СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник стажировки школьного психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дневник стажировки  школьного психолога составлен на основании собственного опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Дневник стажировки школьного психолога»

ООО «Инфоурок»



ДНЕВНИК

стажировки

Кучерявой Татьяны Васильевны,

слушателя-стажера

курсов профессиональной переподготовки


(название курса в соответствии с учебным планом),

проходившего стажировку в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Степная средняя общеобразовательная школа»


в период с 10 августа 2020 г. по 20 августа 2020 г.





Руководитель стажировки: Сайфутдинова Мария Васильевна, директор.


Руководитель УО МП / __________/ /Сайфутдинова М.В./

подпись ФИО






  1. Краткая характеристика образовательной организации, на базе которой проходит стажировка.

  2. Наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степная средняя общеобразовательная школа».

  3. Сокращённо: МБОУ «Степная СОШ»

  4. Адрес:462743 Оренбургская область, Светлинский район, посёлок Степной, улица Бузулукская, дом 1.

  5. Телефон (факс) 7 (35366)2-44-30

  6. e – mail:[email protected]

  7. Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.

  8. Некоммерческая организация, созданная Оренбургской областью для оказания услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере образования. Учреждение является юридическим лицом. Школа предоставляет право на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. В школу принимаются дети с 6 лет на основании заявлений родителей.

  9. Основной язык образования - русский. Дополнительный язык –немецкий. Обучение осуществляется на нескольких уровнях: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

  10.  Численность обучающихся: 45человек.

  11. Учебный год составляет: 1-4, 9, 11 классы - 34 учебных недели, 5-8, 10 – 35 учебных недель.Продолжительность учебной недели: 1 - 11 классы - 5 дней. Занятия проводятся в одну смену. Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа объединений, секций, элективных занятий, общешкольные и классные воспитательные мероприятия.

  12. Учебный год - с 1 сентября по 31 мая.

  13. Учебные занятия – начинаются с 9.00 до 17.00, продолжительность урока - 45 минут.

  14. ДиректорМБОУ «Степная СОШ», действующий на основании устава:Сайфутдинова Мария Васильевна.



2. Цели стажировки: освоение и закрепление совокупности методов, приемов и технологий психолого – коррекционной работы в образовательных учреждениях.

3. Отчет.


Дата

Вид деятельности

Примечание

10.08

Составление характеристики образовательного учреждения, знакомство с уставными документами, преподавательским и ученическим составами.

Общеобразовательное учреждение МБОУ «Степная СОШ» является малокомплектной сельской школой. Уставные документы находятся в идеальном порядке. Преподаватели учреждения имеют большой стаж работы (от 7 до 42 лет). Ученический состав – 46 человек, один из детей находится на индивидуальном обучении.

11.08

Ознакомление с документацией школьного психолога.

Анализ документации педагога-психолога, куда входит:

■ график работы педагога-психолога в ОУ;

■ циклограмма работы педагога-психолога;

■ номенклатура дел педагога-психолога ОУ;

■ годовой план работы педагога-психолога;

■ журнал учета видов работы педагога-психолога ОУ;

■ итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год.


12.08

Применение методик наблюдения за изучением личностных особенностей детей на этапе адаптации к систематическому школьному обучению, выявление причин дезадаптации(методики «Нарисуй свою семью», «Цветовой тест отношений»).

В ходе занятия будущим первоклассникам предложено нарисовать свою семью, пользуясь (на выбор) цветными карандашами, фломастерами, красками.

15.08

Обработка результатов.

Методика «Нарисуй свою семью» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта между психологом и ребёнком, доступна для детей со сниженным интеллектом

16.08

Применение методики определения готовности к обучению в среднем звене школы в пятом классе.Применение методики «Несуществующее животное».

В ходе занятия применена методика «Несуществующее животное». Тест помогает понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

17.08

Обработка результатов.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция:

неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

18.08

Проведение тестирования по «Клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний» (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич) в 9 - 11 классах.

Тестирование проведено с целью выявления невротических и пограничных состояний старшеклассников, связанных с изменением формы обучения в связи с коронавирусной инфекцией (Ковид - 19).

19.08

Обработка результатов тестирования.

Обработка результатов происходила по шкалам: тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические нарушения, вегетативные нарушения.

20.08

Презентация для родителей онлайн.

Показ презентации «Психологическая помощь детям в кризисные периоды жизни»

21.08

Заполнение дневника и отчета по практике.



В процессе заполнения осуществлен анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста, проанализировано свое поведение как педагога-психолога в направлении планирования будущей психологической деятельности.





4. Отчет по практике


Основная цель стажировки - овладение профессиональными компетенциями психологического сопровождения образовательного процесса с учетом специфики учреждения. В основе стажировки- системно-деятельностный подход и требования ФГОС.

