таилось в веках.
Ядер состав мы менять научились
Химия в наших руках.
Сказка ли то в самом деле –
Из смолы получают капрон.
Красивый каракуль из ели,
Из газа – нарядный нейлон
И тоньше, чем нить паутины.
Научились сейчас получать
Из еловой древесины
Шёлка красивую прядь
Вперёд ли посмотришь,
Назад ли оглянешься –
Пройдено столько пути
Русской науке звездой путеводной
Желаю я быть впереди.

На сцену выходит ведущая, она опрыскивает лист бумаги хлоридом железа (III). Появляется надпись «Волшебнику не под силу» (На листе эта надпись заранее написана жёлтой кровяной солью и была практически не видна)

Ведущяя 1. Дорогие ребята вечер назван не совсем обычно «Что волшебнику не под силу».

Ведущий 2. Сегодня пойдет разговор об одной из древнейших наук – науке о веществах и их превращениях – химии.

Ведущяя 1. Первые практические сведения по химии появились, как полагают в Древнем Египте. По цвету, почвы в долине Нила Египет называли «хель», что значит «темный» или «черный». Отсюда и появилось название «химия».

Ведущий 2. Другие исследователи связывают слово химия с древнегреческими «Хемейя» –искусство выплавки металлов. Ведь металлургия на протяжении веков была и остается по сей день обширной областью практических приложений химии.

Ведущая 1. Итак, что же волшебнику не под силу, то под силу...

Гаснет свет. Входит Хоттабыч держа в руке зажженный бенгальский огонь.

Хоттабыч.(перебивая) Прерви же на мгновение свои высокоученые речи, о достопочтейнейший.

Ведущий 2. Что случилось?

Ведущая 1. Почему вы нарушаете ход нашего вечера? Кто вы такой?

Хоттабыч. Я могучий джин Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч .

Ведущий 2. Что вы хотите уважаемый Хоттабыч?

Хоттабыч. Моих ушей, о достойнейшая, соскучилась одна дерзкая фраза.

Ведущая 1. Какая фраза?

Хоттабыч. «Что волшебнику не под сил».

Ведущий 2. Так называется сегодняшний вечер и посвящена она...

Хоттабыч. О, мудрая ведущая, прежде чем, ты произнесешь имя того, кому посвящен вечер, ответьте на несколько вопросов.

Ведущая 1. Пожалуйста.

Хоттабыч. Знаете ли вы, что Гасан Абдурахман может построить дворец из воздуха?

Ведущий 2. Конечно.

Хоттабыч. А то, что он летом сможет сделать снег, по которому вы, достойнейшие, будете кататься на замечательных дощечках, именуемых лыжами?

Ведущая 1. И это нам известно. И многое другое.

Хоттабыч. Тогда ответьте, о самонадеянные отроки, что же волшебнику не под силу?

Ведущий 2. Прежде чем ответить на вопрос, я тоже хочу спросить вас кое о чем.

Хоттабыч. Спрашивай, о ведущий. Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч ответит на любой вопрос, ибо в уголке его собрана мудрость веков и тысячелетий.

Ведущая 1. Скажите, вы могли бы наделить своей волшебной силой всех, сидящих в этом зале.

Хоттабыч. Это один из самых нелепых вопросов, которые мне приходилось слышать. Конечно, нет. Если я наделю всех волшебной силой, то все станут волшебниками, а волшебники будут обычными людьми. Нет, нет. Я этого не могу сделать.

Ведущий 2. Вот вы и ответили сами себе. Есть, значит то . что не под силу волшебнику. А та, кому посвящен наш вечер сможет любого наделить чудесной силой.

Ведущая 1. Садитесь, дорогой Хоттабыч и будьте гостем на нашем вечере.

Ведущий 2. Друзья, продолжаем наш вечер. Ребята, а у нас новые гости, только что-то спорят они. Послушаем о чём они спорят.

1-й ученик. Нет ничего лучше лимонада. Я его так люблю, что одной бутылки мне мало и я пью из двух сразу.

Берет со стола стакан и наливает в него одновременно из двух бутылок желтоватую жидкость – растворы хлорида железа и роданида калия. Образуется раствор красно-бурого цвета:

FeCl3 + 4KCNS = K[Fe(CNS)4]+

Первый ученик. Здорово! У меня пепси-кола получилась. Я ее тоже очень люблю.

Показывает зрителям стакан с "пепси-колой".

Второй ученик. А я люблю фанту. Что может быть вкуснее малиновой фанты?! Кстати, я могу получить ее из воды. Вот.

Доливает в стакан с "водой" – раствором фенолфталеина немного "воды" из колбы – раствор гидроксида натрия. Демонстрирует всем "фанту" малинового цвета.

Фокусник. Все-таки, я считаю, что самый полезный напиток – молоко.

Приливает к раствору карбоната натрия раствор хлорида кальция:

Na2CO3 + CaCI2 = CaCO3 + 2HCI

Третий ученик. А я вам говорю, что лучше воды нет! Давайте-ка сюда ваши стаканы.

Наливает в "пепси-колу" немного "воды" из одной колбы (раствор фторида натрия), в "молоко" и "фанту" добавляет "воду" из другой колбы (раствор соляной кислоты). Во всех стаканах образуется "вода":

NaOH + HCI = NaCl + H20; 
СаС03 + 2НС1 = СаС12 + Н20 + С02

Третий ученик. Минеральная вода и вкусна, и не вредна!

Первый ученик обиженно уходит. Фокусник демонстративно отходит в сторону.

