Тема квалификационной работы
Методика развития скоростных способностей футболистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки
Гипотеза исследования: предполагалось, что у футболистов, на этапе начальной подготовки должно происходить усиление компонентов скоростной тренировки в сенситивный период развития этих качеств, которые обеспечивают целостные двигательные действия избранного вида спорта. Отсюда особо актуальной становится проблема применения эффективных средств и методов скоростного воздействия в системе построения учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования: физическая подготовка юных футболистов в учебно-тренировочном процессе.
Предмет исследования: методика развития скоростных способностей футболистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки.
Цель исследования: разработка короткой тренировочной программы интенсивного развития скоростных качеств 9-10 летних футболистов.
Задачи исследования:
1. Выявить проблему развития скоростных качеств юных футболистов на этапе начальной подготовки по данным литературы.
2. Систематизировать различные способы, средства и методы совершенствования скоростной подготовленности футболистов в процессе тренировки.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики развития скоростных качеств юных футболистов на основе приоритета интенсивности физических нагрузок.
Положения, выносимые на защиту :
1. Сравнительный анализ структуры соревновательной деятельности позволит определить специфику выполнения технико-тактических действий футболистов 9-10 лет и на этой основе установить предпосылки к эффективной реализации методики развития скоростных способностей футболистов на этапе начальной подготовки.
2. Скоростные качества футболиста проявляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. В связи с этим центральная проблема воспитания скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений, выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений, которые должны быть индивидуальными и определяться возрастными особенностями занимающихся.
3. Совершенствование скоростной подготовки заключается в упорядочивании способов скорости выполнения технических действий футболиста (с мячом, без мяча, с увеличением интенсивности), в упорядочивании физических упражнений по соотношению технической и физической направленности на основе их систематизации.
Научная новизна исследования:
– сравнительный анализ структуры соревновательной деятельности позволит определить и грамотно применять упражнения в системе скоростной подготовки юных игроков в возрасте 9-10 лет, значительно снизить вероятность получения травм, что способствуют росту спортивных результатов в будущем;
– показана динамика изменения физической подготовленности на этапе начальной подготовки футболистов 9-10 лет;
– разработана и экспериментально обоснована эффективность тренировочной программы развития скоростных качеств юных футболистов на основе приоритета интенсивности физических нагрузок.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении раздела теории и методики спортивной тренировки юных футболистов на этапе начальной подготовки новыми знаниями об использовании тренировочных заданий и методических особенностей их применения, разработанной методики.
Практическая значимость исследования. Разработанная методика развития скоростных способностей на этапе начальной подготовки футболистов 9-10 лет направлена на повышение результативности тренировочного процесса и обеспечивает необходимый прирост индивидуального мастерства, повышая качество групповых взаимодействий, что, в свою очередь, удовлетворяет как краткосрочные (текущие), так и долгосрочные цели всех участников тренировочного процесса. Разработанная методика может использоваться в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) при организации тренировочного процесса с юными футболистами.
В ходе решения определенных целей и задач, нами применялись следующие методы исследования:
1. Исследование и теоретический анализ научно-методической литературы согласно проблеме исследования.
2. Педагогическое тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Педагогический эксперимент проводился с сентября 2018 года по ноябрь 2019 года с целью определения динамики уровня скоростной подготовленности футболистов 9-10 лет, занимающихся на специализации «футбол» в ДЮСШ №1 города Майкопа В эксперименте приняли участие 40 юных футболистов 9 - 10 лет, в числе которых: 20 человек экспериментальной группы и 20 человек контрольной. На занятиях с юными футболистами в ДЮСШ применялась разработанная нами экспериментальная методика скоростной подготовки.
0,5 42,2 0,20% +0,05 -0,8 8,8 0,40% 42,6 0,5 + 0,33 8,75 0,5 + 0,4 0,50% -0,4 0,90% 0,6 0,5 + 0,05 0,9 0,5 0,60% 0,5 0,6 0,5 " width="640"
Таблица 1 Результаты тестирования
Показатели
Экспериментальная группа
До
Бег с высокого старта (сек.)
(х)
После (x)
Челночный бег 3X10 м.
5,5
При-
Прыжок в длину с места (см).
9,55
5.26
рост
%
Многоскоки (8 прыжков-шагов с ноги на ногу) (м).
184,6
+0,24
9,15
Бег на с ведением мяча (сек).
191
t
4,40%
+0,4
12,3
12,8
+0,64
Контрольная группа
4,20%
Удар по мячу на дальность (сумма ударов) правой и левой ногой (м)
P
6,5
5,6
Обводка 4-х стоек, удар по ворота (сек.)
3,50%
42,6
До
+ 0,5
6.15
9,2
0,35
4,10%
45,5
(х)
После (x)
8,84
5,5
-8,6
При-
8,48
5,40%
2,9
5,47
-2.9
9,53
+ 0,36
%
рост
6.80%
4,6
5,5
+0,03
9,5
t
4,00%
+0,03
0,50%
-4,9
12,29
185
P
7,8
12,34
+0,4
0,30%
0,9
6,43
0,9
6,4
0,5
42,2
0,20%
+0,05
-0,8
8,8
0,40%
42,6
0,5
+ 0,33
8,75
0,5
+ 0,4
0,50%
-0,4
0,90%
0,6
0,5
+ 0,05
0,9
0,5
0,60%
0,5
0,6
0,5
Рис. 1 Скоростно-силовые показатели юных футболистов на начальном этапе под-готовки в контрольной группе
Рис. 2 Скоростно-силовые показатели юных футболистов на начальном этапе подготовки в экспериментальной группе
Выводы
1. Скоростные качества футболиста проявляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. В связи с этим центральная проблема развития скоростных способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных характеристик движений, выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений, которые должны быть индивидуальными и определяться возрастными особенностями занимающихся. Возраст 9-10 лет у юных футболистов в спортивной подготовке является решающим. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты и ловкости, закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер, что и актуализирует проблему исследования.
2. Совершенствование скоростной подготовки заключается в упорядочивании способов скорости выполнения технических действий футболиста (с мячом, без мяча, с увеличением интенсивности), в упорядочивании физических упражнений по соотношению технической и физической направленности на основе их систематизации.
3. Результаты нашего исследования показали, что прирост (средний прирост = 4,6 %) всех исследуемых показателей скоростных способностей экспериментальной группы выше, чем прирост аналогичных показателей в контрольной группе, при Р
Спасибо за внимание