СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДНЕВНИК СТАЖИРОВКИ по направлению подготовки БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ послужит помощью для школьного библиотекаря при прохождении курса переподготовки. Цель стажировки заключается в отработке навыков деятельности библиотекаря в школьной библиотеке или информационно-библиотечном центре образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«ДНЕВНИК СТАЖИРОВКИ по направлению подготовки БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





дневник стажировки


по направлению подготовки


Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе



Исмаиловой Эльмаз Энверовны



слушателя-стажера

курса профессиональной переподготовки


«Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»


проходившего стажировку в

муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Михайловская средняя школа» Сакского района Республики Крым



в период с 18.10 по 31.10.2019 г.




Руководитель практики: Зинченко Анжелика Николаевна, педагог-библиотекарь



Руководитель ОО _________/ /____________________/

1. Краткая характеристика организации, на базе которой проходит стажировка

К сожалению, отсутствуют архивные документы, касающиеся точного времени основания Михайловской школы. Известно, что появилась она во второй половине ХIХ века, приблизительно в 1875 году. Инициатором ее создания было земство. Планировалась школа как начальная, после Великой Отечественной войны была преобразована в семилетку, затем в восьмилетнюю, а с 1995 года стала полной средней.

Население Михайловки росло, и к школе пристраивались новые помещения: классы, спортивный зал, мастерские. Появилось новое здание начальной школы, хозяйственные постройки. Не были забыты учителя: на территории школы появился дом для трех учительских семей. Старожилы села помнят Е.В.Филевскую. Дочь священника, образованная и интеллигентная, она всю жизнь посвятила народному образованию. М.Ф.Мельник перед войной совсем молоденькой приехала на практику, вышла замуж, и проработала в школе до пенсии. Помнят в Михайловке и В.М.Суликовскую.

Ушли из жизни эти славные труженицы, но благодарная память о них сохраняется в сердцах их учеников. О прошлом напоминают не только школьные кабинеты, но и огромные деревья, дающие тень и прохладу в знойные дни. Перед фасадом школы в мае буйно цветет сирень. Она была посажена более 50 лет назад, ее аромат заполняет классы, выходящие окнами на улицу Школьную.

Многое сделали по благоустройству школы, укреплению материально-технической базы, успешному обеспечению учебно-воспитательного процесса ее директора: И.Г.Матвеев, Р.Д.Болдырева, М.П.Гудим, Т.А.Степаненко, Р.Н. Гурова. Вместе с учителями: Р.М. Тахновской, Р.А. Акуленко, Н.А. Ухановой, Т.К. Краммер, Л.П. Кравченко, Н.Н.Июдиной, Л.И. Черномазовой, М.А.Перепелицей, М.М. Варфоломеевой, В.Н.Головастовой, В.С.Коцкой, Л.Н.Солдатовой, Н.Я.Стадницкой, З.А. Белой они воспитали не одно поколение михайловцев.

В 2014 году Михайловская общеобразовательная школа I-III ступеней Сакского районного совета Автономной Республики Крым была переименована в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя школа» Сакского района Республики Крым.


2. Цели и задачи стажировки

Цель стажировки заключается в отработке навыков деятельности библиотекаря в школьной библиотеке или информационно-библиотечном центре образовательной организации.

Задачи стажировки:

– овладеть умением проводить эффективную библиотечную работу в школьной библиотеке или информационно-библиотечном центре образовательной организации;

– закрепить умение работать с библиотечным фондом образовательной организации;

– совершенствовать навыки применения современных технологий при работе с библиотечными фондами, организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий в общеобразовательной организации;

– развивать способности к профилактике и разрешению сложных организационных, образовательных, психологических и эмоциональных ситуаций;

– отработать навыки применения здоровьесберегающих методов работы с учащимися



3. План стажировки


Планируемые формы работы

Сроки проведения

1

Ознакомление с документацией по проведению стажировки

18.10.2019

2

Установление даты проведения стажировки

18.10.2019

3

Изучение литературы по теме стажировки

18.10.2019

4

Подготовка плана проведения стажировки

21.10.2019

5

Проведение стажировки

18.10 – 31.10.2019

6

Подготовка отчета о прохождении стажировки

01.11.2019


4. Содержание стажировки (заполняется ежедневно)


Дата

Вид деятельности

Примечание

18.10

Знакомство с библиотекой – базой практики

В процессе знакомства с библиотекой и экскурсией установлено:

  • история школьной библиотеки;

  • состав читателей;

  • основные направления деятельности библиотеки;

  • фонд библиотеки (какие виды документов ведутся в библиотеке, организация фонда, виды расстановки, организация открытого доступа);

  • организация обслуживания на абонементе и в читальном зале;

  • состав справочно-библиографического аппарата библиотеки.