Второй ученик (вредничая). А я, все-таки, предпочитаю фанту.

Доливает в свой стакан раствор гидроксида натрия, снова получает "фанту".

Третий ученик. Нет, вода – лучше!

Опять наливает в "фанту" соляную кислоту, малиновая окраска исчезает. Спор может продолжаться, пока стакан не заполнится до краев.

Ведущий 2. Давайте, ребята, не будем спорить. Все напитки хороши, да и время рекламы истекло. Пусть лучше фокусник зажжет для нас фейерверк в честь недели химии.

Опыт «извержение вулкана»

На керамическую плитку горкой насыпаем дихромат аммония, делаем углубление, в это углубление помещаем немного порошка магния, затем перманганат калия. Из пипетки капаем концентрированной серной кислотой. Через несколько секунд начинается «извержение вулкана».

На сцену поднимается королева ХИМИЯ, она украшена короной, на которой изображение знаков химических элементов.

Королева о химии: «Она подошла к нам и дружески протянула руку. Здравствуйте, сказала она, Я – химия. Пойдемте за мной и я поведу вас в свое царство. Я открою вам сотни тайн. Загадаю вам сотни загадок и помогу их разгадать. «Простите уважаемая кудесница» – удивились мы, а почему ваше лицо так знакомо. Химия улыбнулась и поправила прическу. Да ведь мы встречаемся с вами каждый день. Я – везде. Правда, вы, люди привыкли, чтобы я вам служила и не замечаете меня. Но я не обращаю внимания на такие пустяки и не сержусь на вас. Главное, что вы уважаете меня и доверяете мне. Вы выпустили меня на поля – и урожай быстро возрос, заглянули на завод и увидели множество машин и других механизмов. Из моих чудесных волокон делают прекрасные шерстяные костюмы и легкие непромокаемые плащи. Я помогаю лечить больных и выращивать хлеб. Я кормлю и одеваю людей. И недаром они так любят меня и называют волшебницей"

На сцене фокусник, он проводит опыт «Горящий снег»

В стакан насыпаем снег, уплотняем его, и незаметно помещаем в него карбид кальция. Поджигаем лучинкой. Горит выделяющийся ацетилен.

Сценка: «Страшный сон»

Стол покрыт скатертью, сидит ученик и монотонно заучивает произношение знаков, постепенно засыпает . Свет приглушен. Музыка вальса. На сцену входят фигуры в костюмах. Четко выступают металлы. Затем появляются в костюмах из марли газы, железо в доспехах средневекового рыцаря. С копьями и мечами в шлеме. На нем символ железа. Алюминий в шлеме, воротник, манжеты. Символ на груди. Золото одето в красную мантию, обшитую по краям ватой, на голове корона, в руках посох, увенчанный символом. Медь в длинно-зеленом сарафане, отделанный желтыми блестками, на голове кокошник с символом меди. Элементы медленно движутся по сцене. Особенно подвижны газы. Включается яркий свет.

Медь: Вы знаете кто я? Правильно, я медь. Уже много веков и верой и правдой служу людям. На смену каменным орудьям пришли орудья из бронзы, в которую входил я и мой старый друг олово.

Сера: А что сейчас из тебя делают?

Медь: Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут людям свет, изготавливают также части машин, примусы, самовары.

Железо: (подергивает плечами) Б-р-р я не за что не согласилась бы стать самоваром. Как это неприятно, когда в тебя наливают воду. Я ужасно боюсь сырость быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

Медь: Я не так капризна и сырости не боюсь, недаром из меня делают водопроводные краны и другие предметы, которым приходится иметь дело с водой. Стоит право же, побывать на корабле, чтобы увидеть, как я сверкаю в ярко начищенных рукоятках приборов и дверных ручек.

Железо: Подумаешь, важность: медные ручки, какие то там части машин. А из меня вот изготовляют целые машины и станки, и то я не важничаю. А из чего делают инструмент рабочего, оружие солдата? Как не говорите, а я сейчас самый нужный металл. Я всегда с людьми и в борьбе и в мирном труде.

Золото: Что правда, то правда. Железо с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть никто не хочет. Не то, что я! Как за мной гонялись! Из-за меня всегда разгорались войны, гибли люди. А как меня сейчас ценят и берегут. Еще бы. Ведь я не валяюсь под ногами. Я – редкий металл!

Железо: Подумаешь редкий! Да я в древние времена тоже был редким металлом. Из меня делали лишь мелкие украшения, а железную посуду можно было встретить только на королевских кухнях (Гордо поднимает голову и отходит в сторону)

Кислород:И о чем они спорят, эти металлы! Кто важнее медь, золото или железо. Каждый ребенок знает, что важнее всех я! Ведь мною дышат все живые существа на земле. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим сварливым золотом ( презрительно указывает в сторону золота)

Золото: (с возмущением) Как! Как ты смеешь, ничтожный газик, не имеющий даже цвета, не говоря уже о блеске, так непочтительно говорить обо мне! Да знаешь ли ты, кто я! Я царь металлов! Люди давно поняли это и награждают своих героев золотой звездой. А разве не золотой медалью награждают отличников, окончивших школу!? А не слышали ли вы как родитель хвалят своих детей? (он у меня золотой ребенок) Обратите внимание он золотой, а не какой-нибудь медный, железный. Я не боюсь даже вот этого (показывает) зубастого кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо (показывает) покрывается безобразной ржавой коркой... О! Я стою очень дорого, (выпрямив грудь, опираясь на посох, отходит в сторону)

Алюминий(выходит на середину) Какое зазнайство! (показывает на Аи) Вот я, например каких-нибудь сто лет назад стоял очень дорого. Даже трудно было поверить что за 1 кг люди платили 1200 рублей золотом. Конечно, тогда из меня делали только мелкие вещи. Представьте себе небольшое колечко (показывает на палец) из алюминия считалось очень ценным подарком. Но я же так не зазнался. Наоборот, я дешевел и дешевел. И вот теперь очень доволен, что живу в каждом доме, что кастрюли, ложки и бочки стоят и отлично служат людям.