В первую очередь я познакомилась с программой стажировки и определилась с местом прохождения практики. Затем составила краткую характеристику образовательного учреждения и познакомилась с основными уставными документами.Специальная документация – это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

В организационно-методическую документацию школьного психолога входят следующие основные документы:

■ график работы педагога-психолога в ОУ;

■ циклограмма работы педагога-психолога;

■ номенклатура дел педагога-психолога ОУ;

■ годовой план работы педагога-психолога;

■ журнал учета видов работы педагога-психолога ОУ;

■ итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год.

Затем педагог-психолог школы рассказал о своей деятельности в МБОУ «Степная СОШ».

С будущими первоклассниками было проведено занятие «Нарисуй свою семью». Тест «Нарисуй свою семью» используется для исследования семейной ситуации и чувств, которые испытывает ребёнок по отношению к членам семьи. Рисунок семьи используется часто для работы с детьми, для исследования личности ребенка, его чувств по отношению к отдельным членам семьи, к семье в целом, его чувств в от­ношении себя самогов контексте семейных отношений, ощу­щения того места, которое он занимает в семье. Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Её рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Выявлено отклонение во взаимоотношениях внутри семьи у двоих детей. У остальных первоклассников отклонений в воспитании в семье нет. Даны рекомендации родителям по коррекции взаимоотношений с детьми в семье.
Мной была применена методика определения готовности к обучению в среднем звене школы в пятом классе, в частности методика «Несуществующее животное». Было проведенотестирование.
Перед этим прошло инструктирование пятиклассников: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, ее творческого потенциала.Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.



Методика “Несуществующее животное”.

Для изучения личности младшего школьника в частности наличия агрессивности, можно использовать проективный тест “несуществующее животное”. Тест основан на концепции психомоторной связи состояния и подсознательных движений руки доминирующего полушария. Детям предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Тест проводится индивидуально и в группе. Для работы потребуется лист белой бумаги, простой карандаш, резинка. Тест оценивается по

- силе нажима карандаша на лист, прорисовка линий;

- расположение рисунка в четырех квадратах;

- оценивание центральной, смысловой части фигуры (головы или заменяющие ее детали);

- оценивание опорной части фигуры (ноги, лапы);

- оценивание дополнительных деталей (щупальца, хвост, крылья и т.д.)

- название рисунка.

Инструкция

Инструкция:

"Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

 Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант):

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.

Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.

Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

Анализ

Интерпретация.

Общие замечания.

Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного, построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей, доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция:

неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры.

К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и одно направленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и не бональность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты.

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры.

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии.

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности.

Выражены, обычно, количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название.

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).


Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К.Яхин, Д.М.Менделевич)

Шкалы: тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические нарушения, вегетативные нарушения

Назначение теста

Применяется для выявления и оценки невротических состояний. Разработан в 1978 году.

Инструкция к тесту

Испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе:

  • 5 баллов – никогда не было,

  • 4 балла – редко,

  • 3 балла – иногда,

  • 2 балла – часто,

  • 1 балл – постоянно или всегда.

Тестовый материал
  1. Ваш сон поверхностный и неспокойный?

  2. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней энергичности?

  3. После сна Вы чувствуете себя усталым и «разбитым» (неотдохнувшим)?

  4. У Вас плохой аппетит?

  5. У Вас бывают ощущения сдавливания в груди и чувство нехватки воздуха при волнениях или расстройствах?

  6. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-либо тревожит?

  7. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?

  8. Чувствуете ли Вы у себя повышенную утомляемость, усталость?

  9. Замечаете ли Вы, что прежняя работа дается Вам труднее и требует больших усилий?

  10. Замечаете ли Вы, что стали более рассеянным и невнимательным забываете куда положили какую-нибудь вещь или не можете вспомнить, что только собирались делать?

  11. Вас беспокоят навязчивые воспоминания?

  12. Бывает ли у Вас ощущение какого-то беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин и нет?

  13. У Вас возникает страх заболеть тяжелым заболеванием (рак, инфаркт, психическое заболевание и т.д.)?

  14. Вы не можете сдерживать слезы и плачете?

  15. Замечаете ли Вы, что потребность в интимной жизни для Вас стала меньше или даже стала Вас тяготить?

  16. Вы стали более раздражительны и вспыльчивы?

  17. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?

  18. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

  19. Проверяете ли Вы многократно выполненные действия: выключен ли газ, вода, электричество, заперта ли дверь и т.д.?

  20. Беспокоят ли Вас боли или неприятные ощущения в области сердца?

  21. Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает так плохо с сердцем, что Вам приходится принимать лекарства или даже вызывать «скорую помощь»?

