СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневники блокадного Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие с использованием дневников школьников и учителей блокадного Ленинграда

Просмотр содержимого документа
«Дневники блокадного Ленинграда»

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда

«Дневники блокадного Ленинграда»

О пять война, 
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
"Не надо, 
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда, 
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна. 

Ведущий. 22 июня, в 4 часа, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических республик. Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда. 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо. 872 дня голода, страха, потерь и безысходности. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла. Начались обстрелы, бомбёжки, страшный голод.

Ведущий. В эти страшные дни многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили. В них, где карандашом, где бледными чернилами, аккуратно или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях. Перелистаем эти пожелтевшие страницы дневников и представим, что пришлось пережить авторам этих строк. Строки из дневника ленинградского мальчика Юры Рябинкина, написанные 8 сентября 1941 года.



(за столом сидит мальчик пишет в тетради, читает строки из дневника)

«День тревог, волнений, переживаний. Расскажу все по порядку. Утром мама прибегает с работы, говорит, что ее посылают на работу в сов­хоз, что в Ораниенбауме. Затем мама пошла опять куда-то.

И тогда-то началось самое жуткое.

Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу, на дворе поднял­ся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел… 12 „юнкер­сов“. Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стекла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы. Я с Ирой бросился вниз. Взрывы не прекращались. Я побежал обратно к себе. Потом откуда-то прибе­жала мама, прорвалась по улице. Скоро дали отбой. Результат фашистской бом­бежки оказался весьма плачевный. Полнеба было в дыму. Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает. Дым, дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него.

Да, это первая настоящая бомбежка города Ленинграда.

Сейчас настанет ночь, ночь с 8 на 9/IX. Что-то эта ночь принесет?»

Ведущий. В первые дни блокады гитлеровцы разгромили Бадаевские продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие получали по 300гр, а все остальные по 150гр. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинграде почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все время блокады-250гр на рабочую карточку и 125гр – на все остальные.

Ведущий. Из воспоминаний воспитателей детского дома:

Девушка в роли воспитательницы: Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приема, вначале бульон, а потом все содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-то диковину.

Инсценировка (мальчик и девочка за столом)

1.Ой, как есть хочется!

2. Терпи и мне хочется. Ты думаешь, хлеб теперь просто хлеб? Получил 125грамм, и ешь сразу? Нет, сейчас надо найти самый «сытый» способ есть хлеб. Надо, чтобы паек не сразу в животе оказался.

1. Это как?

2. А так! Можно по крошечке есть, чтобы хлеб подольше во рту оставался. А кто-то режет паек на тоненькие пластиночки. Отрежут и жуют.

1. Нет, я не могу удержаться Кусочек-то совсем маленький, съешь и не заметишь.

2. А вечером что будешь есть? У мамы спросишь, а ей ведь на заводе еще работать.

1. Ладно, я попробую


Чтец В булочной очередь у прилавка

Л юди, как тени, нет шума и давки,

Хлеб отпускает им продавщица

И не должна ни на грамм ошибиться.

Кладет на весы драгоценные крошки.

До нормы еще не хватает немножко.

Весы показали- сто двадцать пять:

«Ну вот, а теперь можете забирать».

Сама продавщица похожа на тень.

Шатаясь от голода, вновь целый день

Хлеб отпускать- есть ли пытка страшнее,

Но в слабых руках её жизни людей.

И снова режет хлеб продавщица,

Боясь каждый раз хоть на грамм ошибиться

Ведущий Но пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. До 40градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода.

Девочка закутана в платок, сидит с дневником, ручкой за столом (разыграть вдвоем: девочка и ведущий)

Ведущий. Есть в Ленинграде на 2-ой линии Васильевского острова дом №13. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут её Таня. Таня Савичева ведёт дневник. Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет:

Таня. «Женя умерла 28 декабря в 12.30 час утра 1941 г.».

Ведущий. Женя - это старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Через месяц Таня снова села за свой дневник. Открыла страничку с буквой «Б» и написала:

Таня. «Бабушка умерла 28 янв. 3ч. дня 1942г.».

