СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник вожатого летнего лагеря

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как запомнить все что происходило с вами в период летнего лагеря? Как вспомнить то , что было неделю назад?

Как сделать анализ своей работы? В этом вам поможет дневник вожатого!))

Просмотр содержимого документа
«Дневник вожатого летнего лагеря»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСИНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА




ВВЕДЕНИЕ



Летний лагерь. Для одних это радость общения с друзьями, познание окружающего мира, для других - горечь непонимания, непризнания, безрадостный месяц, такой короткий миг и в то же время, такой длинный период из жизни ребёнка.

Как работать с ребятами? Как заинтересовать их в том или ином деле? Как и чем можно помочь этим мальчишками и девчонкам в трудных ситуациях? Как ответить на сотни вопросов, сыплющихся каждый день? Что нужно сделать, чтобы ребята поверили тебе и пошли за тобой? На добрую сотню подобных вопросов должен знать ответ вожатый. Ведь именно он является капитаном детского корабля, самым значимым взрослым в этот летний месяц.

Спектр проблем, который встаёт перед вожатым, особенно начинающим, очень широк. И однозначно дать ответы на возникающие вопросы просто невозможно. Основным руководителем деятельности вожатого в летнем оздоровительном лагере должна быть его совесть, его внутреннее «Я».

Задача этих рекомендаций состоит в предложении вожатому некоторых игр, методик, используемых в оздоровительных лагерях, которые стали в последнее время наиболее популярными. Это не руководство к деятельности вообще, а лишь тот методический минимум, которым должен, с нашей точки зрения, владеть вожатый.










1.Структура лагерной смены


Каждую лагерную смену можно разделить на 3 основных периода:

1. Организационный (адаптационный)

Это короткий по времени и насыщенный по содержанию, начальный этап лагерной смены. Обозначим задачи оргпериода для педагога:

  • познакомить ребят друг с другом,

  • обучить и приучить ребят соблюдать режим,

  • обучить и приучить ребят соблюдать санитарногигиенические нормы,

  • дать возможность детям проявить себя, свои способности и возможности в разнообразной творческой, интеллектуальной, физической деятельности.

2. Основной

В этот период наряду с многочисленными отрядными делами, спортивными соревнованиями, походами, занятиями в кружках, проводятся большие общелагерные мероприятия. В общелагерные мероприятия должны быть включены все дети без исключения. Здесь необходимо помнить один из главных законов воспитательной работы: воспитывает не только и не столько само мероприятие, сколько подготовка к нему. Именно в ходе подготовки распределяются те или иные, поручения, которые вовлекут ребят в деятельность, именно здесь создается простор для инициативы, творчества детей.

3. Заключительный (или итоговый)

По насыщенности финальные дни можно сравнить с оргпериодом, а по эмоциональному подъему им почти нет равных в смене. Происходит эмоциональное сплочение коллектива, взлет его деятельности. И главная задача вожатого — усилить эмоциональный фон последних дней пребывания детей в лагере.

К концу смены становится заметно, что изменилось поведение детей. Они стали чуть более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и гораздо больше неуправляемыми. В эти дни, как во все другие есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они должны иметь он должны определенную направленность. Прежде всего, это подведение итогов. Например, игры: «Все о смене, все о себе», прощальный огонек «Расскажи мне обо мне», где можно написать наказ или пожелания ребятам следующей смены.

Детям будет приятно, если вожатый своими руками сделает им подарки. Они могут быть скромными — медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом важно, чтобы каждый ее получил персонально. Можно сделать на одной медальке надпись «За самые интересные идеи», на другой - «За самый звонкий смех», на третьей — «За самый здоровый аппетит», еще на одной — «За самый интересный случай» или «Самому веселому», «Самому непоседе» и т.д.


Логика развития смены


Программа воспитательной и познавательно - развлекательной деятельности ДОЛ должна отвечать главному принципу — постепенности возрастания физических и эмоциональных нагрузок на детей в течение лагерного дня и всей смены.

В первые два дня смены планируются дела, связанные с малой физической и эмоциональной нагрузкой («Огоньки» знакомств, экскурсии по лагерю и т.д.). Это способствует первичной адаптации ребенка к новым для него ус­ловиям, формированию детского коллектива.

С третьего - четвертого дня проводятся мероприятия с более выраженной нагрузкой. Пик нагрузки к середине смены постепенно увеличивается. Предполагается, что все участники лагерной смены будут вовлечены в различные виды деятельности.