21.10

Управление библиотекой

Изучение основных регламентирующих документов библиотеки (Устава, Положения о библиотеке, правил пользования библиотекой, должностной инструкции и т.д.)

22.10

Планирование библиотечной деятельности, методическая деятельность

Знакомство с планом работы библиотеки:

  • наличие годового плана работы школьной библиотеки и приложения к нему;

  • совместный план работы с методическим объединением;

  • изучение методических материалов, имеющихся в библиотеке.

23.10

Изучение и учет библиотечного фонда

Изучение количественного анализа фонда – процент прироста фонда за год, процент выбытия, определение средних показателей в работе библиотеки.

Изучение системы отчетных документов:

  • книга суммарного учета библиотечного фонда – поступление документов (раздел 1);

  • инвентарная книга;

  • составление акта списания книг (по ветхости или другим причинам)

  • занесение данных о выбытии в раздел 2 «Книги суммарного учеты».

Занесение данных о списании в «Инвентарную книгу»

24.10

Учет и отчетность библиотеки

Изучение учетных форм, использующихся в библиотеке.

Изучение отчета о работе библиотеки за прошедший учебный год:

  • структура отчета (основные разделы);

  • основные контрольные показатели библиотеки за отчетный период;

  • наиболее интересные мероприятия по всем направлениям деятельности библиотеки.

25.10

Справочно-библиографический аппарат библиотеки

Изучение каталогов и картотек библиотеки.

Работа с одной из имеющихся картотек:

  • изучение структуры картотеки;

  • проверка правильности расстановки карточек;

  • заполнение документов и расстановка карточек в картотеку.

28.10

Разработка библиотечного урока «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева»

Изучение подготовки и проведения библиотечного урока. Разработка темы, формы урока, читательского назначения в соответствии с планом работы библиотеки.

В период подготовки урока подобрать нужный материал, составить сценарий. Оформить книжную выставку.

29.10

Проведение библиотечного урока: «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева»



Проведение библиотечного урока: «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева» для учащихся 5-11 классов, с использованием технологий:

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • ЗОЖ;

  • Личностно-ориентированная технология;

  • Рефлексия.

План конспект мероприятия прилагается.

30.10

Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале

Во время работы в школьной библиотеке необходимо:

  1. осуществлять прием и выдачу документов;

  2. проводить консультации во время записи читателей в библиотеку;

  3. проводить рекомендательные беседы, также беседы о прочитанном;

  4. принимать участие в подведении итогов работы за день

  5. заполнять Дневник библиотеки.

31.10

Библиографическое информирование пользователей, формирование информационно-библиографической культуры пользователей библиотеки

Изучение картотеки абонементов и тем библиографического информирования. Составление информационного сообщения читателям библиотеки о новой литературе.

Работа с читателями: консультирование по вопросам пользования традиционных каталогов и картотек, заполнения требований на литературу.


  1. Отчет (пишется в свободной форме 3-5 стр.)


Отчет о стажировке

Производственная практика (стажировка) – составная часть подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов. Она является связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их самостоятельной работой в учреждениях, вооружает обучающихся первоначальным практическими навыками и опытом.

Стажировка основана на системно-деятельном методе организации деятельности библиотекаря в школьной библиотеке или информационно-библиотечном центре образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС, должностными инструкциями работников образования, а также федеральными и локальными нормативно-регулирующими документами.

В результате прохождения стажировки слушатель должен:

знать: современные методы и технологии проведения эффективной библиотечной работы с библиотечными фондами, а также в сфере организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий в общеобразовательной организации с применением здоровьесберегающих форм работы с учащимися;

уметь: применять современные методы и технологии проведения эффективной библиотечной работы с библиотечными фондами, а также в сфере организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий в общеобразовательной организации с использованием здоровьесберегающих форм работы с учащимися;

владеть: навыками применения современных методов и технологий проведения эффективной библиотечной работы с библиотечными фондами, а также в сфере организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий в общеобразовательной организации с использованием здоровьесберегающих форм работы с учащимися.

