1.2 Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с. — ISBN 978-5-09-031513-5.
1.3 Литературное чтение. 1 класс. В 2 ч. Часть 2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В
1.4 Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с. — ISBN 978-5-09-031513-5.
7. Рефлексия. Подведение итогов (5 минут)
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя | Планируемый результат |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы обучения: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы воспитания: | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Снежана Анатольевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Перед началом урока я предлагаю вам выполнить интересное упражнение. - Сейчас я прохлопаю интересный ритм, а вам нужно внимательно его прослушать и повторить за мной. *прохлопываю ритм, дети повторяют* - А чтобы узнать, какими мы должны быть на уроке, я предлагаю вам отгадать загадку: - Друг без друга мы скучаем, Вместе с радостью играем. И нам ссориться не нужно. Ведь всего сильнее … .(Дружба!) - Верно. Значит какими мы должны быть? (Дружными) - Верно, дружными. - А теперь тихо сядут девочки, ещё тише – мальчики. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию;). |
2. Актуализация опорных знаний и умений Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа. Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: | - Ребята, давайте вспомним, над каким разделом мы сейчас работаем? (ответы детей) - Чтобы проверить, верны ли мы в наших предположениях, я предлагаю вам посмотреть на слайд и решить интересный ребус. - Тут написано предложение, но в его в последнем пропущены гласные. Посмотрите и подумайте, что же тут написано. - Верно, раздел называется «Я и мои друзья». Какие гласные пропущены? (Пропущены гласные у, я) - Верно. - Перед выполнением следующего задания я предлагаю вам открыть учебник на странице 29 и ещё раз полистать этот раздел. Вспомните произведения, посмотрите иллюстрации. - Ребята, вы просмотрели произведения этого раздела, скажите, о чём они были? (О дружбе) (- Давайте я вам скажу три слова, а вы выберете то, которое относится к теме: Игры, дружба, животные) - Верно, ребята, все произведения этого раздела были о дружбе. Скажите, а что такое дружба? (ответы детей) - Вы все были очень близки и правильно понимаете, что такое дружба. Дружба – это устойчивые, личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит симпатия, общность интересов, взаимная привязанность. (определение также есть на слайде) - А что значит «бескорыстные»? (ответы детей) - Бескорыстные – значит без корысти, выгоды, то есть ты не требуешь за это какой-то платы в ответ. Дружишь с человеком, потому что тебе приятно с ним общаться и играть. Например ты можешь помочь другу и ничего не ждать от него за это, подарить подарок или поделиться чем-то просто так. - Были ли в вашей жизни примеры бескорыстности? (ответы детей) | Личностные: обучающиеся владеют навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; понимают смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы)),познавательные УУД (осуществляют разносторонний анализ объекта (содержание услышанного и прочитанного произведения), коммуникативные УУД (адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; отвечают на вопросы) |
3. Постановка целей и задач урока. Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Ребята, а между кем может быть дружба? (Дружба может быть между людьми, животными) - Спасибо. Верно, дружба может быть между людьми, а ещё между животными. Смотрите, какие интересные примеры дружбы можно встретить даже среди животных. - Интересно, правда? А может ли быть дружба между человеком и животным? (Да) - А с какими животными часто дружат люди? (С домашними) - У вас есть домашние животные? (ответы детей) - А откуда могут появиться домашние животные? (Люди их покупают, находят. Животные сами могут приходить к людям, приносят животных с улицы, берут у заводчиков) - Ребята, а можем ли мы приносить животных домой без разрешения родителей? (Нет) - К сожалению, как бы сильно вам не хотелось, сначала надо спросить у родителей, можно взять животное с улицы или нет, а если разрешат, то вместе с мамой или папой нужно о нём хорошо позаботиться и обязательно сводить к ветеринару. - Ребята, а откуда у вас появились ваши домашние животные? (ответы детей) - Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним интересным рассказом о дружбе. Чтобы узнать его название, предлагаю посмотреть на слайд. - На слайде изображён ребус, в котором зашифровано название произведения, с