Дневники наблюдения в специальной (коррекционной) школе, как профилактика и коррекция отклонений.
Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учёбе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребёнка.
Важные условия успешной коррекционной работы:
Совместные педагогические воздействия;
Непрерывность педагогического воздействия;
Проблемы, рекомендации прописываются специалистами в коррекционных дневниках;
Результат - четверть, полугодие, год.
Ведут записи в коррекционном дневнике.
Учитель ЛФК, ритмики, СБО, логопедии. То есть, предметы, где коррекция выходит на первый план.
Специалисты которые планируют и разрабатывают пути коррекции личности ребенка. Это психолог, дефектолог, социальный педагог.
Учитель трудового обучения также ведет записи в коррекционном дневнике, так как его предмет, является основным в программе коррекционной школы.
Воспитатели, работающие с учащимися, заполняют коррекционный дневник, исходя из своих целей коррекционной работы.
Учителя предметники могут вести записи в коррекционном дневнике, если у учащегося возникают определенные трудности в поведении и обучении.
Средством такого взаимодействия между педагогами служит дневник коррекционной работы.
Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов.
Цель психологического сопровождения:
Коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы ребенка).
Цель логопедического сопровождения:
Цель педагогического сопровождения:
Обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, полученных знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения:
Формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цели воспитательного сопровождения:
Обусловливают формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах.
Коррекционная работа должна включать в себя главные цели и подчиненные им, конкретные цели.
Сфера навыков.
Главная цель | Конкретная цель |
Формирование навыков, понятий. Совершенствование зрительного восприятия | Введение понятия товарищество. Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов |
Сфера самообслуживания.
Главная цель (записывается в коррекционном дневнике). | Конкретная цель (записывается в ежедневном плане). |
Развитие самостоятельности во время утреннего туалета | Развитие умение чистить зубы, заправлять кровать и.т.д. |
После того, как в дневнике будут сформулированы специалистами цели коррекционной работы, целесообразно указать в рекомендации какие методы и приемы будет использованы педагогом для их реализации.
Например, воспитатель заметил, что во время прогулок, ребенок бесцельно бегает по территории не участвуя в играх, организованных другими детьми, не пытается придумать и организовать игру самостоятельно. Следовательно, цели коррекционной работы воспитателя с этим учеником будут сформулированы следующим образом.
Главные цели (коррекционный (записывается в коррекционном дневнике). | Конкретные цели (записывается в ежедневном плане). |
Формирование социальной роли учащегося в коллективе. Развитие умения организовывать свой досуг. | 1.Обучение взаимодействию в группе во время игры. 2.Освоение различных ролей во время игры(ведущей, сотруднической, подчиняющейся). 3.Привыкание к необходимости делиться игрушками предназначенными для всей группы. |
Воспитатель - учитель для анализа своей работы может воспользоваться следующим планом:
Какова была цель, поставленная Вами для работы с учащимся за прошедший период?
С помощью каких средств Вы её реализовывали (карточки с индивидуальными заданиями, совместная работа с педагогом, работа в парах, выполнение общественных поручений, ответственное задание и т.д.)?
Какие трудности возникали у учащегося при выполнении заданий?
Что получалось легко и ученик выполнял это с удовольствием?
Как изменялось настроение ребенка в течение четверти/месяца?
Появлялись ли признаки утомляемости, раздражительности, апатии или пассивности в конце урока, дня, недели, занятия ?
Как Вы помогали учащемуся с ними справляться?
Что из запланированного Вами реализовать не удалось?
Как Вы думаете в чем причина этой неудачи?
Есть ли положительная динамика в развитии учащегося?
В чем она проявляется?
Какова цель Вашей коррекционно-воспитательной работы с учащимся на следующую четверть/месяц?
Предполагаемые вопросы для анализа при появление трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д ).
- Что это за проблема?
- Что за ней кроется ? (демонстрацией каких потребностей ребенка является его нетипичное поведение, привлечение внимания, усталость, тоска по дому и т.д.).
- Когда это началось?
- Что или кто послужило причиной появления проблемы (приезд /неприезд родителей, ссора с одноклассниками и т.д).
- Кто может помочь ребенку справиться с этой проблемой
- С какими специалистами необходимо проконсультироваться, чтобы определить пути преодоления этой проблемы?
После анализа по указанным вопросам в дневник записываются рекомендации психолога, социального педагога, медицинского работника.
В соответствии с этими рекомендациями формулируются цели коррекционной работы на определенный период, по истечении которого записывается результат (он может быть как положительным, так и отрицательным.
Цели:
Совершенствование навыков самообслуживания.
Развитие элементарного навыка принятия решений.
Развитие чувства коллективизма эмпатии.
Методы:
Направляемая беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.
Методы и приемы работы: организованная игра, инсценировка сказок, подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе.
Формы работы: коллективная, групповая.
Пример заполнения дневника
Дата, должность наблюдателя | Наблюдение | Цели | Результат |
25 ноября 2018 Классный руководитель Сидорова И.И | Проблема Занимается посторонними делами на уроках. Не всегда выполняет требования учителя. Не участвует в деятельности класса. Провоцирует одноклассников на ссоры. | Коррекция Развитие умения контролировать свои действия и поступки; – приучать к соблюдению правил школьника, - познакомить с некоторыми техниками саморегуляции, - воспитывать положительное отношение к окружающим людям через совместную деятельность с одноклассниками. | Мальчик с удовольствием стал выполнять поручения учителя, относится к ним серьезно. Индивидуально занимается с психологом, прослеживается положительная динамика. Старается сдерживать свои спонтанные действия. Правила поведения соблюдает частично, иногда приходится напоминать. |