ООО «Инфоурок»
ДНЕВНИК
стажировки
Кучерявой Татьяны Васильевны,
слушателя-стажера
курсов профессиональной переподготовки
(название курса в соответствии с учебным планом),
проходившего стажировку в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Степная средняя общеобразовательная школа»
в период с 10 августа 2020 г. по 20 августа 2020 г.
Руководитель стажировки: Сайфутдинова Мария Васильевна, директор.
Руководитель УО МП / __________/ /Сайфутдинова М.В./
подпись ФИО
Краткая характеристика образовательной организации, на базе которой проходит стажировка.
Наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степная средняя общеобразовательная школа».
Сокращённо: МБОУ «Степная СОШ»
Адрес:462743 Оренбургская область, Светлинский район, посёлок Степной, улица Бузулукская, дом 1.
Телефон (факс) 7 (35366)2-44-30
e – mail:[email protected]
Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.
Некоммерческая организация, созданная Оренбургской областью для оказания услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере образования. Учреждение является юридическим лицом. Школа предоставляет право на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. В школу принимаются дети с 6 лет на основании заявлений родителей.
Основной язык образования - русский. Дополнительный язык –немецкий. Обучение осуществляется на нескольких уровнях: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Численность обучающихся: 45человек.
Учебный год составляет: 1-4, 9, 11 классы - 34 учебных недели, 5-8, 10 – 35 учебных недель.Продолжительность учебной недели: 1 - 11 классы - 5 дней. Занятия проводятся в одну смену. Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа объединений, секций, элективных занятий, общешкольные и классные воспитательные мероприятия.
Учебный год - с 1 сентября по 31 мая.
Учебные занятия – начинаются с 9.00 до 17.00, продолжительность урока - 45 минут.
ДиректорМБОУ «Степная СОШ», действующий на основании устава:Сайфутдинова Мария Васильевна.
2. Цели стажировки: освоение и закрепление совокупности методов, приемов и технологий психолого – коррекционной работы в образовательных учреждениях.
3. Отчет.
Дата | Вид деятельности | Примечание |
10.08 | Составление характеристики образовательного учреждения, знакомство с уставными документами, преподавательским и ученическим составами. | Общеобразовательное учреждение МБОУ «Степная СОШ» является малокомплектной сельской школой. Уставные документы находятся в идеальном порядке. Преподаватели учреждения имеют большой стаж работы (от 7 до 42 лет). Ученический состав – 46 человек, один из детей находится на индивидуальном обучении. |
11.08 | Ознакомление с документацией школьного психолога. | Анализ документации педагога-психолога, куда входит: ■ график работы педагога-психолога в ОУ; ■ циклограмма работы педагога-психолога; ■ номенклатура дел педагога-психолога ОУ; ■ годовой план работы педагога-психолога; ■ журнал учета видов работы педагога-психолога ОУ; ■ итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год. |
12.08 | Применение методик наблюдения за изучением личностных особенностей детей на этапе адаптации к систематическому школьному обучению, выявление причин дезадаптации(методики «Нарисуй свою семью», «Цветовой тест отношений»). | В ходе занятия будущим первоклассникам предложено нарисовать свою семью, пользуясь (на выбор) цветными карандашами, фломастерами, красками. |
15.08 | Обработка результатов. | Методика «Нарисуй свою семью» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта между психологом и ребёнком, доступна для детей со сниженным интеллектом |
16.08 | Применение методики определения готовности к обучению в среднем звене школы в пятом классе.Применение методики «Несуществующее животное». | В ходе занятия применена методика «Несуществующее животное». Тест помогает понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром. |
17.08 | Обработка результатов. | Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. |
18.08 | Проведение тестирования по «Клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний» (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич) в 9 - 11 классах. | Тестирование проведено с целью выявления невротических и пограничных состояний старшеклассников, связанных с изменением формы обучения в связи с коронавирусной инфекцией (Ковид - 19). |
19.08 | Обработка результатов тестирования. | Обработка результатов происходила по шкалам: тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические нарушения, вегетативные нарушения. |
20.08 | Презентация для родителей онлайн. | Показ презентации «Психологическая помощь детям в кризисные периоды жизни» |
21.08 | Заполнение дневника и отчета по практике. | В процессе заполнения осуществлен анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста, проанализировано свое поведение как педагога-психолога в направлении планирования будущей психологической деятельности. |
4. Отчет по практике
Основная цель стажировки - овладение профессиональными компетенциями психологического сопровождения образовательного процесса с учетом специфики учреждения. В основе стажировки- системно-деятельностный подход и требования ФГОС.
