СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добру откроем сердце

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работы в сетевом проекте "Добру откроем сердце". Чтение лучших рассказов отечественной литературы на нравственную тему. Продукт сетевого проекта - коллективный читательский дневник.

Просмотр содержимого документа
«Добру откроем сердце»

14


Введение

«Здесь весь мир, - сказал старик. – Здесь прошлое, настоящее и будущее, свет, доброта и нежность.

- Книги? – спросил Борька.

- Это люди, - сказал старик. – Люди, живущие вечно. Великие добрые люди.

Они разговаривают тихо, без желчи и горечи. Если ты обращаешься к ним,

они никогда не спят, если спрашиваешь – не прячутся. Они не ворчат. В них

нет гонора и зазнайства. Они честны, они понимают всё».

(Внуков Н. «Чудеса»)

Актуальность: Сегодня как никогда судьбу страны решает уровень культуры человека, общества, в котором он живет. Книги и чтение – только одно из средств в борьбе за возрождение российской духовности и формирование нравственного и культурного человека. Но именно они воздействуют на человека и развивают его всесторонне. Детское чтение называют сегодня главным резервом развития человеческого потенциала нации.

Однако полноценного развития юной личности невозможно без традиции семейного чтения. И важнейшим звеном данной традиции является МАМА – материнское чтение.

Всё начинается с семьи.

Когда-то в детстве раннем

Мне дверь открыла в книжный мир

Читающая мама.

Стихи с утра. В обед – рассказ,

А на ночь – чудо-сказка.

И наполнялся каждый раз

Наш дом теплом и лаской.

Я на коленках у неё

Сидеть могла часами.

За это чтение вдвоём

Признательна я маме.

Она дарила мне любовь,

Прижав меня руками…

Я вслушиваюсь вновь и вновь

В любимый голос мамы.

Я помню тот волшебный звук,

Исполненный покоя,

И в хороводе чёрных букв

Рождался мир героев.

Он наши души тормошил

Сюжетами историй,

И мы смеялись от души

И плакали от горя…

И было ясно: хочешь стать

Успешной и великой –

Читать должно быть как дышать,

Ведь жизнь пуста без книги.

И эта память детских лет

Во мне живет упрямо,

Ведь мой читательский билет

Мне выписала мама.

Т. Бокова

Замечательно, когда семья вечером собирается не у телевизора, а все вместе по очереди вслух читают интересную книгу и обсуждают прочитанное. Голос читающей мамы останется в памяти сердца навсегда и найдет себе место в воспоминаниях рядом с совестью. И правильно делают родители, «подкидывающие» печатные издания везде, где ребенок может их увидеть, дарящие ребенку не телефон, компьютер, а книги, родители, разрешающие ребенку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.

Актуальность проекта состоит в том, что без чтения хорошей книги нет человека, нет личности.

Три составляющие – семья, школа, библиотека – создают окружение, формирующее человека. Читающего человека XXI века.

Цель – гуманизировать своё сознание, опираясь на анализ поведения литературных героев и сопереживание с ними. (Развитие и саморазвитие личности, ориентация на приоритеты общечеловеческих ценностей, высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью)

В проекте участвовали: ученики 6 класса — Куянцев Александр и Саидова Камилла, ученица 4 класса — Шаталова Татьяна.

Продукт сетевого проекта – коллективный читательский дневник, размещенный в открытом доступе в сети Интернет.

Для достижения этой цели нам необходимо было решить ряд задач.

Задачи:

  1. Через анализ поведения литературных героев ответить на вопросы: Что такое доброта, отзывчивость, ответственность? (категории человеческого характера: честность, скромность, воля и др.)

  2. Через художественные образы развить в себе умение сравнивать, оценивать поведение персонажей, их взаимоотношения.

  3. Научиться вдумываться в сложность человеческих характеров и обстоятельств, сопереживать, включать читаемое в контекст собственной жизни.

  4. Сформировать культуру чтения и литературно-критического мышления.






Теоретическая часть.

Проект создан Токмаковой Еленой Владимировной, заведующей библиотекой МБОУ "Школа № 91" г. Нижнего Новгорода по книге к.пед.н. Тихомировой Ирины Ивановны «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения» и реализуется в рамках Всероссийского проекта «Читающая мама – читающая страна» (учредитель - Ассоциация школьных библиотекарей русского мира) при участии библиотеки и кафедры информационных технологий ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

Этот проект получил Диплом II степени Всероссийского конкурса «Читающая мама – читающая страна».

Проводится дистанционно с использованием информационных ресурсов официального сайта школы и сайта школьной библиотеки.