Медь: (насмешливо) Да. Это правда. Недаром этот дешевый выскочка везде заменяет медь.

Железо: О, позвольте, позвольте! Мы, кажется, уклонились в сторону. Уважаемое золото, выразилось так, будто я уже ничего не стою, не имею никакого значения всем надоело и более того валяюсь под ногами. Вы слышали? (пауза) Это очень обидно! Да знаете ли вы что было бы, если бы я совсем исчезло! Вот представьте себе, над землею пронесся гигантский магнит. Мгновенно срывается со всех мест и уносятся за ним все железные предметы: исчезают машины, самолёты, поезда и корабли. Рассыпаются по листочкам тетради и книги. Поднимаются в воздух крыши домов, разбиваются стены, т.к. они лишились бы гвоздей, крюков, болтов.

Водород: Интересно, а что было бы тогда с людьми?

Железо: Люди? Они бы умерли мгновенно, т.к. лишились бы того железа, которое входит в состав крови. Вот теперь судите сами, какое я имею значение.

Сера: Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить. Только и слышу, я важнее, я нежнее... Не люблю хвастунов. Я элемент скромный, металлического блеска не имею, но кое-что могу рассказать о себе. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы получить огонь?

Водород: Огонь? Ну, конечно, чиркнуть спичкой и все.

Сера: Нет не все! Если я не буду сидеть на своем месте в головке этой спички, то она не загорится. (к железу) А вы не скажите, что нужно сделать, чтобы ружье выстрелило?

Железо: Ну, конечно, насколько я понимаю, нужен порох.

Сера: Совершенно верно. В состав пороха вхожу тоже я, правда не одна, а в почетной компании с углеродом и бертолетовой солью. Хочу напомнить еще о том, что из меня готовят краски, лекарства. Я ещё вас вожу на машинах, так как без меня бы не было резины и не поехала бы ни одна машина.

Золото: (указывает на газы, которые медленно кружатся) Обратите внимание на эти легкомысленные элементы. Вертятся, кружатся, ну никакой солидности.

Водород и кислород: (хором) И мы тоже нужны людям.

Железо: He понимаю разве из вас можно сделать самолёт или машину? Вас нельзя использовать даже в роли гвоздя для башмаков.

Медь: Даже маленький водопроводный кран из вас не получится.

Водород: Обидно слышать как иные все меряют на свой аршин. Из меня, конечно, нельзя сделать машину, но я могу залететь в шар и унести его выше облаков. Недаром я самый легкий на земле. Скажите, а сможет ли жить кто-нибудь без воды? Конечно, нет. А из чего состоит вода? Из меня и моего старого друга. Так что мы самые необходимые газы для людей. И назвать нас легкомысленными просто не мысленно ваше величество!

Золото: (выходит на середину) Хватит споров! Без сомнения элементы все нужны. И для пользы примененье люди каждому нашли. (Уходят)

Ведущая 1.

Вот вам еще развлечение:
Кто руку даст на отсеченье?
Жаль руку на отсеченье,
Тогда нужен больной на излеченье!

(Вызывает желающего)

Ведущий 2.

Оперируем без боли.
Правда будет много крови.

Ведущая 1.

При каждой операции
Нужна стерилизация,
Помогите, ассистент
Дайте спирт

Ведущий 2. Один момент.

Ведущая 1.

Спиртом смажем мы обильно,
Чтобы было всё стерильно.
Не вертитесь, пациент, 
Дайте скальпель, ассистент!

Ведущий 2.

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течёт, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От порезов ни следа.

Проводят опыт «Кровь из раны и исцеление». На руку ватным тампоном наносят раствор хлорида железа (III), скальпель смачивают в растворе роданида калия и скальпелем «делают надрез». Появляется «кровь». «Лечат» фторидом натрия».

Ученица читает стихотворение Степана Щипачева «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет 
Ни здесь, ни там в космических глубинах 
Все от песчинок малых до планет 
Из элементов состоит единых 
Как формула, как график трудовой 
Строй Менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой 
Входи в него, вдыхай, руками трогай. 
Есть просто газ – легчайший водород.
Есть кислород, а вместе это воздух
Июньский дождь от всех своих щедрот 
Сентябрьский туман на рассвете. 
Кипит железо, серебро, сурьма,
И черно-бурые растворы брома.
И, кажется, вселенная сама
Одной лабораторией огромной. 
Тут оптика едва ль поможет глазу, 
Тут мысль пытливая всегда верней 
Пылинку увидишь и то не сразу,
Глубины мирозданья открыть в ней.

На сцене выходят химики. Они демонстрируют опыты:

«Хамелеон»

В цилиндр помещаем жёлтый раствор хромата калия, приливает несколько капель серной кислоты, раствор изменяет цвет на оранжевый. В полученный раствор приливаем сульфид натрия, раствор становится зелёным.

«Огонь с неба»

На керамическую плитку насыпаем перманганат калия, добавляет несколько капель концентрированной серной кислоты. Горкой накладываем древесные стружки. Смачивает ватный тампон спиртом, зажимаем тампон в руке. Держим руку на горкой и незаметно капаем спирт.