В завершающий период смены подводится итог совместной деятельности и проведения лагерной смены. Проводится торжественная церемония награждения и чествования лучших ребят.





2. Сведения об отряде


НАЗВАНИЕ ____________________________________________________


КОЛИЧЕСТВО РЕБЯТ В ОТРЯДЕ _________ ВОЗРАСТ _________


ДЕВИЗ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


РЕЧЕВКА ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭМБЛЕМА

ПЕСНЯ



3. Сведения об администрации


НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ


НИКОЛАЕВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА


СТАРШИЙ ВОЖАТЫЙ


КАЛИНИНА АЛИНА СЕРГЕЕВНА


ВОСПИТАТЕЛИ

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ


КИСЕЛЁВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ


ФИЗРУК


ГАВРИЛОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ


ЗАВХОЗ


САВЕЛЬЕВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ


ПОВАРА


ЕРНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА


ЛЫБИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА










План – сетка летней смены «ЭКОФЕСТ»


День – 1

Добро пожаловать

Операция «Уют»

Подготовка к открытию лагеря


День- 2

Экофест

Подготовка к открытию лагеря

Открытие лагерной смены «Экофест»

День - 3

Колесо природы

Выпуск листовок «Нам этот мир нужно беречь»

Тематический огонёк «Природа мать»

Просмотр видеофильма о природе

День - 4

Водный тир

Агитбригада «Голубая планета»

Викторина «Океания»


День - 5

Экополигон

Квест – игра «Экополигон»

Игры с отрядом на свежем воздухе

День - 6

Экотин

Конкурсно – игровая программа «Экотин»

День - 7

Экопарад

Малые Олимпийские игры

Конкурная программа «Я учусь у Юдашкина»

День - 8

Знакомые незнакомцы

Проблемный стол «А что впереди…?»

Показ презентаций «Знакомые незнакомцы»

День - 9

Кошачий рай

Презентация «Мой питомец»

Игровая программам «У кошки 9 жизней»

День - 10

День Юнната

Туристическая тропа

Игра путешествие «Юный натуралист»

День - 11

Палитра леса

Викторина «У леса на опушке»

Экоквест «Лесные забавы»

День - 12

На солнечной опушке

Родительский день

Концертная программа «На солнечной полянке»

День - 13

День Нептуна

Конкурсно - игровая программа «День Нептуна»

День - 14

Поляна ужасов

Экологический десант

Просмотр видеофильма

Агитбригада «Не засоряйте люди Землю»

День - 15

Птичий базар

КТД «Птица счастья»

Квест игра «Летим на юг»

День - 16

Зоо – Зоопарк

Интеллектуальная игра «По странам и континентам»

Дипломатические встречи между отрядами «Экологический кризис»

День - 17

День рыбака

Туристическая игра «Уха»

Конкурсно – игровая программа «Рыбий хвост»

День - 18

Закрытие летнего лагеря

Подготовка к закрытию смены

Закрытие смены «Экофест»


Список отряда


№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

1





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

2





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

3





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

4





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

5





Дата рождения:

Особые отметки:


№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

6





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

7





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

8





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

9





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

10





Дата рождения:

Особые отметки:



№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

11





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

12





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

13





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

14





Дата рождения:

Особые отметки:

№ пп

ФИ

Место ареала

Родители, телефон

15





Дата рождения:

Особые отметки:

Дежурство


1 день. Дата____

7 день. Дата____

13 день. Дата____






2 день. Дата____

8 день. Дата____

14 день. Дата____






3 день. Дата____

9 день. Дата____

15 день. Дата____






4 день. Дата____

10 день. Дата____

16 день. Дата____






5 день. Дата____

11 день. Дата____

17 день. Дата____






6 день. Дата____

12 день. Дата____

18 день. Дата____















Режим дня

8.30 – 9.00

9.00 – 9.15

9.15 – 9.30

9.30 – 10.00

10.00 – 12.00


12.15 – 13.00

13.00 – 13.30

13.30 – 14. 00

14.00 – 14.30

15.00

Сбор детей

Утренняя линейка

Зарядка

Завтрак

Занятия в мастерских, отрядные часы

Клубный час

Отрядное дело

Обед

Общелагерное мероприятие

Линейка, подведение итогов дня

Планёрка






Словарь лагеря


Начальник лагеря


Старший вожатый


Воспитатели


Организатор музыкальной работы


Организатор спортивной работы


Повар


Столовая


Отрядные комнаты


Актовый зал


Спортивная площадка


Территория лагеря


Отряды





Задачи работы с отрядом



  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














Адаптивно – организационный период


Это первые три-четыре дня лагерной смены. В этот период происходит знакомство, налаживаются отношения, формируется коллектив отряда и возникает взаимопонимание, оправдываются или пет ожидания о жизни и лагере.

