СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Доброе слово- как ясный день".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия "Доброе слово - как ясный день"

Просмотр содержимого документа
«"Доброе слово- как ясный день".»

Занятие с учащимися начальной школы

«Доброе слово – что ясный день!»


Подготовила: педагог-психолог:

Збирун С.Н.

Подготовка к занятию

Цели:

  • воспитание культуры речевого общения;

  • знакомство с устойчивыми формами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

  • развитие представлений учащихся о добре и зле;

  • воспитание стремления совершать добрые дела;

  • учить задумываться над сказанным словом.

Оборудование: ларец добродетелей, карточки со словами; иллюстрации к сказке "Гуси-Лебеди".

Ход занятия

I. Вступительная беседа

Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого человека. Узнать тему поможет вам кроссворд!

  • Кто помогает в трудную минуту? (Друг)

  • Как называется предмет, который дарят? (Подарок)

  • Кто из животных самый преданный хозяину? (Собака)

  • Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость)

  • Как по-другому можно назвать скромность, застенчивость? (Робость)

Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ДОБРО)

Наша беседа будет посвящена доброте и добрым делам!

  • Как вы думаете, что такое "Добро"? это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка… (дети продолжают.)

  • Что есть "зло"? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое… (дети продолжают.)

Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые дела.

Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

(ответы учащихся.)

Где всегда добро побеждает зло? (в сказках.) Кто в сказках помогает положительным героям? (звери, птицы, природа.) Посмотрите на картинку, узнайте, как называется эта всем известная сказка? (Ведущий демонстрирует иллюстрации из сказки "Гуси-Лебеди")

("Гуси-Лебеди")

Кто помог Маше и ее брату добраться до дома целыми и невредимыми?

(ответы детей.)

А почему они помогли Маше?

(Маша была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка себя так повела, тоже ответили на ее просьбу.)

Есть очень хорошая пословица: "Доброе слово – что ясный день". Как вы понимаете значение этой пословицы?

(Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека.)

Какого человека можно назвать добрым?

(ответы учащихся.)

Добрый человек – это тот, кто любит детей, готов прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей. Добрый человек – вежливый человек.

II. История слова "Добро"

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся часто в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит слово ДОБРО. Какие, например?

(Добро пожаловать, добрый день, добрый вечер, в добрый путь, в добрый час.)

А знаете ли вы историю слова "Добро"? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения "дать добро" и "получить добро"? Что значит "дать добро"? (дать согласие, разрешение на что-либо.) Что значит "получить добро"? (получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.)

Много добрых слово в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, веселить, согреть душу.

III. Игра "Доскажи словечко"

Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек. Предлагаю сыграть в игру "Доскажи словечко".

(ведущий читает, дети заканчивают предложения.)

Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо.)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день.)

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы… (спасибо.)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте.)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим:… (простите, пожалуйста.)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания.)

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю… (пожалуйста.)

Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.

V. "Ларец добродетелей"

А теперь я предлагаю заглянуть в ларец добродетелей. Как вы думаете, что там?

(предположения детей.)

Кто желает произнести заветные слова: "Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…"

Дети произносят эти слова, из ларца вынимают и прикрепляют к доске слова:

  • Помогать там, где нужна моя помощь;

  • Понимать другого;

  • Заботиться о близких;

  • Выручать друзей в беде;

  • Не ссориться;

  • Улыбаться тем, с кем общаешься;

  • Сочувствовать.

Как вы думаете, трудно ли этому научиться? Что легче творить добро или зло?

(ответы учащихся.)

Работа со стихотворением

- Итак, к нам в гости пришел мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что его наказали родители. (Cтихотворение “ Доброта”)

Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку, 
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)

Вопросы для дискуссии:

  • За что был наказан Антошка?

  • Правильно ли поступили взрослые?

  • Что значит — быть добрым?

Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия “доброта”:

Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.

Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.

6. Игра “Хорошо—плохо”

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие

Хорошие

порвал блузку;

защитил слабого;

обидел друга;

проведал больного друга;

поссорился с мамой;

обогрел и накормил

толкнул ногой щенка;

помог младшей сестре одеться и др.

ударил котенка и др.


Работа со словами (слайд)

- А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.

1. Доброе слово

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело,.

а худое само приспеет

4. Не хвались серебром,

а хвались добром.

5. Кто добро творит.,

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет.,

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -

ищи доброты.

У - теперь проверим (слайд)

Подведение итогов. Какой вывод вы для себя сделали? Чему вы научились?

Показ видио о доброте человека.


VII. Итог беседы

Сегодня мы говорили о добре, добрых делах, добрых словах. Какой вывод вы сделали из сегодняшней беседы для себя?

Быть добрым – это не значит все прощать. Быть добрым – значит бороться с плохим. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!