Ведущий: Ребята, вы сегодня познакомились с некоторыми чудесами, которые можно осуществить, имея определенные знания и навыки по химии. Мы надеемся, что наш вечер приоткрыл завесу над такой удивительной наукой, как химия. И мы ждем, что со следующего года вы все с удовольствием, упорством и терпением будете изучать ее и придёте в химико-биологический класс.































Сценарий заседания клуба «Юный химик», посвященный Д.И.Менделееву

План

1. Оформление.

а. Портрет Д.И.Менделеева с надписью «К 183-летию со дня рождения и 148-летию со дня открытия периодического закона».

б. Периодическая система Д.И.Менделеева.

в. Стенные газеты:

  • «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»,

  • «148 лет периодическому закону»,

  • « Химия в косметологии».

  • « Химия в быту»

г. Выставка рефератов к годовщине.

д. Выставка поделок (модели молекул веществ, кристаллических решеток атомов элементов, коллекции «ПС с образцами простых веществ, образованных элементами ».

2. Театрализованная постановка.

Действующие лица:

Ученые: Д.И.Менделеев ______________________Лекок де Буободран______________________ Нильсон______________________ Винклер

Элементы:Литий______________________Бор______________________Углерод______________________

Фтор______________________Бериллий______________________Натрий______________________

Магний______________________Алюминий______________________Кремний______________________

Фосфор______________________Сера______________________Хлор______________________

Учащиеся: №1______________________№2______________________

Ведущий ______________________

3. Викторина.4. Конкурс рефератов.5. Подведение итогов.

1-Й УЧЕНИК:

1 марта 2017 года исполнится 148 лет со дня рождения периодического закона Д.И.Менделеева. Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Менделеева в течении 15 лет (1854-1869), а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет (до начала 1907 года).

Предшественники Менделеева (Добернейер, Ньюндлес, Л.Мейер) сделали много для подготовки открытия периодического закона. Но ни один из ученых не решился на основании подмеченной периодичности предсказать новые химические элементы. Ни один из них не умел в полном объеме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных с ними веществ, обнаруживающих всю глубину периодического закона. Для них периодичность была лишь удобным способом классификации: они не увидели в ней фундаментального закона природы.



2-Й УЧЕНИК:

Мир сложен,

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок,

Как чудо природы

Является гений И в хаосе этом Находит порядок…

Жара и стужа,

Планет круженье, свет зари –

Все то, что видим мы с наружи,

Законом связано внутри.

Найдется ль правило простое,

Что целый мир объединит?

Таблицу Менделеев строит

Природу ищет Алфавит.

1-Й УЧЕНИК: приступая к лекции по химии в Петербургском университете и перебрав все книги, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы порекомендовать студентам в качестве учебного пособия. Поэтому он решил написать новую книгу «Основы химии».

Случилось в Петербурге это.

Профессор университета

Писал учебник для студентов…

Задумался невольно он:

«Как рассказать про элементы?

Нельзя ли тут найти закон?».

Искали многие решенья,

Но проходя лишь полпути

Бросали, мучило сомненье:

«А можно ли закон найти?»

Мир состоит из элементов.

В то время знали 60.

А сколько их всего? На это

Нельзя ответить наугад.

Но не гадал, а верил он:

«Тут должен, должен быть закон!»

упрямо он искал решенье.

Был ТРУД, НАДЕЖДА и ТЕРПЕНЬЕ.

И ВЕРА в то, что он найдет!

И так работал целый год.







2-Й УЧЕНИК:

17 февраля(1-ого марта) 1869 года Д.И.Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных сыроварен в Тверскую область и другие губернии. В день выезда он искал ответ на вопрос: какую группу элементов в губернии. В день выезда он искал ответ на вопрос: Какую группу элементов в «Основах химии» следует описывать сразу после щелочных металлов?

Но вот дела отложены, расчеты прерываются.

С утра в поездку дальнюю ученый собирается.

Все чемоданы собраны. На козлах кучер мается:

«Поспеть бы надо к поезду, а барин всё копается!»

А барин одевается и к двери направляется.

Он к двери на-прав-ля-ет-ся…

И вдруг!!!

Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу.

И строчит карандашом. Наконец-то! Он нашел!

Он на чем попало пишет, ничего вокруг не слышит.

Наконец-то понял он, в чем разгадка, в чем закон!..

Из кабинета не выходит: «Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй, но всё ж таблица не выходит

Тогда усталостью сражен, лег на диван и видит сон…

Ведущий:

То кружились, то мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались, то пылали

То шипели, то сверкали,

То в покое пребывали:

Алюминий, Натрий, Калий,

Фтор, Бериллий, Водород…

Перепутались все свойства.

Недалёко от беды.

Злится Литий

Бор кивает головой, но не рвется прямо в бой!

Крикнул Углерод.

Литий: Поглядите!

Фтор ужасный окислитель!

Я не стану в этот ряд!

Пусть другие здесь горят!

Бериллий: Кислород нас всех окислит!

И простите за повтор:

Как не сносен этот фтор!







1-Й ВЕДУЩИЙ:

Вдруг команда:

Стройся войско!

Стали строиться в ряд (учащиеся выстраиваются образуя 1-й и 2-й ряды )

Во втором ряду волненье:

Все боятся окисленья.

И бериллий мрачно мыслит:

И азот не лезет в спор.

Но зато ворвался Фтор.

