Доклад «Актуальность предмета «Литературное чтение на английском языке для языковых классов»
Рабочая программа предмета «Английский язык» обязательной предметной области «Иностранный язык» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. №03-776). Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ , вступает в силу с 01.09.2013г. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 г. Москва «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ на 2019-2020 учебный год». Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы.-3-е изд.,перераб.-М.:Просвещение,2011-64с.-(Стандарты второго поколения). Основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности «Литературное чтение на английском языке» обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно требованиям ФГОС СОО в средней школе необходимо «сформировать устойчивый интерес к чтению как средству других культур». Это возможно реализовать на уроках иностранного языка и на дополнительных внеурочных и элективных курсах, основанных на чтении зарубежной литературы, что также прописано в новом стандарте.
Чтение художественной литературы на иностранном (в частности – на английском) языке позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о различных культурно-исторических событиях, увеличить активный и пассивный запас слов, приумножить как лингвистические, так и общекультурные знания.
Использование книг для чтения при обучении английскому языку способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей.
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 5 -7 классов в связи c необходимостью практической подготовки учащихся по всем видам речевой деятельности.
Программа курса « Литературное чтение на английском языке» рассчитана на 34 часов. Состоит из 6 модулей.
В процессе реализации программы планируется использование аудиторных форм занятий, а также занятий с использованием ИКТ (аудиовизуальных средств, компьютера и Интернета).
Цель курса: заключается в создании условий для системного развития у учащихся средней школы умений чтения англоязычных литературных текстов в
условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности. Эта цель
предполагает взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и
социолингвистическое развитие учащихся средствами иностранного языка в
процессе их подготовки к межкультурному общению.
Задачи курса:
образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;
повысить общий уровень владения английским языком;
развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной
деятельности;
формировать личностные ценностно-смысловые ориентиры и установки,
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные
учебные действия;
развивать у учащихся способность к саморазвитию, самосовершенствованию,
самоопределению в той или иной социокультурной ситуации;
совершенствовать умения устной речи согласно предложенной тематике;
совершенствовать умения в написании писем и создания презентаций;
обучить умению описания, сравнения и дискуссии на английском языке;
Формы контроля Формы контроля
Текущий и промежуточный контроль осуществляется на каждом учебном занятии и по итогам тематических разделов в форме тестов, включающих проверку практически всех видов речевой и языковой компетенции и проектной деятельности.
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса «Литературное чтение на английском языке» 6 - 7 классы
Личностные результаты:
формирование мотивации изучения иностранных языков (в частности английского) стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного (английского) языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
сформированность мотивации к изучению английского языка с целью
самостоятельного приобщения к образцам англоязычной художественной
литературы;
толерантное, уважительное и доброжелательное отношения к отличительным
особенностям жизни, культуры и традиций в других странах мира;
умение и готовность вести дискуссию, диалог с другими людьми и достигать
взаимопонимания в результате обсуждения;
интеграция личности учащихся в мировую культуру;
эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов
мира;
учителем и сверстниками ,работать индивидуально, в парах и в группе;
художественной литературы на английском языке;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
Метапредметные результаты
Ученик научится:
развитию умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитию коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитию исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации
умению использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных целях;
Ученик получит возможность научиться:
развитию смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов, владение навыками логически правильного изложения содержания прочитанного;
осуществлению регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном (английском) языке
умению анализировать литературные произведения, формулировать, высказывать, аргументировать своё мнение, вырабатывать собственное отношение к ним;
владению навыками учебно-исследовательской работы и проектной деятельности;
Предметные результаты:
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Ученик научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка от лица героев художественного произведения;
Говорение. Монологическая речь
Ученик научится:
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику литературных персонажей;
пересказывать события литературных произведений в прошедшем времени.
Ученик получит возможность научиться:
делать сообщение (презентацию) на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Ученик научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, фильмов и мультфильмов по мотивам изучаемых произведений, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Ученик получит возможность научиться:
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте (просмотре фильма);
отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение
Ученик научится:
читать и понимать основное содержание аутентичных адаптированных и неадаптированных текстов произведений художественной литературы (проза и поэзия), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений.
Ученик получит возможность научиться:
читать и полностью понимать тексты художественной литературы, построенные в основном на изученном языковом материале;
догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письменная речь
Ученик научится:
описывать героев произведения и кратко оценивать их поступки;
кратко передавать последовательность событий художественного произведения в письме – описании;
Ученик получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности в виде коротких рассказов;
писать небольшие письменные рассказы с опорой на образец.
Языковая компетентность(владение языковыми средствами)
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки иностранного (английского) языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
различать коммуникативные типы предложения по интонации;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Ученик получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
различать на слух британские и американские варианты английского языка.
