14
Введение
«Здесь весь мир, - сказал старик. – Здесь прошлое, настоящее и будущее, свет, доброта и нежность.
- Книги? – спросил Борька.
- Это люди, - сказал старик. – Люди, живущие вечно. Великие добрые люди.
Они разговаривают тихо, без желчи и горечи. Если ты обращаешься к ним,
они никогда не спят, если спрашиваешь – не прячутся. Они не ворчат. В них
нет гонора и зазнайства. Они честны, они понимают всё».
(Внуков Н. «Чудеса»)
Актуальность: Сегодня как никогда судьбу страны решает уровень культуры человека, общества, в котором он живет. Книги и чтение – только одно из средств в борьбе за возрождение российской духовности и формирование нравственного и культурного человека. Но именно они воздействуют на человека и развивают его всесторонне. Детское чтение называют сегодня главным резервом развития человеческого потенциала нации.
Однако полноценного развития юной личности невозможно без традиции семейного чтения. И важнейшим звеном данной традиции является МАМА – материнское чтение.
Всё начинается с семьи.
Когда-то в детстве раннем
Мне дверь открыла в книжный мир
Читающая мама.
Стихи с утра. В обед – рассказ,
А на ночь – чудо-сказка.
И наполнялся каждый раз
Наш дом теплом и лаской.
Я на коленках у неё
Сидеть могла часами.
За это чтение вдвоём
Признательна я маме.
Она дарила мне любовь,
Прижав меня руками…
Я вслушиваюсь вновь и вновь
В любимый голос мамы.
Я помню тот волшебный звук,
Исполненный покоя,
И в хороводе чёрных букв
Рождался мир героев.
Он наши души тормошил
Сюжетами историй,
И мы смеялись от души
И плакали от горя…
И было ясно: хочешь стать
Успешной и великой –
≪Читать≫ должно быть как ≪дышать≫,
Ведь жизнь пуста без книги.
И эта память детских лет
Во мне живет упрямо,
Ведь мой читательский билет
Мне выписала мама.
Т. Бокова
Замечательно, когда семья вечером собирается не у телевизора, а все вместе по очереди вслух читают интересную книгу и обсуждают прочитанное. Голос читающей мамы останется в памяти сердца навсегда и найдет себе место в воспоминаниях рядом с совестью. И правильно делают родители, «подкидывающие» печатные издания везде, где ребенок может их увидеть, дарящие ребенку не телефон, компьютер, а книги, родители, разрешающие ребенку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.
Актуальность проекта состоит в том, что без чтения хорошей книги нет человека, нет личности.
Три составляющие – семья, школа, библиотека – создают окружение, формирующее человека. Читающего человека XXI века.
Цель – гуманизировать своё сознание, опираясь на анализ поведения литературных героев и сопереживание с ними. (Развитие и саморазвитие личности, ориентация на приоритеты общечеловеческих ценностей, высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью)
В проекте участвовали: ученики 6 класса — Куянцев Александр и Саидова Камилла, ученица 4 класса — Шаталова Татьяна.
Продукт сетевого проекта – коллективный читательский дневник, размещенный в открытом доступе в сети Интернет.
Для достижения этой цели нам необходимо было решить ряд задач.
Задачи:
Через анализ поведения литературных героев ответить на вопросы: Что такое доброта, отзывчивость, ответственность? (категории человеческого характера: честность, скромность, воля и др.)
Через художественные образы развить в себе умение сравнивать, оценивать поведение персонажей, их взаимоотношения.
Научиться вдумываться в сложность человеческих характеров и обстоятельств, сопереживать, включать читаемое в контекст собственной жизни.
Сформировать культуру чтения и литературно-критического мышления.
Теоретическая часть.
Проект создан Токмаковой Еленой Владимировной, заведующей библиотекой МБОУ "Школа № 91" г. Нижнего Новгорода по книге к.пед.н. Тихомировой Ирины Ивановны «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения» и реализуется в рамках Всероссийского проекта «Читающая мама – читающая страна» (учредитель - Ассоциация школьных библиотекарей русского мира) при участии библиотеки и кафедры информационных технологий ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
Этот проект получил Диплом II степени Всероссийского конкурса «Читающая мама – читающая страна».
Проводится дистанционно с использованием информационных ресурсов официального сайта школы и сайта школьной библиотеки.