Третий ряд! Трубите сбор!

Натрий, Магний, Алюминий,

Кремний, Фосфор, Сера, Хлор.

По порядку, по закону

Элементы встали в ряд.



Фтор: Ах! Так мы для вас не пара!

Кислород! Поддай им Жару!

Окисляй! За мной! Вперед!



Углерод: Стойте!

Я и уголь, и алмаз.

Я за них, и я за вас!

Я вас лучше помирю!

Встану я посередине!...



2-Й УЧЕНИК:

И выходит, что в колонну

Все похожие стоят!

Кремний встал под Углеродом.

Сера схожа с Кислородом.

Алюминий встал под Бор-

Замечательный подбор!

Ряд пристраивается к ряду

А рядов то 10 кряду! (Показывает по таблице)

Металлы под металлами,

Едкие под ковкими,

Идут своими клетками.

По ряду все стоит

Вот природа Алфавит!



1-Й УЧЕНИК:

Располагая элементы по возрастанию их атомных масс, Д.И.Менделеева заметил, что резкое изменение свойств при переходе от щелочного к щелочно-земельному периодически повторяется. Оказалось, что, и формы соединений элементов также повторяются. Например, оксид лития имеет вид Li2O. Аналогичную форму оксида, имеют повторяющие свойства лития элементы: натрий, калий, рубидий, цезий. Все это дало возможность Д.И.Менделееву открытый им закон назвать законом периодичности и сформулировать следующим образом: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодичной зависимости от величины атомных масс элементов».

Вокруг периодичного закона вскоре же после его открытия развернулась острая и длительная борьба, больно отражавшаяся на душевном состоянии Менделеева.

Сторонников у него сначала было очень мало, даже среди русских химиков.

Позднее сторонников уже много – особенно, в Германии и Англии. К ним относились Бунзен в Германии, Зинин в России, Нильсон и Петерсон в Швеции.



2-Й УЧЕНИК: Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения. В 1870 г. он предсказал существование 3-х еще тогда не известных элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием, экабором, - они должны были заполнить пустые клетки в периодической системе. Менделеев сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов.

Был четвертый ряд нарушен

Элемент не обнаружен

Элемент не обнаружен-

Тот, что в этом месте нужен.

Но напрасно беспокойство.

Существует где-то он!

«Я найду сначала свойства,

и поможет мне закон!»

Атомную массу назвал и цвет,

Летуч на воздухе иль нет,

Как плавится, в чем растворим…

Законом пользуясь своим,

3 элемента предсказал,

как-будто их в глаза видал!...

быть может раз в тысячелетье

свершить подобное дано.

Но мир открытье не заметил

Иль не поверил всё равно.

И кто-то говорил по-свойски:

« Забудь об этой ерунде!

Как можно обнаружить свойства

Веществ,

Не найденных нигде!».



1-Й УЧЕНИК:

Первый учебник по неорганической химии на основе периодического закона написал в Петербурге В.Ю.Рихтер (1874) и этим помог признанию самого закона. Но решающее значение имели открытие трех предсказанных Менделеевым элементов. В 1895 г. Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новый элемент, назвав его галлием. По ряду свойств и по способу открытия (спектральным путем) галлий совпал с экаалюминием Менделеева. Но его атомная масса оказалась значительно меньше предсказанного. Несмотря на это, Менделеев послал во Францию «Заметку по поводу открытия галлия». Настаивая на своём предсказании.

Вот как-то раз узнали ученые всех стран:

Металл чудесный Галлий (в честь Франции назвали)

Открыл Буабодран.

Довольный и счастливый

Рассматривал металл,

Но писем из России никак не ожидал.

Он взял письмо, прочел его.

От русского ученого?!

- Ошибся я ! Слыхали?!

Француз был удивлен, в глаза не видел Галлий,

А свойства знает он!

Атомную массу высчитал

Точней, чем я, стократ

Какой-то Менделеев

Еще 5 лет назад!

Глаза его сверкали,

Топорщились усы.

Но вот металл свой Галлий

Он кинул на весы!...



2-Й УЧЕНИК:

у химиков переполох!

Ведь Галлий был одним из трех,

Предсказанных заранее!...

И следом, как из под земли,

Вдруг Скандий в Швеции нашли,

На свет Германий извлекли

(естественно, в Германии).

Менделеев включил присланные ему портреты Лекока де Буабодрана, Нельсона и Винклера в общую рамку, озаглавив её: «Укрепители периодического закона». После этих блестящих триумфов периодический закон прочно укрепился в науке в качестве объективного закона, истинность которого проверена и подтверждена на практике.

Потом появились Таблицы.

Узнали новые частицы

Прославят, подтвердят закон

Открытья будущих времен.



1-Й УЧЕНИК:

Ответ в Россию мчится:

«Прекрасная таблица,

я вами восхищен!

Проверен мной практически.

Закон периодический,

И я категорически

Приветствую закон!»

Это был первый триумф периодического закона, вызвавший большой интерес к трудам Менделеева. Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказанные Менделеевым свойства начинают утверждаться в химии, переходя из гипотезы в строго доказанную истину.

В 1879 Нильсон в Швеции открыл Скандий, в котором воплотился предсказанный экабор.

В 1886 Винклер в Германии открыл Германий. Свойства германия с удивительной точностью совпали с предсказаниями Менделеева для экасицилия.

Д.И. Менделеев был членом многих научных обществ, в том числе Берлинской Академии наук.