Стажировка была организована по направлению профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе».

Формой проведения стажировки являлась лабораторная. В качестве лаборатории была использована школьная библиотека муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя школа» Сакского района Республики Крым, отвечающего требованиям ФГОС.

График проведения стажировки был составлен на основании графика учебного процесса. Стажировка проводилась в данном ОУ в период с 18 октября по 31 октября 2019г. Руководителем стажировки является Зинченко А.Н., педагог-библиотекарь.

Библиотека школы является основным подразделением, обеспечивающим учебный процесс учебными и учебно-методическими материалами.

Ее функциональной задачей является обеспечение учебного процесса разного рода учебной и дополнительной (вспомогательной) информацией на основе широкого предложения учебной литературы и периодики.

Библиотека школы занимает изолированное помещение. Абонемент, читальный зал и книгохранилище объединены. В читальном зале имеются 6 посадочных мест, выставочные стеллажи с рекомендуемой литературой; оформлены книжные выставки; стенды с информацией для пользователей.

Качество книжного фонда зависит от степени устареваемости. Книжный фонд постоянно обновляется. Его формирование происходит в соответствии с нормами обеспеченности учебной литературой. 

Фонд школьной библиотека представлен учебной, учебно-методической, справочной и художественной литературой. Имеется фонд дополнительной литературы, необходимый для организации учебно-воспитательного процесса, а также представляющие интерес для организации досуга читателей. 

Количество учащихся школы составляет 209 чел., количество учителей – 17 чел. Количество пользователей библиотекой по состоянию на 18.10.2019г. составляет 115 чел., из них: 20 человек - преподаватели, администрация школы и другие работники.

Количество посещений в день (в среднем): 15 чел.

Количество книговыдач в день (в среднем): 12 чел.

Читаемость по прошлому году – 32%

Основными читателями являются обучающиеся и педагоги: регулярно обращаются в библиотеку за материалом для подготовки рефератов, для подготовки к учебным занятиям, пользуются информационными ресурсами для проведения классных часов и воспитательных мероприятий различной тематики. В библиотеке имеется Wi-Fi для беспроводных сетей, что позволяет студентам самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в электронном виде. В связи с расширением информационных услуг библиотеки, обучающиеся и педагоги смогли использовать ресурсы сети Интернет для подготовки рефератов и докладов к урокам, т.к. имеется доступ к работе за компьютером.

В результате прохождения производственной практики в данной библиотеке мною были приобретены следующие практические навыки, общие и профессиональные компетенции:

  • Управление библиотекой

  • Планирование библиотечной деятельности, методическая деятельность

  • Изучение и учет библиотечного фонда

  • Учет и отчетность библиотеки

  • Справочно-библиографический аппарат библиотеки

  • Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале

  • Библиографическое информирование пользователей, формирование информационно-библиографической культуры пользователей библиотеки

  • Подготовка и проведение форм массового и индивидуального обслуживания разных категорий пользователей, а именно разработка и проведение библиотечного урока

  • Ведение деловых бесед

  • Просветительская работа среди разных категорий пользователей

  • Организация делового общения и формирование информационной культуры читателей

  • Использование информационных и коммуникационных технологий на различных этапах профессиональной деятельности

Общие выводы:

Библиотечно-информационный центр играет большую роль в учебно-воспитательном процессе для достижении целей образования и задач ОУ. Образовательной частью работы библиотеки является планомерное (в сотрудничестве с педагогами) обучение обучающихся навыкам работы с информацией.

Личностно-ориентированный подход предполагает наличие фонда художественной, методической и учебной литературы для развития всех пользователей библиотеки. Но качественный состав основного фонда не совсем соответствует современным требованиям учебно-воспитательного процесса. Недостаточно современной познавательной литературы, научно-популярной литературы по здоровому образу жизни и выбору профессии, а также обновленной художественной литературы для младших классов.

Учебный фонд комплектуется согласно программам по Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе школы.

Анализируя работу, можно сказать, что в работе применяются разнообразные формы работы с пользователями БИЦ, повышается интерес пользователей к возможностям быстрого поиска информации, как в библиотеке, так и в Интернете.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!