Ведущий. Бабушка Тани - Евдокия Григорьевна домовничала. Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л».

Тан. «Лека умер 17 марта в 5ч. Утра 1942 г.».

Ведущий. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе.. Весной обессиленная девочка открыла вновь свой дневник. Страницу на букву «В».

Таня. «Дядя Вася умер 13 апр. В 2ч. ночи. 1942год».

Ведущий. Ещё одна страница из дневника Тани. Тоже на букву «Л». Но написано на оборотной стороне листка:

Таня. «Дядя Лёша. 10 мая в 4 ч. дня 1942 год».

Ведущий. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине

Вот страница с буквой «М».

Таня. «Мама 13 мая в 7 ч.30 мин. Утра 1942».

Ведущий. Мать Тани Мария Игнатьевна занималась домашним хозяйством.

Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу на букву «С». Пишет:

Таня «Савичевы умерли».

«Умерли все».

Ведущий. На последней странице на букву «О». Написала:

Таня «Осталась одна Таня».

Ведущий. Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда. Но недолго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких, подорвалось её здоровье. Не стало и Тани Савичевой. Скончалась Таня, дневник остался. Он был представлен на Нюргсбергском процессе, на котором судили нацистских преступников.

Чтец        Этот дневник на процессе Нюрнбергском
        Был документом страшным и веским,
        Плакали люди, строчки читая,
        Плакали люди, фашизм проклиная.
        Танин дневник – это боль Ленинграда,
        Но прочитать его каждому надо.
        Словно кричит за страницей страница:
         «Вновь не должно это всё повториться!»

Ведущий. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, голод и холод Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В условиях военного времени детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, ежедневные лишения и страх. Учителя работали по двум планам. Первый предназначался на «обычный школьный день», второй – «на случай бомбежки». Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок. Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным и доступным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том ужасе, который происходит на улице.

Читает учитель литературы Кузьминова С.И. Из дневника учительницы истории школы №239 К.В. Ползиковой: "К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".

Ведущий. А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Ч тец. Девчонка руки протянула 
И головой - на край стола... 
Сначала думали - уснула, 
А оказалось - умерла. 

Её из школы на носилках 
Домой ребята понесли. 
В ресницах у подруг слезинки 
То исчезали, то росли. 

Никто не обронил ни слова. 
Лишь хрипло, сквозь метельный сон, 
Учитель выдавил, что снова 
Занятья - после похорон.

Ю.Воронов

Ведущая. Наступила зима 42-го. В школах объявили каникулы. Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

Чтец.Из записок одной школьницы: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Ведущий. Читая дневники блокадного Ленинграда, мы не можем не вспомнить еще один дневник – «Ленинградский дневник» - цикл стихов Ольги Берггольц. Свои стихи она сочиняла в осаждённом городе и читала их на радио. Берггольц превратилась из малоизвестной поэтессы в ленинградскую Мадонну, музу блокадного города! Ее голоса ждали измученные и голодные, но непокоренные ленинградцы. Ее голос стал голосом Ленинграда.

(Видеоклип)

Стих «Ленинградки»

Ведущий. Символом блокадного Ленинграда стал Ленинградский метроном. Ежедневно по радио жители города слышали стук метронома – словно стук сердца. И каждый ленинградец знал, что город жив.

Мне тебя забыть бы надо,

                      Мне тебя забыть бы надо,

                      Только всё напоминает

                     Мне сегодня об одном -

                     Ленинградская блокада,

                     Ленинградская блокада,

                     И стучащий неустанно

                    Ленинградский метроном.

Ведущий Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь. На Пискарёвском кладбище, где похоронены погибшие во время блокады, на гранитной стене слова Ольги Берггольц:

                      Их имён благородных мы всех перечислить не сможем –

                      Так их много под вечной охраной гранита.

                       Но знай, внимающий этим камням:

                       Никто не забыт и ничто не забыто!

Чтец Неугасима память поколений 

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

(минута молчания)

Песня «Дети блокады»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!