Он получил свыше 130 дипломов и почетных званий от научных обществ. В1955 году был синтезирован элемент с порядковым номером 101, названный менделевием. Так был увековечены заслуги Менделеева- создателя периодической системы позволившей предсказать свойства неизвестных элементов и создать предпосылки для открытия трансурановых элементов.

Ведущий 2: А знаете ли ВЫ… , что общее число попыток классификации химических элементов до Д.И. Менделеева достигало пятидесяти.
Ведущий 1: Д.И.Менделеев на основе периодического закона определил существование и сделал описание свойств трех химических элементов, что блестяще подтвердилось еще при его жизни.
Ведущий 2: В 1964 году на Доске почета науки Бриджпортском университете США появилась русская фамилия- Менделеев. В семерку гениев из гениев с ним вошли: Евклид, Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Лавуазье.
Ведущий 1: Приглашаем вас в царство химических элементов – периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева. 
(Под музыку читают «Сказку о прекрасной любви принца Аргентума к Хлориде).
Сказка о прекрасной любви принца Аргентума к Хлориде

У великого самодержца царя Серебро был единственный сын - сереброкурый принц Аргентум. Юноша много путешествовал, и вот настала ему пора жениться.

^ С детства он был обручен со своенравной, спесивой, злой по характеру, едкой Нитриной. Многие металлы поплатились жизнью за попытку спорить с ней.

Аргентум не любил Нитрину. Когда ему приходилось оставаться с ней наедине, он сразу же находил повод как-нибудь от нее отделаться, вспомнив вдруг, что у него есть очень срочное дело (нитрат серебра растворим в воде, полностью диссоциирует на ионы). Слайд

^ И вот однажды на веселом шумном балу Аргентум увидел Хлориду. Она была так легка, нежна, полувоздушна, так упоенно и грациозно танцевала, что Аргентум сразу в нее влюбился (соляная кислота - раствор хлороводорода, прозрачная, летучая жидкость). Аргентум упросил своего друга Калия познакомить его с прекрасной незнакомкой. Калий согласился познакомить их во время танцев.(Реакция обмена) Объявили вальс. Нитрина вцепилась в руку Аргентума, он вынужден был идти с нею в паре. Калий пригласил Хлориду. И вот раздались долгожданные слова: «Дамы меняют кавалеров». Слайд.

Нежная хрупкая Хлориды легла на ладонь Агрентума. Он почувствовал необычайное волнение – ведь между ними возникла очень прочная ионная связь. Аргентум обнял свою любимую и никогда больше с ней не расставался. 
Ведущий 2: В 1869 году Д.И.Менделеев выпускает учебник « Основы химии», посвящает многолетнюю работу, совместно с несколькими сотрудниками, сначала изучению сжимаемости газов, затем - исследованию растворов, главным образом, по отношению к удельному весу. В тесной связи с этими работами по газам он занимается вопросами, касающимися сопротивления жидкостей, воздухоплавания и метеорологии, и публикует по этому поводу две ценных монографии.
Ведущий 1: Менделеев посвящает много внимания нашей нефтяной промышленности; в 1876 году предпринимает путешествие в Америку (по поручению правительства) для ознакомления с постановкой там нефтяного дела, неоднократно посещает с той же целью и наши кавказские месторождения; ведёт ряд любопытных работ по исследованию нефти. В 1888 году он изучает экономическое состояние Донецкого каменноугольного района, выясняет огромное его значение для России и предлагает ряд мер для рационального использования «будущей силы, покоящейся на берегу Донца».
Ведущий 2: При его деятельном участии в 1890 году создаётся проект нового таможенного тарифа, в котором последовательно проводится покровительственная система, а в 1891 году выходит в свет замечательная книга «Толковый тариф», представляющая глубоко продуманный обзор нашей промышленности, с указанием на её нужды и будущие перспективы.
Ведущий 1: Морское и военное министерство поручают Менделееву (1891) разработку вопроса о бездымном порохе, и он в 1892 году блестящим образом выполнил эту задачу.
Ведущий 2: В 1893 году Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной по его указаниям Главной Палаты мер и весов и на этом посту оставался до конца своей жизни.

В 1900-1902 г. Он редактирует «Библиотеку промышленности», где ему принадлежит «Учение о промышленности» С 1904 года стали выходить «Заветные мысли» Менделеева, в которых содержится как бы его кредо, убеждения, и ВТО же время «Завещание потомству», итоги пережитого и передуманного по различным вопросам, касающимся экономической, государственной и общественной жизни России. 
Ведущий 1: Д.И.Менделеев скончался 20 января 1907 года от воспаления лёгких. Его похороны, принятые за счёт государства, были настоящим трауром. Отделение химии Русского физико-химического общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. В Санкт -Петербурге воздвигнут памятник Д.И.Менделееву.
Ведущий 2: В память о Д.И.Менделееве ученые назвали кратер на тыльной стороне Луны, подводный хребет в Северном ледовитом океане, вулкан на Курильских островах, минерал- менделеевит.
Ведущий 1: Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё - от песчинок малых до планет – 

Из элементов состоит единых.
Ведущий 2: Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.



Вопросы для I раунда викторины:

 

  1. Дата рождения Д.И. Менделеева? (27 января (8 февраля) 1834год)

  2. Город, в котором родился Д.И. Менделеев? (Тобольск)

  3. Сколько детей было в семье Менделеевых? (17 человек)

  4. На каком факультете педагогического института обучался студент Дмитрий Менделеев? (физико-математический факультет)

  5. Как звали отца Д.И. Менделеева? (Иван Павлович)

  6. В каком году Дмитрий пошел учиться в гимназию? (1841 год).

