СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Активизация познания на уроках биологии в коррекционной школе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – это театр одного актёра. А владеть актёрским мастерством учителю нужно в совершенстве. И выразительность речи, интонация и сила голоса, и жесты, и пластика, и паузы, и мизансцены, и взгляд, и мгновенность реакции, и импровизация – всё, всё имеет значение, подчёркивая неослабевающий интерес к уроку от первой минуты до финала.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Активизация познания на уроках биологии в коррекционной школе"»

НЕОБЫЧНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ


Урок – это театр одного актёра. А владеть актёрским мастерством учителю нужно в совершенстве. И выразительность речи, интонация и сила голоса, и жесты, и пластика, и паузы, и мизансцены, и взгляд, и мгновенность реакции, и импровизация – всё, всё имеет значение, подчёркивая неослабевающий интерес к уроку от первой минуты до финала.

Без поучений, унылых назиданий, жестом, паузой, взглядом учитель может владеть классом, выразить своё отношение к происходящему, к поведению или поступку ученика. Этот эмоциональный фон очеловечит урок, усилив и обучающий и воспитательный эффект.


В.Ф.Шаталов


Активные формы и методы.


Активные методы обучения – это методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к учению. Все методы обучения делятся на три группы: словесные, наглядные и практические. Рассмотрим эти группы подробнее.


  1. Словесные методы:


  • Метод дискуссии - по вопросам учителя, требующим размышлений, учащиеся на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих;

  • Метод самостоятельной работы – все учащиеся (без помощи учителя) читают учебник и преобразуют текст в план, таблицу, схему;

  • Метод поисковой беседы – учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, опираясь на свои знания;

  • Метод проблемного изложения – проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух, и этим побуждает класс к логическому мышлению и соучастию в решении проблемы;

  • Метод самостоятельного решения расчётных и логических задач – все учащиеся по заданию учителя выполняют задания творческого характера самостоятельно.


  1. Наглядные методы:

  • Частично-поисковый (демонстрационный) метод – учащиеся решают проблемный вопрос путём наблюдения и обсуждения демонстрации опытов, микропрепаратов, таблиц и т.д.;

  • Демонстрационный метод с экранными пособиями – учащиеся решают проблемный вопрос путём просмотра видеофильма, слайдфильмов;

  • Метод опорных сигналов – учитель демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание, учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят сигналы.


  1. Практические методы:

  • Частично-поисковый (лабораторный) метод – учащиеся добывают знания путём обсуждения ученического эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом.

Нетрадиционные формы уроков.



С середины 70-х годов XX в. в отечественной школе обнаружилась тенденция понижения интереса школьников к занятиям. Для возбуждения интереса к учёбе и его удержания в это время появился ряд нестандартных уроков.

Нестандартная форма урока – импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную, неустановленную структуру.



Таблица 1.



Использование нетрадиционных форм проведения уроков.


Типы уроков

Уроки формирования

новых знаний

Уроки обучения

умениям и навыкам

Уроки повторения и

обобщения знаний,

закрепления умений

Уроки проверки и учёта знаний и умений

Формы уроков

-лекции

-путешествия

-исследования

-инсценировки

-пресс-конференции

-практикумы

-практические работы

-сочинения

-диалоги

-уроки с ролевой деловой игрой

-семинары

-внеклассного чтения

-диспуты

-КВН и т.д.

-интегрированные

-театрализованные

-конкурсы

-соревнования

-зачёты

-викторины

-смотра знаний

-защиты творческих работ, проектов

-творческие уроки

-отчёты


При проведении нетрадиционных уроков активизируется познавательная деятельность учащихся. Но наряду с этим нетрадиционные формы уроков имеют и отрицательные черты:

      1. стихийность и бессистемность использования (кроме лекционно-семинарских занятий);

      2. отсутствие прогноза положительных изменений в росте качества обучения;

      3. преобладание репродуктивных технологий обучения (т.е. учителя обращают внимание на форму организации учебного процесса, а не на его содержание);

      4. перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим.


Необычные формы и методы активизации познания.


Ежегодно провожу в школе Неделю географии, биологии, экологии. Предметную неделю всегда стараюсь разнообразить, чтобы привить воспитанникам интерес к предмету, активизировать их познавательную деятельность. В проведения Недели включаю различные вечера, КВН, игры, выставки, практикумы и др.


Таблица 2.


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ.


ДАТА

МЕРОПРИЯТИЕ

КЛАСС, ВРЕМЯ

09.10.