Проект направлен на организацию сетевого взаимодействия учащихся с целью активизации читательского интереса, культуры восприятия прочитанного, гуманизации сознания, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, развития таких нравственных и гражданских качеств личности, как сострадание, эмпатия, гражданственность, патриотизм, ответственность, самостоятельность.

(Эмпатия (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека).

За основу взят «оперативный» для воздействия на читателя жанр рассказа. В проекте – 50 коротких рассказов на нравственно-этические темы. И. И. Тихомирова собирала лучшие рассказы для детей всю свою жизнь и проверяла их восприятие на детях и взрослых. Отобранные для обсуждения лучшие рассказы отечественных авторов сгруппированы в тематические циклы: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О шутке – всерьез», «О силе воли и силе духа» и др.

В наше время, когда сбиты правильные ориентиры в отношениях между людьми, когда не только подростки, не имеющие жизненного опыта, но и взрослые теряются в выборе поступка, слова – эти произведения подскажут, направят, подтолкнут на верный путь. Помогут задуматься над вымышленными ситуациями и увидеть в реальных событиях, где правда, а где ложь, где истинный друг, а где скрытый враг. Через чтение этих рассказов приобретается чувственный опыт, просыпается душа и понимание окружающего. Это и есть школа развивающего чтения.

Все работы находятся в открытом доступе, их можно увидеть в Интернете, на сайте проекта. Получилось нечто похожее на коллективный огромный читательский дневник. Сетевой проект работает в реальном времени и пространстве, где всё фиксируется. https://sites.google.com/site/ucebnyj2015/home




















Практическая часть

Проект (второй год работы) стартовал в сентябре 2016 года. Мы начали свою работу в конце октября. Каждую неделю нужно было прочитать один рассказ по списку, составленному организатором проекта, Еленой Владимировной Токмаковой. После чтения рассказа необходимо его обсудить, составить отзыв и проиллюстрировать своим рисунком. Сначала мы начали работать индивидуально. Потом, столкнувшись с некоторыми техническими проблемами, решили объединиться в команду, которую назвали «Буквоеды». Работать предстояло в сети. Сначала мы освоили работу с «таблицей продвижения», где отмечали выполненные задания. После проверки руководитель оценивала нашу работу. В этой таблице работать надо очень аккуратно.

После регистрации необходимо было представить команду на слайде общей презентации Google. Это потребовало от нас научиться совместной работе в общем документе. Нам предстояло

  1. Создать свою карточку в общей презентации.

  2. Разгадать кроссворд из слов, объединяющих все рассказы проекта (Стратегия “мозговой штурм”)

  3. Используя слова кроссворда, написать сочинение любого объёма. Тема: "Что такое красота души". (Стратегия, доказывающая понимание и умение)

Свои рисунки и отзывы необходимо было разместить на демонстрационной доске ЛИНОИТ. Для этого нам необходимо было освоить работу в этом сервисе.

Работа в сетевом проекте предполагает:

— умение заполнять Формы Google,

— работать в Презентации Google,

— работать в сервисах Linoit и learningapps.

Опыт такой работы мы приобрели.

Тексты рассказов можно было найти на сайте проекта по ссылкам в списке. Некоторые произведения можно было прослушать в аудиокнигах, размещенных на сайте.

Раздел «Полезные ссылки» научил нас правильно писать отзывы, оформлять читательские дневники, правильно читать книги и ещё многим хитростям.

Мы старались писать качественные и интересные отзывы, в рисунках передавать основную мысль и суть рассказов. Наше творчество высоко оценено руководителем проекта и для нашей команды создали в проекте «Сахалинскую страничку». Там размещён интерактивный плакат сервиса Padlet «Добру откроем сердце». https://padlet.com/lusyalr56/ql1dna1f0tt

На плакате собраны тематические доски Линоит с нашими творческими работами. Все иллюстрации оформлены в виде Галереи, исполненой в сервисе по созданию презентаций Emaze https://www.emaze.com/@ATLTLRTL/untitled

















Заключение

Цель, поставленную перед собой, мы достигли. Мы прочитали все 50 рассказов. Написали 50 отзывов и нарисовали больше 50-ти рисунков. Мы стали первыми победителями проекта!

В процессе чтения мы «оживляли» персонажей и относились к ним, как реально существующим. Перед нашим взором прошли разные жизненные сценарии и модели поведения большого количества литературных героев. Каждый рассказ – открытие новых характеров.

Вопросы к рассказам заставляли думать. Провоцировали споры, задевали «за живое», так как на них нельзя ответить однозначно.

