СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Диалог как средство развития коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  "Диалог как средство развития коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Диалог как средство развития коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка"»

























« Диалог как средство развития коммуникативной компетенции

на уроках немецкого языка».





















































Обобщая опыт своей работы в школе, я хотела бы поделиться своими наработками по теме «Развитие диалогической речи учащихся на уроке немецкого языка».

Я выбрала эту тему как тему по самообразованию, так как считаю, что диалогическая речь является эффективным средством активизации речевого материала и обучения иностранного языка вообще, так как методическим содержанием современного урока иностранного языка должна быть коммуникативность. Обучая ребят иностранному языку, мы учим их общаться на данном языке. А научить этому можно только в условиях общения, т.е. обучение иностранному языку должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации.

Весь процесс обучения нельзя сделать полностью подобным общению. Но, тем не менее, можно подобрать задания, которые мотивируют учащихся к монологическим и диалогическим высказываниям, к обсуждению тех тем и ситуаций, которые соответствуют их возрасту, интересу их уровня развития. Исходя из требований программы по немецкому языку, учащиеся должны уметь вести беседу, используя вопросы, восклицания, приглашения, приказания и ответные реплики- соглашение, отказ, сообщение сведений, уточнение, переспрос и т.д. с целью обмена мнениями по предложенному программой языковому материалу.

Школьные учебники содержат достаточно заданий по развитию диалогической речи учащихся на начальном этапе обучения, когда учащиеся знакомятся с первыми фразами по немецкому языку. Разыгрывая диалоги, дети быстрее и легче усваивают языковой материал. Диалоги разыгрываются между детьми, а также с использованием пальчиковых кукол.

В старших классах учебники по немецкому языку содержат не большое количество заданий по развитию диалогической речи, кроме того, работа над диалогом у учащихся происходит труднее, так как увеличивается объём изученного языкового материала, усложняются темы, по которым необходимо уметь составлять диалоги. Иногда и по-русски на эти темы учащиеся затрудняются размышлять. В этом случае учителю необходимо самому включать в урок упражнения, направленные на развитие этого вида речевой деятельности. В приложении я привожу примеры упражнений, используемые мною на уроках, по развитию диалогической речи учащихся.

Но сначала я хотела бы остановиться на характеристике диалогической речи, особенностях обучения этому виду речевой деятельности.

Диалогическая речь- это процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации, его нельзя заранее спланировать.

Процесс протекает спонтанно, партнёры могут быть едины во мнении (унисон), либо могут спорить (спор, дискуссия). С одной стороны, во время диалога внимание партнёра направлено на восприятие и понимание речи собеседника, с другой стороны, на подготовку ответной реплики, т.е. ученик, поняв реплику, должен поставить себя в коммуникативную задачу, определить замысел ответа, осуществить операцию выбора слов, грамматического оформления и осуществить высказывание. Таким образом, сначала протекает процесс аудирования, а затем-говорения.

Единицей диалога является диалогическое единство- совокупность двух соседних реплик в диалоге, связанных ситуативно. Именно диалогическое единство является основой обучения диалогической речи.

Диалогическая речь характеризуется реактивностью или инициативностью. Могут быть инициативны два партнёра или один (расспрос, интервью). При этом другой партнёр может быть реактивен использовать готовые фразы или реплики.

Диалогическая речь характеризуется ситуативностью, часто она понятна с учётом той ситуации, в которой создаётся. Ситуация, совокупность обстоятельств, в которой учащиеся должны участвовать - место, время, условия разговора, побуждает к речи. Речевая ситуация возникает как побуждение к общению и реализуется в языковых и социальных аспектах.

Диалогическая речь спонтанна, т.е. неподготовлена.

Диалогическая речь эмоционально окрашена. Диалогическое общение может быть нейтральным, умеренно эмоциональным или повышенно эмоциональным. Большое значение имеют экстралингвистические факторы и средства (паузы, жесты, мимика). В школе используется диалог нейтральный с элементами эмоционально окрашенного.

Диалогические умения школьника.

- формулировать запросы информации, т.е. ставить коммуникативно-мотивированные вопросы,

- умение коммуникативно и ситуативно-обоснованно отвечать на вопросы,

- умение сообщать информацию с целью её последующего обсуждения, т.е. формулировать реплики, утверждения, сообщения,

- умение выразить оценочное суждение по поводу полученной информации.

Уровни овладения диалогической речью.

1 уровень. Исходной единицей в обучении диалога является предложение, т.е. высказывание каждого партнёра должно быть не менее одного предложения.

Сначала учащиеся овладевают действиями на основе речевого образца и их коммуникативных вариантов (АВСД): учатся сообщать информацию (А), уточнять информацию (В), возразить (С), запросить информацию (Д), побудить к диалогу (Е).

Упражнения АВСД-есть диалог 1 уровня.

2 уровень. Ставится задача взаимодействия партнёров, поэтому продуктом диалогической речи должен быть микродиалог. Диалог спонтанен, но на 1 и 2 уровнях есть возможность управлять диалогом. Так мы определяем предмет разговора, статусную роль партнёра. На 2 уровне используются следующие типы микродиалогов: -односторонний расспрос, -двусторонний расспрос, -диалог-обмен репликами, -диалог-волеизъявление.

3 уровень. Диалог в виде развёрнутого расспроса и обмена мнениями, волеизъявления и расспроса. На данном уровне используются ролевые игры, инсценировки диалогов

4 уровень. Свободная беседа: речь переходит с одной темы на другую, включает в себя монологи. На данном уровне используются групповые обсуждения с элементами спора.

Пути обучения диалогической речи.

  1. Дедуктивный (сверху)- от диалога-образца, который состоит из нескольких диалогических единств.

Этапы обучения : -рецептивный-прослушивание диалога,

-репродуктивный-непосредственное воспроизведение диалога за диктором,

-отсроченное воспроизведение-дома наизусть,

-варьирование лексического напоминания-перенос на себя,

-творческий-составление своих диалогов по ситуации.

Недостаток данного пути обучения: не происходит развития умения самостоятельно использовать материал в речи и нет свободного переноса в другие условия. Этот этап необходим, чтобы отдельные высказывания, микродиалоги использовать в дальнейшей работе.

  1. Индуктивный (снизу). Обучение по этому пути происходит следующим образом: сначала усваиваются элементы диалога, а потом-переход к самостоятельному диалогу на основе речевой ситуации.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что ученик, умеющий участвовать в диалоге, имеет хорошие знания по языку, так как ему необходимо уметь понимать на слух речь собеседника (аудирование), правильно построить ответ (грамматика, лексика, говорение).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!