СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник наблюдений за птицами на кормушках 2015

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зима для пернатых – самая тяжёлая пора. В это время им трудно добывать корм, особенно, когда кругом снег, оттепели чередуются с морозами, и всё покрывается ледяной коркой. Сильные морозы  с обильным снегопадом и ветром осложняют жизнь зимующих птиц.

Просмотр содержимого документа
«Дневник наблюдений за птицами на кормушках 2015»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бирюковская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области




Номинация «Птичье кафе»

Дневник наблюдений за птицами на кормушках









Руководитель Вертикова Ирина Викторовна,

учитель биологии








2015г.

Введение

Зима для пернатых – самая тяжёлая пора. В это время им трудно добывать корм, особенно, когда кругом снег, оттепели чередуются с морозами, и всё покрывается ледяной коркой. Сильные морозы с обильным снегопадом и ветром осложняют жизнь зимующих птиц. До корма не добраться, а зимний день короток, мало времени, чтобы накопить энергию. По данным ученых, в морозы погибает до 90% синиц. Одним из важнейших биотехнических мероприятий является подкормка диких птиц в период бескормицы, который наступает с момента промерзания почвы и выпадения снега и продолжается до схода снежного покрова и появления первой свежей зелени. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.

Главная цель подкормки – защита птиц от голода, сохранение их высокой жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания почек плодовых деревьев зерноядными птицами.

Другая положительная сторона подкормки - привлечение пернатых в те места, где это необходимо человеку, поскольку часть птиц, прилетающих к кормушкам, с наступлением гнездового периода остаются в районе подкормки, там же выводят и выкармливают птенцов, обогащая лиственную фауну. В результате чего численность насекомых и их личинок будет уменьшена.

Цель работы: Наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.

Задачи:

1. Изучить видовой состав птиц, посещающих кормушки.

2. Рассмотреть конструкции кормушек, которые предпочитают птицы.

3. Провести наблюдения за посещаемостью кормушек от времени суток и погодных условий.

4. Выявить зимнюю пищу различных видов птиц.

5. Сделать выводы по наблюдениям.

Методы исследования:

1. Изготовление кормушек.

2. Наблюдения за птицами, кормящимися на кормушках.

3. Учёт количества птиц, посещающих кормушки.

4. Ведение дневника наблюдений за погодными условиями.

Объект исследования: птицы, посещающие кормушки.


Глава 1. Наблюдение за птицами

1.1. Описание места исследования

Наблюдения я проводила за птицами на школьном дворе.

На школьном дворе я повесила три кормушки. Во дворе растут фруктовые деревья - яблони, сливы, груши. С западной стороны растут берёзы, тополя. С южной стороны растет кустарник из жимолости. С восточной - заросли тёрна. Таким образом, складываются оптимальные условия для зимовки птиц.

1.2. Виды кормушек

Изучив материал по данному вопросу, я узнала, что кормушки для птиц бывают из самых различных материалов. Для синиц можно изготовить кормушки из бумажных пакетиков от молока, на одной из сторон которой вырезается окошко овальной формы, размером 50*30 мм., а так же для них лучше изготовить кормушки-наколки. Для этого берут стальную проволоку, диаметром 5-6 мм., длиной около 50 мм. На одном конце делают петельку, а другой загибают. На получившийся крючок нанизывают корм. Так же мне стало известно, что:

- укреплять кормушки на дереве нужно очень осторожно, не обламывая ветви, не повреждая ствол дерева;

- необходимо следить, чтобы корм в кормушках был постоянно;

- нельзя бросать возле кормушек пакеты и банки, в которых приносишь корм;

- надо следить, чтобы в кормушках не было снега;

- необходимо помнить о том, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбузов, тыквы, кусочки несолёного сала для синиц, крошки белого хлеба.

Я изготовила несколько видов кормушек: из молочного пакета, кормушку-наколку, кормушку из пластиковой бутылки, а так же кормушку - домик. Помогал мне мой папа. Вырезал из листа фанеры прямоугольник размером 300*400мм. Затем выстрогал четыре тоненьких планки сечением 20*20. Эти планки мелкими гвоздями прибил к фанере. Сначала прибил коротенькие планки, затем – длинные, чтобы их кончики выступали на 20 - 30мл. с каждой стороны. Над кормушкой сделал крышу. Кормушка готова. Эту кормушку повесила на ветви дерева.