Вторник

Викторина «Мир вокруг нас»

5 кл.

Игра «Винегрет» (+презентация)

1-2 кл.,

16.00

10.10.

Среда

«Клуб Вдумчивых Натуралистов» (КВН)

6-7 кл.,

15.00

11.10.

Четверг

Игра по станциям «Как прекрасен этот мир»

1-4 кл.,

13.00

Экологическая викторина «Лес – наше богатство»

6-7 кл.,

18.00

12.10.

Пятница

Выставка природоохранных знаков

В теч. дня

Биологическая игра «Мешок сюрпризов»

8-9 кл.,

15.00

Познавательная игра «Жили-были динозавры»

3-4 кл.,

16.00

Практикум «Этот сказочный мир моря»

7 кл., 18.00

13.10.

Суббота

Выставка творческих работ «Красота родной земли»

В теч. дня

Видеоклуб «Дельфины – наши друзья»

1-9 кл.,

16.00

14.10.

Воскресенье

Конкурс «Птичий марафон»

6-9 кл., 15.00.

15.10.

Понедельник

Видеоклуб «Наши домашние любимцы»

6-7 кл., 18.00


Более подробно остановлюсь на проведении вечера «Курение: иллюзия и реальность», который проходил в рамках месячника «Здоровый образ жизни». О проведении вечера было объявлено заранее. Во время подготовки вечера в 5-9 классах было проведено анкетирование. Такая форма работы предполагает особо доверительное отношение учащихся к учителю. Ребята ответили на 5 вопросов:

  1. Курят ли дома родители, родственники?

  2. Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось?

  3. Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым?

  4. Как ты думаешь, почему подростки начинают курить?

  5. Что ты знаешь о вреде курения?

Исходя из ответов, в сценарии вечера был предусмотрен большой медицинский раздел.

Утром, в день проведения вечера, в фойе школы повесили объявление: «КУРИТЕ! КУРИТЕ! КУРИТЕ! СИНАРЕТЫ И ПАПИРОСЫ! ЕСЛИ ХОТИТЕ ЧАСТО БОЛЕТЬ И ГРОМКО КАШЛЯТЬ, ИМЕТЬ ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ ЛИЦА, ПЛОХО УЧИТЬСЯ. ПРИХОДИ К НАМ НА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР, И ТЫ УЗНАЕШЬ ПРАВДУ О КУРЕНИИ!»

Вечер состоял из семи разделов: 1. «Как табак завоёвывал мир» (театрализованное представление силами самих учащихся), 2. «Ботаническая справка» (всё о растении табак), 3. «Правда о никотине», 4. «Курение и здоровье» (о влиянии курения на организм человека), 5. «Статистика, статистика, статистика…», 6. «Опасное начало», 7. «Лучше не начинать». После такого вечера некоторые воспитанники выразили горячее желание бросить эту вредную привычку.

Несколько лет я вела в школе кружки «Краеведение» и «Экология». Занятия планировала так, чтобы учащимся было интересно. Наука «экология», как таковая, сама по себе сложна для усвоения детьми с отклонениями в развитии. Поэтому материал старалась преподать в игровой форме. Например, по теме «Охрана вод», занятие прошло в виде игры-путешествия «О чём рассказала капелька воды?». Тема «Охрана растений» была освещена на нескольких занятиях. А в заключение этого цикла – «Цветочная почемучка». В подготовке и проведении этого занятия принимали участие и сами воспитанники, и их воспитатели. Учащиеся узнали много нового из жизни растений, легенды о цветах, участвовали в игре «Цветик-семицветик». Такие занятия направлены не только на экологическое воспитание школьников, но и на развитие эстетического вкуса ребят. А совместная подготовка и проведение занятия рождают чувство взаимной ответственности.

Все используемые мной формы и методы я, в первую очередь, стараюсь применять во время учебного процесса. Нестандартным может быть как весь урок, так и какой-либо этап урока. Например, уроки природоведения в 5 классе, географии и биологии в 6 классе я начинаю с «Метеоальбома». Пятиклассники составляют рассказ о сегодняшней погоде (температура, облачность, осадки, направление и сила ветра, тип погоды) ещё с моей помощью, но уже в 6 классе «дежурный синоптик» даёт самостоятельно «сводку погоды». Детям это очень нравится, такая форма их увлекает. Уроки биологии в 7 классе начинаю с загадок: «Не жил в ягодке жучок, и не кушал червячок, а сорвал её с куста, глядь – серёдка вся пуста», а ответ – это и есть тема урока: «Малина». Такое начало урока интригует, активизирует деятельность учащихся, настраивает на учебный процесс. Загадки можно использовать на всех этапах урока. Кроме этого на уроках географии и биологии я использую кроссворды, чайнворды, ребусы и т.п. для закрепления или повторения определений, терминов, названий растений, животных. Кроссворды – это и учебный процесс и минутка для отдыха, расслабления. А такие формы работы очень нужны в коррекционной школе, т.к. учащиеся быстро утомляются, их внимание снижается, они не могут сосредоточиться на материале урока.

