СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для педсовета "Актуальность трудового воспитания в современной школе"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Труд осознается людьми как целесообразная,сознательная, физическая или интеллектульная деятельность человека, направленная на удовлеворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы...

Просмотр содержимого документа
«Доклад для педсовета "Актуальность трудового воспитания в современной школе"»

МОБУ ООШ с. Старотураево Ермекеевского района Республики Башкортостан















Актуальность трудового воспитания в современной школе

(доклад для педсовета)










Выполнил: учитель технологии Минигалимов И.Р.




2017 год







АКТУАЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ


 

Трудовое воспитание —

это, образно говоря,

гармония трёх понятий:

надо, трудно и прекрасно.

Сухомлинский В.А.

 

В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания.

Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности 


В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся: 

• формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; 
• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; 
• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; 
• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. 

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д. 

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда. 

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. 

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу. 

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий. 
В работах учёных-педагогов труду, как средству, воспитания отводится важное место. В.А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком». А.С. Макаренко говорил о важности творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» . По мнению К.Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда». Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремлённость;


формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Испытать радость труда школьники смогут, ощутив его общественную значимость. Поэтому именно общественно-полезный труд занимает в системе школьного воспитания главное место. Он включает в себя такие виды деятельности, как, например, помощь ветеранам войны, инвалидам и больным. Известны примеры, когда некоторые школы успешно организуют отправку в дома для престарелых консервации, заготовленной школьниками на уроках технологии и т. п. Также к общественно-полезной деятельности относится забота об окружающей среде: сбор макулатуры, участие в городских субботниках по уборке мусора в парках и т. д. Роль таких мероприятий трудно переоценить. Однако даже элементарная помощь школе, такая как подклейка книг в библиотеке или работа на пришкольном участке могут иметь положительный воспитательный эффект, если дети будут выполнять эти поручения не ради вознаграждения, а из чувства морального долга. Такая работа будет полезна для ребёнка и доставит ему радость.

В системе образования на сегодняшний день остро стоит вопрос о нехватке квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. В этом плане трудовое воспитание, и сопутствующая ему грамотная профессиональная ориентация может повысить среди школьников интерес к рабочим специальностям (на основании сформированного у детей положительного отношения к труду). Ведь непопулярность рабочих специальностей кроется не только в их низкой оплачиваемости (что тоже в действительности не всегда так): причина заключается в изначально несформированном отношении к труду у ребёнка, или неправильно сформированном. Боязнь и неприятие трудового усилия — проблема не новая для педагогики. Вот что думает по этому поводу А.С. Макаренко: «Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть хоть какой-нибудь смысл». То есть задачей педагога является привитие ученикам ориентировки, прежде всего, на результат труда, а не на его внешнюю форму: при осознании полезности работы легче переносить её кажущуюся неприятность. Достичь этого можно правильной организацией труда, о чём пойдет речь ниже.

Не следует забывать о трудовом воспитании, как элементе социализации. А.С. Макаренко говорит о социальной значимости труда следующее: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу» . С помощью трудового

воспитания можно сформировать более крепкие связи в коллективе и тем

самым развить самостоятельность детей, их личную и групповую ответственность, личную инициативу. Современное общество не мыслит себя без активной творческой личности, способной к сотрудничеству и работе в коллективе.

Проблема трудового воспитания также актуальна на современном этапе интегрированного обучения. Трудовое воспитание в коррекционно-педагогической работе учитывает психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогической запущенности. Трудовая деятельность для детей с отклонениями или задержкой в развитии более доступна, чем учебная, в силу особенностей их психики и интеллекта. Очень часто именно в ней они стремятся реализоваться и почувствовать свою полезность и нужность, как для сверстников, так и для взрослых. Поэтому при коррекционной работе труд (как процесс и как школьный предмет) может являться одним из главных средств не только физического и психического развития детей с отклонениями, но и их социализации.

И, наконец, развитие творческих способностей детей также возможно, благодаря трудовому воспитанию: многообразие способов выполнения трудового поручения (задания) и предоставление ученикам своды в выборе такого способа способствует их творческому развитию.

Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от обслуживающего труда, как от «третьесортного», дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в школе не менее важен, чем общественно-полезный и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех учащихся. Этого можно достичь путём привлечения школьников к самообслуживающей деятельности в школе: уборке помещений, подготовке классной комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на школьной территории .

Обратимся к организации трудовой деятельности, которая является важным аспектом успешного трудового воспитания. Первейшее условие нравственной привлекательности, эстетичности трудовых действий — четкая организация труда и рабочего места. Однако заметим, что в рамках школы, на сегодняшний день, процесс организации трудовой деятельности затрудняют некоторые факторы. Во-первых: возрастающая учебная нагрузка, и как следствие повышенная утомляемость детей. Во-вторых: рост

количества детей с хроническими заболеваниями, в том числе аллергическим, которым некоторые виды трудовой деятельности частично или полностью противопоказаны. Поэтому при организации трудовой деятельности следует учитывать индивидуальные особенности детей и осуществлять подбор поручений в соответствии с ними. Никто не должен оставаться без работы.

Каждый этап трудовой деятельности является значимым в воспитательном плане. От умения поставить цель зависит качество выполняемой работы, у детей пробуждается интерес к ней (мотивация).

Этап подготовки к работе является не менее важным. На этом этапе у детей развиваются навыки простого сотрудничества, распределения общей работы между ее участниками, то есть, умение планировать работу. Навык простого сотрудничества предполагает, что дети могут работать в паре друг с другом, присматриваться, кто нуждается в помощи и пытаться совместно оценивать результаты труда. Он формируется, как правило, в младшем школьном возрасте, за ним следует более сложный навык: совместное планирование работы. На этапе формирования этого навыка важна уже слаженная работа детского коллектива, поручения и инструментарий усложняются. В ходе распределения заданий уже можно предоставить больше самостоятельности детям, что учит их слаженной работе в коллективе. Однако следить за справедливостью распределения объёма работы должен педагог. Именно его труд, как организатора, развивает активность и инициативность школьников, ответственность за результат труда.

По окончании работы обязательным является уборка оборудования и инструментария. Это также важный навык, при формировании которого развивается аккуратное и бережное отношение к инструментам, оборудованию, умению содержать в порядке рабочее место . Также, по завершении работы, педагог не забывает подчеркнуть, благодаря чему достигнут хороший результат: раскрывает связь между качеством результата и тщательной подготовкой к выполнению задания, порядком его выполнения с организацией рабочего места. Полезно к оценке работы привлекать и самого ребёнка. Это позволяет учить его видеть причину успеха в овладении организационными навыками и не удачи при их отсутствии. Если ребенок стремится всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает навыками организации труда.

Как мы видим, трудовое воспитание является значимой частью общей системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогики. Опыт отечественных педагогов в сфере трудового

воспитания актуален и в наши дни. Эффективность и результативность трудового воспитания в школе во многом зависит от педагога, его организаторских способностей и личностных качеств. Перед ним стоит сложная задача: педагогически целесообразно сочетать свою руководящую роль, как организатора процесса труда, с самостоятельностью школьников, ученическим самоуправлением, активизацией учащихся в труде и общественной деятельности. Не только учителя труда, но и классные руководители, которые сопровождают учеников на протяжении длительного времени, могут способствовать развитию трудовых навыков детей, тем самым не только подготавливая их к будущей жизни, но и способствуя развитию их нравственных качеств и творчества.

 
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!