  7. Сколько лет в Петербургском университете вел свою научную и педагогическую деятельность профессор Д.И. Менделеев? (23 года)

  8. Каким по счету был ребенком в семье Митя Менделеев? (последним)

  9. Где и кем работал отец Дмитрия до того как ослеп? (директором Тобольской гимназии).

  10. Как  звали мать ученого? (Марья Дмитриевна).

  11. В каком году Менделееву Ученый совет присудил Менделееву титул «Старший учитель»? (май, 1855 года).

  12. В каком году умер отец Д.И. Менделеева? (1841 год).

  13. В каком году семья Менделеевых переехала из Тобольска в аремзянку? (1834 году)

  14. Какова причина обучения в течении двух лет на первом курсе ВУЗа? (болезнь)

  15. Что в детском возрасте привлекало Митю и послужило потом формированию интереса к знаниям в период жизни в Аремзянке? (наблюдение за стеклодувным мастерством на стекольном заводе Василия Корнильева, дяди Менделеева).

  16. Что служило доходом для жизни студента III курса Д.И. Менделеева? (гонорары за краткие образы науки).

  17. Во сколько лет Митя Менделеев пошел учиться в гимназию? (6 лет)

  18. Чему была посвящена первая научная работа «Химический анализ ортита из Финляндии»? (методу анализа минералов).

  19. Сколько было детей у ученого? (5 детей: 3 сына и 2 дочери)

  20. Сколько лет он обучался в первом классе? (2 года)

  21. В каком году была опубликована первая научная работа Д. И. Менделеева? (1854 год)

  22. В каком году скончалась мать Дмитрия Ивановича Менделеева? (20 сентября 1850 года).

  23. В каком году скончался Иван Павлович Менделеев? (1847).

  24. В каком городе Д.И. Менделеев начал свою профессиональную деятельность? (Одесса).

  25. В каком году Дмитрий Менделеев окончил гимназию? (1849 год).

  26. Почему Митя Менделеев должен обучаться в первом классе 2 года? (до исполнения 8 лет).

  27. В каком году ослеп Иван Павлович Менделеев – отец ученого? (1834 год).

  28. В каком качестве начал свою профессиональную деятельность Д.И. Менделеев? (преподаватель математики, физики и естественных наук).

  29. В каком году семья Менделеевых переехала из Аремзянки в Тобольск? (1848 год).

  30. В каком году сгорел стекольный завод, которым управляла Марья Дмитриевна Менделеева? (1848 году).

  31. В каком году Д.И. Менделеев защитил свою первую диссертацию «Строение силикатных соединений»? (осень, 1857 год)

  32. В каком году Марья Дмитриевна с сыном переехала в Москву? (1849 год).

  33. Кто кроме матери и самого Дмитрия переехал в Москву? (сестра Елизавета).

  34. В качестве кого Д. И. Менделеев начал работать в Петербургском университете? (приват-доцент).

  35. Когда скончался Д.И. Менделеев? (20 января 1907 года)

  36. Как звали вторую жену Менделеева? (Анна Ивановна Попова)

  37. Что такое менделеевские среды? (по средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые).

  38. Когда была опубликована статья по классификации химических элементов? (1 марта 1871 года).

  39. Смог ли поступить учиться в московский университет Дмитрий Менделеев в 1849 году? (нет)

  40. Сколько важных трудов в своей научной деятельности выделял сам ученый? (4: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций, «Основы химии»)

  41. К какому учебному округу относились закончившие Тобольскую гимназию? (Казанский учебный округ).

  42. В каком городе за границей Менделеев организовал свою первую химическую лабораторию? (Бонн).

  43. В какое высшее учебное заведение приняли Дмитрия Менделеева? (Петербургский педагогический институт).

  44. Что послужило причиной ухода ученого из Петербургского университета с в 1890 году? (студенческие волнения и его сочувствие студентам).

  45. В каком году вернулся Менделеев из заграничной командировки в Петербург? (февраль, 1861 год)

  46. Какой институт был первым в который приняли Менделеева, но в котором он не смог учиться? (Петербургская Медико-хирургическая академия)

  47. За каким великим русским поэтом была замужем дочь Люба Д. И. Менделеева? (А. Блок)

  48. Как называлась первая книга ученого, принесшая ему известность? (учебник «Органическая химия»).

  49. В чем видел, по словам самого ученого смысл своей научной деятельности Менделеев? («первая служба Родине»)

  50. В каком году практически получил подтверждение периодический закон Д.И. Менделеева? (осень 1875 года)

  51. Какая должность была предложена Менделееву министром финансов Витте в 1892 году? (хранитель Палаты мер и весов)

  52. Сколько трудов было написано ученым? (25 томов)

  53. В каком году Д. И. Менделеев начал работу над периодической системой химических элементов? (1869)

  54. Открытие, каких химических элементов экспериментально подтвердило периодический закон и периодическую систему химический элементов Д.И. Менделеева? (галлий, скандий, германий)

  55. В скольких академиях и различных химических обществах Д.И. Менделеев был избран их членом? (70 академий и химических обществах)

  56. В каком году женился Д.И. Менделеев на Феозве Никитичне Лещевой? (весна 1863).

  57. Что послужило толчком для создания периодической системы? (написание учебника по неорганической химии).

  58. Как назывался первый доклад на заседании Русского химического общества по классификации химических элементов? (Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве)

  59. В каком году был открыт «менделевий»? (1955 год, американскими физиками).