В кормушки я насыпала крупу (гречневую, пшено), крошки белого хлеба, семечки подсолнечника. Чаще птички (синицы и воробьи) подлетали к кормушкам, сделанными в виде домика, открытого со всех четырёх сторон. Именно в них было меньше всего корма. По данным наблюдениям я сделала вывод, что птицы активно посещают кормушки открытые, где есть свободный доступ к корму. Подлетит птица к корму, схватит и улетает. Воробьи боятся посещать кормушки, которые на ветру качаются.

1.3. Виды птиц, посещающих кормушку

Все птицы, посещающие кормушки, относятся к отряду воробьинообразных. Первыми облюбовали кормушки синицы. Особенно много птиц прилетало по утрам. В обед же и под вечер визиты становились реже. Если внимательно присмотреться к синицам, можно подметить много неожиданного. Одна синица летит на разведку, вот она залетела внутрь кормушки, схватила семечко подсолнечника и быстро улетела. Невдалеке находились её подруги. Она как бы сообщила им, что опасности нет. Вот и они залетели на кормушки. Кормушки посещали воробьи, но их было очень мало. Из редких птиц кормушку посетила сойка из семейства врановых.

Моим обитателям кормушек корм предлагался разнообразный: семечки тыквы и подсолнечника, белый хлеб, пшено, варёный картофель. Птицы с удовольствием поедали все корма.


Глава 2. Результаты исследования.

Зима 2014-2015 была:

Средняя температура декабря - 1,7ºС , января – 2,5ºС, февраля – 4,7ºС.

Количество ясных дней – 32, переменных – 0, пасмурных – 52

Наблюдения за птицами проводились с 8 декабря 2014года по 28 февраля 2015 года.

В ходе наблюдений было зафиксировано три вида птиц.

Наблюдения за птицами я проводила после первого урока в 9 часов 45 минут. Корм я добавляла в кормушки, когда шла в школу. Затем, с увеличением светового дня, за птицами стало возможно наблюдать перед первым уроком, когда в кормушки засыпала корм и в 14 часов 30 минут после шестого урока. Результаты наблюдений я заносила в таблицу, на основе которых составила сводную ведомость с целью выявления доминирующих, субдоминирующих и единичных видов птиц.

Из таблицы видно, что доминирующим видом являются синицы, субдоминирующим - воробьи, единичным – сойка. Птицы посещали кормушки в течение всего светлого дня, но большая активность была утром.

Погодные условия так же влияют на посещаемость кормушек.

В морозные дни птиц на кормушках было больше, чем в дни оттепели.

Выводы:

1. Оптимальными условиями для зимовки птиц являются наличие различных видов деревьев и кустарников и постоянная подкормка.

2. Птицы посещают кормушки в течение светового дня.

3. Доминирующий вид - синицы, субдоминирующий – воробьи, единичный – сойка.

4. Зима 2014-2015гг. была сравнительно теплой, т. к. на территорию местности вторгались циклоны с Атлантического океана и приносили оттепели, но в морозные дни численность птиц на кормушках была больше, чем в дни оттепели.

5. Неважно из чего сделаны кормушки - главное, чтобы в них всегда был корм и свободный доступ к нему.

Заключение

Проводя много времени за наблюдением и за кормлением птиц, я для себя сделала вывод. Мы люди бываем часто очень невнимательны к братьям нашим меньшим, приносим им много вреда, нарушая экологический баланс в природе. Не стоит ли нам присмотреться поближе хоть к самой маленькой птахе, которая живёт рядом с нами, и хоть чем-то помочь ей.

Мы должны знать, как тяжело бороться за существование нашим пернатым соотечественникам.

Когда я повесила кормушки, я испытала невероятный восторг и какое-то еще глубоко приятное чувство. Теперь я знаю, что эти незамысловатые конструкции спасут жизнь не одной птахе.









Выводы:

1. Оптимальными условиями для зимовки птиц являются наличие различных видов деревьев и кустарников и постоянная подкормка.

2. Птицы посещают кормушки в течение светового дня.

3. Доминирующий вид - синицы, субдоминирующий – воробьи, единичный – сойка.