которым мы познакомимся сегодня. Давайте попробуем его решить. Объяснение: на букве Х стоит О, значит НА Х О, а буква Д идёт к А, то есть Д к А. Теперь попробуем прочитать На Х О, д к А. Какое слово получилось? НАХОДКА. - Верно, это слово - НАХОДКА. Именно так называется рассказ Дмитрия Тихомирова. Посмотрите, вот он – на слайде. - Ребята, вы, наверное, заметили, что этот рассказ находится в определённой рубрике. Прочитайте её название вверху страницы 50. Как она называется? (старинные книги) - Что значит «Старинные книги»? (написаны в старину) - Как вы думаете, почему рассказ, который мы будем читать, входит в эту рубрику (Может быть он написан в старину.) - Верно, этот рассказ написан очень давно – в 19 веке, когда жил писатель. А это 200 лет назад! Именно поэтому этот рассказ входит в рубрику «Старинные книги» - Как вы думаете, почему рассказ называется НАХОДКА? (Ответы детей) - Что значит слово НАХОДКА? (что-то найденное) - Значит ли это, что в рассказе что-то найдут? Что? - Если мы говорили о животных, что или кого могут найти в рассказе? (собаку, кошку, животное) - Посмотрим иллюстрацию на странице 51, что вы видите? (Мальчик и собачка катаются на санках) - А чем необычна эта иллюстрация? - Верно, она просто чёрная, словно это тени. Ребята, такая необычная техника иллюстраций называется силуэт, потому что изображает только чёрные силуэты объектов. - Вы верно увидели, что тут изображены силуэты мальчика и собаки. Как думаете, как они будут связаны с рассказом? (Ответы детей) - Именно с этим рассказом мы будем знакомиться на уроке. Тема нашего урока: Рассказ Д. Тихомирова «Находка» - Чтобы познакомиться с этим рассказом, нам нужно поставить задачи нашего урока. Для этого я предлагаю поработать вместе. - На слайде будут написаны начала предложений, а вам нужно подумать и продолжить его. 1. Познакомиться с…. (Ответы детей) - Первая наша задача звучит так: «Познакомиться с рассказом». 2. Прочитать…. и обсудить (Ответы детей) - Вторая: «Прочитать выразительно и обсудить» | Личностные: обучающиеся владеют навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками); проявляют уважительное отношение к домашним животным. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; формулируют учебную задачу урока коллективно (фронтально); понимают смысл предъявляемых учебных задач; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации), познавательные УУД (овладевают некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями), коммуникативные УУД (адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач) |
Физминутка | Методы обучения: Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Перед тем, как начать решать задачи нашего урока, я предлагаю вам провести небольшую гимнастику. Сядем ровно, спинка прямая, ручки лежат на парте. - Сейчас давайте широко улыбнёмся губами. - А теперь вытянем губы в трубочку. - А теперь чередуем, улыбка – трубочка. - Расслабили губки. Теперь показали кончик языка и слегка покусаем его зубками. - Теперь вытянем губки вперёд, но смыкать не будем. Подуем как буря. - А теперь вытянем руку вперёд и представим, что у нас на ладони свечка. Задуем её аккуратно, тонкой струёй воздуха. - Теперь одним большим выдохом. - А теперь прерывистым выдохом. - Хорошо! | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию) |
4. Освоение новых знаний и способов действий Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Теперь мы можем приступить к решению первой задачи. Как она звучит? (- Познакомиться с рассказом) - Верно. Для этого нам нужно его прочитать. Откроем страницы 50-51 учебника. Найдём рассказ «Находка» - Ребята, в рассказе нам встретится слово «Овраг». Что такое овраг? (ответы детей) - Овраг – это форма рельефа с крутым склоном. Большая глубокая впадина на поверхности равнины, с крутыми склонами, на которых нет растений. - Теперь находим на странице 50 начло рассказа «Находка». Ставим пальчик и начинаем следить. Сначала рассказ прочитаю я. *Зачитываю рассказ* - Понравился вам рассказ? Чем? (Ответы детей) - Вы прослушали рассказ. Как он называется? (Находка) - Кто герои рассказа (Щенок, мальчик, мама) - Что же оказалось находкой в этом рассказе? (Щенок) - Где мальчик нашёл щенка? (В овраге) - Как поступил мальчик, когда нашёл щенка? (Забрал его домой) - Как он назвал его? (Находка) - Как думаете, почему мальчик назвал щенка Находка? (Потому что нашёл его, это была его находка) - Оправдались ли наши предположения о том, что будет в рассказе? - Ребята, как звучала наша первая задача? (Познакомиться с рассказом) - Как мы её решили? (Прослушали