  60. Что послужило первым подтверждением периодического закона Д.И. Менделеева? (открытие галлия Лекоком де-Буабодраном).

 

Жюри, которое состоит из учителей или учащихся старших классов подводит итоги и объявляет фамилии прошедших во II раунд.

 

         II раунд.

Ведущий:

Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

и тайн бесконечных и смелых догадок.

Как чудо Природы

является гений

 и в хаосе этом

находит порядок!

М.П. Сергеева

 

Во II раунде вам будут предложены предложения, которые необходимо вам будет закончить. Тематика данных выражений посвящена периодическому закону и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Постарайтесь отвечать так же быстро.

 

Вопросы для II раунда:

 

1.      Вертикальный столбец периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева это …(группа)

2.      Подгруппы, содержащие химические элементы только больших периодов названы …(побочными)

3.      Что происходит с металлическими свойствами в периоде с возрастанием атомных масс (ослабление)

4.      1, 2, 3-й период, содержащие не более 8 химических элементов названы … (малыми)

5.      Горизонтальный ряд химических элементов таблице Д.И. Менделеева, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом называется …(период)

6.      Подгруппы, содержащие химические элементы малых и больших периодов названы … (главными)

7.      Естественное семейство химических элементов, расположенное в I группе, главной подгруппе это …(щелочные металлы)

8.      4, 5, 6, 7-ой периоды, содержащие 18 и более химических элементов названы … (большими)

9.      Высшая валентность элементов в соединениях с кислородом (за некоторыми исключениями) соответствует … (номеру группы)

10.  Заряд ядра атома (порядковый номер элемента) определяет …. (химические свойства элемента)

11.  Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от …(атомных весов элементов)

12.  Неметаллические свойства в периоде с увеличением атомных масс …(усиливаются)

13.  Естественное семейство химических элементов, расположенное в II группе главной подгруппе это…(щелочно-земельные металлы)

14.  Элементы, у которых происходит заполнение f – орбитали относят к … (f – элементы)

15.  Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины ….(заряда ядра атомов этих элементов)

16.  Химический элемент, названный в честь России …(рутений)

17.  Число энергетических уровней в атоме элемента соответствует … (номеру периода)

18.  Металлические свойства в группе с увеличением заряда ядра атома …(усиливаются)

19.  Элементарные частицы, вращающиеся по своим орбитам вокруг ядра … (электроны)

20.  Элементы, у которых происходит заполнение d – орбитали относятся к … (d - элементам)

21.  Порядковый номер химического элемента названного в честь Д.И. Менделеева … (101)

22.  Естественное семейство химических элементов, расположенное в VII группе главной подгруппе это… (галогены)

23.  Порядковый номер химического элемента совпадает с … (с зарядом ядра его атома)

24.  Неметаллические свойства в группе с увеличением заряда ядра атома … (ослабляются)

25.  Естественное семейство химических элементов, расположенное в VI группе, главной подгруппе это… (халькогены)

26.  Процессы превращения атомов одних элементов в другие относятся к … (ядерным реакциям)

27.  Элементы, у которых происходит заполнение p - орбитали относятся к … (p - элементам)

28.  Элемент, занимающий одновременно две клетки периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева … (водород)

29.  Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу, называются … (изотопами)

30.  Семейство химических элементов, занимающее одну клеточку лантана в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева …(лантаноиды)

31.  Элементарные частицы, входящие в состав ядра атома и определяющие его заряд …(протоны)

32.  Семейство химических элементов, занимающее одну клетку актиноида в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева … (актиноиды)

33.  Нейтральные элементарные частицы, входящие в состав ядра атома … (нейтроны)

34.  Основная характеристика химического элемента это … (заряд ядра атома)

35.  Семейство химических элементов, расположенное в VIII группе главной подгруппе это … (инертные газы)

36.  Элементы, у которых происходит заполнение s – орбитали называются … (s - элементы)

37.  Химических элементов в 1869 году было известно … (63)

38.  На основании периодического закона удалось предсказать и открыть группу …. (трансурановых элементов)

39.  Физический смысл порядкового номера заключается в совпадении его с … (зарядом ядра)

40.  Форма s – орбитали … (сферическая)

 

Жюри подводит итоги и объявляет фамилии прошедших в III раунд.

 

        III раунд:

То кружились,

То мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались,

То пылали,

То шипели,

То сверкали,

То в покое            прибывали:

Алюминий, Натрий, Калий,

Фтор, бериллий, Водород…

                М.П. Сергеева

Ведущий:

 

В этом раунде вам предстоит отгадать несколько загадок. На время решения загадки вам отводится время – 1 минута.

 

  1. Три буквы плода треугольного,

две буквы от стола, от школьного,

«П» между этими фрагментами…

все вместе – столбик с элементами!

(группа)

 

  1. Птичий мех, но не пух,

и без букв последних двух,

плюс раствор для смазки ссадин,

что сажают дети за день;

вместе – ряд горизонтальный

получаем моментально.

(период)

 

  1. Я не горюю, а горю,

и воду вам я подарю,

пусть будет дождь, и снег, и град –

я напоить природу рад.

(водород)

 

  1. Я коварный поджигатель

все огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель

(если только дров дадите).

(кислород)

 

  1. Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой.

(фосфор)

 

  1. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

(азот)

 

  1. У меня дурная слава:

я – известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит.

(мышьяк)

 

  1. Я самый твердый по шкале,

тверже не бывает,

и твердость всех других веществ

по той шкале сверяют.

(углерод в аллотропной модификации алмаза)

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!