Орфография
Ученик научится правильно писать изученные слова.
Ученик получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания иностранного (английского) языка и их транскрипцию.
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие в иностранном (английском) языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
находить различия между явлениями синонимии и антонимии;
распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Ученик научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами иностранного (английского) языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
распознавать в тексте художественного произведения и употреблять в речи: различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме);
распространённые простые предложения в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке;
предложения с начальным There + to be (There are a lot of trees in the park);
сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or;
имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения;
имена существительные c определённым/неопределённым / нулевым артиклем;
личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные местоимения;
имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и исключения; а также наречия, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little); количественные и порядковые числительные;
глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, FutureSimple, Past Simple, Past Continuous и Present Continuous;
различные грамматические средства для выражения будущего времени: Future Simple, to be going to, Present Continuous;
модальныеглаголыиихэквиваленты (may, can, must, have to, should, could).
Ученик получит возможность научиться:
распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными с союзами who, which, that;
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would
Содержание элективного курса «Литературное чтение на английском языке»
Программа «Литературное чтение на английском языке» основана на прочтении и анализе художественного произведения Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц», которая дает учащимся уникальную возможность развивать умения чтения на английском языке естественно, увлекательно и интересно.
Книга Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» разбита на 27 глав. Каждая глава снабжена упражнениями, направленными на развитие навыков чтения и отработку грамматики. Также в конце книги находиться словарь незнакомых слов, облегчающей учащимся понимание основных событий произведения.
Книга Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» сокращены и адаптированы под определённый уровень владения английским языком.
Одновременно с чтением книг будет осуществляться проект «Лицейские рассказы», в виде сборника коротких рассказов учащихся о лицейской жизни, написанных по типу глав произведения Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».
Данная учебная программа является комбинированной и включает в себя элементы программ лексического и грамматического типа, тематической и ориентированной на умения, которыми должны овладеть учащиеся, и построенная на коммуникативных заданиях.
Курс предполагает модульную структуру. Срок реализации программы – 1 год. Формой осуществления являются занятия, проводимые 1 раз в неделю.
Данная программа состоит из 6 модулей и рассчитана на 34 часа.
Календарно- ематическое планирование.
Тема | Количество часов |
1 модуль | 5 |
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» | |
Ведение в курс. Особенности английской прозы. Чтение 1-2 главы. Биография автора. Чтение 3 главы. Характеристика главных героев. Чтение 4 главы. Краткий пересказ Просмотр мультфильма «Маленький принц» | 1 1 1 1 1 |
2 модуль | 5 |
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» | |
Чтение 5-6 глав. Планета маленького принца Чтение 7 главы. Мир глазам пилота Чтение 8 главы. Дискуссия «Маленький принц – наивный ребенок или мудрец?» | 1 1 1 2 |
3 модуль | |
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» | 5 |
Чтение 9-10 главы. Сравнительная таблица событий книги. Составление диалога от лица героев. Презентация диалогов героев Чтение 11-12 глав. Мир природы в книге Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» | 2 1 1 2 |
4 модуль | 5 |
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» | |
Чтение 13-14 глав. Планеты во вселенной маленького принца Чтение 15 главы. Литературный перевод главы. Чтение 16-17 глав. Как написать короткий рассказ? План Написание декларации проекта «Лицейские рассказы» | 1 1 1 1 1 |
5 модуль | 6 |
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» | |
Чтение 18-19 глав. Описание героев и их поступков. Чтение 20-21 главы. Описание героев и их поступков. Чтение 22-23 глав. Проект «Лицейские рассказы» Проект «Лицейские рассказы» Презентация собственных рассказов учащихся о жизни лицея. Участие в НПК | 1 1 1 2 1 |
6 модуль | 8 |
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» | |
Чтение 23 главы. Герои книги. Чтение 24 главы. Герои книги. Чтение 25-26 глав. Основные проблемы произведения «Маленький принц! Чтение 27 главы. Маленький принц – сон пилота? Литературная гостиная проекта «Лицейские рассказы» Итоговое повторительно –обобщающее занятие. | 1 1 2 1 2 1 |
Итого | 34 часов |
Литература:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 г. Москва «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ на 2019-2020 учебный год».
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы.-3-е изд.,перераб.-М.:Просвещение,2018-64с
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. №03-776).
Сент Экзюпери Антуан де. Маленький принц.- Москва: Издательство АСТ, 2019.- 128 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897).
Интернет- ресурсы:
https://interesnyefakty.org/sent-ekzyuperi/
https://obrazovaka.ru/alpha/e/sent-ekzyuperi-antuan-de-saint-exupery-antoine-de
https://skazki.rustih.ru/antuan-de-sent-ekzyuperi-malenkij-princ/
https://ru.wikipedia.org/wiki
11