Проект направлен на организацию сетевого взаимодействия учащихся с целью активизации читательского интереса, культуры восприятия прочитанного, гуманизации сознания, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, развития таких нравственных и гражданских качеств личности, как сострадание, эмпатия, гражданственность, патриотизм, ответственность, самостоятельность.
(Эмпатия (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека).
За основу взят «оперативный» для воздействия на читателя жанр рассказа. В проекте – 50 коротких рассказов на нравственно-этические темы. И. И. Тихомирова собирала лучшие рассказы для детей всю свою жизнь и проверяла их восприятие на детях и взрослых. Отобранные для обсуждения лучшие рассказы отечественных авторов сгруппированы в тематические циклы: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О шутке – всерьез», «О силе воли и силе духа» и др.
В наше время, когда сбиты правильные ориентиры в отношениях между людьми, когда не только подростки, не имеющие жизненного опыта, но и взрослые теряются в выборе поступка, слова – эти произведения подскажут, направят, подтолкнут на верный путь. Помогут задуматься над вымышленными ситуациями и увидеть в реальных событиях, где правда, а где ложь, где истинный друг, а где скрытый враг. Через чтение этих рассказов приобретается чувственный опыт, просыпается душа и понимание окружающего. Это и есть школа развивающего чтения.
Все работы находятся в открытом доступе, их можно увидеть в Интернете, на сайте проекта. Получилось нечто похожее на коллективный огромный читательский дневник. Сетевой проект работает в реальном времени и пространстве, где всё фиксируется. https://sites.google.com/site/ucebnyj2015/home
Практическая часть
Проект (второй год работы) стартовал в сентябре 2016 года. Мы начали свою работу в конце октября. Каждую неделю нужно было прочитать один рассказ по списку, составленному организатором проекта, Еленой Владимировной Токмаковой. После чтения рассказа необходимо его обсудить, составить отзыв и проиллюстрировать своим рисунком. Сначала мы начали работать индивидуально. Потом, столкнувшись с некоторыми техническими проблемами, решили объединиться в команду, которую назвали «Буквоеды». Работать предстояло в сети. Сначала мы освоили работу с «таблицей продвижения», где отмечали выполненные задания. После проверки руководитель оценивала нашу работу. В этой таблице работать надо очень аккуратно.
После регистрации необходимо было представить команду на слайде общей презентации Google. Это потребовало от нас научиться совместной работе в общем документе. Нам предстояло
Создать свою карточку в общей презентации.
Разгадать кроссворд из слов, объединяющих все рассказы проекта (Стратегия “мозговой штурм”)
Используя слова кроссворда, написать сочинение любого объёма. Тема: "Что такое красота души". (Стратегия, доказывающая понимание и умение)
Свои рисунки и отзывы необходимо было разместить на демонстрационной доске ЛИНОИТ. Для этого нам необходимо было освоить работу в этом сервисе.
Работа в сетевом проекте предполагает:
— умение заполнять Формы Google,
— работать в Презентации Google,
— работать в сервисах Linoit и learningapps.
Опыт такой работы мы приобрели.
Тексты рассказов можно было найти на сайте проекта по ссылкам в списке. Некоторые произведения можно было прослушать в аудиокнигах, размещенных на сайте.
Раздел «Полезные ссылки» научил нас правильно писать отзывы, оформлять читательские дневники, правильно читать книги и ещё многим хитростям.
Мы старались писать качественные и интересные отзывы, в рисунках передавать основную мысль и суть рассказов. Наше творчество высоко оценено руководителем проекта и для нашей команды создали в проекте «Сахалинскую страничку». Там размещён интерактивный плакат сервиса Padlet «Добру откроем сердце». https://padlet.com/lusyalr56/ql1dna1f0tt
На плакате собраны тематические доски Линоит с нашими творческими работами. Все иллюстрации оформлены в виде Галереи, исполненой в сервисе по созданию презентаций Emaze https://www.emaze.com/@ATLTLRTL/untitled
Заключение
Цель, поставленную перед собой, мы достигли. Мы прочитали все 50 рассказов. Написали 50 отзывов и нарисовали больше 50-ти рисунков. Мы стали первыми победителями проекта!
В процессе чтения мы «оживляли» персонажей и относились к ним, как реально существующим. Перед нашим взором прошли разные жизненные сценарии и модели поведения большого количества литературных героев. Каждый рассказ – открытие новых характеров.
Вопросы к рассказам заставляли думать. Провоцировали споры, задевали «за живое», так как на них нельзя ответить однозначно.