  22. Бывает ли у Вас звон в ушах или рябь в глазах?

  23. Бывают ли у Вас приступы учащенного серцебиения?

  24. Вы так чувствительны, что громкие звуки, яркий свет и резкие краски раздражают Вас?

  25. Испытываете ли Вы в пальцах рук и ног, или в теле покалывание, ползание мурашек, онемение или другие неприятные ощущения?

  26. У Вас бывают периоды такого беспокойства. Что Вы даже не можете усидеть на месте?

  27. Вы к концу работы так сильно устаете, что Вам необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо?

  28. Ожидание Вас тревожит и нервирует?

  29. У Вас кружится голова и темнеет в глазах, если Вы резко встанете или наклонитесь?

  30. При резком изменении погоды у Вас ухудшается самочувствие?

  31. Вы замечали, как у Вас непроизвольно подергиваются голова и плечи, или веки, скулы, особенно, когда Вы волнуетесь?

  32. У Вас бывают кошмарные сновидения?

  33. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

  34. Ощущаете ли Вы комок в горле при волнении?

  35. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать, и Вы ощущаете себя одиноким?

  36. Испытываете ли Вы затруднения при глотании пищи, особенно Вы волнуетесь?

  37. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги у Вас находятся в беспокойном движении?

  38. Беспокоит ли Вас, что вы не можете освободиться от постоянно возвращающихся навязчивых мыслей (мелодия, стихотворение, сомнения)?

  39. Вы легко потеете при волнениях?

  40. Бывает ли у Вас страх оставаться в одиночестве в пустой квартире?

  41. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

  42. У Вас бывают головокружения или тошнота к концу рабочего дня?

  43. Вы плохо переносите транспорт (Вас «укачивает» и Вам становится дурно)?

  44. Даже в теплую погоду ноги и руки у вас холодные (зябнут)?

  45. Легко ли Вы обижаетесь?

  46. У Вас бывают навязчивые сомнения в правильности Ваших поступков или решений?

  47. Не считаете ли Вы, что Ваш труд на работе или дома недостаточно оценивается окружающими?

  48. Вам часто хочется побыть одному?

  49. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?

Проставленные испытуемыми баллы переводятся в соответствующие диагностические коэффициенты.