Позиция вожатого: заботливый, но строгий и вежливый папа, добрая и справедливая мама.

Основной вид деятельности вожатого: разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от тебя.

Массовые дела: «Открытие лагерной смены», на котором каждый отряд показывает на сцене свою «визитную карточку» - выступление на 3 - 4 минуты, а вожатский коллектив, представляя себя, продумывает сюжет, организует яркое начало и концовку мероприятия.

Отрядная работа: сбор - знакомство; освоение территории лагеря; вечерние огоньки знакомства; коллективно-творческие дела (КТД); тематические беседы; конкурсные программы «Минута славы» ...

Межотрядная работа; направлена на знакомство детей разных отрядов друг с другом, с целью не замыкаться только на своем отряде, а жить в лагере дружной, большой семьей.

Игры: на установление контакта, на знакомства, но преодолению коммуникативных барьеров (трудностей и проблем в общении), па сплочение.

Первый пик трудностей - кризисный период лагерной смены - может возникнуть именно здесь. Он связан с процессами адаптации к новым условиям и новым видам деятельности. Необходимо снять напряжение, поднять эмоции.


Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин














Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Анализ адаптивно – организационного периода


Целевая установка периода:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень развития коллектива (почему ты так считаешь?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общественное мнение, отношение к деятельности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Межличностные отношения в отряде (к себе, друзьям, вожатому, отряду, лагерю):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как будем жить дальше? Каких ошибок не будем повторять?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагогические выводы на будущее (коррекция отрицательных проявлений в коллективе:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной период

В этот период происходит смена инициативы, теперь она исходит не от вожатого, а от самих ребят. Продолжают налаживаться отношения, результатом чего является сплочение коллектива отряда.

Позиции вожатого: сотрудническая, консультанта - инструктора.

Основной вид деятельности вожатого: работа с ребятами по организации и проведению отрядных дел, межотрядных и общелагерных мероприятий, возможны межлагерные соревнования. Старайся почаще уходить в сторону не бери на себя всю долю ответственности за дело, как в адаптационно-opганизационный период.

Отрядная работа: коллективно-творческие дела (КТД), вечерние огоньки (отрядные свечки носят откровенный, задушевный характер), тематические беседы, интенсивное общение.

Межотрядная работа: направлена на сотрудничество ребят разных отрядов друг с другом через такие формы, как «Интеллектуальный хоккей», «Турнир смекалистых», различные викторины, конкурсы, гостевания, кругосветки и соревнования.

Игры: на регулирование эмоционального состояния и на снятие психофизического напряжения, игры-шутки, спортивные, на сплочение и т.п.

Второй пик трудности - кризисный период лагерной смены - может возникнуть примерно на 11 - 13 день. Это «пик привыкания». Это время, когда ребята привыкли ко всему: к тебе, совместной жизни, режиму, делам, лагерю и т.п. Будь внимателен - это зона конфликтности, основанная на межличностных отношениях. Возникают конфликты между мальчиками и девочками, которые можно постараться предусмотреть и предотвратить. Ребята устали от однообразия, попробуй их как-нибудь встряхнуть, сломать уже привычный образ жизни. Именно для этого ты можешь организовать межотрядные формы взаимодействия, провести романтические игры, встретить с ребятами рассвет или уйти в поход, отправиться на экскурсию или придумать еще чего-то.

Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин














Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин
















Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин















Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин














Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин
















Дата_________ День недели_________

Экспедиция № ___

Целевая установка дня:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Анализ основного периода


Целевая установка периода:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доминирующие этапы деятельности (какое влияние оказали на коллектив и каждую личность?)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень развития коллектива (почему ты так считаешь?)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общественное мнение, отношение к деятельности:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Межличностные отношения в отряде (к себе, друзьям, вожатому, отряду, лагерю):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как будем жить дальше? Каких ошибок не будем повторять?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Педагогические выводы на будущее (коррекция отрицательных проявлений в коллективе):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Заключительный период


Ну, вот и почти вся смена позади …

Это последние три-четыре дня в лагере. В этот период ребята с горечью думают о скором отъезде. Тебе просто необходимо подготовиться и адаптировать детей к возвращению домой.

Позиция вожатого: товарищ и друг, заботливый папа и ласковая мама.