В первую очередь я познакомилась с программой стажировки и определилась с местом прохождения практики. Затем составила краткую характеристику образовательного учреждения и познакомилась с основными уставными документами.Специальная документация – это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
В организационно-методическую документацию школьного психолога входят следующие основные документы:
■ график работы педагога-психолога в ОУ;
■ циклограмма работы педагога-психолога;
■ номенклатура дел педагога-психолога ОУ;
■ годовой план работы педагога-психолога;
■ журнал учета видов работы педагога-психолога ОУ;
■ итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год.
Затем педагог-психолог школы рассказал о своей деятельности в МБОУ «Степная СОШ».
С будущими первоклассниками было проведено занятие «Нарисуй свою семью». Тест «Нарисуй свою семью» используется для исследования семейной ситуации и чувств, которые испытывает ребёнок по отношению к членам семьи. Рисунок семьи используется часто для работы с детьми, для исследования личности ребенка, его чувств по отношению к отдельным членам семьи, к семье в целом, его чувств в отношении себя самогов контексте семейных отношений, ощущения того места, которое он занимает в семье. Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Её рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Выявлено отклонение во взаимоотношениях внутри семьи у двоих детей. У остальных первоклассников отклонений в воспитании в семье нет. Даны рекомендации родителям по коррекции взаимоотношений с детьми в семье.
Мной была применена методика определения готовности к обучению в среднем звене школы в пятом классе, в частности методика «Несуществующее животное». Было проведенотестирование.
Перед этим прошло инструктирование пятиклассников: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, ее творческого потенциала.Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.
Методика “Несуществующее животное”.
Для изучения личности младшего школьника в частности наличия агрессивности, можно использовать проективный тест “несуществующее животное”. Тест основан на концепции психомоторной связи состояния и подсознательных движений руки доминирующего полушария. Детям предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Тест проводится индивидуально и в группе. Для работы потребуется лист белой бумаги, простой карандаш, резинка. Тест оценивается по
- силе нажима карандаша на лист, прорисовка линий;
- расположение рисунка в четырех квадратах;
- оценивание центральной, смысловой части фигуры (головы или заменяющие ее детали);
- оценивание опорной части фигуры (ноги, лапы);
- оценивание дополнительных деталей (щупальца, хвост, крылья и т.д.)
- название рисунка.
Инструкция
Инструкция:
"Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".
Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант):
«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.
В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.
Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).
Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.
Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.
Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.
Желаем Вам творческих успехов!»
Анализ
Интерпретация.
Общие замечания.
Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного, построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей, доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Положение рисунка на листе.
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция:
неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).
Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры.
К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и одно направленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и не бональность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты.
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры.
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия.
Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Линии.
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Типы животных.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Агрессивность.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности.
Выражены, обычно, количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название.
Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).
Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К.Яхин, Д.М.Менделевич)
Шкалы: тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические нарушения, вегетативные нарушения
Назначение теста Применяется для выявления и оценки невротических состояний. Разработан в 1978 году.
Инструкция к тесту Испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе:
5 баллов – никогда не было,
4 балла – редко,
3 балла – иногда,
2 балла – часто,
1 балл – постоянно или всегда.
Тестовый материал Ваш сон поверхностный и неспокойный?
Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней энергичности?
После сна Вы чувствуете себя усталым и «разбитым» (неотдохнувшим)?
У Вас плохой аппетит?