рассказ) - Теперь нам с вами предстоит прочитать рассказ самостоятельно. Какую задачу мы решим, прочитав рассказ? (вторую) - Как она звучит? («Прочитать выразительно и обсудить») - Чтобы выразительно прочитать рассказ, давайте поработаем над навыками выразительного чтения. - На слайде у меня предложение. Прочитайте его. Находка жила у нас долго. - Кто хочет прочитать это предложение спокойно? - Кто хочет прочитать радостно? - А давайте прочитаем так, как будто мы замёрзли? - Теперь так, будто мы очень устали. - Как у вас интересно получается! - Ребята, в тексте нам могут встретиться сложные слова. Давайте прочитаем их заранее, чтобы при чтении у нас не было трудностей. Читать будем по слогам. ЖА-ЛОБ-НО (Значит так, что его хотелось пожалеть) КРО-ШЕЧ-НО-ГО (Маленького) ЖА-ЛОБ-НЕ-Е СЛЕ-ПЕНЬ-КИЙ (Слепой, глаза не открылись) СМОР-ЩИ-ЛАСЬ ВЫП-РО-СИЛ ЧЕ-РЕ-ПОК (Обломок, осколок разбитого глиняного, фарфорового, фаянсового и т. п. сосуда) ТЫ-ЧЕТ-СЯ МОР-ДОЧ-КОЙ ЛА-КАТЬ (Пить) - Спасибо. Теперь мы готовы начать читать. Читать будем по цепочке, то есть по очереди. (Цветом выделен каждый отрывок, который читает отдельный ребёнок). Раз иду я мимо оврага и слышу: кто-то в овраге жалобно скулит. Я спустился в овраг и вижу в траве крошечного щенка. Когда я подошёл к щенку, он ещё жалобнее стал плакать. Я взял щенка в руки. Он был ещё слепенький. Кожа на нём сморщилась. Он дрожал всем телом и всё плакал жалобно. Принёс я щенка домой и выпросил у матери молочка. Налил в черепок и поставил щенку. Но щенок не видит молока и тычется во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко и подержала немного. Щенок стал лакать и перестал плакать. С тех пор я подружился с моей собачкой, поил и кормил её. Мы дали собачке кличку – Находка. Находка жила у нас долго и очень любила меня. - Спасибо. Мы с вами прочитали рассказ ещё раз все вместе. | Личностные: обучающиеся владеют навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками); проявляют уважительное отношение к домашним животным. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; понимают смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию), познавательные УУД (осуществляют разносторонний анализ объекта (содержание услышанного и прочитанного произведения); находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; овладевают некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями), коммуникативные УУД (адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; отвечают на вопросы по прочитанному произведению;). Предметные: демонстрируют умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текста рассказа Д. Тихомирова «Находка», участвуют в обсуждении произведения, умеют высказывать отношение к поступкам героев, оценивают поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; демонстрируют осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи. |
Физминутка | Методы обучения: Методы воспитания: | - Мы с вами отлично поработали. Теперь давайте немного отдохнём и поднимемся со своих мест. На 1 поднимаем правую руку На 2 – левую 3 – правую ногу 4 – леву 5 – опускаем и руки и ноги *называю цифру и делаю вместе с ними* - Теперь я буду говорить только цифру, а действие совершаете вы сами. - Молодцы! Присаживайтесь на места. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию) |
5. Первичное закрепление Задача: закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Давайте прочитаем вопросы после текста. - Какой же случай лёг в основу рассказа? (мальчик нашёл щенка) - Спасибо. А каким вы себе представили мальчика? (Ответы детей) - Очень интересно! - Какой же важный поступок совершил мальчик? (Забрал маленького щенка домой) - А почему мы считаем важным этот поступок? (Он спас щенка от гибели. В овраге он мог умереть от голода и холода. Мальчик проявил заботу о ближнем) - Спасибо. - Давайте ещё раз найдём и прочитаем отрывок, где написано, чем мальчик накормил щенка? - Спасибо. - Найдите и прочитайте отрывок, где написано, как выглядел щенок. - Найдите отрывок, где написано, как мать мальчика пыталась накормить щенка. - Спасибо. - Прочитайте последнюю строчку рассказа. - Как вы думаете, почему собачка полюбила мальчика? (Потому что он спас её и забрал домой, кормил её, ухаживал за ней) - Ответственно ли поступил мальчик? (Да, он сразу его покормил, а потом заботился о нём вместе с мамой) - Можно ли сказать, что они стали друзьями? (Да) - Почему? (Потому что в тексте написано, что Находка любила мальчика, друзей любят тоже) - Дружба, ребята, это тоже большая ответственность. Мы несём перед другом