Собранные вместе рассказы образуют своего рода «банк» нравственных ситуаций, в какие попадает или может попасть каждый растущий человек.

К концу проекта мы получили не просто знания, а знания, которые захватывают душу: знания – погружения; знания – переживания; знания – интерпретации.

Мы научились чувствовать, переживать, плакать, радоваться. Мы научились выражать свои эмоции не только в словесной форме. Мы научились выражать свои чувства на бумаге буквами и рисунками.

Начали работу в новом проекте «Родом из военного детства» https://sites.google.com/site/rodomizvoennogodetstva/

Мы прочитали 26 рассказов этого проекта. К сожалению, работа в проекте оборвалась с окончанием учебного года. Мы очень надеемся, что в этом учебном году проект продолжится.

Отчёт о работе в проекте визуализирован на интерактивных досках Padlet, которые хорошо подходят для коллективной работы.

https://padlet.com/lusyalr56/ql1dna1f0tt

https://padlet.com/lusyalr56/mb3v4cmvo0el




Список использованных источников

1. Тихомирова, И. И. Добру откроем сердце : школа развивающего чтения : методическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И. И. Тихомирова. — Москва : РШБА, 2015. — 342 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 3.). — ISBN 978-5-91540-130-2

2. Читаем вместе с мамой : дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама – читающая страна» / сост. И. И. Тихомирова. — Москва: РШБА, 2016. — 232 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 5.). — ISBN 978-5-9908635-2-1

3. Токмакова, Е. В. О проекте [Электронный ресурс] / Е. В. Токмакова // Сетевой библиотечный пррект «Добру откроем сердце». — Режим доступа: https://sites.google.com/site/ucebnyj2015/ — загл. с экрана.

















Приложения.

Перечень рассказов:

СОВЕСТЬ ИЛИ СУД НАД СОБОЙ

Астафьев В. "Зачем я убил коростеля"

Васильева Н. "Полынья"

Осеева В. "Бабка"

Нагибин Ю. "Старая черепаха"

Солоухин В. "Ножичек с костяной ручкой"

Вольф С. "Подарочек"

Жарова А. "Блокадница"

ЧТЕНИЕ - ДУШИ ДВИЖЕНИЕ

Мамин-Сибиряк Д. "Книжка с картинками"

Сотник Ю. "Ищу Троекурова"

Масс А. "Дик Сенд"

Саша Чёрный "Кавказский пленник"

ДРУЖБА ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Нагибин Ю. "Мой первый друг, мой друг бесценный"

Пивоварова И. "Про мою подругу и про меня немножко"

Томин Ю. "Счастливый день"

Пивоварова И. "Весенний дождь"

Кудрявцева Т. "Принц и нищий"

ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?

Суслов В. "Наташка стала красивой"

Погодин Р. "Жаба"

Драбкина А. "Волшебные яблоки"

Ибрагимбеков М. "Прощай, Миледи!"

Коваль Ю. "Картофельная собака"

Жарова А. "Мышка, приносящая счастье"



ДОБРОТА - СЧАСТЬЮ СЕСТРА

Драгунский В. "Друг детства"

Драгунский "Синий кинжал"

Солоухин В. "Мститель"

Внуков Н. "Чудеса"

Злотников В. "Записки"

Астафьев В. "Конь с розовой гривой"

БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ

Алексин А. "Третий в пятом ряду"

Бременер М. "Достойнейший"

Драбкина А. "Исключительный человек"

Пивоварова И. "Селиверстова не парень, а золото"

Погодин Р. "Сима из четвёртого номера"

Яковлев Ю. "Багульник"

О ШУТКЕ ВСЕРЬЁЗ

Погодин Р. "Шутка"

Томин Ю. "Шутка"

Забарин А. "Яша-водовоз"

В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ

Погодин Р. "Что у Сеньки было"

Приставкин А. "Фотографии"

О СИЛЕ ВОЛИ И СИЛЕ ДУХА

Мошковский А. "Вызов на дуэль"

Нагибин Ю. "Заброшенная дорога"

Погодин Р. "Как я с ним познакомился"

Яковлев Ю. "Рыцарь Вася"

Жарова А. "Вечный огонь"

Черкашин Г. "Кукла"

Жарова А. "Взрослели дети на глазах"


О ПРАВДЕ, ЛЖИ И ДЕТСКОЙ ФАНТАЗИИ

Драгунский В. "На Садовой большое движение"

Носов Н. "Карасик"

Железников В. "Солёный снег"

Платонов А. "Никита"




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!