СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Дневники наблюдения в специальной (коррекционной) школе, как профилактика и коррекция отклонений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учёбе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Дневники наблюдения в специальной (коррекционной) школе, как профилактика и коррекция отклонений"»

Дневники наблюдения в специальной (коррекционной) школе, как профилактика и коррекция отклонений.

Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учёбе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребёнка.

Важные условия успешной коррекционной работы:

  • Совместные педагогические воздействия;

  • Непрерывность педагогического воздействия;

  • Проблемы, рекомендации прописываются специалистами в коррекционных дневниках;

  • Результат - четверть, полугодие, год.

Ведут записи в коррекционном дневнике.

  • Учитель ЛФК, ритмики, СБО, логопедии. То есть, предметы, где коррекция выходит на первый план.

  • Специалисты которые планируют и разрабатывают пути коррекции личности ребенка. Это психолог, дефектолог, социальный педагог.

  • Учитель трудового обучения также ведет записи в коррекционном дневнике, так как его предмет, является основным в программе коррекционной школы.

  • Воспитатели, работающие с учащимися, заполняют коррекционный дневник, исходя из своих целей коррекционной работы.

  • Учителя предметники могут вести записи в коррекционном дневнике, если у учащегося возникают определенные трудности в поведении и обучении.

Средством такого взаимодействия между педагогами служит дневник коррекционной работы.

Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов.

Цель психологического сопровождения:

  • Коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы ребенка).

Цель логопедического сопровождения:

  • Коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения:

  • Обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, полученных знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения:

  • Формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цели воспитательного сопровождения:

  • Обусловливают формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах.

Коррекционная работа должна включать в себя главные цели и подчиненные им, конкретные цели.

Сфера навыков.

Главная цель

Конкретная цель

Формирование навыков, понятий.

Совершенствование зрительного восприятия

Введение понятия товарищество.

Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов

Сфера самообслуживания.

Главная цель

(записывается в коррекционном дневнике).

Конкретная цель

(записывается в ежедневном плане).

Развитие самостоятельности во время утреннего туалета

Развитие умение чистить зубы, заправлять кровать и.т.д.

После того, как в дневнике будут сформулированы специалистами цели коррекционной работы, целесообразно указать в рекомендации какие методы и приемы будет использованы педагогом для их реализации.

Например, воспитатель заметил, что во время прогулок, ребенок бесцельно бегает по территории не участвуя в играх, организованных другими детьми, не пытается придумать и организовать игру самостоятельно. Следовательно, цели коррекционной работы воспитателя с этим учеником будут сформулированы следующим образом.

Главные цели

(коррекционный

(записывается в коррекционном дневнике).

Конкретные цели

(записывается в ежедневном плане).

Формирование социальной роли учащегося в коллективе.

Развитие умения организовывать свой досуг.

1.Обучение взаимодействию в группе во время игры.

2.Освоение различных ролей во время игры(ведущей, сотруднической, подчиняющейся).

3.Привыкание к необходимости делиться игрушками предназначенными для всей группы.

Воспитатель - учитель для анализа своей работы может воспользоваться следующим планом:

  • Какова была цель, поставленная Вами для работы с учащимся за прошедший период?

  • С помощью каких средств Вы её реализовывали (карточки с индивидуальными заданиями, совместная работа с педагогом, работа в парах, выполнение общественных поручений, ответственное задание и т.д.)?

  • Какие трудности возникали у учащегося при выполнении заданий?

  • Что получалось легко и ученик выполнял это с удовольствием?

  • Как изменялось настроение ребенка в течение четверти/месяца?

  • Появлялись ли признаки утомляемости, раздражительности, апатии или пассивности в конце урока, дня, недели, занятия ?

  • Как Вы помогали учащемуся с ними справляться?

  • Что из запланированного Вами реализовать не удалось?

  • Как Вы думаете в чем причина этой неудачи?

  • Есть ли положительная динамика в развитии учащегося?

  • В чем она проявляется?

  • Какова цель Вашей коррекционно-воспитательной работы с учащимся на следующую четверть/месяц?

Предполагаемые вопросы для анализа при появление трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д ).

- Что это за проблема?

- Что за ней кроется ? (демонстрацией каких потребностей ребенка является его нетипичное поведение, привлечение внимания, усталость, тоска по дому и т.д.).

- Когда это началось?

- Что или кто послужило причиной появления проблемы (приезд /неприезд родителей, ссора с одноклассниками и т.д).

- Кто может помочь ребенку справиться с этой проблемой

- С какими специалистами необходимо проконсультироваться, чтобы определить пути преодоления этой проблемы?

После анализа по указанным вопросам в дневник записываются рекомендации психолога, социального педагога, медицинского работника.

В соответствии с этими рекомендациями формулируются цели коррекционной работы на определенный период, по истечении которого записывается результат (он может быть как положительным, так и отрицательным.

Цели:

Совершенствование навыков самообслуживания.

Развитие элементарного навыка принятия решений.

Развитие чувства коллективизма эмпатии.

Методы:

Направляемая беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.

Методы и приемы работы: организованная игра, инсценировка сказок, подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе.

Формы работы: коллективная, групповая.

Пример заполнения дневника

Дата, должность наблюдателя

Наблюдение

Цели

Результат

25 ноября 2018

Классный руководитель

Сидорова И.И

Проблема

Занимается посторонними делами на уроках. Не всегда выполняет требования учителя. Не участвует в деятельности класса. Провоцирует одноклассников на ссоры.

Коррекция

Развитие умения контролировать свои действия и поступки;

– приучать к соблюдению правил школьника,

- познакомить с некоторыми техниками саморегуляции,

- воспитывать положительное отношение к окружающим людям через совместную деятельность с одноклассниками.

Мальчик с удовольствием стал выполнять поручения учителя, относится к ним серьезно. Индивидуально занимается с психологом, прослеживается положительная динамика. Старается сдерживать свои спонтанные действия. Правила поведения соблюдает частично, иногда приходится напоминать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!