Собранные вместе рассказы образуют своего рода «банк» нравственных ситуаций, в какие попадает или может попасть каждый растущий человек.
К концу проекта мы получили не просто знания, а знания, которые захватывают душу: знания – погружения; знания – переживания; знания – интерпретации.
Мы научились чувствовать, переживать, плакать, радоваться. Мы научились выражать свои эмоции не только в словесной форме. Мы научились выражать свои чувства на бумаге буквами и рисунками.
Начали работу в новом проекте «Родом из военного детства» https://sites.google.com/site/rodomizvoennogodetstva/
Мы прочитали 26 рассказов этого проекта. К сожалению, работа в проекте оборвалась с окончанием учебного года. Мы очень надеемся, что в этом учебном году проект продолжится.
Отчёт о работе в проекте визуализирован на интерактивных досках Padlet, которые хорошо подходят для коллективной работы.
https://padlet.com/lusyalr56/ql1dna1f0tt
https://padlet.com/lusyalr56/mb3v4cmvo0el
Список использованных источников
1. Тихомирова, И. И. Добру откроем сердце : школа развивающего чтения : методическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И. И. Тихомирова. — Москва : РШБА, 2015. — 342 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 3.). — ISBN 978-5-91540-130-2
2. Читаем вместе с мамой : дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама – читающая страна» / сост. И. И. Тихомирова. — Москва: РШБА, 2016. — 232 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 5.). — ISBN 978-5-9908635-2-1
3. Токмакова, Е. В. О проекте [Электронный ресурс] / Е. В. Токмакова // Сетевой библиотечный пррект «Добру откроем сердце». — Режим доступа: https://sites.google.com/site/ucebnyj2015/ — загл. с экрана.
Приложения.
Перечень рассказов:
СОВЕСТЬ ИЛИ СУД НАД СОБОЙ
Астафьев В. "Зачем я убил коростеля"
Васильева Н. "Полынья"
Осеева В. "Бабка"
Нагибин Ю. "Старая черепаха"
Солоухин В. "Ножичек с костяной ручкой"
Вольф С. "Подарочек"
Жарова А. "Блокадница"
ЧТЕНИЕ - ДУШИ ДВИЖЕНИЕ
Мамин-Сибиряк Д. "Книжка с картинками"
Сотник Ю. "Ищу Троекурова"
Масс А. "Дик Сенд"
Саша Чёрный "Кавказский пленник"
ДРУЖБА ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ
Нагибин Ю. "Мой первый друг, мой друг бесценный"
Пивоварова И. "Про мою подругу и про меня немножко"
Томин Ю. "Счастливый день"
Пивоварова И. "Весенний дождь"
Кудрявцева Т. "Принц и нищий"
ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?
Суслов В. "Наташка стала красивой"
Погодин Р. "Жаба"
Драбкина А. "Волшебные яблоки"
Ибрагимбеков М. "Прощай, Миледи!"
Коваль Ю. "Картофельная собака"
Жарова А. "Мышка, приносящая счастье"
ДОБРОТА - СЧАСТЬЮ СЕСТРА
Драгунский В. "Друг детства"
Драгунский "Синий кинжал"
Солоухин В. "Мститель"
Внуков Н. "Чудеса"
Злотников В. "Записки"
Астафьев В. "Конь с розовой гривой"
БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ
Алексин А. "Третий в пятом ряду"
Бременер М. "Достойнейший"
Драбкина А. "Исключительный человек"
Пивоварова И. "Селиверстова не парень, а золото"
Погодин Р. "Сима из четвёртого номера"
Яковлев Ю. "Багульник"
О ШУТКЕ ВСЕРЬЁЗ
Погодин Р. "Шутка"
Томин Ю. "Шутка"
Забарин А. "Яша-водовоз"
В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ
Погодин Р. "Что у Сеньки было"
Приставкин А. "Фотографии"
О СИЛЕ ВОЛИ И СИЛЕ ДУХА
Мошковский А. "Вызов на дуэль"
Нагибин Ю. "Заброшенная дорога"
Погодин Р. "Как я с ним познакомился"
Яковлев Ю. "Рыцарь Вася"
Жарова А. "Вечный огонь"
Черкашин Г. "Кукла"
Жарова А. "Взрослели дети на глазах"
О ПРАВДЕ, ЛЖИ И ДЕТСКОЙ ФАНТАЗИИ
Драгунский В. "На Садовой большое движение"
Носов Н. "Карасик"
Железников В. "Солёный снег"
Платонов А. "Никита"