СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Артисты фронтовых бригад"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе собрана информация о фронтовых брагидах (состав, условия работы, репертуар и т. д.). 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Артисты фронтовых бригад"»

Доклад на тему «Артисты фронтовых бригад»

И во время войны люди оставались, прежде всего, такими же людьми, какими были и до трагического дня 22 июня 1941 года — жаждущими веселья и хотя бы маленьких культурных радостей. Именно эту функцию взяли на себя театральные деятели сороковых годов, организовав фронтовые бригады.

Потребовалось меньше суток для того, чтобы первые концертные бригады появились на агитационных и мобилизационных пунктах. Произошло это в ночь с 22 на 23 июня 1941 г., и состав спешно сформированных бригад был весьма разнообразным: в него вошли практически все типы исполнителей театрально-зрелищных предприятий.

Для каждой поездки бригады оформлялось предписание, прописывался подробный маршрут, начальникам санитарных управлений фронтов направлялось письмо. Маршрут мог меняться в связи с фронтовой обстановкой, и согласованный ранее маршрут обогащался и развивался.

На фронте каждый спектакль был индивидуален, каждое выступление — маленькая премьера. Число зрителей исчислялось миллионами. Основной формой были выступления фронтовых бригад. В состав бригады входили: чтецы, вокалисты, инструменталисты, артисты балета, цирка. Как правило, представление не должно было длиться более полутора часов.

Фронтовые театры были очень популярны. Поначалу коллективы бригад (от 12до 25 человек) обходились без реквизита и специального оборудования; выступления представляли собой сборные концертные программы, состоящие из эстрадных, цирковых, а также агитационных номеров, поэтических чтений, коротких драматических сценок и этюдов. Все работники театра были артистами и в то же время выполняли другие функции: от директора до рабочего сцены. Каждый из сотрудников театра исполнял две-три обязанности. В каждом коллективе обязательно были баянисты и танцоры.

Среди бойцов были очень популярны эстрадные бригады, главной целью которых было повышать настроение красноармейцев, давать отдых их усталым душам. Большое значение в эстрадной работе приобретала задушевность тона, простота и искренность интонаций артистов «разговорного жанра».

Если поначалу выступления артистов воспринимались как развлечение и отдых, то со второго года войны концертные программы формируются с целью поднятия боевого духа бойцов и укрепления их бодрости, силы и веры в победу.

Более шестисот эстрадных артистов было награждено орденами и медалями. Среди них имена Аркадия Райкина, Клавдии Шульженко и других артистов.

На фронте были востребованы малые формы художественной самодеятельности: сценки, скетчи, рассказы, армейские танцы, массовые песни, которые можно было петь вместе с бойцами. Бригады были очень мобильны и обладали способностью выступать практически при любой погоде и в любых боевых условиях перед самыми разными аудиториями. Частушки стали самым злободневным жанром, они оперативно откликались на любое значительное событие на фронте.

Выступали артисты и в госпиталях. В них упор больше делался на палатные выступления, но были и групповые концерты. Для тяжелораненых проводить «концерты-конвейеры», во время которых артисты небольшими группами по три-четыре человека переходили из палаты в палату, давая в каждой четыре-пять номеров). Также артисты помогали младшим медработникам и сиделкам, брали на себя их обязанности, когда не хватало рук. И конечно же, играли и пели, по мере сил скрашивая часы и дни тех, кто страдал от ран или просто нуждался в поддержке.

Фронтовые концертные бригады выступали в воинских частях, госпиталях, на вокзалах, в партизанских отрядах. Сценической площадкой часто становился грузовик с откинутыми бортами, платформа эшелона, палуба корабля, дорога, лесная поляна. Концерты давались в землянках, блиндажах, на крышах и чердаках, даже на огневых позициях. Они могли проходить в любое время дня и ночи, в любую погоду, в сценических костюмах, с гримом и без них. Приходилось выступать и шепотом (в лесу могли прятаться гитлеровцы), и по телефону — бойцы-связисты, к которым приехали актеры, не могли отойти от аппаратов и так слушали концерт.

О масштабах работы, проведённой советскими артистами за годы войны, известное представление дают цифры: состоялось 1 350 000 художественных выступлений, из них 473 000 концертов и спектаклей — непосредственно в условиях боевойобстановки. Из года в год изменялось количество артистических выступлений на фронте. В 1941 году было дано 32 400 концертов, в 1942 году — 117 000, в 1943 — 150 000, в 1944 —135 000, в 1945 — 39 000. На фронте побывало 3685 артистических бригад. В их концертах принимали участие свыше 42 000 творческих работников.

Артисты собрали и деньги, которые передавали на помощь фронту, сдавали кровь, оказывали помощь детям погибших воинов.

Наша область не была в стороне, в Чкаловской области работали театры, но билетов было не достать.

11 ноября 1941 года на фронт отправилась концертная бригада артистов, в которую входили актёры эвакуированного Ленинградского малого оперного, Оренбургского драматического театров, а также работников цирка и эстрады. Они выехали из Чкалова в распоряжение Северо-Западного фронта. За 28 дней бригада дала более 50 концертов. 6 из них – в пути следования – в теплушках воинских эшелонов, направляющихся на фронт.

Благодаря эвакуированному Ленинградскому малому оперному театру в годы войны чкаловцы впервые познакомились с оперой и балетом.

Вместе с военнослужащими участники фронтовых бригад и театров прошли весь путь до Берлина. А 12 мая у стен Рейхстага состоялся большой Концерт Победы, в котором приняли участие знаменитые советские артисты, прибывшие в Берлин спецрейсом, организованным по приказу маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Среди них были Клавдия Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский, Василий Петров и многие другие. На этой дате вместе с войной закончилась основная история фронтовых бригад и театров.

Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры, циркачи и музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!