Основной вид деятельности вожатого: если ты в самом начале смены успешно запустил механизм самоуправления и действие самое время сейчас пожинать его плоды. Сюрпризы со стороны ребят пусть найдут у тебя поддержку и отклик, постарайтесь поднять им настроение их же силами. Попробуйте удивить и тем, что они еще не успели узнать о себе, о тебе и друг о друге.

Массовые дела: яркие шоу-мероприятия, такие как «Вожатский концерт». «Закрытие лагерной смены».

Отрядная работа: КТД, тематические беседы, вечерние огоньки на тему «А если все начать сначала?» и т.п.

Межотрядная работа: тоже подводит свои итоги, серьезно и в шутку отвечая на вопросы «Сколько ребят в лагере я знаю по имени?», «Кого из ребят я знаю лучше всех?», «Моими друзьями из других отрядов стали ...», «В каком отряде было тоже интересно, как у нас?» и т.п. Игры: на воздухе и в помещении, спокойные и подвижные, веселые и серьезные…

Третий и последний пик трудностей - может возникнуть примерно за 2 - 3 дня до отъезда. Это еще одна зона конфликта- «лик усталости» - ребята устали жить в большом и шумном коллективе, вне дома, без пап и мам, сестер и братьев, без своих старых друзей и т.п. Ребятам ни в коем случае нельзя дать «расклеиться», постараться поднять их эмоция.

Пусть дети, уезжая из лагеря, запомнят только положительное, увезут с собой не только грамоты и сувениры на память о смене, но и твою любовь, частичку твоей любви в своем сердце.



Дата_________ День недели_________

Рейс № ___

Целевая установка дня:

____________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Рейс № ___

Целевая установка дня:

____________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин













Дата_________ День недели_________

Рейс № ___

Целевая установка дня:

____________________________________________________________________________________________________________


Время

Событие

Примечание

ч

мин














Анализ заключительного периода

Целевая установка периода:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доминирующие этапы деятельности (какое влияние оказали на коллектив и каждую личность?)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень развития коллектива (почему ты так считаешь?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общественное мнение, отношение к деятельности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Межличностные отношения в отряде (к себе, друзьям, вожатому, отряду, лагерю):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши впечатления от смены.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Педагогические выводы на будущее (коррекция отрицательных проявлений в коллективе):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Пожелания от детей

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



В копилку вожатому


1. Давайте познакомимся!

Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними.

Легко и быстро познакомить детей в отряде помогут игры.

«Снежный ком»

Играющие сидят в круге. Первый называет свое имя. Первый называет свое имя и имя первого. Третий называет два предыдущих и свое. И так далее, пока первый не назовет имена всех, сидящих в кругу.

Игру можно усложнить называя имена с середины, с конца.

«Билетики»

Играющие встают парами лицом друг к другу, образуя два круга: девушки внутренний, юноши - внешний.

Внутренний круг — это «билетики», внешний — «пассажиры». В центре стоит безбилетник — «заяц». Но команде ведущего: «Поехали!», круги начинают вращаться в разные стороны.

Ведущий кричит: «Контролер!». «Билетики» остаются на местах, а «пассажиры» должны найти свою пару. «Заяц» хватает тот «билетик», который ему понравился. «Пассажир», оставшийся без «билетика», становится водящим — «зайцем». При встрече «билетик» и «пассажир» знакомятся.

Через некоторое время «пассажир» может ловить не только свой, но и любой понравившийся ему «билетик».

Игру можно сопровождать музыкой.

«Фигуры»

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо закрыть глаза и, не размыкаясь построить квадрат, равносторонний треугольник, используя только устные переговоры.

Сообщается также, что играют на пространственное воображение и внимательность.

Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений .

Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы, ее организованности, выявить лидеров.

«Пальчики»

Играющие сидят на стульях. Ведущий показывает несколько пальцев на руки и ровно столько человек должны подняться.

Ведущий проигрывает несколько комбинаций (2, 6, 1, 5...) наблюдая при этом, кто чаще встает. Таким образом выявляются те, кому в оргпериод можно что-либо поручать, у кого можно найти поддержку. Это так называемая «совесть» группы.



2. А лидер кто?

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.


«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.


«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен располо­жить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.


Вот ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким об­разом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.


Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.



3. Я+ТЫ+ОН+ОНА=МЫ

Вы, конечно же, хотите, чтобы ваш отряд был дружным, сплочённым, чтобы все в нём были за одного, и один, несомненно, был за всех!

