СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добавочный скелет. Соединения костей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФК ГОС. Использованы формы групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Добавочный скелет. Соединения костей»



Класс: 8 класс Дата проведения: 10.11.2017г

Урок №18


Тема занятия:

Добавочный скелет. Соединения костей.

Лабораторная работа №4 Строение и функции суставов

Тип урока

Урок комбинированный

Формы обучения

Фронтальная, коллективная, групповая.

Методы обучения

практический метод, частично-поисковый, эвристическая беседа.

Цель урока:


сформировать представление о скелете свободных поясов конечностей; о типах соединения костей; об особенностях строения скелета в связи с прямохождением и трудовой деятельностью.

Планируемые результаты обучения:

ученик сравнивает отделы скелета человека; объясняет особенности строения отделов скелета в связи с выполняемыми функциями;

ученик развивает коммуникативные умения, умения оценивать результаты выполненных действий;

ученик умеет текстовую информацию переводить в графическую.

ученик показывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру.

Основные понятия, термины. Ключевые идеи.

пояс верхней конечности, скелет руки, пояс нижней конечности, скелет

ноги; соединеия костей: подвижное, полуподвижное, неподвижноею

Материалы и оборудование

Электронные презентации, электронное приложение к учебнику Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова «Биология. Человек. Культура. Здоровье». 8 класс для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе – М. Просвещение, 2012 год.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Задание 1

1. Функцию питания и роста кости выполняет:

1) губчатое вещество; 2) желтый костный мозг;

3) надкостница; 4) красный костный мозг.

2. Кости образованы:

1) межклеточным веществом; 2) эпителиальной тканью;

3) соединительной тканью

3. К плоским костям относятся:

1) ребра и лопатки; 2) лучевая и локтевая кости;

3) большая и малая берцовая кости; 4) ключицы

4. Рост костей происходит:

1) в течение всей жизни 2) до 24-25 лет

3) рефлекторно

4) в зависимости только от количества и качества пищи.

5. По какому признаку можно отличить кости молодого человека от костей старика?

1) в молодых костях выше содержание оссеина (органических веществ);

2) в молодых костях выше содержание солей;

3) в молодых костях меньше органических веществ.

6. В организме человека:

1) более 300 костей; 2) более 400 костей; 3) более 200 костей.

7. Присутствие каких веществ придаёт костям упругость?

1) минеральные вещества; 2) органические вещества; 3) вода

8. Присутствие каких веществ придаёт костям твёрдость?

1) минеральные вещества; 2) органические вещества; 3) вода

(Ответ: должно получиться число 34121321)

Задание 2

Из предложенного перечня выберите только трубчатые кости. И ответьте на вопрос: Какое строение имеет трубчатая кость?

  1. Кости стопы

  2. Кости голени

  3. Кости предплечья

  4. Рёбра

  5. Лопатки

  6. Бедренная кость

  7. Тазовые кости

  8. Грудина 236

Задание 3

1. В Казанской медицинской академии есть богатая коллекция скелетов, а среди них есть два скелета, один из которых имеет длину около 2-х метров, а другой совсем маленького роста. Каким же образом они оказались в медицинской академии? История появления их такова. Вблизи Казани, в лесах действовала банда разбойников, которые совершали набеги на торговые обозы. Но при помощи жандармов разбойники были пойманы и их прогнали через строй солдат, которые ударяли по ним железным прутом. В то время, за тяжкие грехи церковь не разрешила их хоронить, тогда решили их анатомировать. Вот и остались, эти скелеты по сей день. Как вы думаете,

- Почему они сохранились так долго? - Почему же кости у них такие упругие? (ответы учащихся)

2. Мы с вами знаем, что кости растут в толщину и в длину только в детстве и юности, а у взрослых этого не происходит. Но замена старого костного вещества новым продолжается всю жизнь. Был проведен такой опыт. У молодой собачки разрезали кожу на бедре и бедренную кость обвязали проволокой, затем кожу зашили. Шли годы, после смерти собаки проволочного кольца на поверхности не было, его нашли внутри кости. Почему? (ответы учащихся)

3. Великий анатом Андрий Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных, так как церковь запрещала вскрытие трупов, приносил домой, разбирал их, дойдя до такого совершенства, что мог с закрытыми глазами узнать любую кость. А можем ли мы, каким то образом узнать определенную кость? Приведите примеры.


Мы рассмотрели особенности строения костей, их химический состав, значение опорно - двигательной системы. И мы узнали, что скелет человека образован разными типами костей. А вот как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений, мы рассмотрим сегодня на нашем уроке.

IV Работа в группах

Задание 1-2 группе.

Изучите текст параграфа 18 с.50-51. «Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет». Используя модель «Скелет человека», ответьте на вопросы:

  1. Какие кости составляют скелет поясов конечностей?

  2. Какие отделы составляют добавочный скелет?

  3. В чём проявляется приспособление верхних конечностей к труду, а нижних к опоре?


Задание 3 группе.

Изучите текст параграфа 18 с.50-51. «Соединение костей». Составьте схему:


Типы соединения костей


неподвижное полуподвижное подвижное

коленный

тазобедренный

позвоночник грудная клетка плечевой



Ответьте на вопросы:

  1.  Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций»

  2. - Если человек прыгает с 2-х метровой высоты, повреждений может и не быть. А если упадет с 20 метровой высоты, то возможно повреждение. Почему же так?

  3. Какое строение имеет сустав?

  4. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?


Закрепление.

Выполните ЛР №4 Строение и функции суставов


Рефлексия

- Что узнал нового и важного для себя?

- Чему научились?

- Какие выводы сделали?


Домашнее задание §18, ПТ№ ___ .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!