СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Дифференцированный поход в организации творческой деятельности на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Дифференцированный поход в организации творческой деятельности на уроках музыки"»

Доклад на тему: «Организация творческой деятельности учащихся на уроках музыки»

Подготовила

учитель начальных классов, музыки

Катюхина Е.В.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Нельзя упустить такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания. К богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробивающемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Ученик - это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий и опытный, не проявляющий свое отношение к музыке. Недостаточно научить его каким – то музыкальным умениям, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Творческий процесс сугубо индивидуальный, свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам – чувствам, интуиции, соображению, воле, вере, мечте. При организации творческой деятельности на уроке необходимо использовать дифференцированный подход , учитывая особенности индивидуальных возможностей учащихся.

Задача творческого развития школьников, с моей точки зрения заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать музыкальные и художественные способности учащихся; оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д., с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством.



Творческая деятельность – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель практического воплощения на уроке музыки.

Характеристика условий, при которых данный метод или прием наиболее применим:

создание благоприятный условий, при которых ученик будет иметь потребность и способность к творчеству, самореализации и совершенствованию.

Краткое описание того, что делаете вы как учитель и того, что делают ученики:

Учитель предлагает выполнить различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально – игровой деятельности. Учащиеся знакомятся с содержанием задания и выполняют.

Примеры дифференцированных творческий заданий.

Приведенные примеры заданий используются при знакомстве с новым музыкальным материалом, на обобщающих уроках, для повторения пройденного.

  1. Творчество в движениях, пантомиме и театрально – игровой деятельности.

Упражнение – игра «У зеркала»

Для выполнения этого упражнения потребуется зеркало. Предлагаю ролевую гимнастику у зеркала.

  • Нахмуриться, как:

  1. Король;

  2. Ребенок. У которого отняли игрушку;

  3. Человек скрывающий улыбку.

  • Улыбнуться, как:

  1. Вежливый японец;

  2. Мать младенцу;

  3. Кот на солнце.

  • Сесть, как:

  1. Пчела на цветке;

  2. Наказанный Буратино:

  3. Обиженная собака;

  4. Обезьянка, изображающая вас.

  1. Творческое упражнение при восприятии музыки

«Какую линию выбрать»?

Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги различные линии: например, плавные, волнообразные – под медленную и спокойную; прямые, изогнутые – под решительную; прерывные – под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.



  1. Творческие задания на развитие воображения

«Танец»

Упражнение относится к особой форме психологического тренинга – танцевальной психотерапии. С одной стороны по опыту проведения подобных тренингов, они очень эффективны как средство психологической разгрузки и способ оптимизации развития личности. С другой стороны упражнение органично вписывается в урок по темам «Танец», «Балет», и т. д., помогая учащимся понять природу танца и его сущность.

Ребенку предлагается в танце выразить какой – либо образ придуманный им самим или предложенный учителем. Главное правило подбора тем идти от простого образа к сложному от одушевленного к неодушевленному. Например, станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «цветок», «виноград», тесто» и т. д.

Упражнение – игра «Музыка»

Упражнение активизирует фантазию ребенка, связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка в школьном возрасте вырабатывает слушательские навыки.

Детям предлагается пьеса П.И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времен года». После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски; красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок по окончании работы можно провести конкурс полученных рисунков и заглавий к ним.



  1. Творческие задания, развивающие наглядно – образное мышление.

«Свободное представление друг другу»

Участвуют два ребенка. Каждый по очереди на своей половине клавиатуры играет что хочет. Наибольший эффект достигается если играющие - дети с затруднениями в общении, так как упражнение вырабатывает навыки коммуникативных умений.

«Концентрация внимания на высказывании партнера»

Кроме коммуникативных умений. Развивается память, музыкальный слух. Задание: по возможности точно повторить то, что сыграл партнер.



  1. Творческие задания на развитие целостного восприятия произведений искусств

«Пойми образ»

Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями различной тематики для каждого ( в данном случае используются стихи для А.С. Пушкина).

Звучит музыка вступления к опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. По окончании прослушивания учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать выразительно вслух те стихотворения, которые созвучны по образу прозвучавшему произведению.





Представленные приемы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении творческой музыкальной деятельности обеспечивают:

  • Реализацию собственного творческого потенциала ученика, его индивидуальности;

  • Активизацию творческих проявлений учащихся на уроках музыки;

  • Создание на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

  • Формирование умения слушать и понимать музыкальные произведения, представление об истории музыки, ее видах и жанрах;

  • Развитие эмоциональной отзывчивости , абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения.

Противопоказания к применению: неуверенность ученика в своих творческих возможностях , может привести к подражанию другим и неспособности развития собственного творческого потенциала.

Чтобы исключить возможные осложнения и нежелательные последствия следует:

  • Очень важно соблюдать психологические условия развития творческого потенциала: безоценочность принятие мнения других, безопасность, поддержка, которые осуществляются посредством соблюдения следующих положений:

  • Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка:

  • Использовать ошибку как возможность нового взгляда на что – то привычное;

  • Максимально адаптировать ученика к возможности полного раскрытия своих творческих возможностей;

  • Создать климат взаимного доверия.





Вывод:

  • Данный метод творческой деятельности на уроках музыки,

способствует дифференцированному подходу не только в контроле

усвоения знаний учащимися, но и для всестороннего раскрытия

творческих возможностей учащихся в игровой, практической,

индивидуальной и коллективной форме общения детей среди своих

сверстников.

  • Творческий подход к структуре уроков музыки, дает учителю возможность в использовании нетрадиционных форм и приемов обучения .

  • Итогом своей деятельности по применению данного метода обучения считаю, оформление и ведения каждым учащимся дневника музыкальных наблюдений, где каждый ученик индивидуально выражает в свободной форме свое отношение к музыке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!