Многие темы в географии сложны даже для учащихся общеобразовательных школ, не говоря уже о детях с отклонениями в развитии. Поэтому, планируя свою работу, я стараюсь выбрать такие формы и методы обучения, которые облегчат понимание и усвоение терминов, блоков, разделов и т.д. Одна из таких тем – «Климат». Для проведения уроков по этой теме я выбрала один из наглядных методов – метод опорных сигналов. Конечно, в условиях коррекционной школы этот метод выполняет иную функцию, чем в общеобразовательной школе. Если в последней опорные сигналы помогают, в первую очередь, установить причинно-следственные связи, то в коррекционной школе – опираются на ассоциативное мышление. Так как последнее является более доступным в данном случае.

Мной была адаптирована схема к условиям коррекционной школы. На одном из уроков я вместе с учащимися 6 класса составляла схему (Приложение 1), по ходу объясняя понятия с помощью символов, рисунков, которые были выполнены на отдельных карточках. Используя схему, учащиеся составляли небольшие рассказы. Предложения получались чёткими, полными. Домашним заданием было запомнить расположение всех символов, уметь составить рассказ по схеме. На следующем уроке схема на доске была выполнена мной, но символы и рисунки учащиеся прикрепляли к ней самостоятельно.

Очень полезны разнообразные схемы при изучении природоведческого материала (5-6 кл.). Основная схема всего курса природоведения помогает создать систему основных понятий, рассмотреть их взаимосвязи. Основными обобщающими понятиями природоведения являются: природа (неживая и живая), растения, животные, человек, общество, продукты труда человека. Схема (Приложение 2) показывает, как эти понятия соотносятся друг с другом. На первый взгляд схема кажется громоздкой. Но если она появится на доске поэтапно и будет сопровождаться объяснением учителя, обучающиеся легко воспримут логику построения схемы, её обозначения и связи. В 6 классе, на первом уроке биологии, можно напомнить учащимся эту схему, но она может уже нести словесные обозначения (Приложение 3).

Опыт показывает, что использование опорных схем, сигнальных карточек возможно и в условиях коррекционной школы.

Дети любят играть. Играя, познают много нового и по возможности применяют на практике приобретённые знания. Игровые формы наиболее приемлемы на уроках в коррекционной школе. При изучении материков в 8 классе я использую игры-путешествия, игры - пресс-конференции. В коррекционной школе последние проводить достаточно трудно, ввиду специфических особенностей обучающихся, но возможно при тщательной подготовке материала и урока в целом.

Коротко остановлюсь на обобщающем уроке «Путешествие по Африке». Урок начинается со слов «В плаванье отправимся мы, дети, вот на этом маленьком корвете. Есть у нас особенный билет, будет он, как пропуск за ответ». Эти билеты - контуры материка – помогут в конце урока оценить работу ребят и выставить отметку. Такое начало урока вызывает интерес у учащихся и побуждает их к мыслительной деятельности. По ходу урока, на разных его этапах, я использую различные стихотворные строки. При работе с контурными картами (или контурами материка): «А теперь прошу в таком же плане нанести моря и океаны, острова, заливы и проливы… Ну, смелее! Кто здесь непугливый?!»

Для воспитанников такая форма урока необычна, она поддерживает интерес к происходящему в течение всего урока, легко и ненавязчиво даёт возможность проверить их знания, умения и навыки.

На уроках географии в 9 классе использую ролевые игры, где перед учениками ставлю проблемные вопросы, экономического или экологического содержания, для самостоятельного обсуждения.



Заключение.

В таблице я привела примеры различных нетрадиционных форм обучения. К сожалению, в условиях коррекционной школы многие из них неприемлемы, но это не означает, что следует совсем отказаться от использования. Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, речь, поддерживает интерес к изучаемому.

Такие формы обучения развивают творческое воображение, снимают утомление у ребят. Занятия могут быть самыми разнообразными, ведь это не только помогает в интересной форме знакомить с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!