У Вас бывают ощущения сдавливания в груди и чувство нехватки воздуха при волнениях или расстройствах?
Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-либо тревожит?
Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
Чувствуете ли Вы у себя повышенную утомляемость, усталость?
Замечаете ли Вы, что прежняя работа дается Вам труднее и требует больших усилий?
Замечаете ли Вы, что стали более рассеянным и невнимательным забываете куда положили какую-нибудь вещь или не можете вспомнить, что только собирались делать?
Вас беспокоят навязчивые воспоминания?
Бывает ли у Вас ощущение какого-то беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин и нет?
У Вас возникает страх заболеть тяжелым заболеванием (рак, инфаркт, психическое заболевание и т.д.)?
Вы не можете сдерживать слезы и плачете?
Замечаете ли Вы, что потребность в интимной жизни для Вас стала меньше или даже стала Вас тяготить?
Вы стали более раздражительны и вспыльчивы?
Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
Проверяете ли Вы многократно выполненные действия: выключен ли газ, вода, электричество, заперта ли дверь и т.д.?
Беспокоят ли Вас боли или неприятные ощущения в области сердца?
Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает так плохо с сердцем, что Вам приходится принимать лекарства или даже вызывать «скорую помощь»?
Бывает ли у Вас звон в ушах или рябь в глазах?
Бывают ли у Вас приступы учащенного серцебиения?
Вы так чувствительны, что громкие звуки, яркий свет и резкие краски раздражают Вас?
Испытываете ли Вы в пальцах рук и ног, или в теле покалывание, ползание мурашек, онемение или другие неприятные ощущения?
У Вас бывают периоды такого беспокойства. Что Вы даже не можете усидеть на месте?
Вы к концу работы так сильно устаете, что Вам необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо?
Ожидание Вас тревожит и нервирует?
У Вас кружится голова и темнеет в глазах, если Вы резко встанете или наклонитесь?
При резком изменении погоды у Вас ухудшается самочувствие?
Вы замечали, как у Вас непроизвольно подергиваются голова и плечи, или веки, скулы, особенно, когда Вы волнуетесь?
У Вас бывают кошмарные сновидения?
Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
Ощущаете ли Вы комок в горле при волнении?
Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать, и Вы ощущаете себя одиноким?
Испытываете ли Вы затруднения при глотании пищи, особенно Вы волнуетесь?
Вы обращали внимание на то, что руки или ноги у Вас находятся в беспокойном движении?
Беспокоит ли Вас, что вы не можете освободиться от постоянно возвращающихся навязчивых мыслей (мелодия, стихотворение, сомнения)?
Вы легко потеете при волнениях?
Бывает ли у Вас страх оставаться в одиночестве в пустой квартире?
Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
У Вас бывают головокружения или тошнота к концу рабочего дня?
Вы плохо переносите транспорт (Вас «укачивает» и Вам становится дурно)?
Даже в теплую погоду ноги и руки у вас холодные (зябнут)?
Легко ли Вы обижаетесь?
У Вас бывают навязчивые сомнения в правильности Ваших поступков или решений?
Не считаете ли Вы, что Ваш труд на работе или дома недостаточно оценивается окружающими?
Вам часто хочется побыть одному?
Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?
Проставленные испытуемыми баллы переводятся в соответствующие диагностические коэффициенты.