4. Зима 2014-2015гг. была сравнительно теплой, т. к. на территорию местности вторгались циклоны с Атлантического океана и приносили оттепели, но в морозные дни численность птиц на кормушках была больше, чем в дни оттепели.

5. Неважно из чего сделаны кормушки - главное, чтобы в них всегда был корм и свободный доступ к нему.



Методы исследования:

1. Изготовление кормушек.

2. Наблюдения за птицами, кормящимися на кормушках.

3. Учёт количества птиц, посещающих кормушки.

4. Ведение дневника наблюдений за погодными условиями.

Объект исследования: птицы, посещающие кормушки.







Цель работы:

Наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.










Задачи:

1. Изучить видовой состав птиц, посещающих кормушки.

2. Рассмотреть конструкции кормушек, которые предпочитают птицы.

3. Провести наблюдения за посещаемостью кормушек от времени суток и погодных условий.

4. Выявить зимнюю пищу различных видов птиц.

5. Сделать выводы по наблюдениям







Таблица 5


Средняя дневная температура

Облачность



Декабрь – 1,7ºС

Ясных дней - 32



Январь – 2,5ºС

Переменных – 0



Февраль – 4,7ºС

Пасмурных - 52

Таблица 1

Доминирующие, субдоминирующие и единичные виды птиц на кормушке



доминирующие

субдоминирующие

единичные

синицы

воробьи

сойка



Таблица 2

Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий в декабре 2014 года

дата

Погодные условия

Количество птиц в зависимости от времени

температура

облачность

осадки

синицы

воробьи




9.45

14.30

9.45

14.30

1.12








2.12








3.12








4.12








5.12








6.12








7.12








8.12

-1


2


2


9.12

0






10.12

-2


2

3



11.12

-1


3




12.12

-1


4

3



13.12

-3


6


2


14.12

-2


3




15.12

-1


2


2


16.12

0






17.12

-2


5

5



18.12

-1






19.12

-1


3




20.12

0



2



21.12

0






22.12

0


3

2



23.12

-1


3




24.12

-1


6

2

3


25.12

0






26.12

-3


7




27.12

-4


6


2


28.12

-3


5




29.12

-5


7

6



30.12

-4


5




31.12

-3


6




Итого: 101 синица, 11 воробьев, 1 сойка

Таблица 3

Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий в январе 2015 года

дата

Погодные условия

Количество птиц в зависимости от времени

температура

облачность

осадки

синицы

воробьи




8.45

14.30

8.45

14.30

1.01

-5


5

2



2.01

-6





2

3.01

-4


6

2

2


4.01

+2


2




5.01

+1


3




6.01

+1






7.01

-5


4

4

4


8.01

-4






9.01

-3


5

7

2


10.01

-3






11.01

+1


2




12.01

-3


5

4

5


13.01

-1


3


2


14.01

+3



2


2

15.01

0


2




16.01

-1






17.01

-1


3




18.01

0




4


19.01

0






20.01

-2


5




21.01

-3


3

2



22.01

-3


6

3

5

3

23.01

-2


4




24.01

-1


3




25.01

-6


4




26.01

-2


2




27.01

-5


6

4

2


28.01

-2


5

2



29.01

-2


2




30.01

-2


3




31.01

-2



4



Итого: 119 синиц, 33 воробья

Таблица 4

Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий в феврале 2015 года

дата

Погодные условия

Количество птиц в зависимости от времени

температура

облачность

осадки

синицы

воробьи




8.45

14.30

8.45

14.30

1.02

+3


2


2


2.02

2


5

2



3.02

-1


6

6

2

2

4.02

-2


6

4



5.02

-3


5

3

4


6.02

-6


5

2



7.02

-3


5

2



8.02

-3


6

3



9.02

-7


5




10.02

-12


5

5

3

2

11.02

-18


3




12.02

-13






13.02

-3


4

2



14.02

-5






15.02

-6






16.02

-6


6

4

3

4

17.02

-12


5




18.02

-13


6




19.02

-7


5

3



20.02

-3


8

5

3

2

21.02

0


7

2



22.02

-1


5




23.02

-2


5

3



24.02

-1


2




25.02

-2






26.02

-1


4

2



27.02

-1






28.02

-1


2




Итого: 160 синиц, 27 воробьев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!