Давайте с вами проведём несколько игр, и, может быть, вы увидите, как сократится число ссор между ребятами, они чаще будут помогать друг другу, чаще будут появляться улыбки на их лицах.

Любая игра несёт в себе элемент сплочения, и, конечно же, вы знаете их огромное количество. Хотелось бы пополнить ваш арсенал наиболее оригинальными и забавными играми.


«Клоун»

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону.

Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново.

Соответственно выигравшей считается та команда, ко­торая закончит передачу коробка быстрее. Недостатка смеха в этой игре не будет!

«Яблочко»

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак... Начали!

«Сандалик»

Для этой игры нужно организовать не меньше трёх команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, вожатый собирает всю обувь ребят, сваливает её в кучу и перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: «Это небольшая весёлая эстафета. Сейчас поочереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!»

«Тукан»

Тукан - это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные верёвки. Сейчас мы, подобно тукану, будем «нанизываться» на длинную, около 15 м. длиной верёвку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первым из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами верёвки, привязанными к ней.





4. Что делать, когда нечего делать?

«Тише-громче»

Вы, наверное, играли в детстве в игру «Холодно-горячо»? Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга, и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов группы спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному. Соответственно, песня поётся тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.

«Ловись, рыбка»

В этой игре участники должны встать на стулья и присесть подобно волку, ловящего в проруби рыбу своим хвостом. Сзади к брюкам участника привязывается тонкая верёвка или нитка, к другому концу которой привязывается карандаш или фломастер. И, периодически приседая, нужно попасть этим карандашом в горлышко бутылки, стоящей на полу.

«Рыбалка»

На стул ставится глубокая тарелка, участники должны по очереди бросать в неё с расстояния 2-3 метров пуговицу, либо пробку от бутылки, стараясь попасть так, чтобы пуговица осталась в тарелке.

Эта простая игра очень увлекает и захватывает ребят.

«Сторож»

Ребята садятся на стульях так, чтобы был образован круг. Позади каждого сидящего на стуле должен стоять игрок, и один стул должен быть свободным. Игрок, стоящий за ним, должен незаметно подмигнуть любом из сидящих в кругу. Все сидящие участники должны смотреть на игрока со свободным стулом. Сидящий участник, увидев, что ему подморгнули, должен быстро занять свободное место. Функции игроков, стоящих сзади сидящих, заключаются в том, чтобы не пропускать своих подопечных к свободным местам. Для этого им стоит только положить руку на плечо сидящему. Если «сторож» не выпустил «беглеца», они меняются местами.

«Статуя любви»

Для проведения этой игры необходимо, чтобы четверо (2 мальчика и 2 девочки) вышли из помещения. Выбирается мальчик, который будет исполнять роль «первого скульптора», и мальчика и девочку, которые будут «статуей». «Скульптору» ставится условия: «Представь, что ты настоящий скульптор, и ты должен слепить «статую любви». Перед тобой стоит глина, из которой ты можешь слепить всё, что посчитаешь нужным, она застынет так, как ты захочешь». Он приступает к выполнению скульптуры, а после того, как он закончит её, его просят занять место мальчика в его «скульптуре». Затем приглашают девочку из-за двери и повторяют ей то же самое условие. После окончания её работы она должка занять место девочки в этой «скульптуре». И так дальше с остальными участниками, стоящими за дверью.

«Раз - коленка, два - коленка»

Снова садятся все на стулья в тесный круг. Затем каждый должен положить руку на правое колено соседу слева. Положили? Так, а теперь начиная с вожатого, по часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти лёгкий хлопок рукой. Сначала - правая рука вожатого, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука вожатого и т.д.

Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать. После этого начинается игра. Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше. Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается. Для усложнения задачи вожатый всё быстрее и быстрее даёт счет, под который должен быть произведён хлопок. Выигрывают три игрока, оставшиеся последними.

«Старая сказка с новым персонажем»

В наше время многое старые сказки обретают новую жизнь.

Попробуйте по-новому рассказать некоторые сказки Ш. Перро. При этом в сказке должен присутствовать и действовать новый персонаж:

• в сказке «Красная шапочка» — светофор

• в сказке «Кот в сапогах» - микроволновая печь

• в сказке «Золушка» — бульдозер

• в сказке «Синяя борода» - радиоприемник

• в сказке «Мальчик-с-пальчик» — пожарная машина.

«Экстравагантная прическа»

Во все времена прическа была не просто способом стричь и уложить волосы, она была символом.

