Доклад на тему: «Организация творческой деятельности учащихся на уроках музыки»
Подготовила
учитель начальных классов, музыки
Катюхина Е.В.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Нельзя упустить такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания. К богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробивающемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Ученик - это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий и опытный, не проявляющий свое отношение к музыке. Недостаточно научить его каким – то музыкальным умениям, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Творческий процесс сугубо индивидуальный, свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам – чувствам, интуиции, соображению, воле, вере, мечте. При организации творческой деятельности на уроке необходимо использовать дифференцированный подход , учитывая особенности индивидуальных возможностей учащихся.
Задача творческого развития школьников, с моей точки зрения заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать музыкальные и художественные способности учащихся; оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д., с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством.
Творческая деятельность – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель практического воплощения на уроке музыки.
Характеристика условий, при которых данный метод или прием наиболее применим:
создание благоприятный условий, при которых ученик будет иметь потребность и способность к творчеству, самореализации и совершенствованию.
Краткое описание того, что делаете вы как учитель и того, что делают ученики:
Учитель предлагает выполнить различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально – игровой деятельности. Учащиеся знакомятся с содержанием задания и выполняют.
Примеры дифференцированных творческий заданий.
Приведенные примеры заданий используются при знакомстве с новым музыкальным материалом, на обобщающих уроках, для повторения пройденного.
Творчество в движениях, пантомиме и театрально – игровой деятельности.
Упражнение – игра «У зеркала»
Для выполнения этого упражнения потребуется зеркало. Предлагаю ролевую гимнастику у зеркала.
Король;
Ребенок. У которого отняли игрушку;
Человек скрывающий улыбку.
Вежливый японец;
Мать младенцу;
Кот на солнце.
Пчела на цветке;
Наказанный Буратино:
Обиженная собака;
Обезьянка, изображающая вас.
Творческое упражнение при восприятии музыки
«Какую линию выбрать»?
Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги различные линии: например, плавные, волнообразные – под медленную и спокойную; прямые, изогнутые – под решительную; прерывные – под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
Творческие задания на развитие воображения
«Танец»
Упражнение относится к особой форме психологического тренинга – танцевальной психотерапии. С одной стороны по опыту проведения подобных тренингов, они очень эффективны как средство психологической разгрузки и способ оптимизации развития личности. С другой стороны упражнение органично вписывается в урок по темам «Танец», «Балет», и т. д., помогая учащимся понять природу танца и его сущность.
Ребенку предлагается в танце выразить какой – либо образ придуманный им самим или предложенный учителем. Главное правило подбора тем идти от простого образа к сложному от одушевленного к неодушевленному. Например, станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «цветок», «виноград», тесто» и т. д.
Упражнение – игра «Музыка»
Упражнение активизирует фантазию ребенка, связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка в школьном возрасте вырабатывает слушательские навыки.
Детям предлагается пьеса П.И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времен года». После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски; красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок по окончании работы можно провести конкурс полученных рисунков и заглавий к ним.
Творческие задания, развивающие наглядно – образное мышление.
«Свободное представление друг другу»
Участвуют два ребенка. Каждый по очереди на своей половине клавиатуры играет что хочет. Наибольший эффект достигается если играющие - дети с затруднениями в общении, так как упражнение вырабатывает навыки коммуникативных умений.
«Концентрация внимания на высказывании партнера»
Кроме коммуникативных умений. Развивается память, музыкальный слух. Задание: по возможности точно повторить то, что сыграл партнер.
Творческие задания на развитие целостного восприятия произведений искусств
«Пойми образ»
Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями различной тематики для каждого ( в данном случае используются стихи для А.С. Пушкина).
Звучит музыка вступления к опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. По окончании прослушивания учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать выразительно вслух те стихотворения, которые созвучны по образу прозвучавшему произведению.
Представленные приемы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении творческой музыкальной деятельности обеспечивают:
Реализацию собственного творческого потенциала ученика, его индивидуальности;
Активизацию творческих проявлений учащихся на уроках музыки;
Создание на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
Формирование умения слушать и понимать музыкальные произведения, представление об истории музыки, ее видах и жанрах;
Развитие эмоциональной отзывчивости , абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения.
Противопоказания к применению: неуверенность ученика в своих творческих возможностях , может привести к подражанию другим и неспособности развития собственного творческого потенциала.
Чтобы исключить возможные осложнения и нежелательные последствия следует:
Очень важно соблюдать психологические условия развития творческого потенциала: безоценочность принятие мнения других, безопасность, поддержка, которые осуществляются посредством соблюдения следующих положений:
Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка:
Использовать ошибку как возможность нового взгляда на что – то привычное;
Максимально адаптировать ученика к возможности полного раскрытия своих творческих возможностей;
Вывод:
Данный метод творческой деятельности на уроках музыки,
способствует дифференцированному подходу не только в контроле
усвоения знаний учащимися, но и для всестороннего раскрытия
творческих возможностей учащихся в игровой, практической,
индивидуальной и коллективной форме общения детей среди своих
сверстников.
Творческий подход к структуре уроков музыки, дает учителю возможность в использовании нетрадиционных форм и приемов обучения .
Итогом своей деятельности по применению данного метода обучения считаю, оформление и ведения каждым учащимся дневника музыкальных наблюдений, где каждый ученик индивидуально выражает в свободной форме свое отношение к музыке.