Шкала тревоги
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
6 | -1,33 | -0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 |
12 | -1,08 | -1,3 | -0,6 | 0,37 | 1,44 |
26 | -1,6 | -1,34 | -0,4 | -0.6 | 0,88 |
28 | -1,11 | 0 | 0,54 | 1,22 | 0,47 |
32 | -0,9 | -1,32 | -0,41 | 0,41 | 1,3 |
33 | -1,19 | -0,2 | 1 | 1,04 | 0,4 |
37 | -0,78 | -1,48 | -1,38 | 0,11 | 0,48 |
41 | -1,26 | -0,93 | -0,4 | 0,34 | 1,24 |
50 | -1,23 | -0,74 | 0 | 0,37 | 0,63 |
61 | -0,92 | -0,36 | 0,28 | 0,56 | 0,1 |
Шкала невротической депрессии
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
2 | -1,58 | -1,45 | -0,41 | 0,7 | 1,46 |
7 | -1,51 | -1,53 | -0,34 | 0,58 | 1,4 |
15 | -1,45 | -1,26 | -1 | 0 | 0.83 |
17 | -1,38 | -1,62 | -0,22 | 0,32 | 0,75 |
18 | -1,3 | -1,5 | -0,15 | 0,8 | 1,22 |
35 | -1,34 | -1,34 | -0,5 | 0,3 | 0,73 |
48 | -1,2 | -1,23 | 0,36 | 0,56 | 0,2 |
49 | -1,08 | -1,08 | -1, 18 | 0 | 0,46 |
58 | -1,2 | -1,26 | -0,37 | 0.21 | 0,42 |
68 | -1,08 | -0,54 | -0,1 | 0,25 | 0,32 |
Шкала астении
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
3 | -1,51 | -1,14 | -0,4 | 0,7 | 1,4 |
8 | -1,5 | -0,33 | 0,9 | 1,32 | 0,7 |
9 | -1,3 | -1,58 | -0,6 | 0,42 | 1 |
10 | -1,62 | -1,18 | 0 | 0,79 | 1,18 |
14 | -1,56 | -0,7 | -0,12 | 0,73 | 1,35 |
16 | -1,62 | -0,6 | 0,26 | 0,81 | 1,24 |
24 | -0,93 | -0,8 | -0,1 | 0,6 | 1,17 |
27 | -1,19 | -0,44 | 0,18 | 1,2 | 1,08 |
45 | -1,58 | -0,23 | 0,34 | 0,57 | 0,78 |
62 | -0,5 | -0,56 | 0,38 | 0,56 | 0 |
Шкала истерического типа реагирования
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
5 | -1,41 | -1,25 | -0,5 | 0,4 | 1,53 |
21 | -1,2 | -1,48 | -1,26 | -0,18 | 0,67 |
31 | -1,15 | -1,15 | -0,87 | -0,1 | 0,74 |
34 | -1,48 | -1,04 | -0,18 | 1,11 | 0,5 |
35 | -1,34 | -1,34 | -0,52 | 0,3 | 0,73 |
36 | -1,3 | -1,38 | -0,64 | -0,12 | 0,66 |
45 | -1,58 | -0,23 | 0,34 | 0,57 | 0,78 |
47 | -1,38 | -1,08 | -0,64 | -0,1 | 0,52 |
49 | -1,08 | -1,08 | -1,18 | -0,1 | 0,46 |
57 | -1,2 | -1,34 | -0,3 | 0 | 0,42 |
64 | -0,6 | -1,26 | -1,08 | -0,38 | 0,23 |
Шкала обсессивно-фобических нарушений
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
11 | -1,38 | -1,32 | -0,3 | 0,3 | 1,2 |
13 | -1,53 | -1,38 | -0,74 | 0,23 | 0,9 |
19 | -1,32 | -0,63 | 0 | 0,99 | 1,2 |
38 | -0,9 | -1,17 | -0,43 | 0,37 | 0,69 |
40 | -1,38 | -0,67 | -0,81 | 0,18 | 0,64 |
46 | -1,34 | -1,2 | 0,1 | 0,54 | 0,43 |
53 | -0,78 | -1,5 | -0,35 | 0,27 | 0,36 |
56 | -0,3 | -1,2 | -1,3 | -0,67 | 0,33 |
61 | -0,92 | -0,36 | 0,28 | 0,56 | 0.1 |
66 | -1 | -0,78 | -1,15 | -0,52 | 0,18 |
Шкала вегетативных нарушений
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
1 | -1,51 | -1,6 | -0,54 | 0,5 | 1,45 |
4 | -1,56 | -1,51 | -0,34 | 0,68 | 1,23 |
6 | -1,33 | -0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 |
20 | -1,3 | -1,58 | -0,1 | 0,81 | 0,77 |
22 | -1,08 | -1,5 | -0,71 | 0.19 | 0,92 |
23 | -1,8 | -1,4 | -0,1 | 0,5 | 1,22 |
25 | -1,15 | -1,48 | -1 | 0,43 | 0,63 |
29 | -1,6 | -0,5 | -0,3 | 0,62 | 0,9 |
30 | -1,34 | -0,7 | -0,17 | 0,42 | 0,85 |
32 | -0,9 | -1,32 | -0,41 | 0,42 | 1,19 |
39 | -1,56 | -0,43 | -0,1 | 0,48 | 0,76 |
42 | -1,3 | -0,97 | -0,4 | -0,1 | 0,7 |
43 | -1,11 | -0,044 | 0 | 0,78 | 0,45 |
44 | -1,51 | -0,57 | -0,26 | 0,32 | 0,63 |
51 | -1,34 | -0,78 | 0,2 | 0,31 | 1,4 |