Шкала тревоги

Номер вопроса

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6

-1,33

-0,44

1,18

1,31

0,87

12

-1,08

-1,3

-0,6

0,37

1,44

26

-1,6

-1,34

-0,4

-0.6

0,88

28

-1,11

0

0,54

1,22

0,47

32

-0,9

-1,32

-0,41

0,41

1,3

33

-1,19

-0,2

1

1,04

0,4

37

-0,78

-1,48

-1,38

0,11

0,48

41

-1,26

-0,93

-0,4

0,34

1,24

50

-1,23

-0,74

0

0,37

0,63

61

-0,92

-0,36

0,28

0,56

0,1

Шкала невротической депрессии

Номер вопроса

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

2

-1,58

-1,45

-0,41

0,7

1,46

7

-1,51

-1,53

-0,34

0,58

1,4

15

-1,45

-1,26

-1

0

0.83

17

-1,38

-1,62

-0,22

0,32

0,75

18

-1,3

-1,5

-0,15

0,8

1,22

35

-1,34

-1,34

-0,5

0,3

0,73

48

-1,2

-1,23

0,36

0,56

0,2

49

-1,08

-1,08

-1, 18

0

0,46

58

-1,2

-1,26

-0,37

0.21

0,42

68

-1,08

-0,54

-0,1

0,25

0,32

Шкала астении

Номер вопроса

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

3

-1,51

-1,14

-0,4

0,7

1,4

8

-1,5

-0,33

0,9

1,32

0,7

9

-1,3

-1,58

-0,6

0,42

1

10

-1,62

-1,18

0

0,79

1,18

14

-1,56

-0,7

-0,12

0,73

1,35

16

-1,62

-0,6

0,26

0,81

1,24

24

-0,93

-0,8

-0,1

0,6

1,17

27

-1,19

-0,44

0,18

1,2

1,08

45

-1,58

-0,23

0,34

0,57

0,78

62

-0,5

-0,56

0,38

0,56

0

Шкала истерического типа реагирования

Номер вопроса

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

5

-1,41

-1,25

-0,5

0,4

1,53

21

-1,2

-1,48

-1,26

-0,18

0,67

31

-1,15

-1,15

-0,87

-0,1

0,74

34

-1,48

-1,04

-0,18

1,11

0,5

35

-1,34

-1,34

-0,52

0,3

0,73

36

-1,3

-1,38

-0,64

-0,12

0,66

45

-1,58

-0,23

0,34

0,57

0,78

47

-1,38

-1,08

-0,64

-0,1

0,52

49

-1,08

-1,08

-1,18

-0,1

0,46

57

-1,2

-1,34

-0,3

0

0,42

64

-0,6

-1,26

-1,08

-0,38

0,23

Шкала обсессивно-фобических нарушений

Номер вопроса

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

11

-1,38

-1,32

-0,3

0,3

1,2

13

-1,53

-1,38

-0,74

0,23

0,9

19

-1,32

-0,63

0

0,99

1,2

38

-0,9

-1,17

-0,43

0,37

0,69

40

-1,38

-0,67

-0,81

0,18

0,64

46

-1,34

-1,2

0,1

0,54

0,43

53

-0,78

-1,5

-0,35

0,27

0,36

56

-0,3

-1,2

-1,3

-0,67

0,33

61

-0,92

-0,36

0,28

0,56

0.1

66

-1

-0,78

-1,15

-0,52

0,18

Шкала вегетативных нарушений

Номер вопроса

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

1

-1,51

-1,6

-0,54

0,5

1,45

4

-1,56

-1,51

-0,34

0,68

1,23

6

-1,33

-0,44

1,18

1,31

0,87

20

-1,3

-1,58

-0,1

0,81

0,77

22

-1,08

-1,5

-0,71

0.19

0,92

23

-1,8

-1,4

-0,1

0,5

1,22

25

-1,15

-1,48

-1

0,43

0,63

29

-1,6

-0,5

-0,3

0,62

0,9

30

-1,34

-0,7

-0,17

0,42

0,85

32

-0,9

-1,32

-0,41

0,42

1,19

39

-1,56

-0,43

-0,1

0,48

0,76

42

-1,3

-0,97

-0,4

-0,1

0,7

43

-1,11

-0,044

0

0,78

0,45

44

-1,51

-0,57

-0,26

0,32

0,63

51

-1,34

-0,78

0,2

0,31

1,4

52

-0,97

-0,66

-0,14

0,43

0,77

54

-0,93

-0,3

0,13

0,93

0,6

57

-1,2

-1,34

-0,3

0

0,42

59

-1,08

-0,83

-0,26

0,24

0,55

63

-0,9

-1,15

-1

-0,1

0,25

65

-1

-1,26

-0,22

-0,43

0,27

67

-0,7

-0,42

-0,55

0,18

0,4

Интерпретация результатов теста

Суммируют диагностические коэффициенты по шести шкалам и выстраивают график. Показатели:

  • больше +1,28 – указывает на уровень здоровья,

  • меньше –1,28 – болезненный характер выявляемых расстройств.


Для родителей была представлена презентация онлайн , в которой была предложена психологическая помощь преодоления кризисных для ребёнка периодов: первый класс, пятый класс, экзамены.

Результатом стажировки стало написание отчета по практике и заполнение дневника, подготовка презентации и конспекта воспитательного мероприятия. В отчетной документации отражены профессиональные компетенции педагога-психолога, отражающие специфику работы в образовательных учреждениях, а также личностные компетенции педагога-психолога, способность средствами педагогики, психологии и методики профессионального образования формировать базовые гуманистические ценностные ориентации у обучающихся с учетом их индивидуальных физиологических и психологических особенностей.

Основные трудности возникли при разработке конспекта воспитательного мероприятия, так как данную деятельность необходимо было согласовывать с несколькими педагогами, а также трудности в подборе упражнений конкретно для нужной группы детей, так как информации очень много, а отобрать нужные задания помогает только опыт и знания. Поэтому необходимо было использовать в подготовке конспектов специальную школьную и научно-методическую литературу, наглядные пособия и использование дидактического материала. Стажировка проводилась под руководством педагога-психолога, что помогало справиться с трудностями.

Перед прохождением практики мною была изучена психолого-педагогическая литература, а также были изучены возрастные особенности младшего школьного возраста, статьи и методики психологической диагностики «трудных» детей, проанализированы задачи и направления работы психолога в школе, изучена должностная инструкция психолога, изучена работа психолога с родителями и педагогами школы. Это позволило детально разобраться в работе психолога, выделить оптимальные формы и методы работы психолога с детьми.

Для прохождения практики были созданы все условия, а именно было своевременно получено задание для практики, при возникновении трудностей в процессе написания работы были проведены консультации с научным руководителем, обеспечение методическими материалами, была своевременно предоставлена программа практики и формы отчетной документации.

В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовала профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с коллегами-психологами, в написании практических конспектов и материалов.

Для реализации поставленных целей практики создавала особую атмосферу общения, совместной деятельности, что и позволило достичь требуемого результата.

В целом стажировка мне понравилась. Консультирование научного руководителя, обеспечение методическими материалами по проблеме исследования помогли мне быстро и беспрепятственно подготовить практический материал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!