Семинар -практикум «Методики изучения личности воспитанника в соответствии с требованиями ФГОСОО»
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская специализированная школа - интернат с углубленным изучением отдельных предметов»
Доклад
На тему: «Диагностика уровня воспитанности школьника среднего звена»
Методобъединение классных руководителей и воспитателей
Выполнила: Физля Э.С.
г. Керчь, 2017
«Диагностика
уровня воспитанности школьника среднего звена»
Цель: определение критериев воспитанности учащихся и методы оценки воспитанности учащихся класса.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
конкретизировать цели воспитательной работы;
дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
обосновать выбор содержания и методов воспитания;
соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:
- определение цели и задач изучения;
- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- исследование испытуемых;
- обработка и интерпретация результатов исследования;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:
Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.
Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Примерная методика изучения классного коллектива
1 этап.
Определите отдельные показатели уровня воспитанности школьников.
С учетом возраста учащихся выберите и проведите методики определения воспитанности, например:
1. «Недописанный тезис»: Хорошая жизнь – это… Самое главное в жизни – это… Я не согласен с тем, что всегда говорят, будто… Если бы я был волшебником, то я непременно…
2. «Что люблю – что ненавижу»: Написать десять ответов на два вопроса: Что я больше всего люблю? Что я больше всего ненавижу?
3. «Мои социальные роли». Ответить на 6 вопросов: ставится поочередно 6 раз один и тот же вопрос «Кто ты?» (испытуемый пишет сразу, не зная о последующем вопросе).
4. Ассоциативный тест
Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:
Школа Учитель Человек Деньги | Мы Труд Книга И т.д. |
5. «Ранжирование» (расстановка слов по порядку личной значимости)
Вежливый Ласковый Гуманный Сильный Умный Предприимчивый Деловой и т.д. (выход на идеал и самооценку) | Искусство Лакомство Друзья Коллектив Семья Труд Родина Деньги и т.д. (выход на отношение к окружающему миру) |
Порядок выполнения:
2 этап.
Обработайте полученные данные, включив их в рабочую таблицу.
Примерный вариант рабочей таблицы по методике ранжирования
Фамилия либо № анкеты | Сила | Красота | Ум | Чувство юмора | Верность | Доброта |
1. Иванов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Петров | 2 | 1 | 3 | 4 | 6 | 5 |
3. Сидоров | 5 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
| | | | | | |
Сумма баллов:
Аналогично обрабатываются все вышеперечисленные методики, содержащие перечисления качеств, отдельных параметров (по степени личной значимости).
Используя формулу, дающую относительно точный результат исследования, вычисляете средний рейтинг:
Средний сумма баллов
рейтинг количество опрашиваемых
Постройте примерный ранг для коллектива в целом.
4. Посмотрите, о чем говорит данный порядок расположения качеств личности. Какие показатели приоритетны? Какие нет? Почему? Выявите причинно-следственные связи. Сделайте вывод.
Проанализируйте результаты других использованных Вами методик (хорошо проследить один и тот же показатель, допустим «школа», по нескольким методикам, тогда Вы получите более точные результаты вычислений).
5. Внимательно изучите карту воспитанности (частные показатели, по которым судят о примерном уровне воспитанности учащихся). Заполните таблицу на основе наблюдений и результатов отдельных методик.
Напомним характеристику 3-х уровней воспитанности школьников, предложенные Н.Е. Щурковой.
Примитивно-поведенческий уровень: учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т.д.
Эмоциональный: уровень отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.
Уровень нравственно-мотивированного поведения – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.
Примерная рабочая таблица определения уровня воспитанности
Отношение к ценностям | Уровень отношений |
Примитивно-поведенческий | Эмоциональный | Мотивированно-поведенческий |
К человеку | Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет Фамилии уч-ся | Способны к сопереживанию Фамилии уч-ся | Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей Фамилии уч-ся |
К труду | Выполняют трудовые обязанности Фамилии уч-ся | Трудолюбивы Фамилии уч-ся | Участвуют в общественно-полезной работе Фамилии уч-ся |
К знаниям | Выполняют учебные обязанности Фамилии уч-ся | Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам Фамилии уч-ся | Самообразовательная работа Фамилии уч-ся |
К прекрасному | Замечают, реагируют на прекрасное Фамилии уч-ся | Стремление к общению с прекрасным Фамилии уч-ся | Самостоятельное общение с прекрасным Фамилии уч-ся |
К себе | Не позволяют себя обижать Фамилии уч-ся | Оценивают свои достоинства Фамилии уч-ся | Культивируют свои достоинства, самовоспитание Фамилии уч-ся |
К обществу | Отсутствие правонарушения Фамилии уч-ся | Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют Фамилии уч-ся | Общественно активны, инициативны Фамилии уч-ся |
Анализируя полученные данные, посмотрите:
- На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?
- Что является высшей ценностью в данном коллективе?
- Сколько уч-ся класса (в %) на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях), какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?
Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой.
Отношение | Показатели воспитанности | Признаки проявления воспитанности |
Ярко проявляются | Проявляются | Слабо проявляются | Не проявляются |
К обществу | Долг и ответственность | Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно, требует такого же отношения от других | Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других | Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей | Уклоняется от общественных поручений, безответственен |
Бережливость | Бережет школьное имущество, призывает к этому и других | Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи | Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей | Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований |
К труду | Дисциплинированность | Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других | Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей | И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия |
Ответственное отношение к учению | Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам | Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят | Учатся не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей | Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо |
Отношение к общественно полезному труду ( трудолюбие) | Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других | Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает | Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей | Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля |
К людям | Коллективизм и товарищество | Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива | Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела | Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно | Необщительный, эгоистичный |
Доброта и отзывчивость | Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей | Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизует | Помогает другим, если поручает учитель или коллектив | Недоброжелателен, груб с товарищами |
Честность и правдивость | Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других | Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других | Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами | Часто неискренен, обманывает учителей, старших |
К себе | Простота и скромность | Прост и скромен, одобряет эти качества у других | Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди | Прост и скромен в присутствии старших и педагогов | Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам |
К культуре | Культурный уровень | Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни | Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни | Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей | Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству |
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся
№ | Фамилия, имя | Ответственность | Бережливость | Дисциплинированность | Ответственное отношение к учению | Отношение к труду | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность | Простота и скромность | Культурный уровень | Уровень воспитанности |
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
Я – ярко проявляется (5 баллов);
П – проявляется (4 балла);
СП – слабо проявляется (3 балла);
НП – не проявляется (2 балла).
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).
5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности
4,4 – 3,9 балла – хороший уровень
3,8 – 2,9 балла – средний уровень
2,8 – 2 балла – низкий уровень
Сделать вывод об уровне воспитанности классного коллектива и отдельных учащихся.
11