52 | -0,97 | -0,66 | -0,14 | 0,43 | 0,77 |
54 | -0,93 | -0,3 | 0,13 | 0,93 | 0,6 |
57 | -1,2 | -1,34 | -0,3 | 0 | 0,42 |
59 | -1,08 | -0,83 | -0,26 | 0,24 | 0,55 |
63 | -0,9 | -1,15 | -1 | -0,1 | 0,25 |
65 | -1 | -1,26 | -0,22 | -0,43 | 0,27 |
67 | -0,7 | -0,42 | -0,55 | 0,18 | 0,4 |
Интерпретация результатов теста Суммируют диагностические коэффициенты по шести шкалам и выстраивают график. Показатели:
больше +1,28 – указывает на уровень здоровья,
меньше –1,28 – болезненный характер выявляемых расстройств.
Для родителей была представлена презентация онлайн , в которой была предложена психологическая помощь преодоления кризисных для ребёнка периодов: первый класс, пятый класс, экзамены.
Результатом стажировки стало написание отчета по практике и заполнение дневника, подготовка презентации и конспекта воспитательного мероприятия. В отчетной документации отражены профессиональные компетенции педагога-психолога, отражающие специфику работы в образовательных учреждениях, а также личностные компетенции педагога-психолога, способность средствами педагогики, психологии и методики профессионального образования формировать базовые гуманистические ценностные ориентации у обучающихся с учетом их индивидуальных физиологических и психологических особенностей.
Основные трудности возникли при разработке конспекта воспитательного мероприятия, так как данную деятельность необходимо было согласовывать с несколькими педагогами, а также трудности в подборе упражнений конкретно для нужной группы детей, так как информации очень много, а отобрать нужные задания помогает только опыт и знания. Поэтому необходимо было использовать в подготовке конспектов специальную школьную и научно-методическую литературу, наглядные пособия и использование дидактического материала. Стажировка проводилась под руководством педагога-психолога, что помогало справиться с трудностями.
Перед прохождением практики мною была изучена психолого-педагогическая литература, а также были изучены возрастные особенности младшего школьного возраста, статьи и методики психологической диагностики «трудных» детей, проанализированы задачи и направления работы психолога в школе, изучена должностная инструкция психолога, изучена работа психолога с родителями и педагогами школы. Это позволило детально разобраться в работе психолога, выделить оптимальные формы и методы работы психолога с детьми.
Для прохождения практики были созданы все условия, а именно было своевременно получено задание для практики, при возникновении трудностей в процессе написания работы были проведены консультации с научным руководителем, обеспечение методическими материалами, была своевременно предоставлена программа практики и формы отчетной документации.
В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовала профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с коллегами-психологами, в написании практических конспектов и материалов.
Для реализации поставленных целей практики создавала особую атмосферу общения, совместной деятельности, что и позволило достичь требуемого результата.
В целом стажировка мне понравилась. Консультирование научного руководителя, обеспечение методическими материалами по проблеме исследования помогли мне быстро и беспрепятственно подготовить практический материал.