Самые молодые, самые необычные прически всегда носили те, кто более всего нуждался в самоутверждении, то есть молодежь. Попробуйте сделать несколько новых молодежных причесок. Они должны быть экстравагантными, чтобы на обладателя этой прически сразу обратили внимание. А называться новая прическа должна так:

• «Атака левым флангом»;

• «Несжатая полоса»;

• «Взрыв на макаронной фабрике»;

• «Бахчисарайский фонтан».

«Необычайная декламация»

Декламация - это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», но так, словно...

• вы сильно замерзли;

• вам придавило ногу;

• у вас во рту горячая картошка;

• вы очень хотите спать;

• вас сейчас расстреляют.





  1. Когда на улице идет дождь


Дождь - это враг № 1 педагогов лагеря. Но дождь - это внешний противник, и он сможет победить вас лишь если вы позволите ему объединиться с внутренним врагом - растерянностью, но если вы проявите внутреннюю собранность и сумеете организовать детей, то вероятно, что дети будут вспоминать дни солнечной блокады как самые интересные и увлекательные. Вот перечень занятий, которые помогут вам пережить и победить дождь.


Концерт КВЧГ («кто во что горазд!»).

  • Конкурс на лучшую рекламу дождя.

  • Занятие в «мастерской игрушек». Изготовление фигурок из шишек, желудей, орехов, а также спичек и пластилина.

  • Время «посиделок» и чаепития с рассказыванием баек и анекдотов, шутками и розыгрышами.

  • Турнир по олимпийской системе среди мальчиков по армреслингу.

  • Урок в «Школе авангардной живописи». Рисунок из спичек или тонких веточек наклеенных на картон.

  • Программа психологических тестов.

  • Игра в «Луноходы»: два часа передвижений только на четвереньках.

  • Час придумывания применения старым, никому не нужным вещам.

  • Танцевально-игровая программа («ТИП»).

  • Полуспортивная встреча между командами мальчиков и девочек по «Воздушному хоккею».

  • «Школа авангардной живописи». Композиция из цветочных клякс на бумаге

  • Конкурс на самое грустное письмо «А у нас идет дождь».

  • Вечер (час) страшилок.

  • Неформальная беседа об увлечении коллекционированием.

  • Игра «Поле чудес», час разгадывания кроссвордов, загадок.

  • Старая коммуникативная игра «Города».

  • Конкурс собирателей дождя, т. е. 30-минутная прогулка под дождем со стаканами, в которые нужно собрать как можно больше дождя.

  • Игра «Прятки». (Все ищут один спрятанный ведущим предмет)

  • Обход всего здания изнутри, держась за стены и не отрывая руки.

  • Конкурс фантазеров «Что я сделаю, когда кончиться дождь».

  • Турнир игроков в «Морской бой» с определением победителя .








6.Игры на экипажном круге откровений

«Письмо себе любимому»

В первый-второй вечер нахождения ребят в лагере проведите с ними эту игру. Раздайте каждому по листку бумаги и предложите ребятам написать письмо - самим себе. Чего они ждут от этой смены в лагере, чему они хотят научиться, а что возможно исправить в своем характере. Все письма запечатываются и передаются на хранение вожатому. В конце смены раздайте письма ребятам и предложите проанализировать на отрядном кругу откровения.

«Ниточка»

Перед началом огонька вожатый предлагает взять ниточку. Кусочки разноцветных ниток длиной от 10 до 30 см. лежат рядом с ним.

Во время обсуждения дня (по схеме: что получилось; что не получилось; что надо сделать, чтобы было лучше), каждый ребенок, высказывая свою мысль, наматывает ниточку на палец.

Когда ниточка намотана, выступление прекращается.

Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

«Конверт откровений»

Накануне «огонька» вожатый просит ребят написать на листке волнующие их вопросы о жизни отряда. Желательно, чтобы вопросы были обращены ко всем членам отряда, а не к кому-то конкретно. Ребята передают друг другу конверт, как эстафетную палочку. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет ведущий.

«Ладошка с пожеланиями»

Обычно эта игра проводится в конце смены, когда ребята успели и узнать друг друга и подружиться. Каждый (в том числе и вожатый) на листе бумаге обводит свою ладошку, затем подписывает свой листик и передает по кругу. Каждый к кому пришел такой листик с ладошкой может написать этому человеку свое пожелание.























Вместо заключения…



Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно прийти за советом или помощью и обязательно её от него получить.




Удачи тебе, мой милый друг!!!






СОСТАВИТЕЛЬ КАЛИНИНА АЛИНА СЕРГЕЕВНА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!