ответственность за свои поступки. Дружба – одна из самых дорогих для человека вещей. Без друзей человеку скучно, грустно и одиноко. Я желаю вам, чтобы в будущем настоящих друзей у вас было как можно больше. - Ребята, а забота о домашних животных, это большая ответственность? (Да) - А все ли это знают? (Нет) - А кто может не знать? (Дети в садике, те, у кого никогда не было животных) - А как мы можем помочь таким людям? (Рассказать об этом). - Давайте немного поиграем. А поиграем мы в ветеринаров. - А кто такие ветеринары? (Врачи, которые лечат животных) - Представим, что мы все ветеринары и пришли рассказать о правилах заботы о животных и как вести себя с ними на улице. - Расскажем мы это мальчику Пете, которому родители пообещали купить на День Рождения домашнее животное. Он решил усердно к этому подготовиться и составил список советов. Но родители сказали, что не все советы здесь полезные. Давайте поможем Пете разобраться, какие советы полезные, а какие вредные. - На доске у меня представлены две колонки. Вредные и полезные советы. У каждого из вас есть карточка. Вам нужно прочитать текст на ней и понять, вредный это совет или нет и почему, объяснить это ребятам и прикрепить в нужную колонку. ВРЕДНЫЕ: Увидел бродячего большого пса на улице – сразу бери домой! Прививать животное не обязательно! Можно оставлять в одиночестве и не уделять внимание. Отпускайте домашнего питомца гулять одного. Разрешайте драться с другими животными на улице. Можно приручать животных из леса. ПОЛЕЗНЫЕ: Животное нужно обязательно прививать. Кормить только правильным, подходящим кормом. Выгуливать в специальных местах. Бери животных с улицы только под контролем родителей. Играть и уделять домашнему животному внимание. Проверяйте животное у врача хотя бы раз в год. - Спасибо, господа ветеринары, ваши советы очень пригодятся! А кому ещё вы сможете рассказать об этом? (Родителям, братьям и сёстрам, друзьям) - Какие вы молодцы! Сразу видно, что любите животных. | Личностные: обучающиеся владеют навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками); проявляют уважительное отношение к домашним животным. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; понимают смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию)), познавательные УУД (осуществляют разносторонний анализ объекта (содержание услышанного и прочитанного произведения); овладевают некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями), коммуникативные УУД (адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; отвечают на вопросы по прочитанному произведению;). Предметные: демонстрируют умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текста рассказа Д. Тихомирова «Находка», участвуют в обсуждении произведения, умеют высказывать отношение к поступкам героев, оценивают поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил. |
6. Домашнее задание | Методы обучения: Методы воспитания: | - Домашним заданием у вас будет – пересказ рассказа «Находка». - Открываем дневники. - Сейчас Даша скажет нам, куда мы должны записать домашнее задание. (Четверг, 4 урок) - Поставили точку на нужную строчку и записываем: стр 50-51 пересказ *пишу на доске* | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач) |
7. Рефлексия. Подведение итогов Задача: инициировать содержательную рефлексию обучающихся, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции | Методы обучения: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы воспитания: Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. - С каким рассказом мы сегодня знакомились? (Находка) - Кто автор? (Дмитрий Тихомиров) - Как звучала первая задача? (1. Познакомиться с содержанием рассказа.) - Мы решили её? Как? (прочитали по цепочке) - Как звучала вторая задача? (2. Ответить на вопросы и обсудить.) - Мы её решили? Как? (Ответили на вопросы из учебника) - Спасибо! Вы сегодня были очень активны. - На партах у вас появились карточки. - Поднимите карточку с весёлым щенком, если вам было на уроке интересно и не было трудностей. - Поднимите карточку с задумчивым щенком, если было сложновато и нужно еще повторить. - Поднимите грустного щенка, если было не интересно. - Спасибо! Я рада, что так много весёлых щенков. - Я хочу поблагодарить за правильные ответы… За активность… За выразительность. - Спасибо за урок, до свидания! | Личностные: обучающиеся владеют навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию собственной деятельности), коммуникативные УУД (адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; отвечают на вопросы по прочитанному произведению;). |